


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 12.06.2012 № 50 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения Реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам». Недобросовестные поставщики не смогут участвовать в закупках за счет собственных средств в течение года
Во исполнение подп.2.5 п.2 постановления Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229) для целей формирования перечня субъектов хозяйствования, временно не допускаемых к закупкам, Министерством экономики РБ (далее - Минэкономики) принято постановление от 12.06.2012 № 50 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения Реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам» (вступило в силу 3 июля 2012 г.) (далее - постановление № 50).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 августа 2017 г. порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, определяется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 28.06.2017 № 34. |
![]() |
Справочно Практика своеобразного публичного порицания уже существовала в Республике Беларусь. Так, на официальном сайте Минэкономики в сети Интернет размещалась информация о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), поступавшая от государственных заказчиков (заказчиков), имевших практику взаимодействия с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), не выполнившими либо нарушившими взятые на себя обязательства. Информация сохранялась на сайте в течение года, а ответственность за достоверность информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) несли организации, представившие указанную информацию. Подчеркнем, источник информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) на сайте Минэкономики - государственные заказчики, заказчики. |
Обратим внимание на следующий аспект. Из преамбулы постановления № 50 следует, что оно принято во исполнение подп.2.5 п.2 постановления № 229. Постановление № 229 распространяется на отношения в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, осуществляемых республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями (подп.1.1 п.1 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. на основании подп.1.1 п.1 постановления № 229 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 23.01.2014 № 64) его нормы распространяются на республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, если иное не установлено законодательными актами РБ. |
Следовательно, постановление № 50 также должно распространяться на отношения в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, осуществляемых организациями, указанными в подп.1.1 п.1 постановления № 229. Логично предположить, что и Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (далее - Реестр), должен содержать информацию о тех субъектах, которые принимали участие в процедурах закупок, осуществляемых за счет собственных средств организаций, указанных в подп.1.1 п.1 постановления № 229. Подобный вывод следует также из субъектного состава лиц, которые могут инициировать включение в Реестр: это субъекты, осуществляющие закупки за счет собственных средств. Таким образом, данные нормативные правовые акты не регулируют государственные закупки и не предполагают включение в Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участвовавших в процедурах государственных закупок.
С принятием постановления № 50 порядок ведения Реестра урегулирован следующим образом.
Ответственный за формирование, ведение и поддержание в актуальном состоянии Реестра - Минэкономики.
Размещение Реестра. Ведется в бумажном и электронном виде, в открытом доступе публично размещается на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в информационной системе «Тендеры» (http://www.icetrade.by).
Основание включения в Реестр. Заявление, поступившее в Минэкономики:
• от республиканских унитарных предприятий, государственных органов, государственных объединений, иных юридических лиц, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
• организатора процедур централизованных закупок.
![]() |
Справочно Организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе, за исключением случая, когда организатором определяется одна из организаций, закупки которых централизуются. Необходимость проведения централизованных закупок определяется республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, иными государственными органами (организациями), государственными объединениями для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций с учетом специфики осуществления деятельности последних. |
Форма заявления содержится в приложении к Инструкции о порядке формирования и ведения Реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утвержденной постановлением № 50 (далее - Инструкция).
Особенность. В содержании заявления о включении в Реестр необходимо указывать и товары (работы, услуги), при закупке которых выявлены недобросовестные действия поставщика (подрядчика исполнителя).
![]() |
Обратите внимание! Среди субъектов, которые могут инициировать включение в Реестр, законодатель выделил тех, которые имеют непосредственное отношение только к процедурам закупок за счет собственных средств. |
Основания для подачи заявления для включения в Реестр:
1) копия решения суда о понуждении участника процедуры закупки, определенного в качестве ее победителя и уклонившегося от заключения договоров на закупки, к заключению договора и (или) письменный отказ такого участника от заключения договора;
2) копия судебного (арбитражного) решения, вынесенного в отношении субъекта при невыполнении либо выполнении ненадлежащим образом обязательств по договорам на закупки, факты чего подтверждены соответствующим судебным (арбитражным) решением, за исключением договоров на закупки, обязательства по которым не выполнены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения, либо на основании акта государственного органа;
3) копия решения суда в случае если работник(и) юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя совершил(и) установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы, в т.ч. дачу взятки члену(ам) комиссии и (или) ответственному лицу (лицам) организации (организатора), на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок (п.4 Инструкции).
Особенность. Если с момента вступления в силу указанных выше решений суда (арбитража) или с момента заявления письменного отказа участника, определенного в качестве победителя закупки, от заключения договора истек срок 1 год и более, включение в Реестр не производится (п.6 Инструкции).
![]() |
Справочно Применительно к сфере государственных закупок в Соглашении о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010 (заключено в г.Москве, ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 211-З; далее - Соглашение) закреплены нормы о включении недобросовестных поставщиков в соответствующий реестр в случае уклонения поставщика от заключения договора (контракта) о закупках или неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиками своих обязательств по заключенным с ними договорам (контрактам) о закупках (ст.15 Соглашения). Заметьте: в качестве основания для включения в такой реестр сведений Соглашение называет только решение суда и (или) национального контролирующего органа (п.5 ст.15 Соглашения). Тем самым подчеркивается необходимость подтверждения информации о недобросовестности поставщика со стороны компетентного органа, который может обеспечить проверку всех обстоятельств, фактов и сделать вывод о недобросовестности поставщика.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение и Закон № 211-З утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
В нормах Инструкции в качестве основания для подачи заявления о включении в Реестр выступает в т.ч. копия решения суда о понуждении участника процедуры закупки к заключению договора и (или) письменный отказ такого участника от заключения договора. С учетом данной формулировки субъект может быть включен в Реестр на основании:
а) решения суда;
б) решения суда и его собственного письменного отказа от заключения договора;
в) письменного отказа участника процедуры закупки от заключения договора, т.е. без решения суда.
Уведомление. Минэкономики при получении заявления о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр уведомляет самого поставщика (подрядчика, исполнителя) об этом в течение 5 рабочих дней со дня включения, т.е. уже по факту включения. Такой же срок установлен для уведомления при исключении поставщика (подрядчика, исполнителя) из Реестра.
![]() |
Обратите внимание! Поскольку поставщик (подрядчик, исполнитель) уведомляется о включении в Реестр по факту такого включения, возникает вопрос о возможности оспаривания данного факта (например, в случае ошибки). Инструкция, постановление № 50, постановление № 229 умалчивают о порядке обжалования включения в Реестр. Хотя применительно к государственным закупкам в Соглашении содержится норма о том, что лицо, сведения о котором включены в Реестр недобросовестных поставщиков, вправе обжаловать включение в этот реестр в судебном порядке (п.8 ст.15 Соглашения), что, в свою очередь, снимает вопрос о способах защиты прав поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Полагаем, в контексте Инструкции для обеспечения защиты прав и законных интересов участников процедур закупок следует руководствоваться административным или судебным порядком защиты. |
Срок нахождения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе), временно не допускаемом к процедурам закупок, - 1 год со дня включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр. Истечение годичного срока является основанием для исключения субъекта из Реестра.
Основания исключения из Реестра:
1) истечение годичного срока со дня включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр,
2) отмена решения (приговора) суда, на основании которого произведено включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр, снятие или погашение судимости.
Правовые последствия включения в Реестр. С позиции постановления № 229 юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Реестр, не могут быть участниками конкурентной процедуры закупки (часть вторая подп.2.5 п.2 постановления № 229). В данном случае, учитывая буквальное толкование приведенной нормы, лицо, включенное в Реестр, тем не менее может быть потенциальным поставщиком и впоследствии стороной договора поставки (подряда, возмездного оказания услуг), если договор заключен посредством неконкурентной процедуры закупки, например в случае закупки из одного источника (подп.2.2 п.2 постановления № 229).
Таким образом, по своей сути сфера применения постановления № 50 ограничена сферой закупок за счет собственных средств и, следовательно, информация в Реестре поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, ограничена теми поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые принимали участие в процедурах закупок за счет собственных средств.
При проведении процедур государственных закупок и при заключении договоров на государственные закупки для целей выявления недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и публичного размещения информации о них актуальной остается информация на сайте Минэкономики, правовой режим которой нормативно не закреплен.
Несмотря на достаточно четкий механизм включения в Реестр и исключения из Реестра субъектов хозяйствования, с учетом оснований для включения полагаем необходимым уточнить порядок обжалования факта включения в Реестр.
01.04.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь