


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2013 № 19 «О внесении изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81». Изменен перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита
Перечень приведен в соответствии с новым законодательством по бухгалтерскому учету и отчетности
Комментируемым постановлением Минфина РБ от 29.03.2013 № 19 «О внесении изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81» (вступило в силу 27 апреля 2013 г.) (далее - постановление № 19) внесены изменения в приложение к правилам аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденным постановлением Минфина РБ от 04.08.2000 № 81, - в перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный аудит).
Перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - перечень вопросов), составлен с учетом Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и новых форм бухгалтерской отчетности, установленных постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111), типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Инструкции № 111 постановлением Минфина РБ от 12.12.2016 № 104 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность». С 22 января 2020 г. следует руководствоваться перечнем вопросов в редакции постановления Минфина РБ от 12.12.2019 № 72 (далее - постановление № 72): «Перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности». |
Аудит общих вопросов
В процессе обязательного аудита в первую очередь проверяются общие вопросы, при этом аудиту подлежат:
• правоустанавливающие документы, такие как свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы, положения о филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях, специальные разрешения (лицензии) на право осуществления лицензируемых видов деятельности;
• учетная политика аудируемого лица с точки зрения ее соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь, а также полноты раскрытия принятых способов ведения бухгалтерского учета и вопросов налогообложения, которые должны быть отражены в ней согласно Налоговому кодексу РБ;
• организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля у аудируемого лица по таким аспектам, как соответствие применяемых аудируемым лицом первичных учетных документов требованиям законодательства Республики Беларусь, правильность организации и проведения инвентаризации активов и обязательств, а также отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности.
Основной этап обязательного аудита - проверка вопросов, касающихся бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов аудируемого лица.
Аудит долгосрочных активов
Аудит долгосрочных активов включает:
• аудит основных средств (проверка правильности отнесения объектов к основным средствам, стоимостной оценки основных средств, начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизации и обесценения основных средств, проведения и отражения в бухгалтерском учете переоценки, отражения в бухгалтерском учете поступления, выбытия, внутреннего перемещения основных средств, затрат на их реконструкцию (модернизацию, реставрацию));
• аудит нематериальных активов (проверка правильности отнесения объектов к нематериальным активам, их стоимостной оценки, правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизации и обесценения нематериальных активов, правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и выбытия нематериальных активов);
• аудит доходных вложений в материальные активы, включающий проверку правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций с инвестиционной недвижимостью, предметами финансовой аренды (лизинга);
• аудит вложений в долгосрочные активы.
Аудит запасов и затрат
Обязательной проверке подлежат запасы и затраты аудируемого лица:
• правильность отнесения объектов к материалам и отдельным предметам в составе средств в обороте, правильность их стоимостной оценки, отражения в бухгалтерском учете поступления, отпуска в производство или передачи в эксплуатацию, иного выбытия материалов и отдельных предметов в составе средств в обороте, а также правильность формирования и использования резервов под снижение стоимости запасов;
• правильность отражения в бухгалтерском учете выпуска готовой продукции и ее реализации, поступления и реализации товаров, отражения в бухгалтерском учете расходов на реализацию продукции, товаров, работ, услуг;
• правильность формирования и отражения в бухгалтерском учете прямых затрат основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных затрат, затрат обслуживающих производств и хозяйств, потерь от брака, правильность оценки и отражения в бухгалтерском учете незавершенного производства, определения себестоимости готовой продукции.
Аудит денежных средств, финансовых вложений и расчетов
В процессе аудита денежных средств аудиторской организации следует проверить кассовые операции, операции по расчетным, валютным и специальным счетам в банках, операции по покупке, продаже и конверсии иностранной валюты, включая правильность осуществления обязательной продажи иностранной валюты и ее отражения в бухгалтерском учете.
Проверке подлежат финансовые вложения аудируемого лица в уставные фонды других организаций, в долговые ценные бумаги, предоставленные займы, а также правильность формирования и использования резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений.
Важное место отводится аудиту расчетов, в ходе которого проверяются расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, расчеты по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам, расчеты с бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, с работниками организации по оплате труда, с подотчетными лицами, с собственником имущества (учредителями, участниками), с филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями, с разными дебиторами и кредиторами, а также правильность формирования и использования резервов по сомнительным долгам.
Следует отметить, что существуют отдельные хозяйственные операции, которые требуют специальных подходов при проверке. В связи с этим в отдельную группу выделены хозяйственные операции по совместной деятельности, товарообменные операции, а также операции по получению и использованию финансовой помощи и иных видов государственной поддержки.
![]() |
Обратите внимание! Вступление в силу с 1 января 2012 г. Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113, обусловило необходимость включить в перечень вопросов проверку правильности оценки отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств и их отражения в бухгалтерском учете. |
Аудит доходов и расходов, фондов и резервов
Отдельно выделены вопросы, касающиеся проверки доходов и расходов будущих периодов, формирования и использования резервов предстоящих платежей.
С вступлением в силу Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, изменен порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации. В связи с этим в процессе обязательного аудита аудиторской организации необходимо проверить правильность отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
При аудите собственного капитала следует уделить внимание проверке формирования и изменения уставного, резервного и добавочного фондов, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Аудит показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности
Один из значимых разделов перечня вопросов - аудит показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторской организации следует провести анализ тождественности показателей аналитического и синтетического учета показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Нередко организации допускают ошибки при классификации активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные, в результате возникает необходимость проверки правильности проведения аудируемым лицом данной классификации.
В соответствии с правилами аудиторской деятельности «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденными постановлением Минфина РБ от 05.09.2002 № 124, аудиторской организации следует уделить внимание проверке начальных и сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2020 г. следует руководствоваться национальными правилами аудиторской деятельности «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности» в редакции постановления № 72. |
В настоящее время повышены требования к содержанию пояснительной записки. В Инструкции № 111 указана информация, которая должна в ней раскрываться. Аудиторской организации необходимо удостовериться в полноте и правильности раскрытия информации в пояснительной записке аудируемого лица.
Прочие вопросы, проверяемые в ходе обязательного аудита
Кроме того, при проведении обязательного аудита аудиторская организация, руководствуясь соответствующими правилами аудиторской деятельности, проводит:
• оценку обоснованности подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из допущения о непрерывности деятельности аудируемого лица;
• оценку влияния экологических факторов на бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
• анализ событий, произошедших после отчетной даты.
11.07.2013
Татьяна Рыбак, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь
Ольга Наумчик, главный специалист отдела методологии аудита управления регулирования аудиторской деятельности главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь