


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 19.06.2015 № 516/15 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». Повышение контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг
Для организации системы контроля кассового оборудования к нему должно быть подключено специальное устройство - средство контроля налоговых органов
В целях повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь 19 июня 2015 г. принято комментируемое постановление (далее - постановление № 516/15), которое вступило в силу 25 июня 2015 г.
Постановлением № 516/15 урегулированы отдельные вопросы, связанные с функционированием системы контроля кассового оборудования (далее - СККО).
![]() |
Справочно Система контроля кассового оборудования (технология организации дистанционного контроля за выручкой путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных) будет использоваться налоговыми органами для учета и регистрации кассового оборудования, учета его состояния, учета субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование, получения, фиксирования и обработки информации о событиях, связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании. |
Для организации СККО к кассовому оборудованию должно быть подключено специальное устройство - средство контроля налоговых органов (далее - СКНО).
Вопросы функционирования системы контроля кассового оборудования и средства контроля налоговых органов
Так, постановлением № 516/15:
1) предусмотрено, что установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования в соответствии с законодательством. Для этого им необходимо будет заключить с республиканским унитарным предприятием (РУП) «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» соответствующий договор.
![]() |
Справочно До принятия постановления № 516/15 таким правом обладало только РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»; |
2) исключена обязанность регистрации кассового оборудования в налоговом органе с установленным СКНО и подключенным к СККО.
При этом постановлением № 516/15 предусмотрено, что договоры на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования должны заключаться субъектами хозяйствования с центрами технического обслуживания до заключения возмездных гражданско-правовых договоров на установку в кассовое оборудование СКНО между РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» и субъектами хозяйствования.
![]() |
Обратите внимание! Введение данных норм позволит исключить одновременную регистрацию кассового оборудования в налоговых органах и в СККО, а также обеспечить полноценный и качественный учет кассового оборудования, используемого субъектами хозяйствования, при его подключении к СККО; |
3) предусмотрено, что в случае допущения кассиром ошибок в сформированном платежном документе при вводе суммы денежных средств с применением кассового оборудования с установленным СКНО на этом кассовом оборудовании выполняется операция регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа;
4) предусмотрен запрет использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования при неисправности, отключении СКНО после его установки в кассовом оборудовании;
5) уточнено, что запрет использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования не в фискальном режиме не распространяется на кассовое оборудование с установленным СКНО.
Изменены сроки поэтапного перехода на обязательное использование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов
Также постановлением № 516/15 изменены сроки поэтапного перехода на обязательное использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг кассового оборудования с установленным СКНО.
Так, срок установки СКНО в кассовое оборудование перенесен для:
• юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси - с 1 декабря 2015 г. на 1 февраля 2016 г.;
• юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, - с 1 октября 2015 г. на 1 июня 2016 г.;
• юридических лиц, осуществляющих оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования, - с 1 февраля 2016 г. на 1 марта 2017 г.;
• остальных юридических лиц, не указанных выше, - с 1 февраля 2016 г. на:
- 1 сентября 2016 г. (для находящихся в городах областного подчинения и г. Минске);
- 1 декабря 2016 г. (для находящихся в городах районного подчинения);
- 1 марта 2017 г. (для находящихся на остальной территории Республики Беларусь);
• остальных индивидуальных предпринимателей, не указанных выше, - с 1 апреля 2016 г. на:
- 1 июня 2017 г. (для находящихся в городах областного подчинения и г. Минске);
- 1 сентября 2017 г. (для находящихся в городах районного подчинения);
- 1 декабря 2017 г. (для находящихся на остальной территории Республики Беларусь).
Прежним остался предельный срок использования кассового оборудования без установленного СКНО (1 октября 2015 г.) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающих услуги на автозаправочных станциях.
После указанных дат прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без установленного СКНО будет запрещен.
При этом данное требование, как и прежде, не будет распространяться на Национальный банк Республики Беларусь (далее - Нацбанк), банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные компьютерные системы.
Перенесен срок, в течение которого при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием, могут приниматься наличные денежные средства без установленного в это кассовое оборудование средства контроля налоговых органов
Кроме того, с учетом внесенных постановлением № 516/15 изменений с 1 апреля 2016 г. на 1 марта 2017 г. перенесен срок, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием вправе принимать наличные денежные средства без установленного в это кассовое оборудование СКНО. После указанной даты такие субъекты хозяйствования вправе будут принимать наличные денежные средства с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием только с установленным в это кассовое оборудование СКНО. Соответственно, данные изменения не коснулись юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в настоящее время осуществляют прием наличных денежных средств с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов без встроенного кассового оборудования, но со СКНО.
Развитие системы безналичных расчетов
Кроме того, принятие постановления № 516/15 обусловлено необходимостью дальнейшего развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов.
В этих целях постановлением № 516/15 предусмотрено:
1) расширение Перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16) (далее - Перечень; постановление № 924/16), за счет включения в него:
- объектов технического обслуживания и ремонта автомобилей;
- объектов оказания услуг, связанных с организацией охоты, проживанием в домах охотника, а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами;
- розничной торговли по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме).
При этом предельный срок установки платежных терминалов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в таких объектах и (или) при осуществлении этого вида деятельности определен на 1 января 2016 г.
Напомним, что данные платежные терминалы должны обеспечивать в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь;
2) что количество используемых в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно Перечню платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений;
3) с 1 июля 2015 г. на 1 января 2016 г. перенесен срок обязательной установки платежных терминалов в объектах, указанных в пп.1-15 Перечня, для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в городах областного подчинения и г. Минске.
При этом для юридических лиц, осуществляющих вышеуказанные виды деятельности и (или) деятельность в данных объектах на указанной территории Республики Беларусь, срок установки платежных терминалов остался прежним - до 1 июля 2015 г.
Об ответственности за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет
Следует отметить, что за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, предусмотрена ответственность согласно ст.12.18 и 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях соответственно.
Корректировочные нормы
В целях корректировки постановлением № 516/15:
• из-под действия норм постановления № 924/16 выведен Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться постановлением № 924/16 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2018 № 514/9, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 514/9. |
Таким образом, после вступления в силу постановления № 516/15 действие Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16 (далее - Положение № 924/16), не распространяется на Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации при осуществлении ими банковских операций и операций с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством Республики Беларусь.
![]() |
Справочно До принятия постановления № 516/15 Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации при осуществлении валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей должны были руководствоваться нормами Положения № 924/16; |
• перенесен срок замены кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации с 1 октября 2015 г. на 1 марта 2017 г.
![]() |
Справочно Согласно п.7 Положения № 924/16 кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, и билетопечатающие машины (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов), зарегистрированные в налоговом органе, могут использоваться в течение 6 лет с даты первой регистрации кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин в налоговом органе и в период нахождения их моделей (модификаций) в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. При этом согласно п.24 Положения № 924/16 установлен запрет на использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования по истечении 6 лет с даты первой регистрации такого кассового оборудования в налоговом органе; |
• в целях конкретизации действий кассира при осуществлении расчетов в наличной и безналичной форме с покупателями (потребителями) введена норма, предусматривающая, что проведение таких расчетов через кассовое оборудование должно осуществляться в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование;
• установлено, что контрольную ленту, а также суточный (сменный) отчет (Z-отчет) кассир обязан выводить в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование не только по окончании рабочего дня (смены), но и по требованию проверяющих на момент проверки (для кассового оборудования с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно);
• введен запрет на использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования, формирующего платежный документ, в котором время оплаты товара, выполненной работы, оказанной услуги указано с отклонением от астрономического времени более чем на 5 мин.
07.07.2015
Марина Константинова, экономист