


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к отдельным нормам Таможенного кодекса таможенного союза. С 6 июля 2010 года изменились правила ввоза товаров из России и Казахстана
С 6 июля 2010 г. для Республики Беларусь вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС). На примере практических ситуаций рассмотрим, каким образом с указанной даты должно осуществляться перемещение товаров в торговле между белорусскими хозяйствующими субъектами и резидентами Казахстана или России (примечание 1).
Ввоз в Беларусь товаров из России
Ситуация 1
Белорусская торговая компания на протяжении нескольких лет занимается поставками из России в Беларусь российских товаров. До настоящего времени при ввозе таких товаров компания осуществляла статистическое декларирование.
Как изменяются условия ее хозяйствования в связи со вступлением в силу ТК ТС?
Как известно, во взаимной торговле между Беларусью и Россией на протяжении довольно длительного периода времени отсутствует необходимость таможенного оформления товаров и соответственно уплаты таможенных платежей в отношении таких товаров, при их ввозе в Республику Беларусь при условии происхождения из России и заключения внешнеэкономического договора (купли-продажи, поставки, аренды, лизинга и т.п.) с резидентом одной из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли.
Вышеизложенные особенности определены Указом Президента РБ от 30.05.1995 № 208 «Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией» (далее - Указ № 208) и постановлением Совета Министров РБ от 27.06.2003 № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» (далее - постановление № 869). При этом к странам, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, отнесены, в частности, Азербайджанская Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина (Указ Президента РБ от 31.12.2007 № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин»).
Товары, не подлежащие таможенному оформлению, при возмездной передаче от нерезидента РБ резиденту РБ подлежат статистическому декларированию, которое заключается в регистрации статистической декларации (на каждую отдельную партию) или, по выбору импортера, периодической статистической декларации (за отчетный месяц). При импорте товаров первая представляется по каждому факту поставки товаров (стоимостью в эквиваленте 1 000 евро и более) не позднее 7 рабочих дней с даты поступления товаров. Вторая - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным, по двум и более поступлениям товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору (если общая сумма стоимости таких товаров эквивалентна 1 000 евро и более).
Со вступлением в силу ТК ТС условия хозяйствования белорусской торговой компании при ввозе из России в Беларусь товаров российского происхождения не изменились. Как и ранее, с 6 июля 2010 г. такие товары не подлежат таможенному оформлению. В отношении таких товаров потребуется регистрация статистической декларации.
Напомним, что:
1) обязанность регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации установлена Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178);
2) порядок регистрации статистической или периодической статистической декларации определен постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 549);
3) форма и порядок заполнения таких деклараций определены постановлением ГТК РБ от 30.04.2009 № 37 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации» (далее - постановление № 37).
От редакции: С 1 марта 2012 г. вместо постановления № 37 действует постановление ГТК РБ от 26.01.2012 № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров»; |
4) перечень центров статистического декларирования определен постановлением ГТК РБ от 15.04.2005 № 23.
Ситуация 2
Торговая компания (резидент РБ) планирует расширить ассортимент поставляемых в Беларусь товаров. При этом речь идет преимущественно о товарах китайского происхождения.
1. Какие требования к ввозу данных товаров предъявляются таможней в связи со вступлением в силу ТК ТС?
До 6 июля 2010 г. вышеуказанные товары подлежали таможенному оформлению (постановление № 869). Вместе с тем с указанной даты от таможенного оформления освобождаются также ввозимые в Республику Беларусь товары, происходящие из третьих стран (имеется в виду происхождение не из Российской Федерации), выпущенные для внутреннего потребления в России.
Вышеизложенное обусловлено положениями ТК ТС, согласно ст.209 которого таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления допускает нахождение и использование иностранных товаров не только на территории того государства, где они помещены под такую процедуру, а на всей таможенной территории таможенного союза. При этом такую территорию составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (ст.2 ТК ТС).
В связи с вышеизложенным отметим, что товары, в отношении которых с 6 июля 2010 г. отменяется требование о необходимости таможенного оформления, с указанной даты подлежат статистическому декларированию в случае передачи их резиденту РБ на возмездной основе.
2. Потребуется ли подтверждение при регистрации статистической декларации факта выпуска китайских товаров для внутреннего потребления в России?
Перечень документов, представляемых для регистрации статистической декларации, определен постановлением № 549 и включает в себя внешнеторговый договор и дополнения (приложения) к нему, оригиналы либо копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, справку о дате оприходования товаров, документы о происхождении товаров.
Как видно, такой перечень не предусматривает представления при регистрации статистической декларации документов, подтверждающих факт выпуска товаров третьих стран для внутреннего потребления в России.
Ситуация 3
Организация - резидент РБ ввозит из России товары происхождения из третьих стран.
1. Какие финансовые преимущества получит компания при ввозе в Беларусь из России товаров происхождением из третьих стран в связи со вступлением в силу ТК ТС?
Такие преимущества связаны в таможенном отношении с отменой необходимости уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и ввозных таможенных пошлин в отношении рассматриваемых товаров и отражены в таблице 1.
Таможенные платежи |
С 6 июля 2010 г. |
До 6 июля 2010 г. |
Таможенные сборы за таможенное оформление | Не взимаются | Взимались по ставкам, установленным Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443). Размер таких сборов составлял от 20 до 50 евро (в эквиваленте) отдельно за каждое свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим в зависимости от группы по ТН ВЭД ТС*, в которой классифицируются товары: группы 1-24, 50-70, 72-83 - 20 евро; группы 25-49, 84-85, 90-97 - 35 евро; группы 71, 86-89 - 50 евро |
Ввозная таможенная пошлина | Не взимается | Взималась по ставкам, установленным ЕТТ ТС** |
* ТН ВЭД ТС - Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза утверждена решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 (далее - решение МГС № 18).
** ЕТТ ТС - Единый таможенный тариф таможенного союза утвержден решением МГС № 18.
Вместе с тем отметим, что акцизы и НДС, как и ранее, в отношении рассматриваемых товаров взимаются налоговыми органами (ст.95 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК); Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (примечание 2) (далее - Соглашение о принципах взимания косвенных налогов)). Исключение составляют акцизы в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.
От редакции: С 1 января 2013 г. следует руководствоваться ст.95 НК в редакции Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З. С 1 января 2015 г. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Напомним, что к подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, относятся алкогольные напитки, разлитые в потребительскую тару, и табачные изделия (Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»).
2. На какие категории товаров при ввозе в Беларусь из России не распространяют свое действие нововведения в части отмены таможенного оформления?
Такие изъятия из режима функционирования единой таможенной территории определены Протоколом изъятий. При ввозе в Беларусь из России под указанные изъятия попадают:
- товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в России, в отношении которых законодательством Республики Беларусь установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры. В частности, такие меры предусмотрены в отношении происходящей из Украины карамели (постановление Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь» (далее - постановление № 1178), происходящих из Украины преформ (Указ Президента РБ от 29.10.2007 № 543 «О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь» (далее - Указ № 543)) и стеклосеток (Указ Президента РБ от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)» (далее - Указ № 498));
- товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в России, в отношении которых законодательством Республики Беларусь в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в России.
Вывоз товаров из Беларуси в Россию
Ситуация 4
Белорусское швейное предприятие поставляет свою продукцию в Россию. До настоящего времени при вывозе таких товаров предприятие осуществляло статистическое декларирование.
Как изменяются условия ее хозяйствования в связи со вступлением в силу ТК ТС?
До 6 июля т.г. вывозимые из Беларуси в Россию товары (как белорусского происхождения, так и происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Республике Беларусь) таможенному оформлению не подлежали (Указ № 208, постановление № 869). В установленных законодательством случаях в отношении таких товаров требовалась регистрация статистической декларации (Указ № 178, постановление № 549).
В связи с этим с 6 июля 2010 г. - даты введения в действие ТК ТС - для экспортеров таких товаров принципиально ничего не изменилось. Вывоз рассматриваемых товаров с этой даты осуществляется без помещения под какую-либо таможенную процедуру, а при возмездном характере совершаемой внешнеэкономической сделки экспортер несет обязанность представить для регистрации в таможенные органы указанную декларацию.
Напомним, что:
1) статистическая декларация регистрируется по каждому факту отгрузки товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более. В свою очередь, периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, отгруженных на одних и тех же условиях, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам также составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более (Указ № 178, постановление № 549);
2) при экспорте статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным (постановление № 549).
Вывоз товаров из Казахстана
Ситуация 5
Белорусская фирма занимается поставками в Беларусь товаров из Казахстана происхождения последнего. До настоящего времени при ввозе таких товаров фирма осуществляла их таможенное оформление в таможенном режиме свободного обращения с освобождением от ввозной таможенной пошлины на условиях режима свободной торговли. При этом уплачивались таможенные сборы за таможенное оформление и налог на добавленную стоимость.
1. Каков порядок ввоза указанных товаров в связи со вступлением в силу ТК ТС?
С 6 июля 2010 г. товары, происходящие как из Казахстана, так и из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Республике Казахстан, таможенному оформлению при ввозе в Республику Беларусь не подлежат. Исключение из этого правила согласно Протоколу изъятий составляют случаи ввоза следующих товаров.
В первую очередь, это товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Казахстане, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза. Перечень таких товаров приведен в приложении 5 к решению Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». В их отношении производится таможенное декларирование и контроль, при этом уплачивается разница сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ТС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров в Казахстане.
От редакции: С 1 июля 2011 г. следует руководствоваться приложением 5 в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 683. |
Наряду с вышеизложенным под указанные изъятия подпадают те же товары, что и при ввозе из России, а именно:
- товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Казахстане, в отношении которых законодательством Республики Беларусь установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры.
Как указывалось ранее, такие меры предусмотрены, в частности, в отношении происходящей из Украины карамели (постановление № 1178), происходящих из Украины преформ (Указ № 543) и стеклосеток (Указ № 498);
- товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Казахстане, в отношении которых законодательством Республики Беларусь в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Казахстане.
2. Каким образом вышеуказанное нововведение отразится на финансовых затратах фирмы, связанных с поставками указанных товаров в Беларусь?
В таможенном отношении такие изменения отражены в таблице 2.
Таблица 2 | ||
Таможенные платежи |
С 6 июля 2010 г. |
До 6 июля 2010 г. |
Таможенные сборы за таможенное оформление | Не взимаются | Взимались по ставкам, установленным Указом № 443 (см. таблицу 1) |
Ввозная таможенная пошлина | Не взимается | При ввозе товаров, происходящих из Казахстана, было возможно применение режима свободной торговли, т.е. освобождение от ввозной таможенной пошлины, при одновременном соблюдении следующих условий: - товар происходит из Республики Казахстан; - товар экспортируется в Республику Беларусь на основании договора между резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994; - товар ввозится с таможенной территории Казахстана на таможенную территорию Беларуси и не покидает территории таких государств, за исключением допустимых случаев, в т.ч. обусловленных географическим расположением стран. При несоблюдении хотя бы одного из таких условий ввозная таможенная пошлина уплачивалась по ставкам ЕТТ ТС |
Что касается акцизов и НДС, то такие платежи, как и ранее, подлежат уплате. Основное отличие заключается в том, что до 6 июля 2010 г. данные платежи взимались таможенными органами при таможенном оформлении, а с указанной даты взимаются налоговыми органами (Соглашение о принципах взимания косвенных налогов (примечание 3); ст.95 НК). Исключение составляют акцизы в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.
3. Потребуется ли белорусской фирме регистрация статистической декларации в отношении товаров, таможенное оформление которых отменено, как это осуществляется не первый год в торговле с Россией?
Да, потребуется.
Товары, ввозимые в Беларусь из Казахстана, в отношении которых с 6 июля 2010 г. отменено требование о необходимости таможенного оформления, с указанной даты при передаче их резиденту РБ на возмездной основе подлежат статистическому декларированию.
Обязанность регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации установлена Указом № 178, а ее регистрация осуществляется в соответствии с постановлениями № 549 и № 37. При этом не оговорено, что такая декларация регистрируется, предположим, только при ввозе в Беларусь товаров из России.
Товары, ввезенные из Казахстана и помещенные под таможенный режим свободного обращения, с 6 июля 2010 г. считаются помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.370 ТК ТС). В отношении таких товаров регистрация вышеуказанной декларации не требуется.
4. Как правильно поступить с товарами, ввезенными в Беларусь из Казахстана и помещенными до 6 июля 2010 г. под таможенный режим таможенного склада на основании Таможенного кодекса РБ (далее - ТК РБ)?
От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК РБ. |
Статус таких товаров определяется переходными положениями, предусмотренными ст.370 ТК ТС.
Для товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада либо временного ввоза предусмотрено, что с указанной даты они считаются помещенными под одноименную таможенную процедуру. При этом такая процедура действует до истечения изначально установленного срока (максимальный срок - 2 года) с возможностью его продления в рамках ТК ТС (т.е. до 3 лет).
Соответственно, такие товары для целей использования на территории Беларуси должны быть выпущены для внутреннего потребления.
Ситуация 6
Белорусское производственное предприятие осуществляет поставки в Казахстан белорусской техники. До настоящего времени последняя вывозилась за пределы Беларуси в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Обязательно ли производить такое оформление в связи со вступлением в силу ТК ТС?
Как и при ввозе, до настоящего времени все товары, поставляемые из Беларуси в Казахстан, подлежали таможенному оформлению. Оно заключалось в помещении таких товаров, как правило, под таможенные режимы экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и пр. (ТК РБ), что сопровождалось уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, за исключением применения режима экспорта (Указ № 443).
С 6 июля 2010 г. производить подобное оформление, т.е. помещение вывозимых из Беларуси в Казахстан товаров под определенную таможенную процедуру, не требуется. Это касается как товаров белорусского происхождения, так и товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь.
Дополнительно отметим, что с указанной даты белорусская техника, вывозимая в рассматриваемой ситуации из Беларуси в Казахстан, в случае передачи ее на возмездной основе подлежит статистическому декларированию (Указ № 178, постановления № 549 и № 37).
Примечание 1. Рассматриваемые в настоящем материале нововведения не распространяют свое действие на отдельные категории товаров в соответствии с Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 05.07.2005 (далее - Протокол изъятий).
Примечание 2. Вступает в силу с 1 июля 2010 г. в соответствии с решением Комиссии таможенного союза от 21.05.2010 № 36.
Примечание 3. Вступает в силу с 1 июля 2010 г. в соответствии с решением Комиссии таможенного союза от 21.05.2010 № 36.
30.07.2010 г.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
От редакции: В Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» на основании указов Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (с 27 июля 2011 г.), от 23.07.2012 № 329 (с 26 июля 2012 г.) и от 28.07.2014 № 380 (с 1 августа 2014 г.) внесены изменения.
Пункт 1 постановления Совета Министров РБ от 27.06.2003 № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 утратил силу.
В Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании указов Президента РБ от 09.08.2011 № 347 (с 16 ноября 2011 г.) и от 23.07.2012 № 323 (с 26 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130, на основании решения Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 № 850 утратил силу.
В Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на основании декретов Президента РБ от 23.02.2012 № 2 (с 1 марта 2012 г.) и от 27.03.2012 № 4 (с 3 апреля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 3 апреля 2012 г. в Указ Президента РБ от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)» на основании Указа Президента РБ от 27.03.2012 № 149 внесены изменения.
С 20 сентября 2012 г. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 на основании Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 утратило силу.
С 26 сентября 2012 г. постановление ГТК РБ от 15.04.2005 № 23 «Об учреждении центров статистического декларирования товаров» на основании постановления ГТК РБ от 04.09.2012 № 26 утратило силу.