Комментарий от 15.08.2011
Автор: Макаренко Л.

Комментарий к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.03.2011 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденную постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21». Изменения в исполнительном производстве


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.03.2011 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденную постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21». Изменения в исполнительном производстве

Введение

Инструкция по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь (далее - Инструкция) утверждена постановлением Пленума ВХС РБ от 26.11.2009 № 21.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. вступили в силу Закон РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» и Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Минюста РБ от 07.04.2017 № 67.

 

В связи с принятием Закона РБ от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» внесены изменения и дополнения в Хозяйственный процессуальный кодекс РБ (далее - ХПК), в связи с чем и возникла необходимость приведения положений Инструкции в соответствие с нормами ХПК. В 2011 г. постановлением Пленума ВХС от 04.03.2011 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденную постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21» и постановлением Пленума ВХС РБ от 29.06.2011 № 16 «О внесении изменения в Инструкцию по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденную постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21» внесены соответствующие дополнения и изменения в Инструкцию.

Следует также отметить, что за период с момента принятия Инструкции отдельные ее нормы при практическом применении демонстрируют необходимость в их корректировке с целью упрощения и оптимизации процедуры исполнения. Изменения также коснулись порядка распределения взысканных с должника денежных средств между взыскателями. Положения Инструкции дополнены 4 приложениями - формами документов, выносимых судебным исполнителем по отдельным исполнительным действиям.

В первую очередь отметим наиболее существенные изменения в процедуре исполнения, внесенные в Инструкцию в 2011 г.

Примирительная процедура

В рамках исполнительного производства хозяйственный суд вправе назначить примирителя для проведения переговоров между сторонами в примирительной процедуре. Исходя из установившейся практики примирителями в хозяйственных судах назначаются, как правило, специалисты суда. Вместе с тем в настоящее время уже существует практика назначения в качестве примирителя судебного исполнителя (п.9 Инструкции). В данном случае имеет место ограничение по дальнейшему участию в исполнении в исполнительном производстве такого судебного исполнителя (п.11 Инструкции).

Так, судебный исполнитель, который являлся примирителем, не может участвовать в исполнении исполнительного документа, в рамках которого проведена примирительная процедура, и подлежит отводу. С учетом данных особенностей хозяйственный суд при назначении примирителя в исполнительном производстве назначает в качестве примирителя судебного исполнителя, в производстве которого не находилось исполнительное производство, в рамках которого заключается соглашение о примирении.

Исчисление сроков

В соответствии с частью третьей ст.134 ХПК в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Данная норма закреплена в п.1 Инструкции. Все процессуальные сроки при проведении исполнительных действий, например срок для обжалования действий (акт ареста, оценки и т.д.), постановлений судебного исполнителя исчисляются с учетом внесенных изменений.

Зачет взысканных средств и передача имущества взыскателю

В пп.8, 9 Инструкции внесены изменения, касающиеся зачета взысканных средств и передачи имущества в пользу взыскателя, одновременно являющегося должником по другому исполнительному производству.

Пример

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «П» является взыскателем по исполнительному производству № 666, где должником выступает индивидуальный предприниматель, с которого подлежит взысканию сумма в размере 6 млн.руб.

Вместе с тем эта же организация ООО «П» по другому исполнительному производству (№ 555) выступает должником с задолженностью в 5 млн.руб. в пользу открытого акционерного общества (ОАО).

Судебный исполнитель Иванов И.И. взыскал по исполнительному производству № 666 сумму в размере 6 млн.руб., подлежащую перечислению в пользу ООО «П». Однако, учитывая тот факт, что данный взыскатель по другому исполнительному производству № 555 обязан перечислить задолженность в размере 5 млн.руб., судебный исполнитель вносит представление судье (п.157 Инструкции) о вынесении в соответствии со ст.326 ХПК определения об обращении взыскания на взысканные денежные средств по исполнительному производству № 666 посредством перечисления 5 млн.руб. по другому исполнительному производству № 555 в пользу ОАО.

При этом подлежат также удержанию расходы по исполнению и 5 % от суммы задолженности по исполнительному производству № 666.

 

В прежней редакции Инструкции для произведения такого зачета требований необходимо было соответствующее заявление взыскателя (в рассматриваемом примере - заявление ОАО) о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. С учетом практической сложности данной процедуры п.157 Инструкции изложен в новой редакции, которая устанавливает иной порядок зачета.

Расширение компетенции судебного исполнителя по контролю за принятием к исполнению предписаний о запрете совершения регистрационных действий в отношении имущества должника

Согласно абзацу 6 части первой ст.351 ХПК судебный исполнитель вправе запрещать должнику и иным лицам совершать препятствующие исполнению действия в отношении имущества и денежных средств должника. В целях запрещения совершения регистрационных действий в отношении имущества, например, недвижимого имущества, автотранспорта, судебный исполнитель направляет в регистрирующие органы (Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), кадастровые агентства) предписание согласно приложению 19 к Инструкции.

Однако имели место факты, когда регистрирующим органом не были выполнены требования судебного исполнителя по ограничению, связанному с отчуждением должником имущества, в связи с чем п.9 Инструкции, содержащий перечень вопросов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, дополнен осуществлением контроля за принятием к исполнению предписания согласно приложению 19 к Инструкции. Например, после направления предписания в органы ГАИ судебному исполнителю необходимо проконтролировать принятие к исполнению данного документа, обеспечив получение из ГАИ соответствующего уведомления.

Право судебного исполнителя на составление протокола об административном правонарушении по статье 24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Законом РБ от 30.11.2010 № 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» в ст.24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) внесены изменения, устанавливающие ответственность за уклонение лица без уважительных причин от явки к судебному исполнителю. Совершение такого правонарушения влечет наложение штрафа в размере от 6 до 30 базовых величин или административный арест.

Изменения, внесенные в КоАП, позволяют в рамках исполнительного производства применять соответствующие меры ответственности к лицам, допустившим такое правонарушение. Следует отметить, что это весьма важная и существенная мера, которая позволит в какой-то мере дисциплинировать субъектов хозяйствования (в большинстве случаев речь идет о должниках). Пункт 9 Инструкции дополнен правом судебного исполнителя на составление протокола об административных правонарушениях по ст.24.6 КоАП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2013 г. административная ответственность по ст.24.6 КоАП влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, или административный арест (абзац 2 ст.24.6 КоАП, в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З).

Запрет на ознакомление с материалами, предназначенными для служебного пользования

Процессуальным законодательством регламентированы права и обязанности, предоставленные сторонам в исполнительном производстве. В отдельных случаях реализация таких прав может ограничить или нарушить права иного лица. Речь идет об информации, которая содержится в материалах, предназначенных для служебного пользования. Норма, исключающая возможность ознакомления с такими материалами, включена в п.19 Инструкции.

Запрет и отмена запрета совершения расходных операций по текущим счетам должника

Инструкция дополнена приложением 51 - формой письма о запрете совершения расходных операций по текущим (расчетным) счетам должника и приложением 52 - об отмене такого запрета.

Применение такого запрета корреспондирует с положениями абзаца 6 части первой ст.351 ХПК.

Направление исполнительного документа в Службу судебных исполнителей без предъявления исполнительного документа к счету должника

В соответствии с процессуальным законодательством взыскание в первую очередь обращается на денежные средства должника, находящиеся на расчетном счете, посредством предъявления судебного приказа в банк, обслуживающий должника. Данная процедура осуществляется взыскателем (ст.370 ХПК).

В п.41 Инструкции установлены случаи, при которых взыскатель вправе направить исполнительный документ в Службу судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь без предъявления исполнительного документа к счету должника, а именно, когда взыскание производится:

- по исполнительному документу в пользу нерезидента Республики Беларусь при условии отсутствия его представительства на территории Республики Беларусь, когда данное действие совершается судебным исполнителем после возбуждения исполнительного производства;

- с индивидуального предпринимателя, у которого отсутствует расчетный счет.

С учетом внесенных изменений в п.41 Инструкции данный порядок действует при условии, когда взыскателем выступает иностранный субъект хозяйствования, а исполнительным документом является не только исполнительный документ иностранного суда, но и в т.ч. судебный приказ хозяйственного суда по взысканию задолженности в пользу нерезидента Республики Беларусь.

Форма документа, составляемого по результатам проведенной экспертной оценки имущества

В Инструкцию внесены положения (часть вторая п.68 Инструкции), определяющие порядок действий судебного исполнителя по информированию сторон о результатах экспертной оценки арестованного имущества.

Напомним, что в соответствии с частью четвертой ст.352 ХПК при несогласии одной из сторон с оценкой, проведенной судебным исполнителем для определения стоимости арестованного имущества, изложенном в письменной форме в течение 10 дней со дня получения копии акта ареста имущества или акта оценки арестованного имущества, хозяйственный суд назначает экспертную оценку имущества за счет несогласной стороны.

