Комментарий от 25.04.2014
Автор: Денисевич А.

Комментарий к Положению о порядке организации и проведения проверок, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510. Права и обязанности проверяющих и проверяемых


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Положению о порядке организации и проведения проверок, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510. Права и обязанности проверяющих и проверяемых

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК).

Права проверяющих

Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 утверждено Положение о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение). В п.4 Положения определены права проверяющих.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения.  

 

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки. В то же время доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка.

Досмотр

Личный досмотр (обыск) и досмотр вещей, документов, ценностей и транспортных средств основан на закрепленных в законодательстве полномочиях контролирующих (надзорных) органов и соответствующих положениях Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса РБ. Личный досмотр является исключительной формой контрольного мероприятия и проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении законодательства. До начала проведения личного досмотра проверяющие обязаны предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся у него при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и товарно-материальные ценности и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства. При производстве личного досмотра запрещается досмотр лицам противоположного пола и в присутствии понятых противоположного пола с досматриваемым. Личный досмотр производится в отдельном помещении. Проверяющий, производящий личный досмотр, должен принимать меры, исключающие возможность со стороны досматриваемого незаметно отложить, спрятать (выбросить) сокрытые денежные средства, документы, вещи. Сущность личного досмотра состоит в принудительном обследовании физического лица либо находящегося при нем имущества (без нарушения конструктивной целостности) в целях обнаружения орудий и средств правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для проверки.

Досмотр предметов производится в следующем порядке. Вначале изучается общий вид предмета. Должностное лицо контролирующего (надзорного) органа устанавливает вид предмета, его назначение и общее состояние. При этом участвующие в досмотре лица могут дать пояснения о назначении и правилах пользования осматриваемым предметом, если это имеет значение для дела. В необходимых случаях выясняется объем, размер и другие данные, характеризующие досматриваемый предмет. Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его дефекты и признаки, указывающие на связь досматриваемого предмета с рассматриваемым событием.

Досмотр документов производится по правилам досмотра предметов и в следующем порядке - исследуется текст документа, наличие и содержание реквизитов, необходимых для данного вида документов (наименование документа; кому, когда, кем, где и для какой цели был выдан; дата его подписи; регистрационные данные), причем необходимо выяснить, согласуются ли реквизиты документа с целевым назначением и содержанием; изучается общее состояние лицевой и оборотной стороны документа, в связи с чем выясняется, имеются ли на документе помарки, повреждения, зачеркивания, вдавленные рельефные следы шариковой ручки или карандаша и другие следы, которые могут иметь значение для дела.

Истребование и изъятие документов

Истребование документов предполагает их добровольную передачу в объеме и составе, необходимых для проведения проверки. В объем и состав документов, которые могут быть истребованы, включаются оригиналы и (или) их копии: документов о движении денежных средств, деклараций, лицензий, расчетов, договоров, актов и других документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.

 

Пример

При проведении проверок в сфере строительства могут быть истребованы: разрешительная документация, выданная в порядке, установленном законодательством; комплект проектной документации, утвержденной в установленном порядке; документы о проведении процедур государственных закупок, установленных законодательством, подрядных торгов (переговоров) по выбору подрядчика; расчет договорной (контрактной) цены; договоры строительного подряда на строительство (реконструкцию) объекта; документы, подтверждающие техническую готовность оплаченных строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и объекта в целом; журналы производства работ, акты на скрытые работы, исполнительная документация; документы о конструктивных решениях, учтенных в составе укрупненных сметных норм; документы (расчеты, расшифровки укрупненных сметных норм, спецификации, калькуляции, товарно-транспортные накладные, договоры аренды, договоры субподряда, договоры поставки и др.), подтверждающие затраты заказчика и подрядчика на строительство (реконструкцию) объекта; документы, подтверждающие приемку выполненных строительно-монтажных работ и их стоимость; информация о средствах, направленных на строительство (реконструкцию) объекта, в случае финансирования из различных источников; другие документы с учетом особенностей объекта.

 

В случае невозможности представления (непредставления) надлежащим образом заверенных копий документов представляются их оригиналы, в т.ч. электронные документы, хранящиеся на машинных носителях (дискеты, CD-диски, стриммерные кассеты, флэш-накопители и др.) и (или) на оборудовании (системном блоке компьютера (сервера) и др.). При этом, если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления данных документов (их копий).

Изъятие документов представляет собой меру воздействия, состоящую в принудительном лишении возможности пользоваться и распоряжаться изъятыми документами в целях исключения возможности уничтожения, сокрытия, фальсификации, замены документов, устранения ранее допущенных при их составлении нарушений, а также при отказе в их добровольном представлении. Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится, если невозможно снять с них копии (представить выписки из них), в случае отказа проверяемого субъекта представить копии документов (выписки из них), при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении, а также проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии - в присутствии не менее двух понятых.

 

Обратите внимание!

Необходимо отличать изъятие документов и иных носителей информации от изъятия предметов (средств), имеющих значение для проведения проверки (в т.ч. связанных с совершением нарушения).

 

Так, при проведении проверки (за исключением камеральной) проверяющие органов КГК, Министерства по налогам и сборам РБ вправе изымать кассовое оборудование для направления на техническое освидетельствование при нарушениях, связанных с их использованием, и (или) нарушениях порядка ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами. Постановлением МНС РБ от 11.06.2010 № 49 утверждено Положение о порядке изъятия кассового оборудования для технического освидетельствования. Постановлением Совета Министров РБ от 27.04.2012 № 389 утверждено Положение о порядке направления игровых автоматов на техническое освидетельствование.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 июля 2018 г. на основании постановления МНС РБ от 04.07.2018 № 18 изменено название Положения № 49: Положение о порядке изъятия кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин для технического освидетельствования.

 

Право на истребование необходимых для проверки документов (информации)

Большинство контролирующих (надзорных) органов обладают полномочием на истребование необходимых для проверки документов (информации) посредством направления письменного запроса, что в отдельных случаях может заменить проведение встречной проверки. Информация по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, может быть включена в акт основной проверки и на основании истребованных таким образом документов (путем их описания и анализа в акте основной проверки). В то же время необходимо отметить, что поскольку главной целью встречной проверки является выявление фактов совершения хозяйственных операций проверяемого субъекта с иными лицами, то в рамках данной проверки проверяющие вправе потребовать от лиц, имеющих хозяйственные или финансовые связи с проверяемым субъектом, документы и сведения, касающиеся только деятельности данного субъекта.

В соответствии со ст.21 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З) предоставление общедоступной информации может осуществляться по запросу заинтересованного государственного органа, физического или юридического лица. Запросы о получении общедоступной информации могут быть адресованы ее обладателям в форме устного либо письменного запроса. Предоставление заинтересованному государственному органу, физическому или юридическому лицу общедоступной информации по запросу может осуществляться посредством:

• устного изложения содержания запрашиваемой информации;

• ознакомления с документами, содержащими запрашиваемую информацию;

• представления копии документа, содержащего запрашиваемую информацию, или выписок из него;

• представления письменного ответа (справки), содержащего (содержащей) запрашиваемую информацию.

Обязанности обладателя информации перечислены в ст.33 Закона № 455-З. Обязанности пользователя информации указаны в ст.34 того же Закона.

В то же время к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится:

• информация о частной жизни физического лица и персональные данные;

• сведения, составляющие государственные секреты;

• информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну;

• информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;

• иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

 

Справочно

В соответствии со ст.121 Банковского кодекса РБ (далее - БК) сведения о счетах и вкладах (депозитах), в т.ч. о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению.

Сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим и их уполномоченным представителям, на основании письменного согласия таких лиц, лично представленного банку, - любому третьему лицу, в объеме, необходимом для проведения аудита, - аудиторским организациям (аудиторам - индивидуальным предпринимателям), проводящим аудит у юридического лица или индивидуального предпринимателя. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком:

• судам - по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам, делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда, и делам об административных правонарушениях, а также по исполнительным документам;

• прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия - по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;

• с санкции прокурора или его заместителя - специальным подразделениям по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел;

• органам КГК;

• органам государственной безопасности Республики Беларусь;

• налоговым и таможенным органам;

• нотариусам для совершения нотариальных действий;

• Национальному банку РБ.

При этом сведения, составляющие банковскую тайну, представляются банком на основании письменного запроса, подписанного руководителем государственного органа либо уполномоченным должностным лицом, скрепленного гербовой печатью и содержащего ссылки на нормы законодательных актов Республики Беларусь, предоставляющих государственному органу право на получение такой информации. Лица, получившие в соответствии со ст.121 БК сведения, составляющие банковскую тайну, не вправе разглашать эти сведения без согласия владельца счета и (или) вклада (депозита) или поклажедателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и несут в соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за разглашение этих сведений.

 

Также в отношении ознакомления в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в т.ч. валютными, получения сведений, справок и копий документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки, необходимо отметить, что постановлением Совета Министров РБ от 23.03.2010 № 418 утверждено Положение о случаях и порядке ознакомления в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получения сведений, справок и копий документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, а также по другим вопросам, возникающим в ходе проверки.

В современной правоприменительной практике возрастает роль новейших технологий в процессе доказывания и установления объективной истины, поэтому особое значение приобретают специальные познания в самых различных отраслях. Законодатель не дает определения понятию «специальные познания». В юридической литературе под этим термином обычно понимают систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки или профессионального опыта. В этой связи для участия в проверке может привлекаться специалист, которым является не заинтересованное в ее исходе лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, для участия и оказания содействия в производстве проверочных мероприятий. Таким образом, привлечение специалиста к участию в проверке - право, а не обязанность проверяющего. При этом лицо, участвующее в проверке в качестве специалиста, в дальнейшем может участвовать в этом деле в качестве эксперта. В то же время в отличие от эксперта, имеющего дело с уже собранными доказательствами, в результате изучения которых им получаются новые, ранее неизвестные фактические данные, специалист может содействовать в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств. Он должен обращать внимание проверяющего на соответствующие обстоятельства и тем самым оказывать им необходимую научно-техническую помощь, способствовать полному и всестороннему выяснению обстоятельств совершения нарушений, выявляемых в ходе проверки.

Привлечение эксперта

В случаях если в ходе проверки возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, проверяющим может быть привлечен эксперт. Экспертом является не заинтересованное в исходе проверки лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому поручено производство экспертизы. Эксперт в отличие от специалиста имеет дело с уже собранными доказательствами. Им может быть как работник экспертного учреждения, так и иное сведущее лицо, привлекаемое к выполнению роли эксперта в разовом порядке. Правовое положение эксперта в контрольной деятельности во многом тождественно правовому статусу аналогичной фигуры в уголовном, административном и гражданском процессе. Главная обязанность эксперта - дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Заключение дается в письменной форме от своего имени, где должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, а также даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и выводы.

Осуществление прав эксперта связано с поставленными перед ним вопросами. Эксперт, насколько это необходимо для дачи заключения, вправе: знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, о привлечении к проведению экспертизы других экспертов; участвовать в производстве отдельных действий, задавать участникам данных действий вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; давать заключения как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенцию обстоятельствам, выявившимся при проведении экспертизы; получать возмещение расходов, понесенных им при проведении экспертизы.

Вызов представителей проверяемого субъекта и иных лиц

Контролирующий (надзорный) орган при проведении проверки вправе вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта. Вызываемому лицу должно быть заранее направлено уведомление для вручения под расписку либо другим способом, обеспечивающим его получение вызываемым лицом. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемому лицу следует сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия. При отказе лица явиться по вызову контролирующего (надзорного) органа либо при уклонении от явки контролирующий (надзорный) орган может обратиться в письменной форме в органы внутренних дел с просьбой оказать содействие для обеспечения явки лица. Целью вызова лица является получение от него объяснений, позволяющих проверить факты возможного совершения нарушений, установить обстоятельства, способы, методы совершенных проверяемым субъектом нарушений. У вызываемого выясняются все известные ему сведения о деятельности проверяемого субъекта (дата совершения операции, ее количественные и стоимостные характеристики, способ отправки (получения) и стоимость товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг и т.п.), уточняется о наличии документов, имеющих отношение к совершению указанных операций.

Использование технических средств

При проведении проверки допускается использование технических средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов и эксплуатационной документации, технически исправных и укомплектованных, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений. Для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений, проверяющие могут использовать технические средства, принадлежащие им на праве собственности, с отражением данного факта в акте (справке) проверки. Проверяющие при проведении проверки обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения об использовании технических средств факты и обстоятельства. При использовании проверяющими при проведении проверки технических средств в акте (справке) проверки указываются: наименование и серийный номер звуко- и видеозаписывающей аппаратуры и носителя, на который эта запись осуществлялась; наименование и серийный номер кино-, фотоаппаратуры и носителя, на который эта съемка осуществлялась; наименование устройства для ксерокопирования и сканирования документов; наименование и серийный номер идентификатора скрытых изображений.

Контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг - способ контроля, выраженный в искусственном создании контролирующими (надзорными) органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться с использованием как белорусских рублей, так и иностранной валюты. Контрольная закупка осуществляется с целью проверки соблюдения законодательства, в т.ч. установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций. Акт контрольной закупки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами уполномоченного органа, проводившими контрольную закупку, и организацией, индивидуальным предпринимателем (их представителями), физическим лицом. Постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 554 утверждено Положение о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.

Проверка фактического наличия документов и (или) имущества

К иным правам проверяющих относятся права проводить проверки фактического наличия документов и (или) имущества в кассах, помещениях, иных местах их хранения, контрольные обмеры, контрольные запуски в производство сырья и материалов, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты; проводить в порядке, установленном Советом Министров РБ и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации РБ, Министерства здравоохранения РБ, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Так, при проведении проверки кассовой наличности учитывается то, что все наличные деньги юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов могут храниться в кассах в металлических шкафах или сейфах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются. Не допускается хранение в кассах наличных денег, принятых без использования кассового оборудования, платежных терминалов или приходных документов, формы которых установлены законодательством. В ходе инвентаризации проверяется наличие денег путем их полного пересчета. По итогам инвентаризации наличных денежных средств комиссия составляет акт инвентаризации наличных денежных средств. Остаток денежной наличности в кассе проверяется с данными учета по кассовой книге. При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денег в акте указывается сумма недостачи или излишка и уточняются причины их возникновения. Порядок проведения инвентаризации регламентирован Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.

При проведении контрольных обмеров проверяются:

• наличие разрешительной документации, выданной в порядке, установленном законодательством;

• наличие проектной документации, утвержденной в установленном порядке;

• наличие документов о проведении процедур государственных закупок, установленных законодательством, подрядных торгов (переговоров) по выбору подрядчика;

• соответствие расчета договорной (контрактной) цены установленному порядку;

• соответствие условий заключенных договоров строительного подряда предложению победителя процедур государственных закупок, установленных законодательством, подрядных торгов по выбору подрядчика, результатам переговоров;

• наличие договоров строительного подряда на строительство (реконструкцию) объекта, их соответствие установленным правилам в части соблюдения порядка расчетов за выполненные строительно-монтажные работы и порядка переноса сроков ввода объекта в эксплуатацию;

• наличие документов, подтверждающих приемку выполненных строительно-монтажных работ и их стоимость;

• наличие документов, подтверждающих техническую готовность оплаченных строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и объекта в целом.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство назначается для установления фактического расхода сырья и материалов для изготовления единицы готовой продукции. При проведении проверки и определении материальных затрат на производство продукции проверяющий обязан проверить калькуляции материальных затрат на выпускаемую организацией продукцию. В случае отсутствия в организации калькуляций на списание материалов на выпускаемую продукцию либо установления проверяющим фактов, свидетельствующих о завышении норм расходования сырья, материалов на единицу продукции, проверяющий вправе потребовать от проверяемого субъекта провести контрольный запуск для установления фактического расхода их на изготовление конкретных видов продукции. При необходимости для проведения контрольного запуска привлекаются в установленном порядке эксперт или специалист.

Пробы или образцы товаров берутся в минимальных количествах, достаточных для проведения исследований и обеспечивающих возможность их разделения на две равные части:

• аналитическую - используемую для фактического исследования;

• контрольную - предназначенную для такого исследования в случае оспаривания заинтересованным лицом результатов первичного исследования.

Обязанности проверяющих

В п.6 Положения определены обязанности проверяющих.

Обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяющих основываются на принципе публичности, который предписывает осуществлять контрольную (надзорную) деятельность в виде принятия мер, направленных на выявление неисполненных требований законодательства, лиц, совершивших нарушения, для привлечения их к ответственности, принуждения к устранению нарушений в регламентированном Положением порядке и форме независимо от воли проверяемых субъектов.

Порядок реализации обязанностей контролирующих (надзорных) органов и проверяющих детально приведен в последующих нормах Положения, раскрывающих процедурные аспекты проведения проверок. Так, проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа - его уполномоченного руководителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке. Предписание на проведение проверки выдается каждым контролирующим (надзорным) органом. Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки. Книга учета проверок выдается лицом, ответственным за хранение книги учета проверок, работнику, проводящему проверку, или руководителю группы работников, проводящих проверку, после представления им предписания на проведение проверки, иного документа, выданного в соответствии с законодательством, а также служебного удостоверения. Проверка, как правило, проводится в рабочие дни, в рабочее время и по месту нахождения проверяемого субъекта. В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений. В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу жизни и здоровью населения, а также причинения экологического вреда, возникновения опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушения требований в области охраны окружающей среды руководителем контролирующего (надзорного) органа выносится требование (предписание) об устранении нарушений, которое вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее 3 рабочих дней со дня выявления нарушений.

