Комментарий от 16.08.2013
Автор: Глинская Я.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 11.12.2012 № 1139/16 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». Розничная торговля: правила приема наличных денежных средств изменились


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 11.12.2012 № 1139/16 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». Розничная торговля: правила приема наличных денежных средств изменились

Правила приема наличных денежных средств определены Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств  в случае  осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 29.06.2018 № 514/9, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 514/9.

 

С 16 июня 2013 г. изменились правила приема наличных денежных средств в связи с принятием постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 11.12.2012 № 1139/16 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее - постановление № 1139/16), которым внесены изменения в Положение № 924/16. Основные изменения заключаются в следующем.

Предельный размер выручки - условие для установления платежных терминов

Постановлением № 1139/16 в 2 раза снижен размер выручки за предыдущий календарный год, при превышении которого в торговых или иных объектах субъекты предпринимательской деятельности обязаны установить платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек. Так, для торговых и иных объектов допустимый предел выручки снижается с 15 000 до 7 500 базовых величин (далее - БВ), объектов системы потребительской кооперации - с 30 000 до 15 000 БВ, объектов бытового обслуживания населения - с 7 500 до 3 750 БВ.

Таким образом, если выручка за 2013 г. в торговом объекте превысит 7 500 БВ, то такой торговый объект подлежит оснащению платежным терминалом. При действующей базовой величине 100 тыс.руб. такая сумма составит 750,0 млн.руб., для объектов системы потребкооперации - 1 500,0 млн.руб., для объектов бытового обслуживания населения - 375,0 млн.руб.

 

Справочно

Информацию о размере базовой величины можно найти в рубрике «Справочная информация», раздел «Ставки и размеры/Базовая величина».

Перечень торговых объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами

Перечень торговых объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, установлен в приложении 1 к Положению № 924/16.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при создании объектов, входящих в указанный перечень и расположенных в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г.Минске, обязаны установить в этих объектах платежные терминалы. Постановлением № 1139/16 внесено дополнение, предусматривающее необходимость установления платежных терминалов также в таких объектах придорожного сервиса.

Кроме того, постановлением № 1139/16 расширен перечень торговых объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами.

Во-первых, в этот перечень теперь включены не только магазины, но и все розничные торговые объекты при условии, что они расположены в капитальных строениях (зданиях и сооружениях). Вместе с тем данное требование не распространяется на:

1) розничные торговые объекты, относящиеся к передвижным средствам разносной торговли.

 

Справочно

Развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством (подп.3.1.7 п.3 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Белстандарта от 28.04.2003 № 22 (далее - СТБ 1393-2003));

разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в организации, транспорте или на улице (подп.3.1.8 п.3 СТБ 1393-2003).

При этом к передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления (примечание к подп.3.2.16 п.3 СТБ 1393-2003).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2014 г. СТБ 1393-2003 на основании постановления Государственного комитета по стандартизации РБ от 28.04.2014 № 19 утратил силу. С этой же даты вступило в силу постановление Минторга РБ от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли». В соответствии с подп.1.2.6 п.1 постановления № 24 развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств развозной торговли, представляющих собой специально оборудованные для торговли транспортные средства (автомагазины). Согласно подп.1.2.7 п.1 постановления № 24 разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них.

 

Из указанных определений следует, что к передвижным средствам разносной торговли относятся торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления, которые не размещаются на транспортных средствах;

2) торговые объекты системы потребительской кооперации, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет 1 продавец.

Во-вторых, внесены уточнения в части включения торговых объектов общественного питания в перечень торговых объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами. Теперь оснащению платежными терминалами подлежат все стационарные торговые объекты общественного питания. Одновременно предусмотрено, что данное требование не распространяется на стационарные торговые объекты общественного питания, расположенные в учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах). Ранее данное требование распространялось только на рестораны, кафе, бары, столовые производственных организаций и учреждений высшего образования.

В-третьих, постановлением № 1139/16 внесено дополнение, с учетом которого оснащению платежными терминалами подлежат все объекты бытового обслуживания населения. Исключение из этого правила сохраняется только в отношении объектов бытового обслуживания населения, которые соответствуют 2 условиям:

1) расположены в сельских населенных пунктах;

2) количество их работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не превышает 3 человек в 1 смену.

В-четвертых, постановлением № 1139/16 внесено дополнение, согласно которому оснащению платежными терминалами подлежат кассовые залы станций метрополитена.

Использование кассового оборудования не требуется

Пунктом 31 Положения № 924/16 предусмотрен перечень случаев, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и платежных терминалов (далее - перечень).

Постановлением № 1139/16 перечень значительно сокращен.

Во-первых, сохранено право торговых объектов системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и платежных терминалов, но при условии, что продажу товаров в них осуществляет 1 продавец (подп.31.1 п.31 Положения № 924/16). Ранее данное право предоставлялось таким объектам с численностью не более 3 продавцов.

Во-вторых, право принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и платежных терминалов сохранено также в случае оказания бытовых услуг, но при условии, что объекты бытового обслуживания расположены в сельских населенных пунктах и количество работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не превышает 3 человек в 1 смену (подп.31.16 п.31 Положения № 924/16). Как и ранее, данное право не предоставляется при осуществлении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств.

В-третьих, право принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и платежных терминалов предоставлено также в случаях организации общественного питания в торговых объектах, расположенных в учреждениях профессионально-технического образования (подп.31.24 п.31 Положения № 924/16).

В-четвертых, из перечня исключены:

• розничная торговля на торговых местах на рынках запасными частями к автомобилям;

• развозная торговля товарами;

• торговля по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место.

В-пятых, с 3 до 1 БВ уменьшен размер стоимости единицы продаваемого без применения кассового оборудования и платежных терминалов непродовольственного товара, до достижения которого разрешается не оформлять факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, а также не отражать в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общую сумму выручки за рабочий день (смену) (пп.32, 33 Положения № 924/16).

Данное исключение распространяется на случаи осуществления:

• розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет 1 продавец;

• розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках;

• разносной торговли товарами.

Срок использования кассового оборудования

Запрещается использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин по истечении 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе по месту постановки на учет (за исключением моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов, используемых в своей деятельности банками (п.24 Положения № 924/16)).

На основании подп.2.4 п.2 постановления № 924/16 данный запрет должен был вступить в действие с 1 июля 2013 г. Постановлением № 1139/16 срок использования кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, а также введения запрета, связанного с данным сроком, продлен до 1 октября 2015 г.

 

Обратите внимание!

Перенос срока введения запрета не затрагивает кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами. В отношении таких кассовых суммирующих аппаратов данная норма вступила в силу с 1 июля 2013 г.

 

Таким образом, до 1 октября 2015 г. субъекты предпринимательской деятельности вправе применять кассовые суммирующие аппараты (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающие машины, зарегистрированные в налоговом органе, без ограничений срока их использования. После указанной даты кассовое оборудование подлежит замене по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе.

 

16.08.2013

 

Яна Глинская, экономист

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» на основании постановлений Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 21.05.2014 № 489/7, от 19.06.2015 № 516/15 (с 25 июня 2015 г.), от 24.09.2015 № 801/19 (с 27 сентября 2015 г.), от 20.04.2016 № 319/12 (с 24 апреля 2016 г.), от 08.09.2016 № 707/23 (с 15 сентября 2016 г.), от 03.03.2017 № 181/5 (с 9 марта 2017 г.) и от 31.07.2017 № 571/9 (с 2 августа 2017 г.) внесены изменения и дополнения.