Внесенные изменения в п.68 Инструкции устанавливают, что по результатам экспертной оценки имущества судебный исполнитель направляет сторонам исполнительного производства уведомление согласно приложению 53 к Инструкции. В данном случае, если говорить об экспертном заключении, составление судебным исполнителем акта оценки процессуальным законодательством не предусмотрено. В связи с этим в целях информирования сторон о начальной стоимости имущества при его реализации Инструкция была дополнена соответствующей формой уведомления.

Заключение об оценке арестованного имущества при его реализации

При обращении взыскания на имущество немаловажным вопросом является определение стоимости арестованного имущества при его реализации. В практике имеют место случаи, когда сам должник в целях установления рыночной стоимости арестованного имущества заключает договор с оценочной организацией. По результатам проведенной оценки должник ходатайствует перед хозяйственным судом об установлении начальной стоимости имущества исходя из его рыночной стоимости, определенной в заключении об оценке. В большинстве случаев проведение оценки имущества оценочной организацией влечет определенные материальные затраты должника.

В связи с этим повторное назначение оценки, расходы за которую также подлежат удержанию за счет средств должника, является нецелесообразным.

Вместе с тем следует учитывать, что согласно п.71 Инструкции представленное заключение должно соответствовать требованиям действующего законодательства (например, критерии оценки, цель оценки и т.д.) и судебный исполнитель вправе принять такое заключение об оценке, если это не будет препятствовать своевременному и полному исполнению исполнительного документа.

Возможность проведения электронных торгов

В п.76 Инструкции закреплена возможность проведения электронных аукционов (торгов) в рамках исполнительного производства, что будет в дальнейшем способствовать эффективности продажи имущества и реальному взысканию задолженности.

Информирование сторон о начале процедуры реализации имущества

Согласно изменениям, внесенным в п.78 Инструкции, в тех случаях, когда должнику предоставлено право в установленный судебным исполнителем срок реализовать арестованное имущество, судебный исполнитель направляет копию письменного разрешения сторонам.

Таким образом, с учетом внесенных изменений судебный исполнитель, рассмотрев ходатайство должника о праве реализовать имущество, направляет письменное разрешение не только в адрес должника, но и взыскателя, тем самым информируя стороны о начале процедуры реализации имущества.

Изменения в процедуре проведения торгов

В целях защиты добросовестного участника торгов, проводимых судебным исполнителем хозяйственного суда, п.95 Инструкции определено, что начатая процедура торгов проводится до ее завершения, если должником или взыскателем не будут своевременно представлены сведения о погашении задолженности или иные сведения, имеющие значение по исполнительному производству.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда после начала торгов должник погашает сумму задолженности по исполнительному производству, а имущество продается участнику торгов.

Таким образом, начатая процедура торгов должна быть полностью завершена, имущество подлежит передаче покупателю.

Если заявка на участие в торгах подана только одним участником, судебный исполнитель выносит постановление об объявлении торгов несостоявшимися и вручает предложение этому участнику о приобретении предмета торгов по начальной цене, увеличенной на 5 %.

После этого в течение 5 рабочих дней (срок для возврата задатка) единственный участник вправе выразить согласие в письменном виде на приобретение предмета торгов по указанной выше стоимости. В п.102 Инструкции закреплена норма, устанавливающая срок для единственного участника торгов по перечислению стоимости имущества. Так, с момента письменного согласия единственного участника исчисляется 7-дневный срок для уплаты всей стоимости имущества.

Установленный порядок относится как к первым, так и к повторным торгам.

Возможность оценки заложенного имущества по рыночной стоимости

Изменения, внесенные в п.120 Инструкции, корреспондируют с положениями постановления Президиума ВХС РБ от 27.10.2010 № 42 «О некоторых вопросах обращения взыскания на заложенное имущество» (далее - постановление). Существенные изменения в правоприменительной практике по обращению взыскания на заложенное имущество в исполнительном производстве коснулись оценки заложенного имущества.

Так, при наложении ареста на заложенное имущество судебный исполнитель указывает стоимость предмета залога в соответствии с судебным постановлением и исполнительным документом. Как свидетельствует практика, во многих случаях сторона (должник, взыскатель) может быть не согласна со стоимостью, определенной в судебном постановлении об обращении взыскания на заложенное имущество и отраженной судебным исполнителем в акте ареста.

При данных обстоятельствах в соответствии с частью первой п.16 постановления сторона вправе обратиться в хозяйственный суд, принявший судебное постановление в порядке ст.211 ХПК с заявлением об изменении порядка исполнения решения путем обращения взыскания на заложенное имущество по его рыночной стоимости.

