Комментарий от 15.05.2009
Автор: Сафаревич Д.

Комментарий к Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46. Функции валютного контроля


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46. Функции валютного контроля

С 1 мая 2009 г. вступила в силу Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46). С момента вступления в силу Инструкции № 46 постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 45 признаны утратившими силу постановления Правления Нацбанка РБ от 27.06.2006 № 89 «О выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля» и от 02.09.2008 № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации паспорта сделки и контроля банками за проведением резидентами внешнеторговых операций». Рассмотрим наиболее важные новеллы валютного законодательства Республики Беларусь в связи с принятием Инструкции № 46.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 мая 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией № 46 с изменениями, внесенными постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.04.2018 № 199.

Изменения в функциях банков как агентов валютного контроля

1. Если ранее в рамках контроля за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства банки осуществляли контроль за правомерностью проведения расчетов между субъектами валютных операций - резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях, то в настоящее время функция контроля определена как «контроль за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства», а банки осуществляют контроль за правомерностью проведения расчетов не только между субъектами валютных операций - резидентами и нерезидентами, но и между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях. Понятие «резиденты» в соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» включает в себя и физических лиц. Таким образом, в рамках рассматриваемой функции расширен контроль банков как агентов валютного контроля.

2. Вместо регистрации паспортов сделок появилась следующая функция банка как агента валютного контроля - осуществление регистрации сделки.

3. Возникла новая функция банков как агентов валютного контроля - представление информации по валютным и внешнеторговым операциям в Национальный банк РБ (далее - Нацбанк) в порядке и сроки, определенные Нацбанком.

Документы, необходимые для целей валютного контроля

В соответствии с п.7 Инструкции № 46 к документам, которые представляются клиентом и необходимы для осуществления банком функций агентов валютного контроля, относятся:

- при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, - внешнеторговый договор и/или сведения о поступивших денежных средствах импортеру (например, при возврате импортеру денежных средств, получении страхового возмещения). В соответствии с п.1 Инструкции № 46 сведения - информация о валютной операции, необходимая банку для контроля и отражения в формах отчетности, оформленная резидентом в виде одного документа, заверенного подписью и печатью клиента (при отсутствии печати - подписью, при электронном документообороте - электронной цифровой подписью);

- при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, - внешнеторговый договор и/или сведения о поступивших денежных средствах экспортеру;

- при проведении валютной операции между резидентами (кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), связанной с осуществлением платежей, - договор (или документ, на основании которого совершается данная операция) и/или сведения о поступивших денежных средствах;

- при проведении валютной операции, связанной с получением, предоставлением и возвратом денежных средств в соответствии с договором займа или кредитным договором, - договор займа (или кредитный договор) и/или сведения о поступивших денежных средствах.

Пунктом 8 Инструкции № 46 установлено, что при проведении валютных операций, указанных в п.7 Инструкции № 46 (кроме валютных операций, связанных с поступлением денежных средств), в банк при необходимости представляются:

- субъектами валютных операций:

разрешение Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, либо уведомление о валютной операции;

разрешение Нацбанка на проведение импортером авансовых платежей (необходимость представления разрешения определяется банком на основании признака оплаты, указанного клиентом согласно п.25 Инструкции № 46);

разрешение Нацбанка на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь (необходимость представления разрешения определяется банком на основании кода поступления товаров, указанного клиентом согласно п.25 Инструкции № 46);

разрешение Нацбанка на использование иностранной валюты при проведении валютной операции между резидентами;

документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации резидента - отправителя денежных средств;

договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (дополнения к договору, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу;

- физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - разрешение Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

- иные документы, необходимые банку для осуществления функций агентов валютного контроля.

Регистрация сделки

Согласно п.9 Инструкции № 46 под регистрируемой сделкой в рамках Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) понимается внешнеторговый договор либо приложение к договору в случаях, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных сторонами приложений (спецификаций, дополнений) к внешнеторговому договору, с установленной стоимостью (или ценой и количеством) товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг. Изменение стоимости по ранее зарегистрированной сделке не влечет за собой обязанности перерегистрации данной сделки резидентами.

Для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков, в котором открыт счет, дающий право экспортеру (импортеру) осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора/приложения к договору, заявление в 2 экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки согласно приложению 1 к Инструкции № 46, оригинал или копию внешнеторгового договора/приложения к договору (при электронном документообороте - электронную копию внешнеторгового договора/приложения к договору, заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в электронном виде). Один экземпляр заявления остается в банке (п.10 Инструкции № 46).

В соответствии с п.12 Инструкции № 46 при регистрации сделки на первом листе оригинала или копии внешнеторгового договора/приложения к договору проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Инструкция № 46 устанавливает, что с целью определения необходимости регистрации сделки при пересчете в евро стоимости товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг), выраженной в иных валютах, используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам на дату заключения внешнеторгового договора/приложения к договору.

