


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.03.2009 № 40 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь». Повышение и формула расчета тарифной ставки
С 1 сентября 2009 г. вступает в силу постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 23.03.2009 № 40, которым изложена в новой редакции Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 (далее - Инструкция и постановление № 40 соответственно). Данный нормативный правовой акт принят в рамках проводимой в Республике Беларусь работы по либерализации экономической деятельности.
Основные изменения в Инструкции коснулись формулы расчета тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего), оснований и порядка определения повышений тарифных ставок (тарифных окладов), а также тарификации профессий (должностей) и структуры организации. Остановимся подробнее на первых двух группах нововведений.
Формула формирования тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего)
Инструкция упростила процесс формирования заработной платы. В обобщенном виде его можно выразить двумя последовательными формулами:
1) формула расчета тарифной ставки рабочего (тарифного оклада служащего):
ТС (ДО) = ТСПР х ТК или КрТСПР х Кпов1 х (1 + Кпов2 + … + Кповn);
2) формула расчета заработной платы с учетом надбавок, доплат и премий:
ЗП = ТС (ДО) + ТС (ДО) х (Надб1 + … + Надбn + Прем + Доп1 + … + Допn),
где ТС (ДО) - тарифная ставка рабочего (должностной оклад служащего);
ЗП - заработная плата работника;
ТСПР - тарифная ставка первого разряда, действующая на предприятии;
КрТСПР - кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности);
Кпов1 - коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям согласно приложению 2 к Инструкции;
Кпов2, …, Кповn - коэффициенты повышения, предусмотренные в локальных нормативных правовых актах и иных нормативных правовых актах;
Надб1, …, Надбn - коэффициенты надбавок;
Прем - коэффициент премирования;
Доп1, …, Допn - коэффициенты доплат.
Для применения вышеуказанных формул необходимо использовать процентную часть коэффициента, переведенную в десятичную дробь (например, повышение на 10 % или надбавка в 10 % составляют коэффициент 0,1).
Как мы видим из формулы 1, Инструкция для расчета всех иных повышений (независимо от того, каким нормативным правовым актом они установлены (примечание 1)) за базу берет тарифную ставку (должностной оклад), исчисляемую как результат последовательного умножения действующей у юридического лица тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент, присвоенный работнику в соответствии с его тарифным разрядом (или кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности) (примечание 2)), и на коэффициент (если нанимателем принято решение о его применении) повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям согласно приложению 2 к Инструкции (часть первая п.6, часть первая п.8 Инструкции).
На основании части пятой п.12 Инструкции конкретный перечень профессий (должностей) работников, работ, по которым может предусматриваться применение коэффициентов повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям, а также порядок и условия их применения устанавливаются нанимателем в локальном нормативном правовом акте (например, в Положении об оплате труда или приказе).
Учитывая новые нормы, база для расчета повышений тарифных ставок (тарифных окладов) в соответствии с иными нормативными правовыми актами (например, подп.2.5 п.2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 мая 2008 г.) уменьшилась. Нанимателям необходимо это помнить и не допустить снижения заработной платы работников. Данная задача может быть решена, например, путем увеличения размера повышений по иным основаниям.
Повышения тарифных ставок (окладов): основания и размеры
Определения понятия «повышение тарифной ставки (тарифного оклада)» законодательство не содержит. Указанное повышение не отнесено к стимулирующим либо компенсирующим выплатам и входит в тарифную часть заработной платы. Часть третья п.7 Инструкции указывает, что конкретный размер повышения устанавливается работнику по совокупности оснований в трудовом договоре (контракте). Следовательно, можно сделать вывод, что повышение связано с личностью конкретного работника.
Достаточно либеральная норма закреплена в части первой п.7 Инструкции, предусматривающей, что наниматель с учетом своего финансового состояния может устанавливать работникам повышения их тарифных ставок (тарифных окладов), а также сдельных расценок до 300 % (примечание 3) включительно, если больший размер не установлен законодательством. При этом из Инструкции исключен закрытый перечень оснований повышения тарифных ставок (тарифных окладов) с конкретными размерами. В части второй п.7 Инструкции приведен примерный перечень оснований, который может быть использован либо расширен в локальных нормативных правовых актах. Конкретные размеры повышений с 1 сентября 2009 г. определяются исключительно на основании локальных нормативных правовых актов. С учетом оснований для повышения тарифных ставок (тарифных окладов), указанных в части второй п.7 Инструкции, а также предусмотренных в действующей редакции Инструкции, в локальных нормативных правовых актах можно закрепить, в частности, следующие повышения:
- в целях дифференциации размера оплаты труда работников в зависимости от объема выполняемой работы приказом нанимателя может быть предусмотрено повышение тарифных окладов отдельных служащих в пределах коэффициентов от 1,01 до 1,07 (примечание 4) включительно (схожее основание повышения установлено в абзаце втором части первой п.9 действующей редакции Инструкции, и для уменьшения объема пересчета заработной платы можно предусмотреть данное основание в локальном нормативном правовом акте; уменьшение тарифной ставки (тарифного оклада) не предусмотрено постановлением № 40);
- специалистам с высшим уровнем квалификации (примечание 5), имеющим вторую квалификационную категорию, можно установить повышение тарифного оклада в размере 10 %; имеющим первую квалификационную категорию - в размере 15 %; имеющим высшую квалификационную категорию - 20 %, специалистам со средним уровнем квалификации, имеющим вторую квалификационную категорию, - 10 %, имеющим первую квалификационную категорию - 15 % (основание повышения установлено в примечании к приложению 1 действующей редакции Инструкции);
- по производной профессии «старший» тарифные ставки рабочих можно повысить до 10 % включительно (основание повышения закреплено в п.37 действующей редакции Инструкции);
- тарифные ставки уборщиков помещений, использующих дезинфицирующие средства при уборке туалетов, за характер и специфику труда можно повысить на 5 % включительно (основание повышения установлено частью второй п.39 действующей редакции Инструкции).
Можно предусмотреть и иные основания повышения:
- в зависимости от сложности курируемых направлений и обеспечения взаимозаменяемости подчиненных руководителям и заместителям руководителей установить повышение тарифного оклада в размере до 100 % включительно;
- специалистам, владеющим иностранными языками, установить повышение тарифного оклада в размере 5 % за каждый язык, необходимый для использования в работе. Инструкция не предусматривает запрета на установление повышения по схожему основанию с основанием для выплаты надбавок или доплат;
- специалистам, обладающим навыками работы со специальным программным обеспечением, повышающим эффективность исполнения ими должностных обязанностей, может быть установлено повышение тарифного оклада в размере до 50 % включительно.
Инструкция не проводит разделения между тарифными ставками рабочих и должностными окладами служащих, указывая механизм их определения. Они образуются путем суммирования соответственно тарифной ставки или тарифного оклада с повышениями по каждому основанию (часть первая п.8 Инструкции). Таким образом, по-новому будет формироваться тарифная часть заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
От тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих рассчитывается надтарифная часть заработной платы: надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством (часть вторая п.8 Инструкции). Напомним, что с 1 января 2009 г. Декретом Президента РБ от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» введена норма (80 %), ограничивающая сумму стимулирующих выплат: премий и надбавок (но не доплат). Данный норматив рассчитывается не от тарифной ставки (должностного оклада) каждого работника, а от суммы тарифных ставок (должностных окладов) всех работников с учетом повышений, предусмотренных законодательством (т.е. в размере до 300 % включительно), а также заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам. Включение в заработную плату стимулирующих выплат свыше предусмотренного норматива осуществляется за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Также с 28 января 2009 г. постановлением Совета Министров РБ от 28.01.2009 № 103 отменены ранее действовавшие ограничения для установления надбавок за высокие достижения в труде, выполнение особо важной (срочной) работы и другие показатели, выплачиваемых руководителям, специалистам и служащим организаций (п.5 постановления Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»), и надбавок за продолжительность непрерывной работы (п.6 постановления Совета Министров РБ от 16.06.1998 № 937 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»).
Постановление № 40 предоставляет нанимателям новые возможности для установления размера оплаты труда работников. Следовательно, при их реализации в соответствии со ст.32 Трудового кодекса РБ могут произойти изменения существенных условий труда. В таком случае работники должны быть предупреждены в письменной форме об этих изменениях не позднее чем за один месяц.
29.07.2009 г.
Вадим Самарин, кандидат юридических наук
Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»
Примечание 1. Действующая редакция Инструкции предусматривает, что повышения, предусмотренные иными нормативными правовыми актами, исчисляются исходя из тарифных ставок (тарифных окладов), рассчитанных по Инструкции.
Примечание 2. Кратные размеры тарифной ставки первого разряда для расчета тарифных ставок рабочих, не тарифицируемых по разрядам, установлены в приложении 3 к Инструкции.
Примечание 3. В данный норматив не включаются повышения, предусмотренные иными нормативными правовыми актами (часть первая п.8 в сопоставлении с частью первой п.7 Инструкции).
Примечание 4. Здесь и далее размеры повышений приводятся в качестве примеров.
Примечание 5. Определение среднего или высшего уровня квалификации специалиста осуществляется нанимателем в зависимости от конкретного содержания обязанностей работника, которые отражаются в его должностной инструкции.
От редакции: С 1 июня 2010 г. постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» и от 23.03.2009 № 40 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 утратили силу.