Комментарий от 21.01.2013
Автор: Широкий А.

Комментарий к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов». Определение сметной стоимости строительства объектов на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов». Определение сметной стоимости строительства объектов на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении

С 1 января 2012 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 18.11.2011 № 51, которым утверждены:

Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (далее - Инструкция № 51/1);

Инструкция о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (далее - Инструкция № 51/2).

Инструкцией № 51/1 установлен порядок определения сметной стоимости строительства объекта и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительство объектов на дату начала разработки сметной документации с учетом прогнозных индексов цен в строительстве и нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации. Инструкцией № 51/2 - порядок определения сметной стоимости пусконаладочных работ и расходов для ввода в эксплуатацию объекта строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении в ценах на дату начала разработки сметной документации с учетом прогнозных индексов цен в строительстве и нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации.

Инструкция № 51/1 и Инструкция № 51/2 обязательны для применения при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее - облисполком, Мингорисполком), а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки.

В целях применения инструкций № 51/1 и № 51/2 используются в основном термины и определения, приведенные в Законе РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Термины и определения, применяемые в рамках инструкций № 51/1 и № 51/2

В то же время в инструкциях № 51/1 и № 51/2 используются собственные термины.

В Инструкции № 51/1:

сметная стоимость строительства - стоимость объекта строительства в целом, зданий и сооружений, их частей, инженерных и транспортных коммуникаций, пусковых комплексов, очередей строительства, их частей, видов работ, определенная в сметной документации;

локальная смета (локальный сметный расчет) - сметный документ, на основании которого определяется сметная стоимость отдельных видов работ и расходов на строительство объекта;

объектная смета (объектный сметный расчет) - сметный документ на здания, сооружения, их части, инженерные и транспортные коммуникации, их части, объединяющий в своем составе данные из локальных смет (локальных сметных расчетов);

сводный сметный расчет стоимости строительства объекта - в соответствии с ним определяется общая сметная стоимость строительства объекта;

сводка средств - сметный документ, который объединяет несколько сводных сметных расчетов стоимости строительства объектов;

ведомость сметной стоимости строительства зданий и сооружений - составляется в случае необходимости выделения пусковых комплексов;

ведомость объемов работ и расхода ресурсов - отражаются объемы работ в физических единицах и потребность в материальных, трудовых и других ресурсах по видам работ или в целом на объект строительства на основании данных локальных смет (локальных сметных расчетов);

ведомость ресурсов - отражается потребность в затратах труда рабочих и машинистов, нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, материалах, изделий и конструкций и их стоимость;

общехозяйственные и общепроизводственные расходы - сумма средств для возмещения расходов подрядчику в строительной деятельности (далее - подрядчик), связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием, нормируемых в процентах от соответствующих статей, принятых в качестве базы для их определения;

плановая прибыль - прибыль от выполнения строительных, специальных и монтажных работ , нормируемая в процентах от соответствующих статей, принятых в качестве базы для ее определения;

информационный блок данных - максимально полная информация об объекте строительства, записанная на электронных носителях;

объект-аналог - объект, сопоставимый по функциональному назначению, технико-экономическим показателям и конструктивной характеристике проектируемому объекту строительства.

В Инструкции № 51/2:

сметная стоимость пусконаладочных работ и расходов для ввода в эксплуатацию объекта строительства - стоимость пусконаладочных работ и расходов для ввода в эксплуатацию объекта строительства в целом, зданий и сооружений, их частей, инженерных и транспортных коммуникаций, пусковых комплексов, очередей строительства, их частей, видов работ, определенная в сметной документации;

локальная смета (локальный сметный расчет) - сметный документ, на основании которого определяется сметная стоимость отдельных видов пусконаладочных работ и расходов для ввода в эксплуатацию объекта;

объектная смета (объектный сметный расчет) - сметный документ, объединяющий в своем составе данные из локальных смет (локальных сметных расчетов, ресурсно-сметных расчетов);

сводная смета для ввода в эксплуатацию объектов строительства - сметный документ, определяющий общую сметную стоимость, необходимую для выполнения пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию объекта строительства;

ведомость сметной стоимости пусконаладочных работ и расходов для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, входящих в пусковой комплекс, - сметный документ, определяющий сметный размер средств, необходимых для выполнения пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, их частей, входящих в состав пускового комплекса;

