Комментарий от 16.02.2009
Автор: Галич В., Латышев И.

Комментарий к Положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1. Заявительный принцип государственной регистрации


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1. Заявительный принцип государственной регистрации

16 января 2009 г. Президент РБ принял Декрет № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1). Декретом № 1 были утверждены два положения: Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение о регистрации) и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 марта 2014 г. следует руководствоваться Положением о регистрации и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования с изменениями, внесенными Декретом Президента РБ от 21.02.2014 № 3.

 

Оба положения с 1 февраля 2009 г. заменяют ранее действовавшее Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11.

Декрет № 1 вводит заявительный принцип государственной регистрации, который подразумевает, что любые регистрационные действия будут совершаться на основании уведомления соответствующего государственного органа без какой-либо проверки правомерности оснований соответствующего действия. По формальным признакам будут проверены лишь правильность заполнения заявления, факт обращения в надлежащий регистрирующий орган и само наличие требуемых документов.

Порядок открытия счетов

Подпунктом 2.1 Декрета № 1 предусмотрен новый упрощенный порядок открытия текущих (расчетных) счетов субъектов хозяйствования.

Так, для открытия счета в банк представляются следующие документы:

- заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

- копия (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

- копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

- карточка с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

При этом свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати субъектов хозяйствования на карточках с их образцами для открытия счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях осуществляется уполномоченными сотрудниками банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

Необходимо отметить, что другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются.

Следует обратить внимание на тот факт, что такой упрощенный порядок открытия счетов позволяет субъектам хозяйствования беспрепятственно открывать сразу несколько текущих (расчетных) счетов в разных банках, что до принятия Декрета № 1 не всегда представлялось возможным (для этого было необходимо, как минимум, чтобы субъект хозяйствования был зарегистрирован не менее 3 лет назад и имел прибыль от своей хозяйственной деятельности).

При свидетельствовании верности подписи встанет вопрос о подтверждении полномочий руководителя организации, который обращается в банк. В Положении о регистрации отсутствуют нормы о получении удостоверения руководителя, а также об обязанности сообщать соответствующие сведения о руководителе в те или иные государственные органы.

В то же время Декрет № 1 не отменяет возможность воспользоваться процедурой получения удостоверения руководителя в порядке, определенном Советом Министров РБ. Также обязанность сообщить с налоговые органы сведения о руководителе созданного юридического лица с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия, содержится в Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2003 № 127.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 февраля 2011 г. вместо Инструкции № 127 действуют Инструкция о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица и Инструкция о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденные постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96.

 

Согласно части третьей п.23 вышеуказанной Инструкции документами, подтверждающими полномочия руководителя юридического лица, лица, исполняющего его обязанности, является удостоверение руководителя коммерческой (некоммерческой) организации либо в течение 20 дней со дня назначения руководителя (в течение месяца со дня назначения исполняющего обязанности руководителя) приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор.

Стоит отметить, что в настоящее время только удостоверение руководителя является альтернативой запросу в управление Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции РБ о подтверждении полномочий конкретного физического лица, называющего себя руководителем соответствующего юридического лица. Остальные документы (например, выписка из протокола, содержащего решение о назначении руководителя), которые представляются контрагентом, могут быть неактуальными на дату совершения сделки.

Положение о регистрации распространяет свое действие и на коммерческие организации с иностранными инвестициями.

Размер и сроки формирования уставного фонда

Положение о регистрации отменяет ранее имевшееся требование о соблюдении минимальных размеров уставных фондов для коммерческих организаций. Исключение составляют акционерные общества, а также юридические лица с иностранными инвестициями. Так, минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам - для закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам - для открытых акционерных обществ.

Такие минимальные размеры уставных фондов определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленной на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган.

Требования к определению размера и срокам формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями остались прежними и устанавливаются Инвестиционным кодексом РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. В соответствии со ст.15 Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», принятого взамен данного кодекса, создание, регистрация и формирование уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора осуществляются в таком же порядке, как и с участием национального инвестора.

 

Таким образом, на сегодняшний день регистрировать общество с дополнительной ответственностью (далее - ОДО) с целью сокращения расходов на формирование уставного фонда стало нецелесообразным. Общество с дополнительной ответственностью как организационно-правовая форма может свидетельствовать о гораздо больших гарантиях прав кредиторов - в особенности, если размер дополнительной ответственности не ограничивается минимальными 50 базовыми величинами (п.20 Положения о регистрации). По нашему мнению, в силу того, что теперь возможно сформировать уставный фонд общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) в любом, самом минимальном размере, ОДО как организационно-правовая форма перестанет широко использоваться.

Что касается возможности вообще не формировать уставный фонд, следует учитывать, что в отношении юридических лиц действует императивное правило п.1 ст.47-1 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) о том, что при создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Таким образом, процедуры открытия временного счета и внесения соответствующих денежных средств или оценки имущества, вносимого вклада в уставный фонд, до регистрации юридического лица, как и ранее, избежать не удастся. Необходимость этих действий предусмотрена и в п.12 Положения о регистрации.

Применительно к исключению из Положения о регистрации норм о минимальных размерах уставных фондов хотелось бы обратить внимание на то, что вряд ли является целесообразным формирование уставного фонда вновь создаваемого юридического лица в малом размере.

Во-первых, уставный фонд сразу после регистрации юридического лица можно использовать для финансирования его деятельности: уплаты арендной платы, заработной платы работникам, налогов, закупки товаров и т.д. Во-вторых, в отношении хозяйственных обществ действует понятие крупных сделок, которые могут совершаться, как правило, только по решению общего собрания участников хозяйственного общества. При небольшом уставном фонде и отсутствии иных активов у общества в начале его работы любая сделка для общества будет иметь характер крупной, и для ее совершения необходимо будет созывать общее собрание участников, принимать соответствующее решение, издавать протокол.

Обращение за государственной регистрацией

В соответствии с п.12 Положения о регистрации кроме формирования уставного фонда до подачи документов в регистрирующий орган собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

- согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации;

- определить предполагаемое место размещения коммерческой, некоммерческой организации;

- принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Пункт 13 Положения о регистрации значительно сокращает перечень документов, представляемых для регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. На данный момент в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации;

- устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в 2 экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);

- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации садоводческого товарищества наряду с указанными документами представляется копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества и предполагаемом месте такого размещения.

Требование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.

Нельзя не отметить тот факт, что императивной нормой установлено, что устав на регистрацию подается без нотариального удостоверения. Соответственно, даже по желанию учредителей, подписи на уставе в нотариальном порядке удостоверены быть не могут.

Положение о регистрации фактически упраздняет учредительный договор для ООО. Это объясняется тем, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава хозяйственного общества преимущественную силу для третьих лиц и участников этого общества имеют положения устава хозяйственного общества (часть шестая ст.14 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах)).

Следовательно, для ООО и ОДО исчезает необходимость получать согласие всех участников общества на изменение учредительных документов, что ранее на практике имело место в большинстве случаев. Это было связано с тем, что учредительный договор практически полностью дублировал устав и внесение изменений в устав подразумевало также и изменение учредительного договора. Соответственно, для регистрации должен был представляться устав одновременно с учредительным договором. А для изменения последнего необходимо было единогласие всех участников общества (часть четвертая ст.109 Закона о хозяйственных обществах).

В связи с этим можно сделать другой вывод. Если учредительный договор должен подписываться его сторонами, то процедура подписания устава законодательством не определена. На практике его могут подписывать как все участники одновременно, так и председатель общего собрания участников или вообще руководитель общества. На этом основании могут возникнуть различные злоупотребления: устав может быть подписан без наличия воли одного, двух или даже всех участников.

Государственная регистрации изменений и дополнений в учредительные документы

Сократился также перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров). В регистрирующий орган в соответствии с п.15 Положения о регистрации представляется:

- заявление о государственной регистрации;

- изменения и (или) дополнения в 2 экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (учредительному договору - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf). По желанию коммерческой, некоммерческой организации устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции;

- оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации или ее реорганизации;

- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

В указанном пункте Положения о регистрации отсутствует оговорка о том, что данный перечень является исчерпывающим. Так, согласно части второй п.2 ст.55 ГК непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Пункт 21 Положения о регистрации устанавливает, что коммерческие и некоммерческие организации обязаны в 2-месячный срок (ранее срок составлял 1 месяц) внести в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации, за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат.

В отличие от ранее действовавшего правила, в Положении о регистрации не предусмотрена обязанность вносить изменения, если изменились иные фактические обстоятельства, которые указываются в учредительных документах. Вместе с тем, в соответствии с п.3 ст.48 ГК изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Иными словами, для проведения тех или иных изменений регистрация все же необходима. Более того, по нашему мнению, обязанность общества по внесению изменений в учредительные документы существует. Однако такая обязанность будет носить не административный характер (т.е. не обязательство общества перед государством), а гражданско-правовой (т.е. обязательство общества по регистрации внесенных изменений перед лицами, которые приняли решение о таком изменении).

Следовательно, участник в случае невнесения изменений в устав, о которых принято решение, и (или) неподачи документов для регистрации в разумный срок, может подать иск к обществу о понуждении к внесению соответствующих изменений в учредительные документы. Таким образом, законодатель исходил из того, что сами участники (собственники имущества) заинтересованы в соблюдении своих прав и соблюдении принципа публичной достоверности учредительных документов, и, соответственно, вмешательство государства в такие процессы необязательно.

Согласно части второй п.21 Положения о регистрации в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление. Уведомление принципиально отличается от внесения изменения лишь отсутствием необходимости уплачивать госпошлину и подтверждать полномочия при подписании соответствующего документа.

В Положение о регистрации не урегулирован вопрос о том, кто несет риск неполучения уведомления о смене местонахождения. Кроме того, отсутствуют нормы, устанавливающие, какие сведения должны содержаться в уставе о местонахождении соответствующего юридического лица. Предпринимавшиеся ранее попытки обосновать отсутствие необходимости наличия данного реквизита в уставе или обосновать возможность указания лишь административно-территориальной единицы не соответствуют закону (п.2 ст.48, п.2 ст.50 ГК). Факт отсутствия достоверных сведений о местонахождении юридического лица, а также невозможности оперативной проверки представляемых данных с помощью Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) не учитывает потребности гражданского оборота и будет, по нашему мнению, создавать на практике некоторые проблемы.

Порядок указания в учредительных документах видов деятельности

Следует обратить внимание на еще одну принципиальную норму, введенную Положением о регистрации, которая касается видов деятельности, осуществляемых субъектом хозяйствования.

В соответствии с п.19 Положения о регистрации, виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе (учредительном договоре) только по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указание в уставе юридического лица (учредительном договоре), свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и осуществляемых им видах деятельности.

Поскольку не указано иное, нормы об указании в уставе (учредительном договоре) юридического лица видов деятельности распространяются и на лицензируемые виды деятельности.

На основании вышеизложенного полагаем, что суть п.19 Положения о регистрации в том, что отныне юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять любые виды деятельности без необходимости указывать в уставе (учредительном договоре) юридического лица либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя конкретный перечень таких видов деятельности. Данное положение позволит исключить ответственность субъектов хозяйствования за очень распространенное ранее нарушение - осуществление вида деятельности, не предусмотренного в учредительных документах юридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).

Заявление о регистрации

Особое внимание стоит обратить на заполнение заявления о регистрации. Так, согласно п.18 Положения о регистрации в заявлении подтверждается, что:

- учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в т.ч. не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или имеется согласие всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;

- гражданин - собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

- не имеется неисполненного судебного решения об обращении взыскания на имущество в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;

- на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации (за исключением реорганизации такой организации) или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

- для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;

- сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в т.ч. в заявлении о государственной регистрации, достоверны;

- представленные устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) либо изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор), соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;

- порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица соблюден.

В Положении о регистрации отсутствует запрет быть учредителем юридического лица в случае, если на момент государственной регистрации он является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства). Однако в такой ситуации невозможно правильно заполнить заявление о государственной регистрации: следует либо указать достоверные сведения, либо не подтвердить отсутствие данного факта. С нашей точки зрения, правильнее было бы определить отдельно перечень ограничений для физических лиц, которые обращаются за государственной регистрацией.

Принципиальным моментом является то, что были сняты несколько наиболее существенных ограничений для учредителей: теперь можно создавать юридическое лицо, даже если учредитель имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность, или является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен. Кроме того, Положение о регистрации не содержит такого основания для отказа в регистрации, как совпадение местонахождения 2 юридических лиц.

Важное значение имеют положения о лицах, уполномоченных подписывать заявление о государственной регистрации. В соответствии с частью третьей п.18 Положения о регистрации заявление о государственной регистрации подписывается:

- при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем учреждения, - собственником имущества или учредителями (участниками) юридического лица. Если количество учредителей (участников) коммерческой, некоммерческой организации более 3, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации. Если собственником имущества или учредителем (участником) является юридическое лицо, заявление о государственной регистрации подписывает руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица;

- при государственной регистрации индивидуального предпринимателя - гражданином, регистрирующимся в качестве индивидуального предпринимателя;

- при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), - руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица;

- при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, - индивидуальным предпринимателем.

Подписи на заявлении удостоверяются либо нотариально, либо работниками регистрирующего органа в случае личной явки соответствующих физических лиц. В Положении о регистрации отсутствуют жесткие требования, которые обуславливают необходимость личной явки всех учредителей или их представителей при создании юридического лица или изменении состава учредителей.

Напротив, буквальное толкование норм Положения о регистрации позволяет утверждать, что юридическое значение придается именно подписанию заявления о регистрации, а явиться в регистрирующий орган и совершить действия по подаче может любое уполномоченное лицо. При этом полномочия такому лицу необходимы не для совершения действий по представлению документов (которые являются фактическими), а для возможности получения зарегистрированных учредительных документов (что является юридически значимыми действиями).

По нашему мнению, толкование части третьей п.18 Положения о регистрации позволяет расширить круг лиц, подписывающих заявления о регистрации за счет представителей физических лиц, являющихся собственниками имущества или учредителями (участниками) юридического лица. Это необходимо, в первую очередь, при создании юридических лиц с участием физических лиц - нерезидентов Республики Беларусь.

Возникает вопрос, каким образом будут проверяться полномочия учредителя, уполномоченного иными учредителями (когда общее число учредителей более 3) на подписание заявления в случае его личной явки в регистрирующий орган? На его полномочия на подписание заявления должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации. Вместе с тем, данный документ не входит в перечень документов, которые должны представляться в регистрирующий орган.

Рассмотрение документов, представленных для государственной регистрации

Значительно сократился срок регистрации юридического лица и полномочия регистрирующего органа. Так, в соответствии с частью первой п.22 Положения о регистрации регистрирующие органы проверяют состав документов и изучают содержание лишь заявления о государственной регистрации, а при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

Исходя из изложенного можно сделать несколько принципиальных выводов:

1) прекратит существование длительное время формировавшаяся регистрирующими органами единообразная практика требований к оформлению документов (в т.ч. протоколов общих собраний участников, сделок с долями и т.д.);

2) учредители не смогут получить в регистрирующих органах какую-либо консультацию - и не только потому, что работники регистрирующих органов имеют полномочия разъяснить лишь порядок заполнения заявления, но и ввиду того, что их деятельность сведется от юридической, включающей анализ документов и проверку на соблюдение требований законодательства и наличие оснований для отказа в регистрации, к технической;

3) возрастет цена ошибки учредителей (участников) юридических лиц и, как следствие, необходимость обращения к компетентным юристам.

