Комментарий от 30.03.2012
Автор: Долгов В.

Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.01.2012 № 4 «Об оплате труда работников государственных органов (организаций) и признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, отдельного структурного элемента постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Новое в оплате труда работников государственных органов (организаций)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Новое в оплате труда работников государственных органов (организаций)

Заработная плата и иные выплаты, положенные государственным служащим

Примерный расчет заработной платы государственного служащего

Оплата труда работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций)

Особенности оплаты труда в отдельных случаях

Нормы управляемости для создания структурных подразделений

Рекомендации по оплате труда для общественных и религиозных организаций (объединений), фондов и объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов)

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.01.2012 № 4 «Об оплате труда работников государственных органов (организаций) и признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, отдельного структурного элемента постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Новое в оплате труда работников государственных органов (организаций)

Введение

Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 12.01.2012 № 4 «Об оплате труда работников государственных органов (организаций) и признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, отдельного структурного элемента постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее - постановление № 4) с 1 января 2012 г. заменило постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2010 № 151 «Об оплате труда работников государственных органов (организаций) и признании утратившими силу постановлений, отдельных структурных элементов постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее - постановление № 151).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2013 г. вместо постановления № 4 действует постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 17.06.2013 № 56 «Об оплате труда государственных служащих государственных органов».

Новое в оплате труда работников государственных органов (организаций)

Изменения, произошедшие в 2012 году

Постановлением № 4 не только повышены размеры должностных окладов, но так же, как в целом по республике, больше не применяются дифференцированные доплаты (в отношении работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций), руководителей и специалистов, обеспечивающих деятельность государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности»).

Напомним, что в республике ежемесячные дифференцированные доплаты работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, с 1 ноября 2011 г. были установлены постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 18.10.2011 № 100. С 1 января 2012 г. данное постановление было признано утратившим силу согласно п.3 постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 09.01.2012 № 3 «О введении корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2017 г. постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 27.11.2017 № 78 введены новые корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, рассчитанным в соответствии с установленной Советом Министров РБ тарифной ставкой первого разряда и коэффициентами Единой тарифной сетки работников РБ.

 

Подпунктом 1.3 п.1 постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 23.11.2011 № 119 были внесены дополнения в Инструкцию о порядке оплаты труда работников государственных органов (организаций), утвержденную постановлением № 151 (далее - Инструкция № 151), согласно которым с 1 ноября 2011 г. до 31 января 2012 г. (до момента утраты юридической силы подп.1.3 п.1 постановлением № 4) устанавливались ежемесячные дифференцированные доплаты в размерах:

• начальникам общих, хозяйственных, административно-хозяйственных отделов, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим деятельность государственных органов (организаций), и руководителям, обеспечивающим деятельность государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности», - 335 000 руб.;

• специалистам, обеспечивающим деятельность государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности», - 350 000 руб.

Инструкцией о порядке оплаты труда работников государственных органов (организаций), утвержденной постановлением № 4 (далее - Инструкция № 4), установлено, что:

• должностной (тарифный) оклад первому заместителю и заместителю руководителя устанавливается на 2-4 % ниже должностного (тарифного) оклада соответствующего руководителя. Ранее должностной (тарифный) оклад был на 2-5 % ниже (см. постановление № 151).

Как видим, уровень оплаты заместителей руководителей повысился незначительно. Например, если должностной оклад руководителя составляет 1 380 000 руб., то должностной оклад его заместителя устанавливается не ниже чем на 4 %, т.е. в данном случае не ниже 1 324 800 руб. Ранее согласно постановлению № 151 нижний предел мог быть на 5 % меньше, соответственно, в нашем случае он составил бы 1 311 000 руб.

Заметим, что в данном случае не учитывалась возможность руководителя органа (организации) согласно подп.9.2 п.9 Инструкции № 4 увеличивать или уменьшать должностной оклад государственных служащих, поскольку это право осталось без изменений, как и размер такого увеличения (уменьшения);

• должной (тарифный) оклад главному специалисту областного, Минского городского, городского, районного Советов депутатов устанавливается на уровне должностного оклада главного специалиста соответствующего исполнительного комитета согласно приложениям 15-17 к постановлению № 4;

В постановлении № 151 данная категория работников отдельно не выделялась;

• тарифные ставки (оклады) начальников общих, хозяйственных, административно-хозяйственных отделов, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций), а также руководителей и специалистов, обеспечивающих деятельность государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности», устанавливаются на уровне должностных окладов специалистов с учетом повышения на 22 % (ранее в постановлении № 151 - на 20 %).

Какие изменения могут произойти в 2012-2013 годах

В соответствии с поручением Президента РБ постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1784 организуется работа по реализации пилотного проекта в Аппарате Совета Министров РБ по оптимизации функций, структуры, численности и оплаты труда работников, стимулирования высокоэффективного труда, усиления мотивации и создания максимально благоприятных условий для качественного исполнения возложенных на них обязанностей, а также для формирования практической основы для последующего распространения полученного положительного опыта на работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.

Так, по результатам данного проекта в части оплаты труда возможны следующие изменения:

• использование при оплате труда государственных служащих норм, предусматривающих дополнительные меры стимулирования их труда, установленные законодательством, регулирующим контрактную форму найма, в т.ч. предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней и повышение должностного оклада (не более чем на 50 %);

• изменение порядка материального стимулирования государственных служащих за счет объединения средств, предусмотренных для премирования государственных служащих и выплаты надбавки за особые условия государственной службы;

• предоставление права руководителям органов государственного управления увеличивать установленные в соответствии с законодательством должностные оклады государственных служащих, тарифные оклады (ставки) работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, за счет направления на эти цели части экономии средств по фонду оплаты труда.

Заработная плата и иные выплаты, положенные государственным служащим

Формы, системы и размеры оплаты труда государственных служащих и приравненных к ним лиц устанавливаются законодательством (часть вторая ст.63 Трудового кодекса РБ, далее - ТК), в т.ч. и постановлением № 4.

Однако в постановлении № 4 определены главным образом размеры должностных (тарифных) окладов работников государственных органов (организаций) и лишь отдельные правила их оплаты. А заработная плата, в частности государственных служащих, имеет сложный состав.

Согласно п.1 ст.48 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о госслужбе) заработная плата государственных служащих состоит из должностного оклада, надбавок за класс государственного служащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством.

Должностной и расчетный оклад

Должностной оклад положен каждому государственному служащему и имеет фиксированное значение. Постановление № 4 как раз и определяет размер должностного оклада государственного служащего.

Должностной оклад государственного служащего может быть повышен (понижен). Так, согласно подп.9.1 п.9 Инструкции № 4 руководители государственных органов (организаций) имеют право увеличивать или уменьшать в размере до 7 % должностные оклады государственных служащих. Данное увеличение или уменьшение должностных окладов производится при замещении вакантной должности, приеме на работу и изменении штатного расписания государственного органа (организации).

Расчетный должностной оклад также имеет фиксированное значение и формируется из должностного оклада и надбавки за класс государственного служащего (п.14 ст.48 Закона о госслужбе, п.4 Инструкции № 4).

Надбавка за класс государственного служащего

В соответствии с п.13 ст.48 Закона о госслужбе размеры надбавок за класс государственного служащего и условия их выплаты определяются Президентом РБ. В настоящее время нормативный документ, устанавливающий размер и условия выплаты данной надбавки, имеет гриф «для служебного пользования».

Заметим лишь, что данная надбавка назначается каждому государственному служащему, которому присвоен класс государственного служащего.

В соответствии с пп.1 и 5 ст.11 Закона о госслужбе каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей устанавливается Президентом РБ или уполномоченным им органом. В связи с этим приняты следующие нормативные правовые акты:

Указ Президента РБ от 09.02.2004 № 58 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей»;

постановление Совета Министров РБ от 29.03.2004 № 348 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в некоторых государственных органах, государственных организациях и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам государственной службы».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2013 г. взамен постановления № 348 действует постановление Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 565 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в некоторых государственных органах и государственных организациях».

 

Лицам, поступающим на государственную службу впервые, класс государственного служащего присваивается не ранее чем через 6 месяцев (п.2 ст.13 Закона о госслужбе). Это означает, что данные лица как минимум в первые 6 месяцев работы не имеют расчетного должностного оклада, так как не имеют его составной части - соответствующей надбавки за класс государственного служащего.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет

Согласно п.15 ст.48 Закона о госслужбе государственным служащим устанавливается следующий размер ежемесячной надбавки за выслугу лет в зависимости от стажа государственной службы, если иное не установлено Президентом РБ:

 

Стаж государственной службы

Размер в % от расчетного должностного оклада

от 0,5 до 3 лет

10

от 3 до 8 лет

15

от 8 до 15 лет

20

от 15 до 20 лет

25

свыше 20 лет

30

 

Данная надбавка имеет особенности начисления: она исчисляется не от размера должностного оклада, а от размера расчетного должностного оклада (п.4 Инструкции № 4).