ведомость объемов и стоимости работ - документ, отражающий объемы работ в физических единицах и их сметную стоимость в разрезе видов работ или в целом на объект строительства на основании данных локальных смет (локальных сметных расчетов);

общий сметный размер средств - денежное выражение стоимости пусконаладочных работ и расходов для ввода в эксплуатацию объекта строительства в текущем уровне цен;

общехозяйственные и общепроизводственные расходы - сумма средств для возмещения расходов организаций, выполняющих пусконаладочные работы, связанных с созданием общих условий пусконаладочного производства, его организацией, управлением и обслуживанием, нормируемых в процентах от соответствующих статей, принятых в качестве базы для их определения;

плановая прибыль - прибыль от выполнения пусконаладочных работ, нормируемая в процентах от соответствующих статей, принятых в качестве базы для ее определения.

В инструкциях № 51/1 и № 51/2:

нормативы расхода ресурсов - нормативы, устанавливающие расход ресурсов в натуральном выражении, и нормативы, определяемые в процентном выражении, в т.ч. нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли, транспортных расходов.

Дата, на которую составляется смета

В отличие от ранее применяемого порядка составления сметной документации в базисном уровне цен 1991 г. и на 1 января 2006 г. инструкциями № 51/1 и № 51/2 предусмотрено, что сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала разработки сметной документации.

Сметная документация в базисном уровне цен 1991 г. и на 1 января 2006 г. определялась на основании ресурсно-сметных норм, в составе которых помимо расхода ресурсов были приведены и их стоимостные показатели в соответствующих ценах. При составлении же сметной документации в соответствии с инструкциями № 51/1 и № 51/2 сметная стоимость уже определяется на дату начала составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы согласно мониторингу и (или) укрупненным нормативам стоимости единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов.

Соответственно в локальных сметах, составленных по инструкциям № 51/1 и № 51/2, отражается текущая стоимость по элементам затрат в ценах на дату начала составления сметной документации, а не на какой-то установленный период, как это было предусмотрено при составлении сметной документации как в базисных ценах 1991 г., так и в базисных ценах 2006 г.

Включение в смету транспортных расходов

Если в локальных сметах в базисных ценах 1991 г. и на 1 января 2006 г. транспортные расходы по доставке материалов, изделий, конструкций указывались в т.ч. в их стоимости, то в локальных сметах, составленных по Инструкции № 51/1, транспортные расходы выделены отдельно. Изменился и порядок их определения. Транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, согласно Инструкции № 51/1 определяются теперь от стоимости материалов по процентной норме.

В соответствии с Методическими указаниями по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2012), утвержденными приказом Минстройархитектуры РБ от 23.12.2011 № 450, транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, по доставке материалов от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства определяются от стоимости строительных материалов по процентной норме по 3 зонам строительства в размерах:

• по объектам городского строительства - 9,5 % (код зоны - 1);

• по объектам строительства в сельской местности - 13,5 % (код зоны - 2);

• по объектам строительства в г.Минске - 8,9 % (код зоны - 3).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. процентные нормы для расчета транспортных расходов изменились согласно подп.1.1 п.1 постановления Минстройархитектуры РБ от 26.12.2013 № 47.

С 1 января 2015 г. процентные нормы для расчета транспортных расходов изменились согласно подп.2.1 п.2 постановления Минстройархитектуры РБ от 29.12.2014 № 53.

С 1 января 2017 г. вступил в силу приказ Минстройархитектуры РБ от 31.10.2016 № 238, которым утверждены:

1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении в соответствии с перечнем на следующие виды работ:

- строительные конструкции и работы;

- монтаж оборудования;

- ремонт объектов;

- реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям;

- пусконаладочные работы;

2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на пусконаладочные работы (НРР 8.01.402-2017).

С этой же даты вступил в силу приказ Минстройархитектуры РБ от 30.12.2016 № 319, которым утверждены:

1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы Сборника 29 «Тоннели и метрополитены» (НРР 8.03.129-2017);

2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017);

3) Сборник норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017);

4) Сборник норм на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2017, часть I, часть II).

