Комментарий от 27.04.2015
Автор: Артемьева А.

Комментарий к постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 10.03.2015 № 5 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 73». Внесены дополнения и изменения в Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 10.03.2015 № 5 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 73». Внесены дополнения и изменения в Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь

С 1 апреля 2015 г. вступило в силу комментируемое постановление, которым внесены дополнения и изменения в Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73 (далее - Правила).

В представленной ниже таблице указаны нормы Правил, претерпевшие изменения. При этом исключенный из Правил текст обозначен зачеркнутым шрифтом, а добавленный - жирным шрифтом.

 

Норма Правил до 1 апреля 2015 г. Норма Правил с 1 апреля 2015 г.
Глава 1 «Общие положения»
Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении, а также в международном сообщении между странами Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) должна выполняться в соответствии с требованиями настоящих Правил, Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (далее - ППОГ), Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (далее - ППЖГН), принятыми в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, а в международном сообщении (за исключением перевозок между странами СНГ) - в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов (Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - Приложение 2 к СМГС).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 октября 2016 г. следует руководствоваться ППЖГН с изменениями и дополнениями, принятыми во исполнение 62-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (20-21 мая 2015 г.), 64-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (18-19 мая 2016 г.), 65-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (25-26 октября 2016 г.)
Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении, а также в международном сообщении между странами Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) должна выполняться в соответствии с требованиями настоящих Правил, Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (далее - ППОГ), Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (далее - ППЖГН), принятыми в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, а в международном сообщении (за исключением перевозок между странами СНГ) - в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов (Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - Приложение 2 к СМГС).
Перемещение опасных грузов по территории Республики Беларусь, в том числе ввоз, вывоз, транзит, осуществляется с соблюдением ограничительных мер, установленных законодательством Республики Беларусь, Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза
Глава 17 «Разрешительная система при перевозке опасных грузов»
  Исключена
Глава 18 «Обязанности субъектов перевозки опасных грузов»
Перевозчик обязан выполнять следующее:
удостовериться в том, что предъявляемые к перевозке опасные грузы допущены к перевозке в соответствии с требованиями настоящих Правил, ППОГ, ППЖГН, Приложения 2 к СМГС;
убедиться при визуальном осмотре в том, что подвижной состав, контейнеры, тара и упаковка не имеют явных дефектов, не протекают и не имеют трещин, а также надлежащим образом оборудованы;
удостовериться при визуальном осмотре в том, что нанесены знаки опасности и маркировка, предписанные для конкретного перевозимого опасного груза;
иметь соответствующие разрешения и согласования
Перевозчик обязан выполнять следующее:
удостовериться в том, что предъявляемые к перевозке опасные грузы допущены к перевозке в соответствии с требованиями настоящих Правил, ППОГ, ППЖГН, Приложения 2 к СМГС;
убедиться при визуальном осмотре в том, что подвижной состав, контейнеры, тара и упаковка не имеют явных дефектов, не протекают и не имеют трещин, а также надлежащим образом оборудованы;
удостовериться при визуальном осмотре в том, что нанесены знаки опасности и маркировка, предписанные для конкретного перевозимого опасного груза;
иметь соответствующие разрешения и согласования;
заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов
Глава 33 «Класс 7. Радиоактивные материалы»
Перевозка опасных грузов класса 7 железнодорожным транспортом должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 5 января 1998 года «О радиационной безопасности населения» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 5, ст.25), Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСП-2002), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 февраля 2002 г. № 6 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 35, 8/7859), Санитарными нормами и правилами «Требования к радиационной безопасности» и Гигиеническим нормативом «Критерии оценки радиационного воздействия», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 213 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.05.2013, 8/26850), ТКП 357-2011 (02300) «Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 55, ППОГ, Приложением 2 к СМГС и другими техническими нормативными правовыми актами.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. ТКП 357-2011 на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.10.2018№ 53 утратил силу.
С 27 июня 2020 г. действует Закон Республики Беларусь от 18.06.2019 № 198-З «О радиационной безопасности»
Перевозка опасных грузов класса 7 железнодорожным транспортом должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 5 января 1998 года «О радиационной безопасности населения» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 5, ст.25), Санитарными нормами и правилами «Требования к радиационной безопасности» и Гигиеническим нормативом «Критерии оценки радиационного воздействия», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 213 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.05.2013, 8/26850), ТКП 357-2011 (02300) «Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 55, ППОГ, Приложением 2 к СМГС и другими техническими нормативными правовыми актами
Глава 37 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация вагонов и контейнеров, используемых для перевозок опасных грузов»
Части первая и вторая п.447
Техническое решение о продлении срока службы вагонов может быть выдано специализированной организацией (организацией-исполнителем), имеющей разрешительные документы, выданные Госпромнадзором в соответствии с единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - Единый перечень административных процедур), а также Свидетельство на право проведения работ по техническому диагностированию с целью продления срока службы вагонов для перевозки опасных грузов, выданное комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, выданное в соответствии с Положением о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 13-14 мая 2010 г. № 52).
Техническое решение выдается организацией-исполнителем по результатам технического диагностирования, согласованное в порядке, установленном Белорусской железной дорогой. Техническое решение имеет юридическую силу с момента выполнения назначенного вида ремонта и передачи информации о проведении ремонта в информационно-вычислительный центр Белорусской железной дороги
Техническое решение о продлении срока службы вагонов может быть выдано специализированной организацией (организацией-исполнителем), имеющей Свидетельство на право проведения работ по техническому диагностированию с целью продления срока службы вагонов для перевозки опасных грузов, выданное комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, в соответствии с Положением о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 13-14 мая 2010 г. № 52).
Техническое диагностирование вагонов-цистерн организация-исполнитель обязана проводить по программам и методикам диагностирования вагонов-цистерн, разработанным в соответствии с требованиями Единых методических указаний по техническому диагностированию грузовых и рефрижераторных вагонов государств - участников Соглашений о совместном использовании грузовых и рефрижераторных вагонов в международном сообщении, утвержденных на заседании Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 16 января 2003 года
Вагоноремонтные организации, производящие ремонт вагонов для перевозки опасных грузов, кроме нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, должны иметь:
соответствующие разрешения и согласования Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства;
утвержденный начальником службы вагонного хозяйства Белорусской железной дороги паспорт организации, в котором должны быть указаны род ремонтируемых вагонов, а также род перевозимого в них опасного груза;
<…>
Вагоноремонтные организации, производящие ремонт вагонов для перевозки опасных грузов, кроме нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, должны иметь:



утвержденный начальником службы вагонного хозяйства Белорусской железной дороги паспорт организации, в котором должны быть указаны род ремонтируемых вагонов, а также род перевозимого в них опасного груза;
<…>
«Требования к новым вагонам и контейнерам для перевозки опасных грузов»
«Требования к вновь изготовленным вагонам-цистернам и контейнерам-цистернам для перевозки опасных грузов»
Новые вагоны и контейнеры для перевозки опасных грузов или их узлы и детали должны соответствовать требованиям настоящих Правил, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, а вагоны-цистерны и контейнеры, работающие под давлением, - требованиям Правил устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением Вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов должны соответствовать требованиям ТР ТС 001/2011, настоящих Правил, иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации
Организации, осуществляющие производство вагонов и контейнеров для применения их в Республике Беларусь, в том числе и зарубежные, должны иметь разрешительные документы Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства Вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов под избыточным давлением, должны соответствовать требованиям ТР ТС 001/2011 и технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41 (далее - ТР ТС 032/2013), Правил устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением, настоящих Правил, иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации
Новые модели вагонов для перевозки опасных грузов, приобретаемые за границей, должны быть допущены в эксплуатацию Белорусской железной дорогой по согласованию с Госпромнадзором на основании акта технической экспертизы, составленного по форме приложения 13 к настоящим Правилам, или в порядке, установленном соответствующими международными актами Контейнеры-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны соответствовать требованиям настоящих Правил, иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а контейнеры-цистерны для перевозки опасных грузов под избыточным давлением требованиям ТР ТС 032/2013, Правил устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением
Глава 43 «Требования к лицам, связанным с перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом»
На основании документа, подтверждающего прохождение подготовки в обучающей организации, и документа (протокола), подтверждающего сдачу экзамена в комиссии Госпромнадзора, лицам, указанным в пункте 500 настоящих Правил, выдается свидетельство о подготовке специалистов в области безопасности перевозки опасных грузов по форме согласно приложению 14 Лицам, указанным в пункте 500 настоящих Правил, в соответствии с пунктом 20.131 Единого перечня административных процедур, пунктом 15.60 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590), выдается свидетельство о подготовке работника субъекта перевозки опасных грузов, занятого перевозкой опасных грузов, (свидетельство о подготовке специалистов в области безопасности перевозки опасных грузов), по форме согласно приложению 14 к настоящим Правилам

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2017 г. графа 2 п.15.60 перечня № 200 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 20.01.2017 № 21 изложена в новой редакции: «Госпромнадзор».

С 1 апреля 2018 г. в пп.460 и 461 Правил внесены изменения на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23.02.2018 № 8. Изменения не повлияли на суть материала.

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться п.20.131 Единого перечня административных процедур в ред. постановления Совмина от 02.07.2021 № 376.

 

Помимо изложенного, указанным выше постановлением исключено из Правил приложение 13.

 

27.04.2015

 

Анна Артемьева, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»