Ежемесячная доплата за ученую степень

В соответствии с п.16 ст.48 Закона о госслужбе государственным служащим, имеющим ученую степень, устанавливается ежемесячная доплата.

 

Наименование ученой степени

Размер в % от расчетного должностного оклада

Кандидат наук

5

Доктор наук

10

Надбавка за особые условия государственной службы

Государственным служащим также устанавливаются ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы (п.3 Инструкции № 4). В самой Инструкции № 4 особые правила по определению ее размера и условий выплаты не установлены.

Премия

Согласно подп.9.6 п.9 Инструкции № 4 руководители государственных органов (организаций) премируют государственных служащих, проявивших профессиональную инициативу и обеспечивших высокую эффективность труда, направляя на эти цели средства, выделенные из бюджета, иных источников финансирования государственных органов, в размере 5 % суммы должностных окладов указанных лиц и экономию по фонду оплаты их труда.

Премии работникам аппаратов государственных органов (организаций) выплачиваются на основании положений о порядке и условиях их премирования, утвержденных руководителями соответствующих государственных органов (организаций).

Премирование руководителей государственных органов (организаций) производится в соответствии с законодательством.

Иные выплаты, положенные государственным служащим

В соответствии с подп.9.7 п.9 Инструкции № 4 государственные служащие кроме вознаграждения за свою службу имеют также право на иные выплаты, указанные ниже.

 

Наименование выплаты

Размер

Периодичность выплаты

Единовременное пособие на оздоровление

2 расчетных должностных оклада (оклада, ставки)

1 раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск

Материальная помощь в связи с непредвиденными материальными затруднениями

-

ежегодно

 

Порядок выплаты пособия на оздоровление и оказания материальной помощи, как и порядок премирования, предусматривается в соответствующих положениях, утвержденных руководителями государственных органов (организаций). Заметим, что материальная помощь может быть оказана не только работающим государственным служащим, но и неработающим ветеранам труда - лицам, ушедшим на пенсию (вышедшим в отставку) из государственных органов.

Примерный расчет заработной платы государственного служащего

Заработная плата впервые принятого на работу государственного служащего без класса государственного служащего будет состоять, как правило, только из должностного оклада (если только нет ученого звания или не назначена надбавка за особые условия труда). Допустим, должностной оклад данного работника составляет 1 005 000 руб. (здесь и далее суммы рассматриваются без учета индексации). Если такой работник уйдет в трудовой отпуск, то пособие на оздоровление составит 2 должностных оклада - 2 010 000 руб.

Заработная плата впервые принятого на работу государственного служащего после года службы

Расчетный оклад в нашем случае составит:

1 005 000 руб. (должностной оклад) + 420 000 руб. (надбавка за класс государственного служащего) + 142 500 руб. (надбавка за выслугу лет: 10 % от расчетного оклада) = 1 567 500 руб.

Пособие на оздоровление в данном случае составит 2 850 000 руб. (сумма 2 расчетных окладов).

Оплата труда работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций)

Постановление № 4 регулирует оплату труда не только государственных служащих, но и иных работников государственных органов (организаций), которые осуществляют техническое обслуживание и обеспечивают деятельность таких органов. Как правило, такое регулирование является отсылочным, за исключением ряда случаев.

Тарифные разряды и коэффициенты

Тарифные разряды и коэффициенты должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций), устанавливаются согласно приложению 35 к постановлению № 4 и приложениям 8, 22 и 24 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее - постановление № 6) (подп.1.2 п.1 постановления № 4, п.2 Инструкции № 4).

Тарифные оклады (ставки) отдельных категорий работников

Согласно п.2 Инструкции № 4 тарифные оклады (ставки) начальников общих (хозяйственных, административно-хозяйственных) отделов, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность Национального статистического комитета РБ, министерства, государственного комитета, их территориальных органов, исполнительного комитета, устанавливаются на уровне должностного оклада главного специалиста (старшего государственного налогового инспектора) соответствующего государственного органа, а начальников общих, хозяйственных, административно-хозяйственных отделов, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций), а также руководителей и специалистов, обеспечивающих деятельность государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности», установленные на уровне должностных окладов специалистов, с 1 января 2012 г. образуются с учетом повышения на 22 %.

Дифференцированное повышение тарифных ставок (окладов) работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций), за стаж работы в отрасли

Указанное повышение производится в соответствии с постановлением Минтруда РБ от 12.01.2000 № 4 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)» (подп.3.1 п.3 постановления № 4).

Правила оплаты труда

Согласно подп.3.2 п.3 постановления № 4 оплата труда работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций), производится согласно приложению 1 к постановлению № 6, за исключением подп.1.8 п.1 (надбавка водителем автомобиля за особый характер работы), подп.2.7-2.9 п.2 (оказание материальной помощи; установление надбавки за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ; премирование) указанного приложения.

В п.11 Инструкции № 4 установлено, что работникам, имеющим право на повышение тарифных ставок (окладов) по нескольким основаниям, каждый размер повышения определяется от тарифной ставки (оклада), установленной согласно постановлению № 4 без учета других повышений. Исчисленные суммы повышений по всем основаниям суммируются с тарифной ставкой (окладом) и образуют ставку (оклад).

Пунктом 9 Инструкции № 4 установлены следующие особенности оплаты труда работников государственных органов (организаций), которые осуществляют техническое обслуживание и обеспечивают деятельность таких органов.

 

Вид

Кому устанавливается

Максимальный размер

Условия отмены или уменьшения

Норма Инструкции № 4

Надбавка за сложность и напряжен-ность труда

Работникам (кроме рабочих), осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим деятельность государственных органов (организаций)

Конкретному работнику не может превышать 50 % его оклада

При несвоевре-менном выполнении заданий, ухудшении качества работы

Подпункт 9.2 п.9

Повышение тарифных окладов

Водителям служебных легковых автомобилей и автобусов с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, обслуживающих государственные органы

В г.Минске - не более 20 %

-

Подп.9.3 п.9

В других городах (районах) - не более 15 %

Доплата за особый характер работы

Не более 50 % их тарифных окладов за отработан-ное время

-

Подп.9.4 п.9

 

Премирование работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов (организаций), осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета, иных источников финансирования государственных органов (организаций), в размере 50 % суммы окладов (ставок) указанных работников и 5 % суммы окладов (с учетом повышения за стаж работы в отрасли) начальника общего (хозяйственного, административно-хозяйственного) отдела, руководителей и специалистов, обеспечивающих деятельность государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности», а также экономию по фонду оплаты их труда (подп.9.6 п.9 Инструкции № 4).

Порядок выплаты единовременного пособия на оздоровление и на оказание материальной помощи работникам государственных органов (организаций), которые осуществляют техническое обслуживание и обеспечивают деятельность таких органов, аналогичен порядку, установленному для государственных служащих.

Особенности оплаты труда в отдельных случаях

Оплата работы в ночное время

По общему правилу, установленному ст.70 ТК, за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, - Правительством РБ или уполномоченным им органом.

В отношении работников государственных органов (организаций) п.7 Инструкции № 4 установлено, что за каждый час работы в ночное время (с 22 ч до 6 ч) производятся доплаты в размере 40 % часовой тарифной ставки (оклада), должностного оклада.

Оплата временного заместительства

Оплата временного заместительства, установленная п.8 Инструкции № 4, не отличается от нормы ст.68 ТК (по оплате временного заместительства работников бюджетных и приравненных к ним организаций).

При временном заместительстве замещающему работнику оплата производится в размере должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием замещаемого работника (без надбавок и доплат), и замещающий работник премируется по условиям и в размерах, установленных по должности замещаемого работника (при этом премия начисляется на должностной оклад (без надбавок и доплат) замещаемого работника).

Однако есть одно существенное отличие. Исходя из п.8 Инструкции № 4 следует, что штатному заместителю оплата временного заместительства не производится.

Заметим, что действующее законодательство не содержит определения понятия «штатный заместитель» и достаточно редко его использует. На практике под штатными заместителями понимаются работники, на которых в силу должностных обязанностей (согласно актам законодательства, локальным нормативным правовым актам, в первую очередь должностной инструкции и трудовому договору) возложено временное замещение. К данной категории работников, как правило, относятся заместители (при их отсутствии - помощники) руководителя организации либо заместители (при их отсутствии - помощники) руководителя структурного подразделения организации, а также иные работники, если они названы в качестве таковых в штатном расписании или в иных локальных нормативных правовых актах (в должностной инструкции, в положении о структурном подразделении и т.п.).

В должностных инструкциях таких работников, как правило, указывается, что они замещают (исполняют обязанности) своих руководителей в период их отсутствия по болезни, нахождения в трудовом отпуске и т.д.

Так, согласно п.10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1, на заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также исполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).

Доплата за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных

Согласно подп.9.5 п.9 Инструкции № 4 данная доплата устанавливается работникам за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных при отсутствии штатных работников по учету военнообязанных в размере не более 10 % их должностных (тарифных) окладов.

Нормы управляемости для создания структурных подразделений

Согласно п.5 Инструкции № 4 должности руководителей структурных подразделений государственных органов (организаций) вводятся при численности работников (штатных единиц), установленной законодательством для соответствующих структурных подразделений.

В данной ситуации норма Инструкции № 4 является отсылочной, т.е. нормы управляемости как таковые в ней самой напрямую не закреплены и она отсылает на определение таких норм к другим нормативным правовым актам.

Нормы управляемости для центральных аппаратов государственных органов (организаций)

В соответствии с подп.5.1 п.5 Указа Президента РБ от 12.02.2004 № 66 «О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций» в центральном аппарате государственных органов и иных государственных организаций могут образовываться в установленном законодательством порядке структурные подразделения согласно приложению 2 к названному Указу № 66, а именно:

 

Группа государственных органов и иных государственных организаций

Наименование структурных подразделений

I

Департаменты с правами юридического лица, главные управления, управления, отделы, секторы (группы)

II

Департаменты с правами юридического лица, управления, отделы, секторы (группы)

III

Отделы, секторы (группы)

IV

Управления, отделы, секторы (группы)

 

Данные структурные подразделения (за исключением департаментов с правами юридического лица) согласно подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 16.03.2004 № 285 «О некоторых вопросах создания и деятельности структурных подразделений центральных аппаратов государственных органов и иных государственных организаций» (далее - постановление № 285) могут образовываться в центральных аппаратах государственных органов (за исключением местных исполнительных и распорядительных органов) и иных государственных организаций в соответствии с приказом руководителя указанных государственных органов и иных государственных организаций, исходя из возложенных на них задач и функций и численности работников этих структурных подразделений, установленной постановлением № 285.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2018 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров РБ от 19.03.2018 № 203 «О порядке и условиях создания структурных подразделений в государственных органах и штатном расписании отдельных государственных органов».

 

Согласно подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 05.05.2006 № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» в центральных аппаратах министерств, государственных комитетов могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица по решению Президента РБ.

Согласно постановлению № 285 установлены следующие определения, нормы управляемости и возможный состав структурных подразделений центральных аппаратов государственных органов (организаций):

 

Наименование

структурного

подразделения

Определение структурного подразделения

Минимальная

численность

Структурные подразделения, которые могут в нем создаваться

Департамент с правами юридического лица

Структурное подразделение, осуществляющее специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего государственного органа и иной государственной организации, создаваемое в их структуре в соответствии с указами Президента РБ

Не установлена

Управления, отделы, секторы (группы)

Главное управление

Структурное подразделение, осуществляющее реализацию нескольких основных функций, отнесенных к компетенции государственного органа и иной государственной организации, и (или) методологическое и организационное руководство организациями, подчиненными соответствующему государственному органу и входящими в состав государственной организации

Не менее 17 единиц

Управления, отделы, секторы (группы)

Управление

Структурное подразделение, осуществляющее реализацию одной или нескольких функций, отнесенных к компетенции государственного органа и иной государственной организации

Не менее 7 единиц

Отделы, секторы (группы)

Отдел

Структурное подразделение, осуществляющее реализацию одной из функций, отнесенных к компетенции государственного органа и иной государственной организации

Не менее 4 единиц

Секторы (группы)

Сектор (группа)

Структурное подразделение, осуществляющее одну либо часть функции управления, отнесенной к компетенции государственного органа и иной государственной организации

3 единицы и менее

-

 

Справочно

Также подп.1.6 п.1 постановления № 285 установлено соотношение должностных окладов руководителей данных департаментов, главных управлений, управлений, отделов, секторов (групп) центральных аппаратов государственных органов и иных государственных организаций, в размере не менее 7 %.

 

Согласно подп.1.5 п.1 постановления № 285 в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности государственных органов и иных государственных организаций в структуре их центральных аппаратов могут создаваться в установленном порядке следующие структурные подразделения:

• управления;

• отделы;

• секторы (группы).

Нормы управляемости для создания структурных подразделений в местных исполнительных и распорядительных органах

В соответствии с подп.2.3 и 2.5 п.2 Указа Президента РБ от 23.10.2006 № 631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов» (далее - Указ № 631) в местных исполнительных и распорядительных органах в зависимости от их территориального уровня могут образовываться структурные подразделения, предусмотренные в типовой структуре, утвержденной Указом № 631, и в приложении 1 к Указу № 631, а также с численностью работников согласно приложению 1 к Указу № 631.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2013 г. взамен Указа № 631 принят Указ Президента РБ от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников».

 

Наименование структурного подразделения

Минимальная численность работников, единиц

Структурные подразделения, которые могут в нем создаваться

Комитет (фонд) областного, Минского городского исполнительных комитетов

Не менее 35

Управления, отделы, секторы (группы)

Главное управление, управление, служба областного, Минского городского исполнительных комитетов

Не менее 17

Отделы, секторы (группы)

Управление, служба городского (города областного подчинения), районного исполнительных комитетов, местной администрации района в городе, комитета (фонда) областного, Минского городского исполнительных комитетов

Не менее 7

Отделы, секторы (группы)

Отдел, служба

Не менее 4

Секторы (группы)

Сектор (группа)

3 и менее

-

 

Согласно подп.2.4 п.2 Указа № 631 структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, не предусмотренные типовой структурой, утвержденной Указом № 631, образуются по согласованию с Президентом РБ, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах - по согласованию с областными и Минским городским исполнительными комитетами.

Ряд структурных подразделений могут наделяться правами юридического лица (подп.2.4 п.2 Указа № 631, п.4 ст.38 Закона РБ от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Нормы управляемости для введения должности начальника отделения главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области, г.Минску

В пп.1 и 6 Инструкции № 4 прямо (в отличие от иных норм управляемости, рассмотренных выше) указана норма управляемости для введения должности начальника отделения главного управления Министерства финансов РБ по области, г.Минску. Данная должность вводится из расчета в штате не менее 3 работников, включая должность начальника отделения.

Нормы управляемости для введения должности заместителя руководителя

Также в п.6 Инструкции № 4 прямо указаны 2 нормы управляемости для введения должности заместителя начальника управления (службы) и начальника отдела.

 

Наименование должности

Норма управляемости

Заместитель начальника управления (службы)

Из расчета в штате не менее 7 работников

(штатных единиц), включая должность начальника

Заместитель начальника отдела

Из расчета в штате не менее 5 работников

(штатных единиц), включая должность начальника

 

В Инструкции № 4 в отличие от утратившей силу Инструкции № 151 не указано о порядке введения должностей заместителей руководителей в местных исполнительных и распорядительных органах.

Так, ранее в п.6 Инструкции № 151 было закреплено, что должности заместителей руководителей комитетов, главных управлений областных, Минского городского исполнительных комитетов вводятся председателями областных, Минского городского исполнительных комитетов; должности заместителей руководителей управлений, служб, отделов городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций - председателями городских, районных исполнительных комитетов и главами администраций.

Рекомендации по оплате труда для общественных и религиозных организаций (объединений), фондов и объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов)

В п.4 постановления № 4 рекомендовано общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам и объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам) производить оплату труда их работников в соответствии с Инструкцией № 4.

При этом тарифные оклады руководителей и специалистов данных организаций (если иное не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами) могут устанавливаться на уровне должностных окладов руководителей и специалистов:

• департаментов с правами юридического лица согласно приложению 2 к постановлению № 4 - республиканскими общественными и религиозными организациями (объединениями), фондами и объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами);

• областных, городских и районных исполнительных комитетов согласно приложениям 20, 24, 26 к постановлению № 4 - областными, городскими и районными общественными и религиозными организациями (объединениями), фондами и объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами).

 

30.03.2012 г.

 

Владимир Долгов, юрист

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 ноября 2012 г. в Закон РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» на основании Закона РБ от 26.10.2012 № 433-З внесены изменения.

С 1 июля 2013 г. в Указ Президента РБ от 12.02.2004 № 66 «О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций» на основании Указа Президента РБ от 12.04.2013 № 168 внесены изменения.