Комментарий от 23.05.2014
Автор: Шкирман С.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.05.2014 № 489/7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». С 22 июля 2014 года расширяется перечень объектов, в которых должны быть установлены платежные терминалы


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.05.2014 № 489/7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». С 22 июля 2014 года расширяется перечень объектов, в которых должны быть установлены платежные терминалы

При рассмотрении важнейших новшеств прежде всего следует отметить, что комментируемым постановлением (далее - постановление № 489/7), вступающим в силу с 22 июля 2014 г., из Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее - постановление № 924/16), исключается приложение 1, содержащее перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек (подп.1.6.9 п.1 постановления № 489/7).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Положением № 924/16 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 29.06.2018 № 514/9, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 514/9.

 

Взамен само постановление № 924/16 дополняется приложением 1, в котором приводится перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек (подп.1.4 п.1 постановления № 489/7).

Сравнение названных выше перечней позволяет сделать вывод о расширении списка объектов, в которых субъекты предпринимательской деятельности обязаны установить платежные терминалы.

Так, с 22 июля 2014 г. платежные терминалы должны быть установлены в павильонах и киосках, кассах железнодорожных станций (при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи), санаториях, домах (базах) отдыха, оздоровительных центрах (комплексах), а также в автомобилях-такси и на диагностических станциях, осуществляющих технический осмотр транспортных средств.

При этом уточняется, что обязанность по установке платежных терминалов не распространяется на средние школы-училища олимпийского резерва, специализированные учебно-спортивные учреждения, а также на объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 1 человека в смену.

Установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах, перечисленных в приложении 1 к постановлению № 924/16, в которых реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, деятельность в сфере игорного бизнеса:

• будут начаты после 22 июля 2014 г., - до начала реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

• осуществлялись в течение 2013 г. и размер полученной выручки за указанный год по каждому объекту составил более 7 500 базовых величин, по объекту системы потребительской кооперации - более 15 000 базовых величин, объекту бытового обслуживания населения - более 3 750 базовых величин, - с 1 января 2015 г.;

• осуществляются и платежные терминалы не установлены, за исключением объектов, указанных в предыдущих двух абзацах, - с 1 июля 2015 г. в городах областного подчинения и г.Минске, с 1 января 2016 г. - в городах районного подчинения, с 1 июля 2017 г. - на всей территории Республики Беларусь.

При этом количество устанавливаемых в объектах платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений (подп.2.8 п.2 постановления № 924/16).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 марта 2017 г. следует руководствоваться подп.2.8 п.2 постановления № 924/16 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 03.03.2017 № 181/5.

 

С 1 февраля 2016 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели лишаются права принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случае продажи билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные, а также другие открытые и закрытые площадки) (абзац 2 подп.1.6.8 п.1 и подп.2.1 п.2 постановления № 489/7).

С 22 июля 2014 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при продаже вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур.

Закрепленные в постановлении № 489/7 нормы позволят вовлечь в сферу безналичных расчетов за товары (работы, услуги) большее количество объектов, расширят возможности населения по осуществлению расчетов за товары (работы, услуги) банковскими платежными карточками, а это, в свою очередь, будет способствовать снижению доли теневой экономики, обеспечению большей прозрачности финансовых потоков.

 

23.05.2014

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»