Комментарий от 30.07.2010
Автор: Аброскин А.

Комментарий к отдельным нормам Таможенного кодекса таможенного союза. С 6 июля 2010 года изменились правила ввоза товаров из России и Казахстана


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к отдельным нормам Таможенного кодекса таможенного союза. С 6 июля 2010 года изменились правила ввоза товаров из России и Казахстана

С 6 июля 2010 г. для Республики Беларусь вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС). На примере практических ситуаций рассмотрим, каким образом с указанной даты должно осуществляться перемещение товаров в торговле между белорусскими хозяйствующими субъектами и резидентами Казахстана или России (примечание 1).

Ввоз в Беларусь товаров из России

Ситуация 1

Белорусская торговая компания на протяжении нескольких лет занимается поставками из России в Беларусь российских товаров. До настоящего времени при ввозе таких товаров компания осуществляла статистическое декларирование.

Как изменяются условия ее хозяйствования в связи со вступлением в силу ТК ТС?

   

Как известно, во взаимной торговле между Беларусью и Россией на протяжении довольно длительного периода времени отсутствует необходимость таможенного оформления товаров и соответственно уплаты таможенных платежей в отношении таких товаров, при их ввозе в Республику Беларусь при условии происхождения из России и заключения внешнеэкономического договора (купли-продажи, поставки, аренды, лизинга и т.п.) с резидентом одной из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли.

Вышеизложенные особенности определены Указом Президента РБ от 30.05.1995 № 208 «Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией» (далее - Указ № 208) и постановлением Совета Министров РБ от 27.06.2003 № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» (далее - постановление № 869). При этом к странам, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, отнесены, в частности, Азербайджанская Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина (Указ Президента РБ от 31.12.2007 № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин»).

Товары, не подлежащие таможенному оформлению, при возмездной передаче от нерезидента РБ резиденту РБ подлежат статистическому декларированию, которое заключается в регистрации статистической декларации (на каждую отдельную партию) или, по выбору импортера, периодической статистической декларации (за отчетный месяц). При импорте товаров первая представляется по каждому факту поставки товаров (стоимостью в эквиваленте 1 000 евро и более) не позднее 7 рабочих дней с даты поступления товаров. Вторая - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным, по двум и более поступлениям товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору (если общая сумма стоимости таких товаров эквивалентна 1 000 евро и более).

Со вступлением в силу ТК ТС условия хозяйствования белорусской торговой компании при ввозе из России в Беларусь товаров российского происхождения не изменились. Как и ранее, с 6 июля 2010 г. такие товары не подлежат таможенному оформлению. В отношении таких товаров потребуется регистрация статистической декларации.

Напомним, что:

1) обязанность регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации установлена Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178);

2) порядок регистрации статистической или периодической статистической декларации определен постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 549);

3) форма и порядок заполнения таких деклараций определены постановлением ГТК РБ от 30.04.2009 № 37 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации» (далее - постановление № 37).

 

 

От редакции: С 1 марта 2012 г. вместо постановления № 37 действует постановление ГТК РБ от 26.01.2012 № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров»;

 

4) перечень центров статистического декларирования определен постановлением ГТК РБ от 15.04.2005 № 23.

Ситуация 2

Торговая компания (резидент РБ) планирует расширить ассортимент поставляемых в Беларусь товаров. При этом речь идет преимущественно о товарах китайского происхождения.

1. Какие требования к ввозу данных товаров предъявляются таможней в связи со вступлением в силу ТК ТС?

   

До 6 июля 2010 г. вышеуказанные товары подлежали таможенному оформлению (постановление № 869). Вместе с тем с указанной даты от таможенного оформления освобождаются также ввозимые в Республику Беларусь товары, происходящие из третьих стран (имеется в виду происхождение не из Российской Федерации), выпущенные для внутреннего потребления в России.

Вышеизложенное обусловлено положениями ТК ТС, согласно ст.209 которого таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления допускает нахождение и использование иностранных товаров не только на территории того государства, где они помещены под такую процедуру, а на всей таможенной территории таможенного союза. При этом такую территорию составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (ст.2 ТК ТС).

В связи с вышеизложенным отметим, что товары, в отношении которых с 6 июля 2010 г. отменяется требование о необходимости таможенного оформления, с указанной даты подлежат статистическому декларированию в случае передачи их резиденту РБ на возмездной основе.

   

2. Потребуется ли подтверждение при регистрации статистической декларации факта выпуска китайских товаров для внутреннего потребления в России?

   

Перечень документов, представляемых для регистрации статистической декларации, определен постановлением № 549 и включает в себя внешнеторговый договор и дополнения (приложения) к нему, оригиналы либо копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, справку о дате оприходования товаров, документы о происхождении товаров.

Как видно, такой перечень не предусматривает представления при регистрации статистической декларации документов, подтверждающих факт выпуска товаров третьих стран для внутреннего потребления в России.

Ситуация 3

Организация - резидент РБ ввозит из России товары происхождения из третьих стран.

1. Какие финансовые преимущества получит компания при ввозе в Беларусь из России товаров происхождением из третьих стран в связи со вступлением в силу ТК ТС?

   

Такие преимущества связаны в таможенном отношении с отменой необходимости уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и ввозных таможенных пошлин в отношении рассматриваемых товаров и отражены в таблице 1.   

Таблица 1

 
Таможенные платежи
С 6 июля 2010 г.
До 6 июля 2010 г.
Таможенные сборы за таможенное оформление Не взимаются Взимались по ставкам, установленным Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443).
Размер таких сборов составлял от 20 до 50 евро (в эквиваленте) отдельно за каждое свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим в зависимости от группы по ТН ВЭД ТС*, в которой классифицируются товары:
группы 1-24, 50-70, 72-83 - 20 евро;
группы 25-49, 84-85, 90-97 - 35 евро;
группы 71, 86-89 - 50 евро
Ввозная таможенная пошлина Не взимается Взималась по ставкам, установленным ЕТТ ТС**

  

* ТН ВЭД ТС - Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза утверждена решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 (далее - решение МГС № 18).

** ЕТТ ТС - Единый таможенный тариф таможенного союза утвержден решением МГС № 18.

   

Вместе с тем отметим, что акцизы и НДС, как и ранее, в отношении рассматриваемых товаров взимаются налоговыми органами (ст.95 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК); Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (примечание 2) (далее - Соглашение о принципах взимания косвенных налогов)). Исключение составляют акцизы в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.

 

 

От редакции: С 1 января 2013 г. следует руководствоваться ст.95 НК в редакции Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З.

С 1 января 2015 г. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Напомним, что к подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, относятся алкогольные напитки, разлитые в потребительскую тару, и табачные изделия (Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»).

   

2. На какие категории товаров при ввозе в Беларусь из России не распространяют свое действие нововведения в части отмены таможенного оформления?

   

Такие изъятия из режима функционирования единой таможенной территории определены Протоколом изъятий. При ввозе в Беларусь из России под указанные изъятия попадают:

- товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в России, в отношении которых законодательством Республики Беларусь установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры. В частности, такие меры предусмотрены в отношении происходящей из Украины карамели (постановление Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь» (далее - постановление № 1178), происходящих из Украины преформ (Указ Президента РБ от 29.10.2007 № 543 «О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь» (далее - Указ № 543)) и стеклосеток (Указ Президента РБ от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)» (далее - Указ № 498));

- товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в России, в отношении которых законодательством Республики Беларусь в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в России.

Вывоз товаров из Беларуси в Россию

Ситуация 4

Белорусское швейное предприятие поставляет свою продукцию в Россию. До настоящего времени при вывозе таких товаров предприятие осуществляло статистическое декларирование.

Как изменяются условия ее хозяйствования в связи со вступлением в силу ТК ТС?

 

До 6 июля т.г. вывозимые из Беларуси в Россию товары (как белорусского происхождения, так и происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Республике Беларусь) таможенному оформлению не подлежали (Указ № 208, постановление № 869). В установленных законодательством случаях в отношении таких товаров требовалась регистрация статистической декларации (Указ № 178, постановление № 549).

В связи с этим с 6 июля 2010 г. - даты введения в действие ТК ТС - для экспортеров таких товаров принципиально ничего не изменилось. Вывоз рассматриваемых товаров с этой даты осуществляется без помещения под какую-либо таможенную процедуру, а при возмездном характере совершаемой внешнеэкономической сделки экспортер несет обязанность представить для регистрации в таможенные органы указанную декларацию.

Напомним, что:

1) статистическая декларация регистрируется по каждому факту отгрузки товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более. В свою очередь, периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, отгруженных на одних и тех же условиях, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам также составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более (Указ № 178, постановление № 549);

2) при экспорте статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным (постановление № 549).

Вывоз товаров из Казахстана

Ситуация 5

Белорусская фирма занимается поставками в Беларусь товаров из Казахстана происхождения последнего. До настоящего времени при ввозе таких товаров фирма осуществляла их таможенное оформление в таможенном режиме свободного обращения с освобождением от ввозной таможенной пошлины на условиях режима свободной торговли. При этом уплачивались таможенные сборы за таможенное оформление и налог на добавленную стоимость.

1. Каков порядок ввоза указанных товаров в связи со вступлением в силу ТК ТС?

   

С 6 июля 2010 г. товары, происходящие как из Казахстана, так и из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Республике Казахстан, таможенному оформлению при ввозе в Республику Беларусь не подлежат. Исключение из этого правила согласно Протоколу изъятий составляют случаи ввоза следующих товаров.

В первую очередь, это товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Казахстане, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза. Перечень таких товаров приведен в приложении 5 к решению Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». В их отношении производится таможенное декларирование и контроль, при этом уплачивается разница сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ТС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров в Казахстане.

 

 

От редакции: С 1 июля 2011 г. следует руководствоваться приложением 5 в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 683.

 

Наряду с вышеизложенным под указанные изъятия подпадают те же товары, что и при ввозе из России, а именно:

- товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Казахстане, в отношении которых законодательством Республики Беларусь установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры.

Как указывалось ранее, такие меры предусмотрены, в частности, в отношении происходящей из Украины карамели (постановление № 1178), происходящих из Украины преформ (Указ № 543) и стеклосеток (Указ № 498);

- товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Казахстане, в отношении которых законодательством Республики Беларусь в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Казахстане.

  

2. Каким образом вышеуказанное нововведение отразится на финансовых затратах фирмы, связанных с поставками указанных товаров в Беларусь?

  

В таможенном отношении такие изменения отражены в таблице 2.

Таблица 2

 
Таможенные платежи
С 6 июля 2010 г.
До 6 июля 2010 г.
Таможенные сборы за таможенное оформление Не взимаются Взимались по ставкам, установленным Указом № 443 (см. таблицу 1)
Ввозная таможенная пошлина Не взимается При ввозе товаров, происходящих из Казахстана, было возможно применение режима свободной торговли, т.е. освобождение от ввозной таможенной пошлины, при одновременном соблюдении следующих условий:
- товар происходит из Республики Казахстан;
- товар экспортируется в Республику Беларусь на основании договора между резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994;
- товар ввозится с таможенной территории Казахстана на таможенную территорию Беларуси и не покидает территории таких государств, за исключением допустимых случаев, в т.ч. обусловленных географическим расположением стран.
При несоблюдении хотя бы одного из таких условий ввозная таможенная пошлина уплачивалась по ставкам ЕТТ ТС

   

Что касается акцизов и НДС, то такие платежи, как и ранее, подлежат уплате. Основное отличие заключается в том, что до 6 июля 2010 г. данные платежи взимались таможенными органами при таможенном оформлении, а с указанной даты взимаются налоговыми органами (Соглашение о принципах взимания косвенных налогов (примечание 3); ст.95 НК). Исключение составляют акцизы в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.

   

3. Потребуется ли белорусской фирме регистрация статистической декларации в отношении товаров, таможенное оформление которых отменено, как это осуществляется не первый год в торговле с Россией?

   

Да, потребуется.

Товары, ввозимые в Беларусь из Казахстана, в отношении которых с 6 июля 2010 г. отменено требование о необходимости таможенного оформления, с указанной даты при передаче их резиденту РБ на возмездной основе подлежат статистическому декларированию.

Обязанность регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации установлена Указом № 178, а ее регистрация осуществляется в соответствии с постановлениями № 549 и № 37. При этом не оговорено, что такая декларация регистрируется, предположим, только при ввозе в Беларусь товаров из России.

Товары, ввезенные из Казахстана и помещенные под таможенный режим свободного обращения, с 6 июля 2010 г. считаются помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.370 ТК ТС). В отношении таких товаров регистрация вышеуказанной декларации не требуется.

   

4. Как правильно поступить с товарами, ввезенными в Беларусь из Казахстана и помещенными до 6 июля 2010 г. под таможенный режим таможенного склада на основании Таможенного кодекса РБ (далее - ТК РБ)?

   

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК РБ.

 

Статус таких товаров определяется переходными положениями, предусмотренными ст.370 ТК ТС.

Для товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада либо временного ввоза предусмотрено, что с указанной даты они считаются помещенными под одноименную таможенную процедуру. При этом такая процедура действует до истечения изначально установленного срока (максимальный срок - 2 года) с возможностью его продления в рамках ТК ТС (т.е. до 3 лет).

Соответственно, такие товары для целей использования на территории Беларуси должны быть выпущены для внутреннего потребления.

Ситуация 6

Белорусское производственное предприятие осуществляет поставки в Казахстан белорусской техники. До настоящего времени последняя вывозилась за пределы Беларуси в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Обязательно ли производить такое оформление в связи со вступлением в силу ТК ТС?

   

Как и при ввозе, до настоящего времени все товары, поставляемые из Беларуси в Казахстан, подлежали таможенному оформлению. Оно заключалось в помещении таких товаров, как правило, под таможенные режимы экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и пр. (ТК РБ), что сопровождалось уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, за исключением применения режима экспорта (Указ № 443).

С 6 июля 2010 г. производить подобное оформление, т.е. помещение вывозимых из Беларуси в Казахстан товаров под определенную таможенную процедуру, не требуется. Это касается как товаров белорусского происхождения, так и товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь.

Дополнительно отметим, что с указанной даты белорусская техника, вывозимая в рассматриваемой ситуации из Беларуси в Казахстан, в случае передачи ее на возмездной основе подлежит статистическому декларированию (Указ № 178, постановления № 549 и № 37).

   

Примечание 1. Рассматриваемые в настоящем материале нововведения не распространяют свое действие на отдельные категории товаров в соответствии с Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 05.07.2005 (далее - Протокол изъятий).

Примечание 2. Вступает в силу с 1 июля 2010 г. в соответствии с решением Комиссии таможенного союза от 21.05.2010 № 36.

Примечание 3. Вступает в силу с 1 июля 2010 г. в соответствии с решением Комиссии таможенного союза от 21.05.2010 № 36.

   

30.07.2010 г.

   

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

 

От редакции: В Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» на основании указов Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (с 27 июля 2011 г.), от 23.07.2012 № 329 (с 26 июля 2012 г.) и от 28.07.2014 № 380 (с 1 августа 2014 г.) внесены изменения.

Пункт 1 постановления Совета Министров РБ от 27.06.2003 № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 утратил силу.

В Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании указов Президента РБ от 09.08.2011 № 347 (с 16 ноября 2011 г.) и от 23.07.2012 № 323 (с 26 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2012 г. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130, на основании решения Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 № 850 утратил силу.

В Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на основании декретов Президента РБ от 23.02.2012 № 2 (с 1 марта 2012 г.) и от 27.03.2012 № 4 (с 3 апреля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 3 апреля 2012 г. в Указ Президента РБ от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)» на основании Указа Президента РБ от 27.03.2012 № 149 внесены изменения.

С 20 сентября 2012 г. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 на основании Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 утратило силу.

С 26 сентября 2012 г. постановление ГТК РБ от 15.04.2005 № 23 «Об учреждении центров статистического декларирования товаров» на основании постановления ГТК РБ от 04.09.2012 № 26 утратило силу.