В случае удовлетворения хозяйственным судом такого заявления в целях определения рыночной стоимости имущества хозяйственный суд назначает экспертную оценку за счет несогласной стороны в порядке, установленном частью четвертой ст.352 ХПК. При этом следует иметь в виду, что расходы на проведение экспертной оценки возлагаются на сторону, выразившую несогласие с оценкой.

Такой порядок, по мнению автора, позволит установить максимально равные условия как для должника, так и для взыскателя при реализации заложенного имущества на стадии исполнительного производства, а также обеспечить своевременное и полное исполнение судебного постановления.

Порядок обращения взыскания на бездокументарные ценные бумаги

В отношении обращения взыскания на бездокументарные ценные бумаги п.131 Инструкции установлен порядок действий судебного исполнителя по аресту такого вида имущества. Согласно приложению 23 к Инструкции судебный исполнитель составляет акт ареста имущества по месту учета прав на эти ценные бумаги (место нахождения депозитария, в котором на имя должника открыт счет «депо»).

Изменения очередности распределения денежных средств между взыскателями

Основные и наиболее важные изменения, внесенные в Инструкцию, касаются очередности распределения денежных средств между взыскателями. Длительный период времени в исполнительном производстве применялась очередность, аналогичная установленной Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок расчетов).

Однако следует учитывать тот факт, что положения данного Указа касаются и регулируют правоотношения между субъектами хозяйствования - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов с текущих (расчетных) счетов. В исполнительном производстве осуществляется взыскание задолженности с должников, в т.ч. в принудительном порядке, в целях восстановления законных интересов сторон в сфере хозяйственной (экономической) деятельности.

Впервые в нормативном правовом акте, регулирующем процедуру исполнения исполнительного производства в хозяйственном суде, регламентирована очередность удовлетворения требований взыскателей (пп.154, 155 Инструкции) с примером расчета такого распределения. Погашение требований производится в порядке первой-третьей очередности.

При этом соблюдается принцип, когда в рамках одной очереди требования погашаются в зависимости от даты регистрации исполнительного производства. Иными словами, если задолженность подлежит перечислению взыскателям, требования которых относятся к одинаковой группе очередности, то погашение будет производиться по ранее возбужденному исполнительному производству. Если исполнительные производства, по которым необходимо осуществить распределение денежных средств, зарегистрированы в один день, распределение осуществляется с учетом их регистрационного номера.

Также следует учитывать, что очередность погашения задолженности, установленная в п.154 Инструкции, распространяется на денежные средства должника, взысканные и находящиеся на депозитном счете хозяйственного суда, за исключением денежных средств, которые не подлежат к распределению между взыскателями, перечень которых закреплен в п.155 Инструкции.

Таким образом, удовлетворение требований взыскателей в отношении одного должника производится в следующем порядке:

1) в первую очередь удовлетворяются требования в счет погашения:

- банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего;

- сумм обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ;

- страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы.

Обратите внимание!

Указанная категория требований (первая очередь) корреспондирует с подп.2.1 п.2 Порядка расчетов (так называемые внеочередные платежи);

 

2) во вторую очередь удовлетворяются требования:

- по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества;

- по обязательному страхованию, сумм по возмещению ущерба, причиненного административным правонарушением;

- в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления Правительством РБ, областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии Правительства РБ, а также под гарантии, выданные областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами, и проценты по ним);

- по кредитам, выданным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;

- по исполнительным документам, по которым размер задолженности не превышает 100 базовых величин, путем их единовременного погашения в пределах 1/5 части от суммы, оставшейся на депозитном счете хозяйственного суда после удовлетворения требований первой группы очередности.

Обратите внимание!

Данная категория требований (вторая очередь) включает платежи, указанные в подп.2.2 п.2 Порядка расчетов, а также отдельную категорию требований по исполнительным документам, задолженность по которым не превышает 100 базовых величин (до 3,5 млн.руб.). Однако следует учитывать, что на погашение требований в размере до 3,5 млн.руб. выделяется лишь 1/5 часть от взысканных с должника денежных средств, оставшихся на депозитном счете хозяйственного суда после удовлетворения требований первой группы очередности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задолженность по исполнительному документу до 3,5 млн.руб. погашается во второй очереди, но только в пределах определенной суммы взысканных денежных средств и только при условии отсутствия задолженности (полного погашения) требований первой очереди;

 

3) в третью очередь удовлетворяются иные требования взыскателей.

 

15.08.2011 г.

 

Людмила Макаренко, юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.), от 05.01.2016 № 356-З (с 27 февраля 2016 г.) и от 24.10.2016 № 439-З (с 16 мая 2017 г.) внесены изменения и дополнения.