 

При этом к городскому строительству относится строительство объектов в пределах территории городов областного и районного подчинения, к строительству в сельской местности - строительство объектов в пределах территорий областей, районов и территориальных единиц, за исключением территорий городов областного и районного подчинения и г.Минска, к строительству в г.Минске - строительство объектов в пределах территории г.Минска.

Определение стоимости заработной платы

Изменился подход и к определению стоимости заработной платы. Заработная плата согласно инструкциям № 51/1 и № 51/2 определяется исходя из цены 1 чел.-ч по данным Национального статистического комитета РБ о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по строительству на 1-е число месяца, предшествующего дате разработки сметы, в среднем по республике (за исключением г.Минска) и нормативному рабочему времени 170 ч в месяц, для строительства в г.Минске - по среднемесячной заработной плате для г.Минска. Определенная таким образом среднемесячная заработная плата принимается как заработная плата рабочего 4-го разряда.

Определение 1 машино-часа

Цена 1 маш.-ч определяется на основании цен, рассчитываемых по перечню машин и механизмов, приведенных в нормативах расхода ресурсов, с учетом данных мониторинга. Только стоимость 1 маш.-ч машин и механизмов, отсутствующих в перечне нормативов расхода ресурсов, предусмотрено определять расчетным путем.

Определение цены материалов, изделий, конструкций, оборудования

На основании мониторинга цен также определяется цена материалов, изделий и конструкций, и только при отсутствии данных мониторинга цена определяется по текущим ценам производителя материалов на территории республики, а в случае отсутствия производителя - по ценам поставщика материалов.

Стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика, в т.ч. содержащих текущие цены, включающие отпускную цену с учетом стоимости запасных частей и средств на тару и упаковку. В стоимость оборудования включаются расходы, связанные с приобретением, хранением и его транспортировкой на основании данных о расстоянии перевозок и соответствующих тарифах. При отсутствии данных о расстоянии перевозок и тарифах расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой оборудования, учитываются в размере 2 % от его стоимости.

При этом стоимость материалов и оборудования, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь, как и в базисных ценах на 1 января 2006 г., определяется исходя из контрактной цены с приведением в текущие цены по курсам иностранных валют, устанавливаемых Национальным банком РБ.

Определение общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли

Общехозяйственные и общепроизводственные расходы, а также плановая прибыль определяются по процентной норме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства РБ в установленном порядке, от заработной платы рабочих и машинистов, рассчитанной исходя из стоимости 1 чел.-ч. Нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли для строительных, монтажных, специальных и пусконаладочных работ при возведении, реконструкции, ремонте и реставрации объектов подрядным способом приведены в приложении Д к Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденным постановлением Минстройархитектуры РБ от 23.12.2011 № 59.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться приложением Д к Методическим рекомендациям № 59 в редакции постановления Минстройархитектуры РБ от 23.01.2019 № 6.

 

Следует отметить, что в названных Методических рекомендациях приведены примерные перечни расходов, учтенных нормами общехозяйственных и общепроизводственных расходов и не учтенных нормами.

Локальные и объектные сметы, сводный сметный расчет

В локальных сметах (локальных сметных расчетах), как и ранее, предусмотрена группировка данных по проектно-технологическим модулям в зависимости от видов работ.

Сохранился и принцип составления объектных смет (объектных сметных расчетов). Как и в базисном уровне цен 1991 г. и на 1 января 2006 г., объектные сметы в своем составе объединяют данные из локальных смет (локальных сметных расчетов) и могут не составляться в тех случаях, когда по объекту имеется только один вид работ (расходов). При этом при наличии в доме жилой и нежилой частей (встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных) объектные сметы составляются отдельно на жилую и нежилую части дома и за итогом объектной сметы (объектного сметного расчета) показываются суммы, учитывающие стоимость материалов, полученных от разборки зданий и сооружений или их конструкций, которые являются итогом возвратных сумм, определенных в локальных сметах (локальных сметных расчетах) на строительство объекта.

На основании объектных смет (объектных расчетов), локальных смет (локальных сметных расчетов) и других сметных расчетов составляется сводный сметный расчет стоимости строительства объекта, а по пусконаладочным работам - сводная смета для ввода в эксплуатацию объектов строительства.

В отличие от сводного сметного расчета стоимости строительства, составляемого в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., в сводном сметном расчете стоимости строительства, составленном в соответствии с Инструкцией № 51/1, предусмотрено 11 глав. Глава 12 «Проектные и изыскательские работы» исключена. Затраты по проектным и изыскательским работам включены в главу 10 «Средства заказчика, застройщика» сводного сметного расчета стоимости строительства.

Инструкцией № 51/1 определен норматив средств на содержание заказчика, застройщика, который предусмотрен по нормам в процентах от итога глав 1-9 сводного сметного расчета стоимости строительства и составляет:

при строительстве объектов при действующей или организуемой службе заказчика, застройщика:

- 1,06 % - при нахождении объектов строительства и заказчика, застройщика в пределах одного населенного пункта;

- 1,38 % - при нахождении объектов строительства и заказчика, застройщика в различных населенных пунктах;

- 1,76 % - для организуемых (организованных) в установленном порядке организаций по реализации целевых программ по строительству;

при строительстве (кроме работ по ремонту) жилых домов, объектов социальной сферы и коммунального хозяйства:

- 1,38 % - для организаций капитального строительства Мингорисполкома, в т.ч. выполняющих функции единого государственного заказчика;

- 1,76 % - для организаций капитального строительства Брестского, Витебского, Гродненского, Минского облисполкомов, организаций капитального строительства министерств и других республиканских органов государственного управления, организаций, подчиненных Правительству РБ, в т.ч. выполняющих функции единого государственного заказчика;

- 1,8 % - для организаций капитального строительства Гомельского и Могилевского облисполкомов, в т.ч. выполняющих функции единого государственного заказчика.

Как и ранее, облисполкомам и Мингорисполкому в пределах утвержденных нормативов предоставлена возможность дифференцировать их для организаций капитального строительства городских и районных исполнительных комитетов и других подведомственных организаций, в т.ч. выполняющих функции единого государственного заказчика.

Ведомость объемов работ и расхода ресурсов

Особого внимания требует составление ведомости объемов работ и расхода ресурсов, которая составляется по видам работ (сметам) на здания, сооружения или на объект в разрезе проектно-технологических модулей или видов работ, и ведомости ресурсов, которые являются составной частью сметной документации, предоставляемой заказчиком подрядчику для формирования цены предложения подрядчика в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 сентября 2016 г. следует руководствоваться Положением № 1553 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2016 № 434.

 

Следует иметь в виду, что при разработке сметной документации с применением нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении ведомость ресурсов составляется по объемам работ на основании проектной документации и должна содержать данные о расходе ресурсов (затраты труда в человеко-часах, нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, материалы) и их стоимость, в т.ч. по видам работ. При разработке сметной документации на основании укрупненных нормативов стоимости единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов ведомость ресурсов составляется по видам работ только в стоимостном выражении.

При составлении сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении не предусмотрено распределение средств на непредвиденные работы и затраты между заказчиком и подрядной организацией, как это было предусмотрено при составлении сметной документации в базисном уровне цен 1991 г. и на 1 января 2006 г.

Средства на непредвиденные работы и затраты предназначены для возмещения увеличения стоимости объемов работ и расходов, характер и методы выполнения которых не могут быть точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства, увеличения стоимости строительства, вызванного изменением технических нормативных актов, уточнением заказчиком объемно-планировочных показателей и технологических решений, и полностью остаются в распоряжении заказчика.

Еще одна особенность в том, что в сводном сметном расчете стоимости строительства при составлении сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении учитываются налоги и отчисления в соответствии с налоговым законодательством на дату начала составления сметной документации и средства, учитывающие применение прогнозных индексов цен в строительстве, которые определяются путем применения прогнозных индексов от даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства.

 

21.01.2013

 

Александр Широкий, специалист по сметному делу

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В постановление Минстройархитектуры РБ от 18.11.2011 № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов» на основании постановлений Минстройархитектуры РБ от 25.11.2013 № 37 (с 26 февраля 2014 г.), от 29.09.2014 № 44 (с 6 ноября 2014 г.), от 28.03.2016 № 9 (с 21 апреля 2016 г.), от 12.06.2017 № 16 (с 6 августа 2017 г.) и от 09.01.2018 № 1 (от 24 января 2018 г.) внесены изменения и дополнения.