В случае, когда по условиям внешнеторгового договора он исполняется на основании приложений к договору и по ним необходима регистрация сделки независимо от наличия в договоре общей стоимости товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг), проставление оттиска штампа банка, регистрационного номера сделки для каждого приложения к договору с заверением его подписью уполномоченного работника банка производится только на приложениях к договору (п.14 Инструкции № 46).

В соответствии с подп.1.16.1 п.1 Указа № 178 резиденты обязаны перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера).

Что касается перерегистрации сделки, то в п.15 Инструкции № 46 установлено, что перерегистрация сделки осуществляется банком в порядке, аналогичном регистрации сделки, с присвоением нового регистрационного номера.

В случае перерегистрации сделки в связи с переменой лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера) по внешнеторговому договору/приложению к договору новый экспортер (импортер) представляет в банк оригинал или копию внешнеторгового договора/приложения к договору, оригинал или копию документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера). На первых листах внешнеторгового договора/приложения к договору и документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера), проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Перерегистрация сделки при реорганизации резидента осуществляется только при условии изменения учетного номера плательщика резидента.

Для перерегистрации сделки в связи с реорганизацией резидента в банк представляется оригинал или копия внешнеторгового договора/приложения к договору, на первых листах которых проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Порядок исполнения банками функций агентов валютного контроля

В соответствии с п.20 Инструкции № 46 при поступлении на счета клиентов денежных средств в банк представляются клиентом (за исключением случаев, предусмотренных Инструкцией № 46) в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля. Банк вправе установить форму представляемых клиентом сведений локальным нормативным правовым актом банка с учетом требований валютного законодательства.

Пунктом 24 Инструкции № 46 установлено, что банк принимает от клиента документы в оригинале или в виде копий, заверенных подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченного им лица и печатью (при отсутствии печати индивидуального предпринимателя - его подписью), подписью физического лица (при электронном документообороте - документы в электронном виде/электронные копии документов, заверенные электронной цифровой подписью). Банк не несет ответственности за правильность заверения копий документов, представляемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем, физическим лицом).

Представляемые в банк при проведении платежей документы (платежная инструкция) и при поступлении денежных средств документы (сведения) должны содержать следующую информацию о проводимых (поступивших) платежах по внешнеторговым договорам (п.25 Инструкции № 46):

- учетный номер плательщика - экспортера (импортера) или структурного подразделения экспортера (импортера);

- регистрационный номер сделки (если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством);

- предыдущий регистрационный номер сделки (в случае перерегистрации сделки);

- дату и номер внешнеторгового договора и приложения к договору;

- признак оплаты - указывается «0» при проведении (поступлении) платежа до даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту). Указывается «1» при проведении (поступлении) платежа после даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту), при возврате денежных средств или поступлении денежных средств в иных случаях, предусмотренных подп.1.7 и 1.9 п.1 Указа № 178. Когда по одному платежу одновременно необходимо указать разные признаки оплаты, то в данном случае признак оплаты проставляется по каждой части данного платежа отдельно;

- код поступления товаров - указывается «2» при проведении платежа за товары, поступающие на таможенную территорию Республики Беларусь, и «3» при проведении платежа за товар, не поступающий на таможенную территорию Республики Беларусь. Когда одним платежом оплачивается частично товар, поступающий и не поступающий на таможенную территорию Республики Беларусь, код поступления товаров указывается по каждой части данного платежа отдельно;

- дату и номер разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции (при поступлении денежных средств и при наличии разрешения).

С 1 мая 2009 г. при проведении валютной операции в представляемом клиентами (за исключением физических лиц) внешнеэкономическом договоре банк проверяет:

- соответствие валюты расчета валютному законодательству;

- наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента; для внешнеторговых договоров - также наличие условий расчетов. Под банковскими реквизитами нерезидента-контрагента понимается наименование банка и банковский идентификационный код (или SWIFT-код).

В соответствии с п.28 Инструкции № 46 банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случаях:

- несоответствия валюты расчета валютному законодательству (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

- непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям пп.25 и 27 Инструкции № 46 (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке);

- получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента;

- непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;

- снятия наличной иностранной валюты со счетов субъектов валютных операций в банке, если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством;

- снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством;

- неправомерного изменения валюты обязательств (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

- отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств). Так, в случае отсутствия регистрации сделки и невозможности банком на основании представленных клиентом документов определить необходимость регистрации сделки клиент по требованию банка для подтверждения отсутствия необходимости регистрации сделки учиняет на платежной инструкции запись: «регистрация сделки не требуется».

И последнее, на что необходимо обратить внимание, - это уведомление Комитета государственного контроля РБ. В соответствии с п.31 Инструкции № 46 уведомление Комитета государственного контроля РБ осуществляется в случае следующих нарушений валютного законодательства:

- несоответствия валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;

- непредставление информации по внешнеторговым операциям, предусмотренной в п.25 Инструкции № 46 (при поступлении денежных средств).

 

15.05.2009 г.

 

Денис Сафаревич, юрист