Комментарий от 01.08.2010
Автор: Константинова М.

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.03.2010 № 25 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 9 и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений». Изменен порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.03.2010 № 25 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 9 и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений». Изменен порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц

 

Комментируемым постановлением МНС РБ от 31.03.2010 № 25 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 9 и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений» (далее - постановление № 25) внесены изменения и дополнения в постановление МНС РБ от 17.01.2007 № 9 (далее - постановление № 9), а также в утвержденную данным постановлением Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу, их рассмотрения налоговыми органами, формах налогового учета, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь и форм справок, выдаваемых физическим лицам (далее - Инструкция).

Рассмотрим внесенные изменения и дополнения, вступившие в силу 22 мая 2010 г.

Изменения и дополнения, внесенные в постановление № 9

1. Прежде всего название постановления № 9 изложено в новой редакции: «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц и сбору на развитие территорий, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками и операторами почтовой связи, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства и форм справок, выдаваемых организациям и физическим лицам».

2. Содержание приложений 2 «Справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий», 3 «Справка об уплате (удержании) подоходного налога с физических лиц в целях избежания двойного налогообложения» и 4 «Справка о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь в целях избежания двойного налогообложения» к постановлению № 9 дополнено указанием на срок действия данных справок.

3. Согласно подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 07.02.2006 № 71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов» (далее - Указ № 71) банк вправе перевести со счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в пользу физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, денежные средства в белорусских рублях на сумму, превышающую 100 базовых величин (далее - БВ) на дату совершения такой операции, только после представления ему этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем справки, подтверждающей право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу, выдаваемой налоговым органом в целях налогообложения. При этом форма такой справки, порядок ее выдачи и представления банку устанавливаются Министерством по налогам и сборам РБ.

В целях реализации Указа № 71 постановление № 9 дополнено приложением 6, которому соответствует форма справки, подтверждающей право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу. Кроме того, постановление № 9 дополнено п.1 1, которым предусмотрен порядок выдачи такой справки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Справка, подтверждающая право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, осуществляемых налоговыми органами, на основании заявления о выдаче такой справки, в котором помимо сведений, предусмотренных п.3 ст.14 Закона РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», должны содержаться сведения о назначении платежа, сумме денежных средств, подлежащей перечислению физическому лицу, наименовании банка, обслуживающего юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, а также сведения о наименовании банка, в который перечисляются денежные средства физическому лицу.

Для получения данной справки подается заявление, в котором указывается:

наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;

сведения о заинтересованном лице:

- фамилия, собственное имя, отчество, место жительства (место пребывания) - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

- фамилия, собственное имя, отчество, место жительства, учетный номер плательщика, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, дата и номер решения о государственной регистрации, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

наименование и место нахождения, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, дата и номер решения о государственной регистрации, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - для юридического лица;

наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо;

представляемые вместе с заявлением документы и (или) сведения (при их наличии);

подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц).

Такая справка выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в порядке и сроки, установленные п.31 перечня административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399: справка должна быть выдана налоговым органом по месту постановки на учет (месту жительства) физического лица бесплатно в течение 5 рабочих дней, а при необходимости проведения специальной (в т.ч. налоговой) проверки, запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций - 1 месяц на основании письменного заявления с приложением копии договора, заключенного между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и физическим лицом, или иного документа, являющегося основанием для перечисления денежных средств. При этом в заявлении о выдаче справки указываются назначение платежа, сумма денежных средств, подлежащая перечислению, наименование банка, в который перечисляются денежные средства физическому лицу. Срок действия выданной справки - 6 месяцев.

Представление такой справки в банк юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется одновременно с платежными инструкциями на перечисление денежных средств.

Изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию

Новая редакция Инструкции существенно отличается от ранее действующей.

Данное обстоятельство вызвано тем, что в связи с изменениями с 1 января 2010 г. налогового законодательства в части исчисления подоходного налога потребовалась актуализация форм утвержденных Инструкцией документов и соответственно порядка их заполнения.

Это коснулось форм налоговых деклараций (расчетов), а также форм сведений, подаваемых налоговыми агентами, а также банками и операторами почтовой связи в налоговые органы.

1. В целях сокращения количества документов, подаваемых плательщиками в налоговые органы, Инструкцией предусмотрено представление индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами отчетности по подоходному налогу с физических лиц и сбору на развитие территорий индивидуального предпринимателя (частного нотариуса) в одной налоговой декларации (расчете). С учетом изменившейся формы налоговой декларации (расчета) порядок ее заполнения, предусмотренный главой 1 Инструкции, также претерпел соответствующие изменения.

2. Теперь в форме налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу предусмотрена строка для указания права на вычет, связанный с получением доходов по операциям по реализации ценных бумаг.

В то же время в декларации отсутствует строка для указания права на профессиональный налоговый вычет, связанный с получением авторского вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности при отсутствии документов, подтверждающих понесенные расходы, в размере установленных нормативов.

Данное обстоятельство вызвано тем, что с 1 января 2010 г. указанные налоговые вычеты могут быть предоставлены плательщикам в течение года непосредственно самим налоговым агентом, выплачивающим такие доходы. Однако размер вычета может быть учтен налоговыми агентами только по нормативу (в процентах от суммы начисленного дохода). В сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов профессиональный налоговый вычет может быть предоставлен только по окончании налогового периода налоговым органом при подаче плательщиком налоговой декларации (расчета). При этом налоговый орган уже не вправе будет сделать перерасчет налога по установленному Налоговым кодексом РБ (далее - НК) нормативу.

При заполнении раздела «Сведения о полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей доходах» указывается только источник выплаты дохода и сумма полученного от него дохода. При этом сумму удержанного с этих доходов подоходного налога отражать в декларации, как было предусмотрено утратившей силу формой, не надо.

Вместе с тем при отражении доходов, полученных за пределами и (или) из-за пределов Республики Беларусь, необходимо также указывать место нахождения (жительства) организации и (или) индивидуального предпринимателя или физического лица, от которых получен доход. Кроме того, при представлении документов, подтверждающих факт получения дохода и уплату налога в иностранном государстве, необходимо указывать количество листов представленных документов. В случае непредставления документов, подтверждающих факт удержания с полученного дохода налога в иностранном государстве, надо будет указать срок, к которому физическое лицо обязуется представить такие документы.

В связи с изменением формы налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц соответствующие изменения и дополнения внесены в порядок заполнения такой декларации (расчета) (глава 2 Инструкции).

Следует отметить, что теперь представлять декларацию должна еще одна категория лиц: плательщики, получившие доходы в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства, а также страховых взносов при расторжении до истечения пятилетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 и более лет. Они обязаны будут по окончании года, в котором эти доходы получены, их задекларировать, но только при условии, что в отношении этих доходов были применены социальный налоговый вычет, установленный подп.1.2 п.1 ст.165 НК, и соответственно имущественный, установленный подп.1.1 п.1 ст.166 НК.

В связи с тем что налоговая декларация (расчет) может быть подана в форме электронного документа, исключено условие, согласно которому декларация может быть заверена подписью физического лица, проставленной вручную.

Если в течение налогового периода, за который представляется декларация, физическое лицо изменило фамилию, собственное имя, отчество, место жительства, то в декларации указываются соответствующие данные как до изменения, так и после. При этом в случае несовпадения на момент заполнения декларации места жительства (места пребывания) с местом, в котором физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (временно пребывает), в декларации указываются оба места жительства (пребывания).

С учетом внесенных в порядок заполнения налоговой декларации (расчета) изменений, необходимо также учитывать, что в случае ее представления с целью получения социального налогового вычета, предусмотренного подп.1.1 и 1.2 п.1 ст.165 НК, и (или) имущественного налогового вычета, предусмотренного подп.1.1 п.1 ст.166 НК, в ней указываются только доходы, полученные за время отсутствия в налоговом периоде места основной работы (службы, учебы), а не все такие доходы независимо от наличия места основной работы (службы, учебы).

На изменившийся порядок заполнения сведений о доходах, полученных от физических лиц (п.4 декларации) повлияли изменения, коснувшиеся с 1 января 2010 г. условий освобождения от налогообложения доходов от реализации имущества.

Так, согласно подп.1.33 п.1 ст.163 НК при отчуждении плательщиками имущества от налогообложения будут освобождаться доходы (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные плательщиками - налоговыми резидентами Республики Беларусь:

в течение календарного года одного автомобиля только при условии, что его технически допустимая общая масса не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает 8, или другого механического транспортного средства. Напомним, что до 1 января 2010 г. от налогообложения освобождались доходы от возмездного отчуждения в течение календарного года любого одного автомобиля или другого механического транспортного средства;

любого имущества, полученного плательщиком по наследству. В 2009 г. данное правило распространялось только на доходы, полученные плательщиком от возмездного отчуждения одного жилого дома, одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками, одного гаража, одного земельного участка.

С учетом указанных изменений физическому лицу требуется декларировать следующие доходы, полученные на территории Республики Беларусь от других физических лиц:

от возмездного отчуждения в налоговом периоде жилого дома (доли в праве собственности на жилой дом); квартиры (доли в праве собственности на квартиру); дачи; садового домика с хозяйственными постройками; гаража; земельного участка, принадлежащих ему на праве собственности, если такое отчуждение является вторым и более в течение пяти лет, предшествующих году, в котором представляется декларация;

от возмездного отчуждения в налоговом периоде автомобиля:

технически допустимая общая масса которого превышает 3 500 кг и (или) число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает 8 мест;

технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает 8, или другого механического транспортного средства, если такое отчуждение является вторым и более в течение налогового периода;

иные доходы. К таким доходам относятся ценные бумаги и финансовые инструменты срочного рынка, объекты недвижимого имущества, не указанные выше, имущественные права, доли, паи (части доли, пая) в организациях, а также имущество, ранее используемое в предпринимательской деятельности в качестве основных средств.

При этом доходы, полученные по сделкам возмездного отчуждения имущества, полученного плательщиком по наследству, а также заключенным с физическими лицами, указанными в подп.2.1 п.2 ст.153 НК, за исключением договоров купли-продажи и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, отражению в налоговой декларации (расчете) не подлежат.

К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги. Отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга считаются отношениями свойства.

В новой форме налоговой декларации при заполнении п.6 «Иные доходы, подлежащие налогообложению», в отношении которых ст.163 НК установлены необлагаемые пределы, указывается только сумма начисленного дохода в размере, превышающем эти пределы.

К таким относятся доходы:

от реализации продукции животноводства (кроме пушного звероводства) как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде, продукции растениеводства (за исключением доходов от реализации цветов и их семян, рассады, луковиц и других частей цветов, предназначенных для размножения), от реализации овощей и фруктов (в т.ч. в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), молочных и кисломолочных продуктов (в т.ч. в переработанном виде) и продукции пчеловодства - в сумме, превышающей 500 БВ в течение налогового периода;

от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные, в т.ч. в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно - в сумме, превышающей 500 БВ от всех источников в течение налогового периода;

в виде безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, полученной от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь инвалидами, несовершеннолетними, не имеющими родителей (родителя), и плательщиками, нуждающимися (при наличии соответствующего подтверждения) в оказании дорогостоящей медицинской помощи, в т.ч. проведении операций, - в сумме, превышающей 1 000 БВ от всех источников в течение налогового периода;

от профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, - в сумме, превышающей 30 БВ от всех источников в течение налогового периода.

Кроме того, в данном пункте не требуется отражать доходы, полученные от организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в размерах, превышающих льготируемые размеры.

Указанное вызвано тем, что с 1 января 2010 г. согласно подп.1.19 п.1 ст.163 НК доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, могут быть освобождены от налогообложения в пределах 150 БВ только при условии, что источником выплаты таких доходов является организация и (или) индивидуальный предприниматель, являющийся для плательщика местом основной работы (службы, учебы). В иных случаях (кроме случаев выплаты таких доходов профсоюзными организациями своим членам) льгота может быть предоставлена только в размере 10 БВ.

При этом в отличие от 2009 г., в указанных пределах льгота может быть получена в течение налогового периода от каждого источника, а не в сумме от всех источников в течение налогового периода. Поэтому в 2010 г. при превышении размера суммы льготы налогообложение такой разницы должен осуществить налоговый агент.

Также при заполнении п.6 налоговой декларации (расчета) следует учитывать следующие обстоятельства:

- названные в стр.6.2 налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (приложение 3 к Инструкции) доходы будут отражаться только при условии, что они получены от физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, либо в размере, превышающем 500 БВ.

Это вызвано тем, что с 1 января 2010 г. согласно подп.1.18 п.1 ст.163 НК снято ограничение на использование льготы в размере 500 БВ плательщиками, получившими доходы в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно от лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь. Напомним, что в 2009 г. такая льгота могла быть применима только при условии, что указанные доходы были получены от лиц, признаваемых налоговыми резидентами РБ;

- названные в стр.6.3 налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (приложение 3 к Инструкции) доходы будут отражаться, только если они получена не от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь либо в размере, превышающем 1 000 БВ.

Указанное вызвано тем, что с 1 января 2010 г. согласно подп.1.21 п.1 ст.163 НК безвозмездная (спонсорская) помощь может быть освобождена от налогообложения, только если она получена инвалидами, несовершеннолетними, не имеющими родителей (родителя), от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь. Ранее льгота предоставлялась независимо от того, кто оказывал такую помощь: иностранная организация или иностранный гражданин.

Кроме того, с 1 января 2010 г. размер такой помощи увеличен с 300 до 1 000 БВ в сумме от всех источников в течение налогового периода. На такую помощь также имеют право плательщики, нуждающиеся (при наличии соответствующего подтверждения) в оказании дорогостоящей медицинской помощи, в т.ч. в проведении операции. Поэтому гражданам, ее получившим, представлять налоговую декларацию (расчет) не требуется (при условии, что размер помощи не превысил 1 000 БВ и она получена от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

3. В соответствии со ст.153 НК физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь, уплачивают налог по доходам, полученным от источников как внутри страны, так и за ее пределами, а физические лица, не признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь, - только по доходам от источников в Республике Беларусь. При этом согласно п.4 ст.17 НК порядок подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь и представления в налоговые органы документов, необходимых для такого подтверждения, а также перечень таких документов устанавливаются Министерством по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ). В целях реализации указанных положений НК в Инструкции предусмотрена глава 3.

Необходимо отметить, что в отличие от прежней редакции Инструкции в новой уточнено, что день въезда (выезда) в Республику Беларусь (из Республики Беларусь) физического лица определяется на основании отметки о пересечении Государственной границы Республики Беларусь, вносимой органами пограничной службы Республики Беларусь в документы, удостоверяющие личность, и документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь.

Кроме того, в ней отсутствуют положения об отнесении ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь времени непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также времени, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку. Это вызвано необходимостью исключения случаев дублирования одинаковых положений, содержащихся в Инструкции и НК.

Новой редакцией Инструкции уточнен перечень документов, которые могут служить основанием для определения места фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь (в случае если положения ст.17 НК и п.11 Инструкции не позволяют однозначно это сделать). Так, начиная с 2010 г. такими документами являются:

документ, удостоверяющий личность;

документ, подтверждающий место жительства (при его наличии) на территории Республики Беларусь (договор найма (поднайма) жилого помещения, договор купли-продажи жилого помещения и др.);

документ, подтверждающий получение на территории Республики Беларусь доходов по трудовым или гражданско-правовым договорам;

иные документы, подтверждающие въезд в Республику Беларусь (выезд из Республики Беларусь) и время пребывания на территории Республики Беларусь.

4. В новой редакции Инструкции порядок заполнения физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу выделен в отдельную 4 главу.

При этом необходимо отметить, что по сравнению с положениями, содержащимися в пп.1 и 9 2 предыдущей редакции Инструкции, данный порядок претерпел некоторые изменения.

Так, при получении указанной категорией плательщиков доходов от возмездного отчуждения недвижимого имущества в налоговой декларации (расчете) они вправе отразить суммы фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества (за исключением реализации плательщиком принадлежащих ему ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка), а при получении доходов от сдачи в аренду (субаренду), внаем (поднаем) жилых и нежилых помещений - суммы фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением таких доходов.

Это связано с тем, что с 1 января 2010 г. согласно ст.177 НК при налогообложении доходов, получаемых такими плательщиками от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, от возмездного отчуждения недвижимого имущества, а также от сдачи в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений могут быть применены имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп.1.2 п.1 ст.166 НК, и соответственно профессиональный, предусмотренный подп.1.2 п.1 ст.168 НК.

С учетом права указанных физических лиц на налоговые вычеты изменилась и форма представляемой ими налоговой декларации (расчета): в нее включены соответствующие графы. При этом налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество представляется такими плательщиками по форме согласно приложению 7 к Инструкции.

5. Из Инструкции исключена глава «Регистры налогового учета, порядок их ведения налоговыми агентами и индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами». Указанное исключение вызвано отсутствием в НК понятия «регистры налогового учета».

6. Кардинальные изменения претерпела форма справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее - справка) (теперь форма ее соответствует приложению 9 к Инструкции). В 2009 г. форма справки соответствовала приложению 7 к Инструкции.

Так, по сравнению с прежней редакцией формы справки теперь в ней должны указываться сведения о месте жительстве плательщика в иностранном государстве (подп.2.9 п.2 справки). Необходимо отметить, что данный подпункт заполняется только в отношении граждан (подданных) иностранных государств, лиц без гражданства (подданства) при наличии информации.

Пункт 3 справки «Сведения о доходах, включаемых в начисленный доход» дополнен подп.3.1.3 и 3.1.4, в которых должны отражаться сведения о суммах доходов, выплаченных в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства, а также в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 и более лет.

Это вызвано тем, что согласно п.11 ст.175 НК с 1 января 2010 г. налоговые агенты дополнительно обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства, а также в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения пятилетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 и более лет. Отметим, что ранее налоговые агенты должны были представлять только сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства).

Кроме того, с учетом новых требований НК налоговые агенты должны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о предоставлении плательщикам стандартных налоговых вычетов с доходов, полученных не по месту основной работы, по форме и в сроки, установленные МНС РБ (п.3 ст.164 НК).

Указанные сведения, как и сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства), должны представляться ежегодно не позднее 1-го апреля года, следующего за истекшим календарным годом, на магнитных носителях в порядке и по форме, утвержденным МНС РБ.

Здесь необходимо отметить, что до вступления в силу комментируемого постановления № 25 формирование справок и сведений на магнитных носителях производилось в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления на магнитных носителях сведений о начисленных (выданных) физическим лицам доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога, утвержденной постановлением МНС РБ от 25.11.2004 № 127. Данная Инструкция утратила силу (см. п.2 постановления № 25), а указный порядок теперь предусмотрен п.18 Инструкции в новой редакции.

Как и прежде, файлы информации на магнитных носителях представляются на дискетах или иным способом, допускающим компьютерную обработку. Информация представляется в виде текстового файла формата DOS либо Windows, упакованных архиватором в файл с именем, соответствующим неупакованному файлу.

При численности физических лиц, получивших доходы, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях в порядке и по форме согласно приложению 9 к Инструкции.

Так, при заполнении справки используются коды статуса плательщика, коды мест работы, коды видов авторских вознаграждений, коды видов доходов, коды налоговых вычетов, типы населенных пунктов, виды отправлений, характер перевода (отправления) согласно приложению 10 к Инструкции.

При заполнении строки «Код документа» используется приложение 12 к Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2003 № 127 (далее - Инструкция № 127).

При заполнении строки «Код страны» используется Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 017-99 «Страны мира», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации РБ от 16.06.1999 № 8.

При заполнении строки «Код СОАТО» используется Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 003-94 «Система обозначений объектов административно-территориального деления и населенных пунктов», утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.02.1994 № 2.

При заполнении строки «Тип улицы» используется приложение 7 к Инструкции № 127.

Необходимо также отметить, что Инструкция дополнена новыми приложениями, в которых приводятся описание формирования файла справок, представляемых налоговыми агентами в налоговые органы на магнитных носителях (приложение 14), и описание формирования файла сведений, представляемых банками и операторами почтовой связи в налоговые органы на магнитных носителях (приложение 15).

Согласно ст.160 НК с 1 января 2010 г. налоговая база по доходам, полученным по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, должна определяться с учетом следующих особенностей:

- по совокупности всех совершенных операций. Напомним, что до 1 января 2010 г. при налогообложении таких доходов должен был учитываться вид совершенной операции, так как налоговая база по каждой ниженазванной операции определялась отдельно:

- по реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. К таким бумагам для целей налогообложения относятся ценные бумаги, допущенные к торгам у организаторов торговли ценными бумагами, осуществляющих деятельность по организации торговли ценными бумагами в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

- по реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

- с финансовыми инструментами срочного рынка, базисным активом по которым являются ценные бумаги, под которыми для целей налогообложения понимаются фьючерсные контракты и опционы;

- с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочного рынка, базисным активом по которым являются ценные бумаги. Операции осуществляются доверительным управляющим в пользу вверителя и (или) указанного им лица (выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом.

С учетом изложенного отпала необходимость определять, относятся ли ценные бумаги к обращающимся на организованном рынке ценных бумаг либо нет, а также в положениях, регулирующих порядок определения дохода (убытка) по операциям по реализации ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в т.ч. когда эти операции осуществлял доверительный управляющий;

- по любым операциям с финансовыми инструментами срочного рынка. Напомним, что в 2009 г. указанные требования распространялись только на операции с финансовыми инструментами срочного рынка, базисным активом по которым являлись ценные бумаги.

С учетом этого в подп.3.1.2 справки отражаются в т.ч. и доходы, полученные по любым операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, а не только те, базисным активом по которым являлись ценные бумаги. Также от налоговых агентов не требуется представление расчета дохода (убытка) по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, базисным активом по которым являются ценные бумаги (прилагался к справке отдельно и соответствовал приложению 9 к Инструкции).

Также в подп.3.2 справки необходимо будет отражать общую сумму по п.3 справки.

С учетом того что с 1 января 2010 г. профессиональный налоговый вычет плательщикам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности может быть предоставлен в течение года непосредственно самим налоговым агентом, выплачивающим такие доходы, но только по нормативу (в процентах от суммы начисленного дохода), в подп.4.5 справки «Сведения о доходах, освобождаемых от подоходного налога в установленных законодательством пределах, и произведенных налоговых вычетах» необходимо отражать сведения об этих вычетах.

Новой формой справки предусмотрен подп.4.6, в котором следует отражать сведения о вычетах, связанных с получением доходов по операциям по реализации ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка.

В п.4 справки не следует отражать общую сумму льгот и общую сумму вычетов.

Согласно новой форме справки в п.6 «Сведения о доходах, для которых установлены иные ставки налога» должны отражаться только доходы, полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений и земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы, полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам).

Это вызвано тем, что в 2010 г. в отношении таких доходов, как дивиденды, а также образующихся в результате выплаты участникам (акционерам) организации их доли (пая, части доли или пая, стоимости акций) при ликвидации организации, выходе (исключении) их из состава участников организации, отчуждении участником (акционером) доли (пая, части доли или пая, акций) в уставном фонде организации в размере, превышающем сумму их взноса (вклада) в уставный фонд, а также в результате выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, в виде увеличения доли (пая), номинальной стоимости акций, произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты изменяют процентную долю участия в уставном фонде хотя бы одного из участников (акционеров), ставка налога применяется в размере 12 %. И только в отношении таких доходов, как полученных физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений и земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы, полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), ставка налога установлена согласно п.3 ст.173 НК в размере 9 %.

Заверить справку своей подписью вправе только руководитель организации (индивидуальный предприниматель). Согласно же предыдущей форме справки подпись в ней также должен был поставить и главный бухгалтер.

С учетом изменившейся формы справки претерпело изменение и приложение к Инструкции, в соответствии с которым определяются коды статуса плательщика, коды мест работы, коды видов авторских вознаграждений, коды видов доходов, коды налоговых вычетов, типы населенных пунктов, виды отправлений, характер перевода (отправления) (приложение 10 к Инструкции), в 2009 г. - приложение 8 к Инструкции.

Так как при заполнении строки «Код документа» используется Инструкция № 127, из приложения 10 исключен соответствующий раздел.

В связи с применением нового порядка определения налоговой базы по доходам, полученным по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, из приложения 10 исключены ненужные коды.

Вместо п.7 в новое приложение включен подп.4.1 «Коды видов доходов, полученных от резидентов (нерезидентов) Парка высоких технологий». При этом доходам, полученным физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), соответствует код 405; полученным индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий, - 406; физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), - 407.

Изменения внесены в коды 500 и 503 п.5 приложения «Коды видов доходов, освобождаемых от подоходного налога в установленных действующим законодательством пределах».

Это вызвано тем, что с 1 января 2010 г.:

- доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, могут быть освобождены от налогообложения в пределах 150 БВ, только при условии, что источником выплаты таких доходов является организация и (или) индивидуальный предприниматель, являющийся для плательщика местом основной работы (службы, учебы) (в иных случаях (кроме случаев выплаты таких доходов профсоюзными организациями своим членам) льгота может быть предоставлена только в размере 10 БВ), а в указанных пределах льгота может быть получена в течение налогового периода от каждого источника;

- необлагаемый размер безвозмездной (спонсорской) помощи увеличен с 300 до 1 000 БВ в сумме от всех источников в течение налогового периода.

С учетом увеличения размеров стандартных налоговых вычетов изменения внесены в коды 600, 610, 611, 620 п.6 приложения «Коды стандартных налоговых вычетов».

Напомним, что с 1 января 2010 г. стандартный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.164 НК равен 270 000 руб., подп.1.2 п.1 ст.164 - 75 000 руб. и 150 000 руб. (для вдов (вдовцов), одиноких родителей, опекунов или попечителей, родителей, имеющих 3 и более детей в возрасте до 18 лет (многодетные семьи), детей-инвалидов), подп.1.3 п.1 ст.164 - 380 000 руб.

Также приложение дополнено пп.8 «Типы населенных пунктов», 9 «Виды отправлений» и 10 «Характер перевода (отправления)».

Как и в предыдущей редакции Инструкции, к справкам прилагается реестр сведений о доходах физических лиц на бумажном носителе по форме согласно приложению 11 к Инструкции. Налоговым агентам необходимо обратить внимание, что форма реестра также претерпела некоторые изменения.

7. В соответствии с комментируемым постановлением № 25 незначительные изменения редакционного характера внесены в форму сведений о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы. Представление сведений предусмотрено подп.1.1 п.1 Указа № 71.

Так, указанные сведения банки и операторы почтовой связи обязаны представлять в налоговые органы по месту своей постановки на учет (либо по месту нахождения) не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором поступившие физическим лицам переводом из-за границы денежные средства были им выданы и (или) перечислены по форме согласно приложению 12 к Инструкции.

При заполнении сведений банки и операторы почтовой связи должны использовать коды, указанные в приложении 10 к Инструкции. К сведениям, представляемым на бумажном носителе, как и к справкам, должен быть приложен реестр сведений о доходах физических лиц по форме согласно приложению 11 к Инструкции.

8. По сравнению с прежней редакцией Инструкции новая дополнена главой 6 «Порядок представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства».

Это вызвано необходимостью приведения ее в соответствие с п.2 ст.182 НК, согласно которому для освобождения от подоходного налога с физических лиц, налогообложения по пониженным налоговым ставкам, получения налоговых вычетов или налоговых льгот в соответствии с действующим для Республики Беларусь международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения плательщик представляет налоговому агенту и (или) в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и по форме, установленным МНС РБ, подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым Республика Беларусь имеет действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Согласно п.19 главы 6 Инструкции в целях применения указной нормы НК плательщик представляет подтверждение по форме, установленной налоговым или иным компетентным органом иностранного государства, в котором должны быть указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать физическое лицо, претендующее на освобождение от уплаты подоходного налога, налогообложение по пониженным ставкам, получение налоговых вычетов или налоговых льгот, а также указание на то, что физическое лицо в конкретном календарном году является (являлось) налоговым резидентом иностранного государства, с которым Республика Беларусь имеет действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Такое подтверждение должно быть заверено налоговым или иным компетентным органом иностранного государства. При непредставлении указанного подтверждения налогообложение доходов, полученных плательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Республики Беларусь, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

При этом если плательщиком указанное подтверждение будет представлено после выплаты дохода (установленного срока уплаты налога), зачет (возврат) излишне удержанных сумм налога осуществляется в порядке, установленном ст.181 НК (п.20 Инструкции).

 

01.08.2010 г.

 

Марина Константинова, экономист

 

От редакции: С 22 мая 2010 г. постановление МНС РБ от 25.11.2004 № 127 «Об утверждении Инструкции о порядке представления на магнитных носителях сведений о начисленных (выданных) физическим лицам доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога» на основании постановления МНС РБ от 31.03.2010 № 25 утратило силу.

В Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 003-94 «Система обозначений объектов административно-территориального деления и населенных пунктов», утвержденный постановлением Белстандарта от 28.02.1994 № 2, на основании постановлений Госстандарта РБ от 28.04.2010 № 18 (с 1 августа 2010 г.), от 24.09.2010 № 58 (с 1 ноября 2010 г.), от 01.12.2010 № 75 (с 1 января 2011 г.), от 31.01.2011 № 5 (с 1 марта 2011 г.), от 16.05.2011 № 22 (с 1 сентября 2011 г.), от 31.08.2011 № 64 (с 1 октября 2011 г.), от 25.11.2011 № 83 (с 1 марта 2012 г.), от 12.03.2012 № 14 (с 1 июня 2012 г.), от 06.07.2012 № 38 (с 1 октября 2012 г.), от 11.09.2012 № 58 (с 1 декабря 2012 г.) и от 24.06.2013 № 33 (с 1 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 07.02.2006 № 71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов» на основании указов Президента РБ от 06.08.2010 № 407 (с 13 ноября 2010 г.) и от 17.06.2011 № 254 (с 24 июня 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

В Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 017-99 «Страны мира», утвержденный постановлением Белстандарта от 16.06.1999 № 8, на основании постановлений Госстандарта РБ от 20.12.2010 № 78 (с 1 марта 2011 г.), от 20.01.2011 № 2 (с 1 марта 2011 г.), от 27.07.2011 № 51 (с 1 ноября 2011 г.), от 30.09.2011 № 70 (с 1 января 2012 г.), от 01.02.2012 № 9 (с 1 марта 2012 г.), от 28.05.2012 № 26 (с 1 сентября 2012 г.), от 09.10.2012 № 63 (с 1 декабря 2012 г.) и от 24.06.2013 № 33 (с 1 июля 2013 г.) внесены изменения.

С 1 января 2011 г. постановления МНС РБ от 31.03.2010 № 25 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 9 и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений» и от 17.01.2007 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц и сбору на развитие территорий, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками и операторами почтовой связи, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства и форм справок, выдаваемых организациям и физическим лицам» на основании постановления МНС РБ от 15.11.2010 № 82 утратили силу.

В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

C 9 февраля 2011 г. постановление МНС РБ от 31.12.2003 № 127 «Об утверждении Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь» на основании постановления МНС РБ от 31.12.2010 № 96 утратило силу.

С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399 «Об административных процедурах, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.

С 20 октября 2012 г. в Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 412-З внесены изменения и дополнения.