Так как Декретом № 1 введен заявительный принцип государственной регистрации, соответственно, отказ в регистрации субъекта хозяйствования невозможен. Положение о регистрации (п.23) использует понятие «неосуществление регистрации», которое допускается лишь при несоблюдении следующих формальностей при обращении за государственной регистрацией:

- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением о регистрации;

- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

При неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация (часть вторая п.23 Положения о регистрации).

Одним из наиболее значительных нововведений является то, что государственная регистрация субъекта хозяйствования должна проводиться в день представления документов в регистрирующий орган. В этот же день сотрудник регистрирующего органа представляет в Министерство юстиции РБ необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР. Заявителю же проставляется штамп регистрации на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) или соответствующих дополнениях в данные документы.

Крайне прогрессивным следует назвать п.11 Положения о регистрации, в силу которого регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями.

Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров РБ образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

По желанию юридического лица, индивидуального предпринимателя свидетельство о государственной регистрации может быть выдано позднее одновременно с документами о постановке на учет в различных органах.

В соответствии с частью седьмой п.22 Положения о регистрации наличие у юридического лица устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, у индивидуального предпринимателя - свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

В данном случае недобросовестный субъект может обратиться в несколько различных граверных мастерских и изготовить несколько различных печатей для своих целей. Несмотря на то что юридическое значение имеет лишь подписание того или иного документа, законодатель не должен игнорировать возможность злоупотребления доверием субъектом хозяйствования к документу с печатью.

Срок для выдачи документов о постановке на учет в органах Фонда социальной защиты населения, налоговых органах и БРУСП «Белгосстрах» сократился с 10 до 5 рабочих дней (п.24 Положения о регистрации).

Ответственность в области государственной регистрации

До принятия Декрета № 1 существовала норма о том, что деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается, если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных сведений, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы. При этом доходы, полученные от такой деятельности, подлежали взысканию в местные бюджеты в судебном порядке. Поэтому нормы части второй п.25 Положения о регистрации не являются принципиально новыми, за исключением необходимости установления факта того, что предоставлялись заведомо ложные сведения. Под представлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации.

Следует отметить, что к заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки. Поскольку заявление о государственной регистрации и учредительные документы подписываются соответствующими лицами, то факт того, что лица представили документы с наличием воли на указание недостоверных сведений, предполагается.

Часть первая п.25 Положения о регистрации определяет круг лиц, которые несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации: собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель. Соответственно, в случае взыскания доходов в местный бюджет за все время деятельности юридического лица появляется простой механизм привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности на основании подп.1.35 Указа Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 508).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 февраля 2013 г. взамен Указа № 508 принят Указ Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)».

 

В соответствии с подп.1.35 Указа № 508, если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана собственником его имущества или другими лицами, в т.ч. руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества должника возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам последнего.

В отношении ответственности в области государственной регистрации субъектов хозяйствования можно акцентировать внимание еще на нескольких фактах.

Во-первых, в Положении о регистрации (п.26) вновь появляется термин «аннулирование государственной регистрации» применительно к индивидуальным предпринимателям, впервые введенный законодательством в Указе Президента РБ от 24.12.2008 № 703 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

Также в Положении о регистрации закрепляется порядок аннулирования государственной регистрации:

- при обнаружении оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя контролирующие органы вносят представления в регистрирующий орган для принятия решения об аннулировании государственной регистрации,

- в течение 5 рабочих дней регистрирующий орган принимает такое решение и обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Во-вторых, учредители юридических лиц, а также индивидуальные предприниматели, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной.

Что касается граждан, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей аннулирована, то их пожизненная ответственность, предусмотренная в названном выше Указе, продублирована и в Положении о регистрации - они не вправе обращаться в регистрирующие органы за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя независимо от срока, истекшего со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации.

 

16.02.2009 г.

 

Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Валентин Галич, заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»