


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 12.07.2011 № 106 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 128». Новое в подходах к импортозамещению
Роль свободных экономических зон в развитии импортозамещающих производств
Создание и развитие импортозамещающих производств на сегодняшний день является одним из основных направлений в сфере развития реального сектора экономики Республики Беларусь (п.7 главы 1 Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, утвержденных Законом РБ от 14.11.2005 № 60-З).
Значительная роль в этом отведена свободным экономическим зонам (далее - СЭЗ), одной из основных целей деятельности которых является привлечение инвестиций в создание и развитие импортозамещающих производств (ст.3 Закона РБ от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах»).
Для реализации данной цели Правительство РБ на основании подп.5.2 п.5 Указа Президента РБ от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» ежегодно утверждает перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ и поставляемых на внутренний рынок республики (далее - перечень). При этом в перечень могут быть включены только те товары, которые соответствуют определенным критериям отнесения товаров к импортозамещающим. Порядок подготовки перечня регламентирован Инструкцией о порядке подготовки проекта перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь, поставляемых на внутренний рынок, и критериях включения их в указанный проект перечня, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 19.07.2005 № 128 (далее - Инструкция № 128).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. подп.5.2 п.5 Указа № 262 на основании Указа Президента РБ от 24.02.2012 № 109 утратил силу. |
Совершенствование критериев и порядка отнесения товаров к импортозамещающим
В ходе анализа существующей практики формирования перечня была выявлена необходимость совершенствования существующих критериев и порядка отнесения товаров к импортозамещающим.
С этой целью было принято постановление Минэкономики РБ от 12.07.2011 № 106 (далее - постановление № 106), вступившее в силу с 1 января 2012 г., которым были внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 128.
Основные новшества постановления № 106
1. Отменен критерий недостаточного объема производства аналогичных товаров в республике.
Как свидетельствует практика формирования проекта перечня, механизм планового определения потребности Республики Беларусь в тех или иных товарах себя исчерпал. Кроме того, даже при условии недостаточного производства в республике того или иного товара не всегда существует необходимость и целесообразность производства импортозамещающей продукции.
2. Введены дополнительные критерии «дата освоения производства продукции» и «рентабельность производства продукции».
Необходимость введения указанных критериев вызвана тем, что при рассмотрении проекта перечня и принятии решения о целесообразности включения того или иного товара в перечень Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики (примечание 1) ежегодно большое внимание уделяется дате освоения производства продукции и ее рентабельности.
Одной из основных задач льготирования импортозамещающих производств (примечание 2) является поддержка их на начальных этапах становления и развития с целью выведения таких организаций на устойчивые положительные показатели экономической деятельности. Поэтому представляется целесообразным включать в перечень такие товары, дата освоения производства которых не превышает 2 лет (на дату формирования проекта перечня) при рентабельности производства такой продукции не выше среднереспубликанского показателя рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в промышленности, сложившегося в году, предшествующем году формирования проекта перечня, в соответствии с официальными данными Национального статистического комитета РБ.
3. Ужесточен критерий по импорту аналогичных товаров в республику.
Перечень связан со значительным объемом предоставляемых резидентам СЭЗ налоговых льгот и соответствующим уменьшением доходов республиканского бюджета. В связи с этим предоставлять такие особые условия налогообложения целесообразно лишь в отношении тех товаров, которые поставляются в Республику Беларусь в больших объемах. Поэтому для включения в перечень в настоящее время будут рассматриваться такие товары, по которым импорт в году, предшествующем году формирования проекта перечня, составил не менее 1 млн.долл. США.
4. Введен показатель импортоемкости товара.
При формировании перечня нередко возникает вопрос: на сколько же данная продукция «импортозамещающая»? Очевидно, что для производства разных групп товаров в зависимости от требуемой сырьевой базы и ее наличия в стране требуется различное количество импортных комплектующих, сырья, материалов. Для ответа на данный вопрос и анализа степени «импортозамещаемости» производимых резидентами СЭЗ товаров введен справочный показатель импортоемкости производимого резидентом СЭЗ товара, который помогает оценить, какую долю в конечной цене такого товара составляют импортные сырье, материалы и комплектующие. Этот показатель не является критерием отнесения товаров к импортозамещающим, однако позволяет сделать вывод о степени локализации производства такого товара, что немаловажно при оценке эффективности существующих подходов к импортозамещению.
5. Изменен порядок формирования проекта перечня.
Кроме критериев отнесения товаров к импортозамещающим также претерпел некоторые изменения и порядок формирования проекта перечня:
1) изменились сроки подачи документов администрациями СЭЗ в Министерство экономики РБ;
2) закреплена ответственность резидентов СЭЗ за достоверность сведений и подлинность представляемых в администрации СЭЗ документов и администраций СЭЗ - за полноту представляемых в Министерство экономики РБ пакетов документов;
3) конкретизирован порядок рассмотрения спорных вопросов, касающихся включения товара в проект перечня;
4) отменены такие процедуры, как актуализация перечня и обязательная экспертиза проекта перечня, проводимая Государственным таможенным комитетом РБ;
5) предусмотрены некоторые редакционные изменения в целях приведения национального законодательства в соответствие с законодательством таможенного союза.
Выводы
Таким образом, принятое постановление № 106 позволит:
1) усовершенствовать и ужесточить критерии отнесения товаров к импортозамещающим, что будет способствовать более эффективному формированию проекта перечня;
2) сделать экономический анализ целесообразности включения товаров в проект перечня более удобным, оптимизировать форму представления администрациями СЭЗ проекта перечня;
3) оптимизировать сроки и порядок представления администрациями СЭЗ документов в Министерство экономики РБ;
4) упростить и ускорить работу с проектом перечня путем отказа от некоторых процедур, таким образом оптимизировать данную работу;
5) привести национальное законодательство в соответствие в законодательством таможенного союза.
Примечание 1. Положение о Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики утверждено постановлением Совета Министров РБ от 20.03.2003 № 382.
Состав Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.09.2007 № 1204.
Примечание 2. С оборотов на территории Республики Беларусь импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ и включенных в перечень, налог на добавленную стоимость взимается по льготной ставке 10 % вместо общеустановленной ставки 20 % (п.51 ст.327 Особенной части Налогового кодекса РБ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. п.51 ст.327 названного Кодекса на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З утратил силу. |
26.03.2012 г.
Анастасия Любченко, консультант управления государственной политики по привлечению иностранных инвестиций главного управления инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь