Комментарий от 11.01.2014
Автор: Ерилин Г.

Комментарий к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52. Установлены новые обязательные разделы Инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и признании утратившим силу постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 4». Установлены новые обязательные разделы Инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов

 

Комментируемое постановление (далее - постановление № 52) принято во исполнение требований Закона РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) и издано взамен постановления Минприроды РБ от 17.03.2004 № 4 «Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды» (далее - постановление № 4). Постановление № 52 вступает в силу с 28 января 2014 г. Соответственно с этой даты перестает действовать постановление № 4.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами. Руководитель юридического лица, хозяйственная и иная деятельность которого оказывает вредное воздействие на окружающую среду, должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а при необходимости создать подразделение, осуществляющее производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляется за счет собственных средств и иных источников финансирования в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды) (ст.94 Закона).

Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды включает в себя:

• отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;

• оценку соблюдения нормативов качества окружающей среды;

• оценку соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду;

• оценку эффективности природоохранных мероприятий;

• комплексную оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на основании комплексных природоохранных разрешений;

• оценку соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации;

• оценку соблюдения требований при обращении с отходами;

• оценку соблюдения технических требований к составу топлива;

• оценку эффективности производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

• оценку соблюдения иных требований и нормативов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды проводятся:

• уполномоченной Минприроды подчиненной организацией, имеющей в своем составе аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

• аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы осуществляют аналитический контроль в области охраны окружающей среды, предусмотренный абзацами 3-11 части второй ст.96 Закона.

Результаты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды оформляются соответствующими актами и протоколами по формам, утвержденным Минприроды. Протокол проведения измерений в области охраны окружающей среды является основанием для подтверждения факта соблюдения или несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (ст.96 Закона).

Постановлением № 52 утверждена только Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее - Новая инструкция), в то время как постановлением № 4, помимо Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды (далее - Старая инструкция), также была утверждена Инструкция об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды (далее - Отмененная инструкция). Данное изменение связано, вероятно, с прекращением дублирования норм закона, однако с отменой этой Инструкции утрачивает силу одно важное положение.

 

Обратите внимание!

Запрещалось возлагать на подразделение, осуществляющее производственный экологический контроль, другие обязанности, не связанные с проведением производственного экологического контроля (п.9 Отмененной инструкции).

 

Названное положение нарушалось повсеместно. На практике на небольшом предприятии целесообразно совмещать функции ответственного по вопросам производственного экологического контроля с иными обязанностями. Кроме того, трактовка положения была неоднозначна: встречались случаи, когда подразделение снимало с себя любые иные обязанности, в т.ч. в области охраны окружающей среды, кроме осуществления функции контроля. Подготовку природоохранной документации, ведение учета и отчетности, инвентаризацию отходов и тому подобные обязанности осуществляли иные должностные лица предприятия, не имеющие специальных знаний и навыков.

Новая инструкция не содержит положения о регистрации инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее - Инструкция) в территориальных органах Минприроды, что приведено в соответствие с единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156.

Что касается самого содержания разрабатываемой Инструкции, то Новая инструкция более четко прописывает его. Сравним разделы Инструкции согласно Новой и Старой инструкции.

 

Обязательные разделы Инструкции

согласно Новой инструкции (п.4)

согласно Старой инструкции (п.12)

1. Организация производственного экологического контроля.

2. Объекты производственного экологического контроля.

3. Планирование и проведение производственного экологического контроля.

4. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением.

5. Учет и отчетность в области охраны окружающей среды.

6. Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов.

7. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством

1. Организация производственного экологического контроля.

2. Объекты и порядок проведения производственного экологического контроля.

3. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением.

4. Порядок снижения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду.

5. Ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды и стимулирование природоохранной деятельности.

6. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников в области производственного экологического контроля, инструктаж в области охраны окружающей среды

 

Как видим, детализованы некоторые понятия, при этом исключено понятие ответственности, которая и так прописана в действующем законодательстве, а применение мер ответственности не может в полной мере относиться к компетенции природопользователя.

Четко расписано и содержание каждого раздела. В зависимости от специфики хозяйственной и иной деятельности природопользователем при разработке Инструкции может быть расширен перечень объектов производственного экологического контроля.

 

Перечень объектов производственного экологического контроля

согласно Новой инструкции (п.6)

согласно Старой инструкции (подп.14.1 п.14)

- природные ресурсы, а также топливо, сырье, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности;

- методы эксплуатации и управления производственными процессами;

- технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ;

- источники образования отходов, в т.ч. производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства;

- сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в т.ч. в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод;

- системы повторного и оборотного водоснабжения;

- поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;

- подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

- земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

- системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, регенерации (рециклинга) озоноразрушающих веществ;

- объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов;

- объекты растительного мира;

- природные объекты и комплексы, в т.ч. особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя;

- готовая продукция;

- иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

- природные ресурсы, а также сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в хозяйственной и иной деятельности;

- источники образования отходов, в т.ч. производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- системы очистки отходящих газов;

- источники сбросов сточных вод, в т.ч. в системы канализации и сети водоотведения;

- системы очистки сточных вод;

- системы повторного и оборотного водоснабжения;

- источники воздействий вредных физических факторов;

- системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов;

- объекты размещения и обезвреживания отходов;

- природные объекты и комплексы, в т.ч. особо охраняемые природные территории, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в санитарно-защитной зоне;

- готовая продукция и др.

 

Новая инструкция приведена в соответствие с законодательством Республики Беларусь, законодательством о растительном мире, о государственной экологической экспертизе, изменениями в законодательстве об обращении с отходами и об охране атмосферного воздуха. В качестве объектов производственного экологического контроля введены объекты растительного мира, поверхностные и подземные воды, применено понятие зоны воздействия объекта.

Также введен порядок осуществления локального мониторинга и производственного аналитического контроля, что соответствует требованиям законодательства об охране окружающей среды.

Кроме того, упорядочен процесс выявления и устранения нарушений в области охраны окружающей среды. В Старой инструкции данный вопрос был отдан на усмотрение руководства предприятия.

Отменены обязательные требования к журналам инструктажей, что также направлено на устранение ненужного дублирования с законодательством, регулирующим правила делопроизводства и архивной деятельности.

Как представляется, со вступлением в силу постановления № 52 природопользователи должны будут переработать Инструкции в соответствии с изменившимися требованиями.

 

11.01.2014

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»