Комментарий от 19.11.2013
Автор: Борисов Н.

Комментарий к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 05.11.2013 № 80 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14 декабря 2011 г. № 200». На ряд продовольственных товаров сняты ограничения по уровню применяемых торговых надбавок


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 05.11.2013 № 80 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14 декабря 2011 г. № 200». На ряд продовольственных товаров сняты ограничения по уровню применяемых торговых надбавок

Комментируемым постановлением (далее - постановление № 80) сняты ограничения по уровню применяемых торговых надбавок на следующие продовольственные товары:

• фарши из говядины и свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров; пельмени из говядины и свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные;

• кровяные и ливерные колбасы; мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных;

• сыры из коровьего молока ферментные твердые и полутвердые со сроком созревания не более 40 дней и жирностью не выше 55 % (кроме выработанных с использованием пропионово-кислых бактерий и плесеней) и мягкие (без созревания, без вкусовых добавок и наполнителей);

• соль поваренную пищевую;

• рыбу соленую (семейство сельдевых);

• кофе, чай.

Постановление № 80 вступило в силу с 16 ноября 2013 г.

Стоит отметить, что постановление № 80 принято во исполнение п.2 постановления Совета Министров РБ от 25.10.2013 № 934 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 495» (далее - постановление № 934), которым, в свою очередь, были изменены:

перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики;

перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2014 г. вместо вышеназванных перечней действуют перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли, и перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35.

С 15 января 2016 г. перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.01.2016 № 8 утратил силу. Некоторые позиции данного перечня перенесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденный постановлением № 35.

 

Постановление № 934 вступило в силу с 1 ноября 2013 г., и с этой даты некоторые продовольственные товары перестали быть социально значимыми.

В связи с этим у субъектов хозяйствования возникает вопрос: с какой даты - с 1 ноября или с 16 ноября 2013 г. - можно применять торговые надбавки с учетом конъюнктуры рынка на указанные выше товары?

Для ответа на этот вопрос обратимся к Закону РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон), которым закреплено, что постановления Совета Министров РБ имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка РБ, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (часть пятая ст.10). В случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой (часть первая ст.71 Закона).

С учетом того что постановление № 934 имеет большую юридическую силу по отношению к постановлению № 80, с 1 ноября 2013 г. по товарным позициям, исключенным из перечня социально значимых товаров, торговые и оптовые надбавки могут применяться с учетом складывающейся конъюнктуры рынка.

Данное утверждение относится и к соответствующим решениям областных и Минского городского исполнительных комитетов, которые появятся в ближайшее время.

Рассмотрим порядок формирования розничной цены до и после 1 ноября 2013 г. на примере чая.

 

Пример

Организация розничной торговли закупила у импортера чай черный по цене 30 000 руб., в т.ч. НДС - 6 000 руб.

До 1 ноября 2013 г. формирование розничной цены осуществлялось следующим образом:

 

№ п/п Показатель Сумма, руб.
1
Отпускная цена импортера
36 000
2
В том числе налог на добавленную стоимость (стр.1 х 20 % / 120 %)
6 000
3
Торговая надбавка ((стр.1 - стр.2) х 22 %) (примечание 1)
6 600
4
Розничная цена без НДС (стр.1 - стр.2 + стр.3)
36 600
5
Налог на добавленную стоимость (стр.4 х 20 %)
7 320
6
Розничная цена с НДС (стр.4 + стр.5)
43 920
7
Розничная цена с НДС с учетом округления (примечание 2)
43 900

 

С 1 ноября 2013 г. размер торговой надбавки устанавливается организацией розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка. Формирование розничной цены осуществляется следующим образом:

 

№ п/п Показатель Сумма, руб.
1
Отпускная цена импортера
36 000
2
В том числе налог на добавленную стоимость (стр.1 х 20 % / 120 %)
6 000
3
Торговая надбавка ((стр.1 - стр.2) х 33 %)
9 900
4
Розничная цена без НДС (стр.1 - стр.2 + стр.3)
39 900
5
Налог на добавленную стоимость (стр.4 х 20 %)
7 980
6
Розничная цена с НДС (стр.4 + стр.5)
47 880
7
Розничная цена с НДС с учетом округления (примечание 2)
47 900

 

Примечание 1. Предельная торговая надбавка на чай, действовавшая до 1 ноября 2013 г., составляет 22 % (п.21 приложения к постановлению Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200).

Примечание 2. Округление выполняется с учетом положений письма Минторга РБ от 12.10.2011 № 03-21/662к «Об округлении розничных цен».

 

19.11.2013

 

Николай Борисов, директор Минского областного центра информации по ценам