Комментарий от 21.03.2013
Автор: Амельченя Ю.

Комментарий к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 10.01.2013 № 2 «О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров». Государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» определено в качестве одного из организаторов закупок


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 10.01.2013 № 2 «О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров». Государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» определено в качестве одного из организаторов закупок

Общие нормы об организации и проведении процедур государственных закупок

Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) предусмотрена возможность осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) самим заказчиком, а также при участии организатора (п.2 ст.11 Закона), которому частично передаются функции заказчика по организации и проведению процедур государственных закупок (п.1 ст.12 Закона). Организатор также может определяться при централизации государственных закупок по правилам, предусмотренным в подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 января 2014 г. нормы п.1 Указа № 576 перенесены в п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

 

Услуги организатора по организации и проведению процедур государственных закупок оплачивают участники и (или) заказчики в соответствии с порядком, установленным государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) организатора, находящиеся в государственной собственности. В случае проведения электронных аукционов такие услуги оплачиваются в соответствии с указанным порядком и регламентами, утвержденными операторами электронных торговых площадок, в которых может предусматриваться внесение платы оператору электронной торговой площадки с ее перечислением организатору после завершения электронного аукциона (часть вторая подп.1.4 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778)).

Поскольку участие организатора по общему правилу возмездное, то плата за услуги определяется организатором исходя из размера экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5 %) и подлежит согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) организатора (часть третья подп.1.4 п.1 постановления № 778).

Указом № 576 установлено правило о том, что порядок взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок устанавливается также государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доля в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, и в т.ч. должен включать перечень товаров, процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор (подп.1.3 п.1 Указа № 576). Согласно данной норме государственные органы (организации) должны определить порядок взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок.

Так, постановлением Минторга РБ от 10.01.2013 № 2 «О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров» (вступило в силу с 1 марта 2013 г.; далее - постановление № 2) утверждена Инструкция о порядке взаимодействия заказчиков с государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» при проведении процедур государственных закупок товаров (далее - Инструкция).

 

Обратите внимание!

Сфера осуществления закупок организатором - государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» (далее - Белресурсы) - это только закупка товаров, исключая закупку работ, услуг. Причем такие товары должны быть включены в общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2007 № 36.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2012 № 83.

Особенности взаимодействия заказчика с организатором закупки - Белресурсами

По содержанию предложенный в постановлении № 2 и в Инструкции порядок взаимодействия имеет свои особенности.

Во-первых, правовая форма взаимодействия Белресурсов и заказчиков - договор возмездного оказания услуг, оплата по которому исходя из содержания п.2 постановления № 2, должна производиться до истечения срока для подготовки и подачи предложений участниками процедур организуемых Белресурсами государственных закупок. С учетом норм п.1 ст.735 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) по договору возмездного оказания услуг заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в законодательстве или договоре возмездного оказания услуг. Тем самым предусмотренное п.2 постановления № 2 правило об оплате услуг соответствует нормам ГК.

Во-вторых, для того, чтобы Белресурсы приняло на себя обязанность на основании договора возмездного оказания услуг по осуществлению функций по проведению процедур государственных закупок, необходимо соответствующее решение заказчика (приказ, распоряжение и пр.).

В-третьих, Белресурсы уполномочено Инструкцией на проведение следующих процедур государственных закупок:

• открытый конкурс (повторный открытый конкурс);

• электронный аукцион (повторный электронный аукцион);

• процедура закупки из одного источника в случаях, когда ранее проводимая Белресурсами процедура закупки была признана несостоявшейся (часть вторая п.3 Инструкции).

Тем самым исключено из полномочий Белресурсов проведение процедур закрытого конкурса, запроса ценовых предложений, биржевых торгов.

В-четвертых, если заказчиком принято решение о передаче Белресурсам функций по организации и проведению процедур государственных закупок, заказчик должен представить утвержденную им заявку (в бумажной и электронной формах) на проведение процедуры государственной закупки товаров, разработанную на основании проведенных заказчиком исследований конъюнктуры рынка, содержащую описание предмета государственной закупки и всю необходимую информацию и сведения для проведения процедуры государственной закупки товаров в соответствии с законодательством о государственных закупках, с приложением проекта договора (проектов договоров) на государственную закупку и иных документов, предусмотренных законодательством о государственных закупках (п.4 Инструкции).

 

Справочно

Проведение исследований конъюнктуры рынка обязательно для процедуры закупки из одного источника (п.3 ст.50 Закона).

 

Норма о представлении проекта договора заказчиком организатору в целом соответствует Закону, поскольку им предусмотрено правило о том, что определение существенных условий договора и подписание договора осуществляются исключительно заказчиком (часть вторая п.1 ст.12 Закона). Однако помимо существенных условий договор на государственную закупку может содержать и иные условия, возможно обладающие спецификой, о которой в отношении тех или иных товаров заказчик может и не знать, поэтому вполне логично взаимодействие Белресурсов и заказчика в части выработки содержания договора.

В-пятых, Инструкция определяет полномочия Белресурсов при выполнении функций по проведению процедур государственных закупок.

Так, Белресурсами:

• осуществляется регистрация полученных от заказчика документов; определяется структурное подразделение и (или) ответственное лицо, на которых возлагается проведение процедуры государственной закупки товаров;

• формируется комиссия для выполнения определенных задач при организации и проведении процедуры государственной закупки товаров, если ее создание необходимо. Например, комиссия не создается при проведении закупки из одного источника (п.2 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением № 778).

Документы, представленные заказчиком, проверяются Белресурсами и при необходимости могут быть переданы заказчику на доработку (внесение в них изменений и (или) дополнений) в целях приведения их в соответствие с законодательством о государственных закупках и Инструкцией. Срок для направления документов на доработку - по мере рассмотрения, но не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации.

 

Обратите внимание!

Инструкцией срок, в течение которого осуществляется доработка документов самим заказчиком, не установлен.

 

Если заказчик отказывается доработать представленные документы, Белресурсы возвращает их заказчику без проведения процедуры государственной закупки товаров.

На Белресурсы как организатора возложена обязанность утверждения конкурсных и аукционных документов, а также оформления документов для участия в предварительных переговорах по процедуре закупки из одного источника. Срок для утверждения и оформления документов - не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации документов (5 рабочих дней со дня получения Белресурсами доработанных документов).

Организационно Белресурсы:

1) проводят процедуру государственных закупок;

2) наделены полномочиями на внесение изменений и (или) дополнений в конкурсные и аукционные документы и (или) в приглашение к участию в процедуре государственной закупки товаров;

3) разъясняют конкурсные, аукционные документы, в необходимых случаях проводят встречу с участниками и (или) иными юридическими или физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, для разъяснения конкурсных документов;

4) осуществляют функции по организации и проведению процедуры государственной закупки товаров;

5) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством о государственных закупках, в частности на Белресурсы возложена обязанность по составлению справки о процедуре государственной закупки в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся (п.6 Инструкции).

При этом сведения для составления справки о процедуре государственной закупки, а именно о заключении договора с участником-победителем или об отмене процедуры государственной закупки, в течение 2 рабочих дней после заключения договора или принятия решения об отмене процедуры государственной закупки должны быть представлены заказчиком.

Вывод

Таким образом, с одной стороны, субъектный состав лиц в процедурах государственных закупок персонифицируется путем определения организаторов для целей проведения процедур государственных закупок в той или иной сфере. С другой стороны, механизм взаимодействия заказчиков и организаторов должен работать и в тех случаях, когда заказчик не имеет возможности самостоятельно организовывать и проводить процедуры государственных закупок в силу малочисленности штатных работников или их загруженности, в т.ч. на безвозмездной основе, что может быть реализовано в рамках предусмотренной Указом № 576 централизации государственных закупок.

 

21.03.2013

 

Юлия Амельченя, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук