


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции». Ограничения по формированию цен на строительные материалы, изделия, конструкции
В разделе «Министерство архитектуры и строительства» приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) установлено, что Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь осуществляет регулирование цен на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
В связи с предоставленными подп.2.1 п.2 Указа № 72 полномочиями Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь приняло постановление от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее - постановление № 33), которое вступило в силу с 1 февраля 2015 г.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2017 г. вместо постановления № 33 действует постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции». |
Постановление № 33 устанавливает порядок формирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции для их производителей, импортеров и оптовых организаций-посредников.
![]() |
Справочно Строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абзац 35 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»). Строительная конструкция сооружения - часть сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие, а в открытом виде - эстетические функции. Строительное изделие - изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительной конструкции сооружения, инженерных систем и сетей. Строительный материал - материал, предназначенный для создания строительных конструкций сооружений и изготовления строительных изделий, а также для выполнения защитно-отделочных покрытий сооружений (абзацы 26-28 ст.2 технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748). |
Необходимость составления экономического обоснования
Юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу № 72), за исключением:
• юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
• юридических лиц, применяющих фиксированные цены (тарифы), установленные в соответствии с законодательством;
• крестьянских (фермерских) хозяйств;
• юридических лиц при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
• юридических лиц при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (подп.2.11 п.2 Указа № 72).
С учетом приведенной нормы на строительные материалы, изделия, конструкции, на которые постановлением № 33 установлены ограничения, юридические лица и индивидуальные предприниматели (производители и импортеры) обязаны составлять экономические обоснования.
Исключения составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели (производители и импортеры), применяющие упрощенную систему налогообложения.
Формирование отпускных цен производителями строительных материалов, изделий, конструкций
Для производителей строительных материалов ограничение установлено по рентабельности в размере 25 %, но только на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
Это значит, что производители строительных материалов, изделий, конструкций должны сформировать отпускные цены для использования на разные цели:
1) с ограничением рентабельности в размере 25 % к плановой себестоимости;
2) без ограничения размера рентабельности.
При этом, по мнению автора, необходимо помнить, что в данный момент п.3 письма Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь от 30.01.2015 № 12-01-11/860/03-20/152к «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207» (далее - письмо № 12-01-11/860/03-20/152к) установлено, что повышение отпускных цен (тарифов) производителями допускается только на величину изменения стоимости:
• импортных сырья и материалов, комплектующих, тары и упаковки, происходящих из третьих стран (стран, не входящих в Евразийский экономический союз) и поступивших после 18 декабря 2014 г., с учетом их доли в отпускной цене. При этом увеличение цен на сырье и материалы, комплектующие, тару и упаковку отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза, не допускается;
• энергоносителей, топлива, в т.ч. нефтепродуктов. При этом плановый уровень рентабельности не может превышать фактически сложившийся уровень по организации за январь-сентябрь 2014 г. по данному виду деятельности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 февраля 2015 г. взамен письма № 12-01-11/860/03-20/152к было принято письмо Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 18.02.2015 № 12-01-10/1407/03-20/150 «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207». С 6 апреля 2015 г. письмо № 12-01-10/1407/03-20/150 не применяется на основании письма Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 06.04.2015 № 12-01-10/2981/03-20/472. |
Формирование отпускных цен импортерами строительных материалов, изделий, конструкций
Для импортеров отпускные цены на строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные на территорию Республики Беларусь и реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), определяются исходя из контрактной цены, расходов по импорту (таможенных сборов и пошлин, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение), расходов на страхование груза, транспортных расходов, связанных с приобретением товара, и предельной максимальной надбавки в размере 10 % от контрактной цены.
К иным расходам, связанными с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение, относятся расходы по платежам и оплате получаемых документов, без осуществления которых товар не может быть выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь (оборот не допускается, запрещен и (или) влечет административную и иную ответственность), например, за:
• въезд в зону таможенного контроля;
• хранение груза на складе временного хранения на период оформления документов;
• оформление статистических (таможенных) деклараций, паспортов сделок;
• получение сертификатов;
• осуществление обязательных экспертиз, поверок и т.п.;
• получение идентификационных знаков, в т.ч. наклеиваемых за рубежом и т.п.
Включение иных расходов осуществляется, если импортер непосредственно осуществляет действия по оформлению необходимых документов либо указанные расходы выделены в смете расходов субъектов предпринимательской деятельности в области таможенного дела, если импортер пользуется услугами данных субъектов.
С учетом изложенного импортеры строительных материалов, изделий, конструкций должны сформировать отпускные цены для использования на разные цели:
1) в порядке и с ограничениями, установленными п.2 постановления № 33
2) без ограничений, установленных п.2 постановления № 33.
При этом, по мнению автора, необходимо помнить, что в данный момент п.4 письма № 12-01-11/860/03-20/152к установлено, что на импортируемые товары, поступившие после 18 декабря 2014 г., допускается увеличение отпускной цены (на момент ее формирования) не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к валюте договора по сравнению с 18 декабря 2014 г. При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3 % в целом по организации.
![]() |
Справочно Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Прп) до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп). Этот показатель характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж): Rоб = Прп / Врп х 100 = (стр.060 отчета о прибылях и убытках / стр.010 отчета о прибылях и убытках) х 100. |
Оптовая надбавка при реализации строительных материалов, изделий, конструкций
Пунктом 3 постановления № 33 установлено, что предельная оптовая надбавка к отпускным ценам на строительные материалы, изделия, конструкции, сформированным организациями-производителями и импортерами, применяется в размере 10 % независимо от количества участвующих посредников.
Заполнение товарно-транспортных и товарных накладных производителями и оптовыми организациями
При отпуске строительных материалов, изделий, конструкций в заключаемых договорах между производителями и их покупателями необходимо указывать цель их дальнейшего использования покупателями.
Если в договоре указано несколько целей дальнейшего использования, то целесообразно в товарно-транспортных (ТТН-1) и товарных накладных (ТН-2) указать, например, в каком порядке была сформирована отпускная цена производителями.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения. |
Порядок заполнения товарно-транспортных и товарных накладных установлен Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192.
В накладные ТТН-1 и ТН-2 и в приложения к ним допускается вносить дополнительную информацию, необходимую организациям. Место указания дополнительной информации определяется организациями самостоятельно, при этом она не должна препятствовать прочтению иных записей (п.9 названной Инструкции).
Исходя из изложенного в любом удобном месте, например, в гр.9 «Примечание» ТН-2 или гр.11 ТТН-1:
• организация-производитель, которая отпускает строительные материалы, изделия, конструкции, должна указать, например, следующее: «цена сформирована с ограничением рентабельности» или «цена сформирована без ограничения рентабельности»;
• организация-импортер может указать: «цена сформирована в порядке, установленном п.2 постановления Министерства архитектуры и строительства от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции« или «цена сформирована без ограничений, установленных п.2 постановления Министерства архитектуры и строительства от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции».
Оптовая организация-посредник при дальнейшей реализации своим покупателям строительных материалов, изделий, конструкций, приобретенных у организации-производителя или организации-импортера, также должна указать на порядок, в каком была сформирована отпускная цена. Например:
• «отпускная цена производителем сформирована с ограничением рентабельности» или «отпускная цена производителем сформирована без ограничения рентабельности»;
• «цена импортером сформирована в порядке, установленном п.2 постановления Министерства архитектуры и строительства от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции« или «цена импортером сформирована без ограничений, установленных п.2 постановления Министерства архитектуры и строительства от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции».
Эта информация может также указываться в гр.9 «Примечание» ТН-2 или гр.11 ТТН-1.
Кроме этой информации, в случае, если оптовая организация-посредник реализует строительные материалы, изделия, конструкции следующему оптовому звену, она должна в гр.9 «Примечание» ТН-2 или гр.11 ТТН-1 «Примечание» указать размер оптовой надбавки, которая была ею применена.
Ответственность за нарушение порядка формирования цен
Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.
Реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (части 2, 3 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 2 ст.12.4 вышеназванного Кодекса - до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З). |
11.02.2015
Татьяна Осипова, экономист