Комментарий от 16.03.2009
Автор: Константинова М.

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.12.2008 № 109 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 9». Отчетность по подоходному налогу изменилась


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.12.2008 № 109 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 9». Отчетность по подоходному налогу изменилась

Комментируемым постановлением внесены изменения и дополнения в ряд документов, регулирующих порядок исчисления, расчета, и отчетность по подоходному налогу. Рассмотрим эти изменения.

Изменены формы справок, выдаваемых физическим лицам

Внесение изменений в содержание приложений 1-4 к постановлению МНС РБ от 17.01.2007 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу, их рассмотрения налоговыми органами, формах налогового учета, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь и форм справок, выдаваемых физическим лицам» (далее - постановление № 9) носит редакционный характер и вызвано необходимостью приведения содержания приложений в соответствие с Указом Президента РБ от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее - Указ № 294) (примечание 1).

Изменены ставки подоходного налога и формы отчетности индивидуальных предпринимателей

В целях приведения законодательства в соответствие со ст.4 Закона РБ от 13.11.2008 № 449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» (далее - Закон № 449-З), а также с Общей частью Налогового кодекса РБ (далее - НК) соответствующие изменения и дополнения внесены в Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу, их рассмотрения налоговыми органами, формах налогового учета, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, утвержденную постановлением № 9 (далее - Инструкция).

С введением с 1 января 2009 г. в отношении доходов от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности вместо прогрессивной шкалы ставок твердой ставки налога в размере 15 %, а также с изменением размеров стандартных налоговых вычетов и порядка их применения форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу индивидуального предпринимателя (частного нотариуса) согласно приложению 1 к Инструкции изложена в новой редакции (примечание 2).

Так, в частности, по сравнению с прежней редакцией формы налоговой декларации (расчета) в ней появились следующие дополнительные строки:

строки 4.1 и 4.2 (для расчета налоговой базы) и строки 5.1 и 5.2 для расчета (подоходного налога), соответствующие различным налоговым ставкам (15 % и 9 %). Та или иная строка заполняется индивидуальным предпринимателем в зависимости от того, по какой налоговой ставке подлежали налогообложению полученные им доходы. Если же он является резидентом Парка высоких технологий, то им заполняются строки 4.1 и 5.1 соответственно. В противном случае им заполняются строки 4.2 и 5.2, соответствующие ставке 15 %. В случаях когда индивидуальный предприниматель в течение налогового периода приобретает либо теряет статус резидента Парка высоких технологий или одновременно осуществляет деятельность с различными статусами, им заполняются обе строки;

строка 7.1, в которой отражается сумма налога, доначисленная по акту проверки за текущий налоговый период (положительное значение данного показателя определяет сумму налога, которую плательщик уплачивает в бюджет, отрицательное значение показателя определяет сумму налога, подлежащую зачету (возврату) плательщику).

С 1 января 2009 г. в налоговой декларации (расчете) необходимо будет справочно отражать нарастающим итогом с начала налогового периода сумму налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в соответствии с законодательными актами из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, на которую уменьшены показатели строки 1 налоговой декларации (расчета) согласно п.2 ст.21 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон).

Кроме того, начиная с 2009 г. к налоговой декларации (расчету) предусмотрено 2 приложения. Первое представляется индивидуальным предпринимателем (частным нотариусом) в налоговый орган при обнаружении им в налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу неполноты сведений или ошибок, приведших к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, а второе - при наличии данных для его заполнения (если в строке 2 налоговой декларации (расчета) отражена сумма доходов, освобождаемых от налогообложения).

Представление таких приложений вызвано требованиями, содержащимися в НК. Так, согласно п.7 ст.63 НК при обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок, приводящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет). Соответствующие сведения о вносимых изменениях и дополнениях отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода. При этом налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и дополнениями не представляется в период проведения выездной налоговой проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый налоговой проверке. Второе приложение представляется на основании п.6 ст.43 НК, в соответствии с которым при использовании налоговых льгот плательщик должен представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине) сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на льготы.

В связи с изменением формы налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу индивидуального предпринимателя (частного нотариуса) соответствующие изменения и дополнения внесены в главу 1 Инструкции, устанавливающую порядок заполнения такой декларации (расчета). Помимо определения порядка заполнения вышеназванных строк и приложений в новой редакции Инструкции:

подробно изложен порядок заполнения строк 3.1.1-3.1.3 налоговой декларации (расчета), где отражаются соответствующие суммы стандартных налоговых вычетов при наличии оснований для их применения, определенных ст.13 Закона.

Так, указанные вычеты применяются и соответственно отражаются индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами) в декларации только за те месяцы налогового периода, в которых ими был получен доход. Необходимо отметить, что стандартный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.13 Закона (в размере 250 000 руб. в месяц), может быть применен индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами) только при получении ими дохода в сумме, не превышающей 1 500 000 руб. в месяц. При этом исходя из п.2 ст.21 Закона к доходам от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности относятся доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационные доходы, уменьшенные на сумму налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в соответствии с законодательными актами из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Индивидуальным предпринимателям (частным нотариусам) следует учитывать, что при определении размера дохода за месяц для целей применения данного стандартного налогового вычета суммы доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом в соответствии со ст.12 Закона, а также в соответствии с Декретом Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (далее - Декрет № 9) не учитываются;

уточнен порядок заполнения строк 1.2 и 2 налоговой декларации (расчета).

Так, в состав внереализационных доходов, отражаемых по строке 1.2, включаются доходы в связи с осуществлением предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемые в соответствии с п.8 ст.21 Закона и уменьшенные на сумму налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в соответствии с законодательными актами из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Показатель строки 2 «Доходы, освобождаемые от налогообложения» отражается без учета сумм налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в соответствии с законодательными актами из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Кроме того, в данной строке также необходимо отражать доходы, не подлежащие налогообложению согласно подп.1.2 п.1 Декрета № 9.

Изменен порядок определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь

В силу Закона физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь, уплачивают налог по доходам, полученным от источников как внутри страны, так и за ее пределами, а физические лица, не признаваемые налоговыми резидентами Беларуси, - только по доходам от источников в Беларуси. Согласно ст.3 Закона определение времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в целях признания этого лица налоговым резидентом Республики Беларусь либо соответственно непризнания таковым производится на основании ст.17 НК. С учетом внесенных в ст.17 НК изменений 1 января 2009 г. ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь не относится время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на учебу. В целях приведения положений Инструкции в соответствие с НК в п.4 ее внесены изменения.

Кроме того, п.5 Инструкции установлено, что с 1 января 2009 г. для решения вопроса о времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь налоговому органу следует самостоятельно истребовать у него необходимые документы.

Особенности представления налоговой декларации (расчета)

В связи с отменой с 1 января 2009 г. совокупного налогообложения доходов, а также изменением порядка предоставления стандартных налоговых вычетов и введением еще одного социального налогового вычета форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц согласно приложению 3 к Инструкции изложена в новой редакции.

Так, поскольку Законом отменена норма, предусматривающая перерасчет налоговой базы, осуществляемый налоговым органом по окончании налогового периода на основании налоговой декларации (расчета) в случае, когда плательщику в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, в ее новой редакции отсутствует информация о наличии прав на стандартные налоговые вычеты.

Кроме того, в связи с отменой с 1 января 2009 г. совокупного декларирования доходов индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами исключен раздел о доходах от предпринимательской деятельности (частной нотариальной деятельности). Таким образом, по результатам 2009 г. индивидуальные предприниматели и частные нотариусы не будут представлять налоговые декларации (расчеты) об общей сумме доходов, полученных в 2009 г.

В связи с изменением формы налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц соответствующие изменения и дополнения внесены в главу 3 Инструкции, устанавливающую порядок заполнения такой декларации (расчета).

Так, доходы, полученные плательщиком от белорусских организаций, индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства, постоянных представительств международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств в Республике Беларусь, декларируются только для целей получения социального налогового вычета и (или) имущественного налогового вычета и (или) профессионального налогового вычета. Так, в случае представления декларации для получения социального налогового вычета и (или) имущественного налогового вычета, предусмотренного подп.1.1 п.1 ст.15 Закона, в ней указываются только доходы, полученные не по месту основной работы (службы, учебы). В случае представления декларации для получения имущественного налогового вычета, предусмотренного подп.1.2 п.1 ст.15 Закона, и (или) профессионального налогового вычета, предусмотренного подп.1.3 п.1 ст.16 Закона, в ней указываются доходы, полученные от возмездного отчуждения имущества и (или) доходы, полученные в виде авторского вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности.

Также определено, что доходы, полученные от физических лиц от возмездного отчуждения имущества, отражаются при отчуждении в течении 5 лет более: одного жилого дома (доли в праве собственности на жилой дом); одной квартиры (доли в праве собственности на квартиру); одной дачи; одного садового домика с хозяйственными постройками; одного гаража; одного земельного участка, а также от возмездного отчуждения в течение календарного года более одного автомобиля или другого механического транспортного средства с указанием наименования отчуждаемого имущества; суммы дохода; даты отчуждения. Напомним, что согласно прежней редакции Инструкции при возмездном отчуждении в течении 5 лет более одного объекта недвижимости, перечисленного выше, а также при возмездном отчуждении в течение календарного года более одного автомобиля или другого механического транспортного средства в декларации необходимо было отразить все доходы. При этом доходы от возмездного отчуждения первого объекта недвижимости и (или) первого автомобиля либо другого механического транспортного средства повторно отразить в разделе декларации «Доходы, не подлежащие налогообложению».

Более того, вышеуказанный раздел вообще исключен из налоговой декларации (расчета). Вместо него в декларации будут отражаться доходы, в отношении которых ст.12 Закона установлены необлагаемые пределы, в размерах их превышающих:

профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций в виде доходов, не являющихся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в сумме, превышающей 30 базовых величин от всех источников в течение налогового периода;

организаций и индивидуальных предпринимателей в виде доходов, не являющихся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в сумме, превышающей 150 базовых величин от всех источников в течение налогового периода;

организаций и физических лиц в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, инвалидами и несовершеннолетними, не имеющими родителей (родителя), в сумме, превышающей 300 базовых величин от всех источников в течение налогового периода;

физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь и не являющихся индивидуальными предпринимателями, в сумме, превышающей 500 базовых величин от всех источников в течение налогового периода: в результате дарения; в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно;

реализации продукции животноводства (кроме пушного звероводства) как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде, растениеводства, доходы от реализации овощей и фруктов (в т.ч. в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), молочных и кисломолочных продуктов (в т.ч. в переработанном виде) и продукции пчеловодства, за исключением доходов от реализации цветов и их семян, рассады, луковиц и других частей цветов, предназначенных для размножения, в сумме, превышающей 500 базовых величин в течение налогового периода.

Необходимо отметить, что вышеуказанные доходы не следует отражать при заполнении сведений о доходах в других пунктах декларации.

С учетом того, что с 1 января 2009 г. стандартные налоговые вычеты не могут быть применены в отношении доходов, полученных плательщиками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, находящихся на территории Республики Беларусь, с которых уплачивается подоходный налог в фиксированных суммах, из Инструкции исключен п.9. Исходя из данного пункта при представлении физическим лицом, уплачивающим фиксированные суммы подоходного налога, документов, подтверждающих право на стандартные налоговые вычеты, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения таких документов должен был исчислить фиксированную сумму налога и направить плательщику уведомление о размере фиксированных сумм подоходного налога с учетом стандартных налоговых вычетов по форме согласно приложению 5 к Инструкции. Соответственно из Инструкции также исключено и приложение 5 к ней.

Изменен порядок учета доходов, полученных в натуральной форме налоговыми агентами

На основании того, что с 1 января 2009 г. для налоговых агентов отменена обязанность вести учет доходов, полученных от них плательщиками в налоговом периоде, в натуральной форме, а также доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, из Инструкции исключен п.10, в соответствии с которым при выплате таких доходов учет их велся в налоговой карточке по учету доходов и подоходного налога с физических лиц по форме согласно приложению 6 к Инструкции. Соответственно из Инструкции также исключено и приложение 6 к ней (примечание 3).

Отменена обязанность для налоговых агентов по выдаче справок о доходах, при изменении плательщиком места работы

В результате того, что с 1 января 2009 г. для налоговых агентов отменена обязанность по выдаче плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах налога по форме согласно приложению 7 к Инструкции (при изменении плательщиком в течение налогового периода места основной работы (службы, учебы) такая справка выдавалась одновременно с выдачей трудовой книжки), из п.12 Инструкции исключены соответствующие положения.

В п.12 Инструкции перенесены положения п.12-1, что связано с тем, что для налоговых агентов осталась обязанность представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам либо подданным иностранных государств, лицам без гражданства (подданства). При этом форма сведений и порядок их заполнения соответствует справке по форме согласно приложению 7 к Инструкции.

Сама же форма справки претерпела некоторые изменения и согласно комментируемому постановлению изложена в новой редакции. Так, в частности, из нее исключен п.7, где отражалась общая сумма полученных плательщиком в течение налогового периода доходов (включаемых и не включаемых в совокупный годовой доход) и удержанных с них сумм подоходного налога.

Также внесены изменения в приложение 8 к Инструкции, согласно которым коды видов документов, коды статуса получателя доходов используются при заполнении вышеназванной справки. Например, в целях реализации ст.4 Закона № 449-З в приложение 8 внесены следующие изменения:

пункт 5 «Коды видов доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)» дополнен позицией 504 «В пределах 500 базовых величин (доходы, получаемые от реализации продукции животноводства (кроме пушного звероводства) как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде, растениеводства, доходы от реализации овощей и фруктов (в т.ч. в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), молочных и кисломолочных продуктов (в т.ч. в переработанном виде) и продукции пчеловодства, за исключением доходов от реализации цветов и их семян, рассады, луковиц и других частей цветов, предназначенных для размножения)»;

размеры стандартных налоговых вычетов, указанных в п.6, приведены в соответствие со ст.13 Закона;

приложение дополнено справочником социальных налоговых вычетов (п.6-1), установленных подп.1.1 и 1.2 п.1 ст.14 Закона;

так как с 1 января 2009 г. в отношении доходов за исполнение общественных обязанностей в комиссиях по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата; получаемых наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. наследниками лиц, являющихся субъектами смежных прав; а также получаемых не по месту основной (службы, учебы), ставка налога установлена в размере 12 %, из п.7 приложения исключены позиции 700, 701 и 703.

Особенности зачета по подоходному налогу, уплаченному за пределами Республики Беларусь

Ввиду того, что из ст.26 «Устранение двойного налогообложения» Закона исключено правило определения размера засчитываемых сумм налога, уплаченных за пределами Республики Беларусь, из Инструкции исключена глава 6.

 

Примечание 1. Указом № 294 установлено, что его требования относятся к документам, удостоверяющим личность, и к документам для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь.

Примечание 2. В отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий, налоговая ставка будет применяться, как и в 2008 г., в размере 9 %.

Примечание 3. Такой учет в силу подп.2.1 п.2 ст.24 Закона велся по форме согласно приложению 6 к Инструкции.

 

16.03.2009 г.

 

Марина Константинова, экономист

 

От редакции: С 1 января 2010 г. Закон РБ от 21.12.1991 № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.

В Декрет Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» на основании декретов Президента РБ от 01.03.2010 № 4 (с 1 января 2010 г.), от 13.09.2010 № 7 (с 15 сентября 2010 г.), от 07.05.2012 № 6 (с 1 июля 2012 г.) и Указа Президента РБ от 09.03.2010 № 143 (с 1 января 2010 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» на основании указов Президента РБ от 18.06.2009 № 323 (с 3 июля 2009 г.), от 26.04.2010 № 200 (с 16 мая 2010 г.), от 21.05.2010 № 271 (со 2 июня 2010 г.), от 25.05.2010 № 273 (с 4 сентября 2010 г.), от 22.07.2010 № 384 (с 3 августа 2010 г.), от 14.04.2011 № 146 (с 20 апреля 2011 г.), от 22.04.2011 № 173 (с 29 июня 2011 г.), от 30.09.2011 № 440 (с 30 сентября 2011 г.), от 30.12.2011 № 621 (с 1 января 2012 г.) и от 26.07.2012 № 333 (с 29 июля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 29.12.2009 № 72-З (с 1 января 2010 г.), от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2011 г. постановления МНС РБ от 22.12.2008 № 109 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 9» и от 17.01.2007 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц и сбору на развитие территорий, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками и операторами почтовой связи, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства и форм справок, выдаваемых организациям и физическим лицам» на основании постановления МНС РБ от 15.11.2010 № 82 утратили силу.