Основой обязанностей проверяющих служат обязанности государственных служащих, перечисленные в ст.21 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» с учетом особенностей полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, определяющими правовой статус контролирующего (надзорного) органа. Так, например, обязанности работников КГК перечислены в ст.16 Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».

С целью соблюдения служебной этики, недопущения случаев компрометации и обеспечения собственной безопасности проверяющему необходимо не принимать от незнакомых лиц пакеты, дипломаты и тому подобное для передачи другим сотрудникам, в т.ч. и под предлогом их отсутствия; не оставлять посторонних лиц одних в служебных помещениях; не вести телефонные разговоры с работниками проверяемого субъекта по вопросам, не относящимся к проведению проверки; сообщать непосредственному руководителю о попытках угроз, шантажа или подкупа со стороны работников проверяемого субъекта или иных заинтересованных лиц и т.д.

Информация, содержащая охраняемую законодательными актами тайну, не должна разглашаться; не должна использоваться должностными лицами контролирующих органов в личных целях; не должна передаваться третьим лицам, в т.ч. государственным органам (за исключением отдельных случаев, когда законодательство Республики Беларусь предусматривает обязанность контролирующего (надзорного) органа передавать информацию, например, иным правоохранительным органам в целях борьбы с преступностью). Под такой режим подпадает информация, составляющая государственные секреты, коммерческую, налоговую, банковскую и иные виды тайн.

Права проверяемых

В п.7 Положения перечислены права проверяемых субъектов, их представителей, участников контрольного обмера, которые корреспондируют с обязанностями контролирующих (надзорных) органов и направлены в первую очередь на реализацию принципа законности в деятельности проверяющих, возможности обжалования их действий при проведении проверок в случае несоблюдения ими требований Положения.

Исходя из п.7 Положения к нарушениям, допущенным контролирующими (надзорными) органами и проверяющими в рамках исполнения требований Положения, могут быть отнесены: отказ в представлении информации об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности; непредъявление служебного удостоверения и предписания на проведение проверки; заявление требований, не относящихся к вопросам, подлежащим проверке; незаявление самоотвода; непредоставление возможности присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, заявлять дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста, знакомиться с заключением эксперта, специалиста; непредставление копии предписания на проведение проверки, акта (справки) проверки, а также промежуточного акта - в случае его составления и т.д.

Ряд прав направлен непосредственно на защиту законных интересов проверяемых субъектов, их представителей, участников контрольного обмера без использования процедуры обжалования. Так, данные лица могут отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты; не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок (журнал производства работ) (за исключением случая, предусмотренного в части четвертой п.33 Положения), и т.д.

Обязанности проверяемых

В п.8 Положения перечислены обязанности проверяемых субъектов, их представителей, участников контрольного обмера.

Содержание контрольного правоотношения включает элементы правового статуса контролируемого субъекта, которые корреспондируют правам контролирующего субъекта - праву контролирующего субъекта осуществлять контроль (надзор) соответствует обязанность контролируемого субъекта подвергнуться контролю.

Исполнение обязанностей проверяемого может выражаться в обеспечении допуска уполномоченных на осуществление контроля должностных лиц на территорию, в здания и помещения, занимаемые контролируемым субъектом, предоставлении указанным лицам необходимых условий для осуществления контрольных действий или в выражении готовности к таким действиям. Так, например, праву контролирующего субъекта требовать представления информации о деятельности проверяемого субъекта соответствует обязанность контролируемого субъекта представить эту информацию. В то же время контролируемый субъект обязан представить контролирующему субъекту лишь ту информацию о своей деятельности, которой он обязан располагать сам с учетом своих обязанностей, предусмотренных законодательством.

Таким образом, обязанности проверяемых субъектов, их представителей, участников контрольного обмера корреспондируют с правами контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, несоблюдение которых в ходе их реализации влечет применение следующих мер административной ответственности:

статьей 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор;

статьей 23.2 КоАП - за воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению;

статьей 23.4 КоАП - за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.23.1, 23.2 и 23.4 КоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З.

 

Правомерность требования означает, что оно направлено в адрес проверяемых субъектов, их представителей, участников контрольного обмера в соответствии с полномочиями контролирующего (надзорного) органа (проверяющих) по осуществлению контроля.

 

25.04.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук