


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к отдельным нормам Трудового кодекса Республики Беларусь, регулирующим вопросы оплаты труда
Перечень существенных условий труда
В новой (от 25.07.2014) редакции ст.32 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) изменен перечень существенных условий труда. В частности, он не содержит таких позиций в качестве существенных условий труда, как:
• наименование профессии (должности);
• совмещение профессий;
• увеличение размеров оплаты труда;
• разряд.
Отсутствие названных норм в законодательстве о труде обусловлено следующими причинами.
Изменение наименования профессии (должности) работника производится только в случае, если оно установлено неправильно и приводится в соответствие с законодательством.
![]() |
Обратите внимание! Наименование профессии (должности) должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в установленном порядке (п.3 части второй ст.19 ТК). |
Совмещение профессий в качестве существенных условий труда приводит к тому, что поручать работнику дополнительную работу (отменять поручение) на основании норм ст.67 ТК можно только при условии предупреждения работника об этом не позднее чем за 1 месяц. На практике такое условие практически невыполнимо, поскольку почти во всех случаях невозможно заранее спланировать выполнение дополнительной работы.
![]() |
Обратите внимание! Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (часть третья ст.32 ТК). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. руководителям организаций предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за 7 календарных дней (подп.3.2 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»). |
Признание существенным условием труда логично только для уменьшения размеров оплаты труда. Ранее, когда увеличение размеров оплаты признавалось существенным условием труда, реализовать данную норму на практике далеко не всегда было возможно. Так, например, прогнозировать увеличение размера тарифной ставки 1-го разряда практически во всех случаях не представляется возможным, в т.ч. и в связи с отсутствием данных по результатам финансово-хозяйственной деятельности на момент его увеличения.
Тарифный (квалификационный) разряд устанавливается (присваивается) работнику в порядке, установленном локальными нормативными актами, действующими в организации, на основании норм законодательства. В частности, вопрос о присвоении квалификационного разряда рабочему рассматривается на заседании квалификационной комиссии, а ее решение оформляется приказом нанимателя. Таким образом, поскольку изданный нанимателем приказ признается подтверждением присвоенной работнику квалификации и, следовательно, с даты его принятия рабочий имеет соответствующую квалификацию, месячный срок для предупреждения работника в данном случае не требуется.
Работа в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни
Новая редакция ст.69 ТК предусматривает иной по сравнению с прежней нормой алгоритм расчета оплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. В частности, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни начисляются два вида выплат: оплата фактически отработанного рабочего времени и доплата, размер которой не должен быть ниже оплаты за фактически отработанное рабочее время. С учетом этого часы сверхурочной работы и часы работы в выходной день учитываются отдельно.
Законодательство предусматривает два вида компенсации за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни: повышенная оплата либо неоплачиваемый день отдыха.
Повышенная оплата
![]() |
Пример 1 Слесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4-го разряда работает в режиме 40-часовой рабочей недели. Расчетная норма рабочего времени в июле 2014 г. - 175 ч. В отчетном месяце слесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования отработал 200 ч, из них 16 - в выходные дни и 9 - сверхурочно. Месячная тарифная ставка работника составляет 3 600 000 руб., часовая - 20 571 руб. (3 600 000 руб. / 175 ч). Оплата за отработанное время в пределах месячной нормы рабочего времени составит 3 600 000 руб. За работу в выходной день: 329 136 руб. (20 571 х 16) - оплата отработанного времени в выходной день (16 ч); 329 136 руб. (20 571 х 16) - доплата за работу в выходной день. За работу в сверхурочное время: 185 139 руб. (20 571 х 9) - оплата часов работы в сверхурочное время (9 ч); 185 139 руб. (20 571 х 9) - доплата за работу в сверхурочное время. Итого начисленная работнику заработная плата (месячная тарифная ставка плюс оплата работы в выходной день и сверхурочное время) составит 4 628 550 руб. (3 600 000 + 329 136 + 329 136 + 185 139 + 185 139). |
Предоставление неоплачиваемого дня отдыха
За работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни неоплачиваемый день отдыха предоставляется только при согласии работника. При этом указанный день отдыха предоставляется только в том месяце, в котором работник привлекался к работе в выходной день (выполнял сверхурочную работу).
Если работник изъявил желание взять неоплачиваемый день отдыха за работу в сверхурочное время (выходной день), то он обязан в письменной форме выразить свое согласие на это и, следовательно, доплата ему не производится.
Наряду с этим порядок предоставления неоплачиваемого дня отдыха за работу в сверхурочное время предполагает, что за один день отдыха работнику необходимо отработать 8 ч в сверхурочное время в текущем месяце.
![]() |
Обратите внимание! Из ст.69 ТК исключена норма, которая предусматривала начисление премии на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку. С учетом этого данный вопрос регламентируется в локальном нормативном правовом акте (далее - ЛНПА). Кроме того, в ЛНПА необходимо также определить порядок начисления иных доплат на тарифную ставку, которая выплачивается работнику за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. |
Предельное количество сверхурочных работ
Редакция ст.122 ТК включает в себя норму в части установления ограничения продолжительности сверхурочных работ, которая ранее была введена Указом Президента Республики Беларусь от 05.04.2012 № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений».
Оплата труда в служебной командировке
Из ст.92 ТК исключена норма, которая регламентировала порядок оплаты труда работника, находящегося в служебной командировке, который заключался в сохранении ему среднего заработка за все время служебной командировки.
Указанная норма действовала наряду с нормой, предусмотренной частью первой ст.95 ТК, согласно которой за работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка.
