


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 08.07.2009 № 903/11 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 18/1». Правила приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) - изменения законодательства
С 16 сентября 2009 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 08.07.2009 № 903/11 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 18/1» (далее - Постановление № 903/11). Постановлением № 903/11 внесен ряд изменений и дополнений в правила приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг).
Напомним, постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее - Постановление № 18/1) принято в целях повышения эффективности контроля за наличным денежным оборотом в сфере торговли и услуг. Постановление № 18/1 регулирует вопросы приема наличных денежных средств и банковских пластиковых карточек с применением кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, платежных терминалов, билетопечатающих машин, таксометров, а также устанавливает случаи, при которых субъекты предпринимательской деятельности вправе принимать наличные денежные средства без использования данного оборудования.
От редакции: С 14 октября 2011 г. взамен Постановления № 18/1 принято постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр». |
Прием наличных денежных средств с применением кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем
Постановлением № 903/11 уточнено, что задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг также принимаются с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров. Ранее было оговорено, что с применением названного оборудования принимаются наличные денежные средства, включающие только авансовые платежи.
Таким образом, любые наличные денежные средства, в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога, принимаются субъектами предпринимательской деятельности с применением кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров (в зависимости от вида осуществляемой деятельности).
Необходимо отметить, что для приема денежных средств используется только оборудование, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 04.06.2003 № 29. Следует обратить внимание, что в данном постановлении для отдельных моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем установлен предельный срок использования, который истекает в 2010 г.
От редакции: С 1 ноября 2011 г. постановлением Госстандарта РБ от 14.10.2011 № 74 утвержден новый Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. |
Обязательная установка платежных терминалов
Постановлением № 903/11 изменены условия (снижен объем выручки) для обязательной установки в торговых объектах платежных терминалов в целях регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек (далее - платежный терминал). Предусмотрено, что юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин (525 млн.руб., а это в среднем 43,75 млн.руб. в месяц) в обязательном порядке должны быть установлены в таких объектах платежные терминалы.
До внесения приведенных выше изменений условием для обязательного установления платежных терминалов было получение выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий месяц в размере более 5 000 базовых величин (175 млн.руб. в месяц).
При достижении указанного объема выручки платежные терминалы обязаны установить юридические лица и индивидуальные предприниматели:
1) осуществляющие торговлю, оказание платных услуг населению в следующих объектах:
торговые объекты (магазины (павильоны с торговым залом), магазины-склады);
торговые объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые производственных организаций и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования);
автомобильные стоянки;
автозаправочные станции;
кассы пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов и иные пункты продажи билетов;
пункты взимания дорожных сборов;
пункты подключения абонентов сотовой подвижной электросвязи;
пункты связи (отделения почтовой связи, сервисные центры, пункты коллективного пользования и другие пункты оказания услуг связи);
аптеки;
гостиницы;
игорные заведения (казино, залы игровых автоматов);
2) оказывающие платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги.
Изменен также объем выручки в качестве условия для обязательного установления платежного терминала на объектах бытового обслуживания населения - более 7 500 базовых величин (262,5 млн.руб., в среднем 21,875 млн.руб. в месяц) за предыдущий календарный год.
До внесения изменений для обязательного установления платежных терминалов объем выручки должен был составить более 2 500 базовых величин (87,5 млн.руб.) за предыдущий месяц.
Кроме того, если при достижении указанного предела выручки субъекту предпринимательской деятельности ранее предоставлялось 6 месяцев для установления платежного терминала, то после внесения изменений постановлением № 903/11 указанный срок не предусмотрен.
Увеличено также процентное отношение количества устанавливаемых терминалов к количеству кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов указанных объектов: в течение первого календарного года - 50 %, в течение второго календарного года - 100 %. Таким образом, по истечении второго календарного года все кассовые кабины и контрольно-кассовые узлы должны быть оборудованы платежными терминалами.
До внесения изменений указанное соотношение распределялось следующим образом: в течение первого года - 30 %, в течение второго - 65 % и в течение третьего года - 100 %.
Принятие наличных денежных средств без применения кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем
Постановлением № 903/11 внесены изменения в перечень случаев, при которых юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов.
В частности, разрешено без применения указанного оборудования принимать наличные денежные средства в следующих случаях:
осуществление страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо. Ранее предусматривалось такое разрешение только при выдаче страховых свидетельств;
осуществление электронной торговли, торговли с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнение работ и оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности. (Данная норма уточнена, ранее разрешалось не использовать кассовые суммирующие аппараты и (или) специальные компьютерные системы и платежные терминалы только в случае доставки товаров на дом.);
осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более 3 продавцов в таких объектах (До внесения изменений данная численность не должна была превышать 2 продавцов.);
осуществление розничной торговли лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов (без ограничений по численности персонала, как это предусматривалось ранее) (До внесения изменения было разрешено не использовать указанное оборудование при осуществлении продажи указанных товаров также в аптеках и аптечных пунктах I и II категории, находящихся в сельских населенных пунктах и имеющих численность фармацевтического персонала до 3 человек (данная норма исключена из Постановления № 18/1).);
продажа проездных документов, билетов, проездных билетов, пригородных билетов, абонементных билетов, международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения, на станциях и остановочных пунктах Белорусской железной дороги, в пунктах их продажи (при условии отсутствия продажи иных товаров). (Данная норма не является новацией, а лишь приведена с редакционными уточнениями.)
При розничной торговле с использованием торговых автоматов, оснащенных купюроприемником, разрешено принимать денежные средства без применения кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем и платежных терминалов только до 1 июля 2011 г. При этом исключена норма, разрешающая осуществлять такой прием денег при осуществлении розничной торговли на выставках товаров, а также в случае электронной торговли.