С учетом этого по ранее действовавшему законодательству необходимо выбирать одну из вышеуказанных норм: просто сохранять за работником средний заработок либо сохранять заработную плату по основному месту работы (начислять тарифную ставку (оклад), стимулирующие и компенсирующие выплаты) и в случае, если заработная плата оказывалась ниже среднего заработка, выплачивать образовавшуюся разницу.
В настоящее время при расчете оплаты труда в служебных командировках следует руководствоваться нормой, которая изложена в ст.95 ТК: работнику за время служебной командировки начисляется заработная плата по основному месту работы. При этом, если начисленная заработная плата будет ниже среднего заработка, производится соответствующая доплата. Уточняется также, что средний заработок рассчитывается за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы.
В ст.137 ТК отсутствует ранее действовавшая норма, в соответствии с которой работнику, выезжающему в служебную командировку в свой выходной день, предоставлялся другой день отдыха. В настоящее время не предусмотрена компенсация в виде дня отдыха как при выезде в командировку в выходной день, так и при приезде из командировки.
Названная статья в настоящее время содержит новую норму, которая ранее отсутствовала в законодательстве. Так, в случае если работник направляется в служебную командировку для работы в выходной день (выходные дни) либо привлекается к работе в выходной день в периоде служебной командировки, то ему полагается компенсация в соответствии с нормами ст.69 ТК. Это означает, что работа в выходной день в служебной командировке оформляется и оплачивается так же, как и работа в выходной день на основном месте работы.
Подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом
Предоставление компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие) регламентировано ст.99 ТК и имеет следующие особенности.
Нанимателям предоставлено право устанавливать компенсацию за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие) в организациях независимо от вида их экономической деятельности.
![]() |
Справочно Ранее аналогичная компенсация была предусмотрена для работников, занятых в строительстве, электроэнергетике, нефтеперерабатывающей и лесной промышленности, связи, лесном и водном хозяйстве, на автомобильном, водном, железнодорожном транспорте, изыскательских, геологоразведочных, топографо-геодезических и лесоустроительных работах, в научных экспедициях, а также в организациях, занятых транспортировкой нефти и газа, содержанием автомобильных дорог. |
Компенсации по названным основаниям не могут называться надбавками за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие), как это было предусмотрено в предыдущей редакции ст.99 ТК.
Определять порядок выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие) в настоящее время предоставлено республиканскому органу государственного управления, проводящему государственную политику в области труда, т.е. Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь. До 25 июля 2014 г. данный порядок устанавливался Правительством Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Инструкция о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.07.2014 № 70 (далее - Инструкция), заменила ранее действовавшее Положение об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 763. |
Нормы Инструкции:
• содержат определения всех видов компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие);
• предусматривают особенности всех видов работы, выполнение которых дает право на соответствующую компенсацию.
В частности, вахтовый метод работы предполагает применение суммированного учета рабочего времени и соответственно установление учетного периода, в котором регламентируется рабочее время (время выполнения работником работ на объекте), время междусменного отдыха, время в пути от места жительства работников или места постоянной работы до места выполнения работы вахтовым методом и обратно, а также время отдыха между вахтами. При этом рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода должно регламентироваться графиком работы, который утверждается нанимателем;
• ограничивают размер компенсаций, который не может превышать норм за проживание вне места жительства (суточных), установленных законодательством о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь или иностранных государств.
![]() |
Справочно Нормы возмещения командировочных расходов в пределах Республики Беларусь см. здесь. Нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу см. здесь; |
• предусматривают, что нанимателям предоставлено право определять перечни профессий и должностей работников, которым устанавливаются компенсации, размеры, порядок, условия их выплаты.
Это означает, что при необходимости установления указанных компенсаций наниматель принимает соответствующий ЛНПА либо вносит изменения и дополнения в действующий ЛНПА (например, в положение об оплате труда), в котором указываются профессии и должности работников, которым предусмотрены компенсации, а также размеры, порядок и условия их выплат.
Размер компенсаций наниматель вправе установить как в процентном отношении от тарифной части заработной платы работника (тарифной ставки, должностного оклада), так и в абсолютном выражении (в рублях);
• содержат порядок возмещения расходов по найму жилого помещения, по проезду работников в другую местность в связи с выполнением трудовых обязанностей вне места постоянной работы, оформления документов при пребывании работников на территории иностранных государств и др.
Суммированный учет рабочего времени
Новая норма, касающаяся исчисления ежедневной продолжительности рабочего времени (не может превышать 12 ч в среднем за учетный период), действует в отношении работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени (ст.126 ТК).
Таким образом, в графиках работ (сменности), которые составляются для работников, продолжительность смены должна быть установлена таким образом, чтобы рассчитанная в среднем за учетный период ежедневная продолжительность рабочего времени не превышала 12 ч.
![]() |
Пример 2 Норма нарушена. В учетном периоде (III квартал 2014 г.) работнику запланировано 40 рабочих дней общей продолжительностью 519 ч. Средняя продолжительность рабочего дня в данном случае составит 12,98 ч (более 12 ч). |
![]() |
Пример 3 Норма не нарушена. В учетном периоде (2-е полугодие 2014 г.) работнику запланировано 90 рабочих дней общей продолжительностью 1 028 ч. Средняя продолжительность рабочего дня в данном случае составит 11,42 ч (менее 12 ч). |
Организация учета рабочего времени
Новая редакция части третьей ст.133 ТК обязывает нанимателя указывать в табеле использования рабочего времени следующую информацию:
• фамилию и инициалы работника;
• количество календарных дней учетного периода;
• количество отработанного времени;
• отдельно указывать количество отработанного времени в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни.
Другие необходимые сведения (например, табельный номер, отработанное время в ночные часы и др.) указываются в табеле использования рабочего времени по решению нанимателя.
12.11.2014
Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Министерства энергетики Республики Беларусь