Полностью исключено право принятия денежных средств без применения кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем и платежных терминалов в следующих случаях:
оказание услуг в банях, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников таких бань до 3 человек;
оказание услуг связи в отделениях (пунктах) связи, имеющих в операционных залах 1 рабочее место;
продажа научно-публицистической, научной, методической литературы, учебников, программ и подобных изданий в торговых объектах (киосках, павильонах), расположенных в учреждениях образования, а также сопутствующих товаров при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50 %;
продажа газет, журналов и иной печатной продукции (за исключением художественной литературы), проездных билетов, талонов, жетонов для проезда в городском общественном транспорте и метро, лотерейных билетов, пластиковых телефонных карт и интернет-карт, карт экспресс-оплаты и других электронных карт, а также сопутствующих товаров в торговых объектах (киосках, павильонах) при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50 %;
продажа билетов на станциях и остановочных пунктах Белорусской железной дороги с применением диспетчерского терминала автоматизированной системы управления «Экспресс»;
оказание услуг (прием денежных средств от населения) в отделениях (филиалах) банков, расположенных в сельской местности, с количеством работников таких отделений (филиалов) до 2 человек.
Для отдельных случаев при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов, компьютерных систем и платежных терминалов установлены специальные правила оформления документов при приеме наличных денежных средств.
Каждый факт приема наличных денежных средств оформляется первичным учетным документом при условии, что стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает 3 базовых величин (105 000 руб.), в случае осуществления:
розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более 3 продавцов в таких объектах;
розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках;
разносной и развозной торговли товарами.
При превышении указанной стоимости единицы непродовольственного товара в перечисленных случаях прием наличных денежных средств осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформления приходного кассового ордера по каждому факту приема наличных денежных средств.
Кроме того, первичным учетным документом оформляется каждый факт:
осуществления электронной торговли, торговли с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнения работ и оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
осуществления адвокатской и частной нотариальной деятельности;
осуществления обучения несовершеннолетних;
оказания разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;
оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену;
реализации (за исключением реализации в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. При этом расчет за такие оказанные услуги и реализованную продукцию осуществляется наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя;
оказания услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче внаем квартир;
продажи товаров (за исключением продажи товаров в розничных торговых объектах, магазинах-складах), выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Информация об изготовлении и реализации бланка такого первичного учетного документа заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках.
С отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформления приходного кассового ордера по каждому факту приема наличных денежных средств осуществляется прием денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг в случаях:
осуществления до 1 июля 2011 г. розничной торговли с использованием торговых автоматов, оснащенных купюроприемником;
продажи проездных документов, билетов, проездных билетов, пригородных билетов, абонементных билетов, международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения, на станциях и остановочных пунктах Белорусской железной дороги, в пунктах их продажи (при условии отсутствия продажи иных товаров);
продажи билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, концертно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные и другие открытые и закрытые площадки);
оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почты на станциях и остановочных пунктах Белорусской железной дороги;
оказания услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в вагонах поездов международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения в ассортименте, утвержденном Белорусской железной дорогой;
осуществления розничной торговли лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов;
осуществления продажи в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах с торговым залом и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур;
осуществления торговли предметами религиозного культа (за исключением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней) и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, а также в иных местах, предоставленных для этих целей религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Беларусь;
предоставления на дому услуг организациями почтовой связи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
осуществления страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо;
оказания библиотеками услуг по выдаче литературы;
эксплуатации детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машина), оснащенных купюроприемником, с выигрышем призов без денежного выигрыша;
оказания индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, услуг по использованию платных туалетов;
организации общественного питания в торговых объектах, расположенных в общеобразовательных учреждениях.
При оформлении на сумму принятых наличных денежных средств первичного учетного документа, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках, отраженная в таком документе сумма принятых наличных денежных средств не включается в общую сумму принятых наличных денежных средств при оформлении приходного кассового ордера в конце рабочего дня (смены).
Указанные особенности оформления приема наличных денежных средств не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от выдачи по требованию покупателя (потребителя) документа, подтверждающего факт покупки товара, выполнения работы и оказания услуги в соответствии с Законом РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», и оформления документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции в соответствии с Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности».
От редакции: С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». |
Без оформления первичных учетных документов, в т.ч. приходного кассового ордера по окончании рабочего дня (смены), может осуществляться прием наличных денежных средств при оказании следующих услуг:
продажа проездных документов, билетов, проездных билетов, пригородных билетов, абонементных билетов, международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения, на станциях и остановочных пунктах Белорусской железной дороги, в пунктах их продажи (при условии отсутствия продажи иных товаров);
продажа билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, концертно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные и другие открытые и закрытые площадки);
предоставление на дому услуг организациями почтовой связи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
осуществление страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо.
Однако оказание таких услуг должно подтверждаться выдачей документов, оформленных на бланках строгой отчетности.
Указанные выше правила приема наличных денежных средств без использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем и платежных терминалов не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, уже зарегистрировавших в налоговом органе кассовые суммирующие аппараты и (или) специальные компьютерные системы для их использования в перечисленных случаях.
Техническое обслуживание и ремонт оборудования
Постановлением № 903/11 внесены также дополнения, согласно которым в организациях республиканского унитарного предприятия «Центральное агентство воздушных сообщений» техническое обслуживание и ремонт кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем и билетопечатающих машин, применяемых данными организациями, могут производиться структурными подразделениями этих организаций в порядке, определяемом Государственным комитетом по стандартизации РБ по согласованию с Белорусской железной дорогой и Министерством связи и информатизации РБ.
15.10.2009 г.
Яна Глинская, экономист