


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 19.06.2015 № 516/15 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». Изменение сроков и новые требования
Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 19.06.2015 № 516/15 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее - постановление № 516/15) принято в целях выполнения мероприятий по реализации плана совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013-2015 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 01.04.2013 № 246/4 (далее - План), с учетом предложений межведомственного координационного совета по развитию системы безналичных расчетов, созданного на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2013 № 561/12 «О межведомственном координационном совете по развитию системы безналичных расчетов», а также в целях обеспечения функционирования в Республике Беларусь системы контроля кассового оборудования (далее - СККО), принятия дополнительных мер по недопущению сокрытия субъектами предпринимательской деятельности выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Дата вступления в силу постановления № 516/15 - 25 июня 2015 г.
Рассмотрим эти изменения и дополнения в таблице. Нормы, исключенные из постановления № 924/16, выделены жирным зачеркнутым, вновь введенные (измененные) - жирным шрифтом.
В прежней редакции | В редакции постановления № 516/15 |
2.2. юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов, |
2.2. юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов, с 1 марта 2017 г. - со встроенным кассовым оборудованием с установленным средством контроля налоговых органов либо со средством контроля налоговых органов |
2.3. республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» осуществляются установка, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов, а также функции центра обработки данных в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам | 2.3. республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» осуществляются установка, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов, а также функции центра обработки данных в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам. На основании заключенных с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договоров установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов вправе осуществлять юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования в соответствии с законодательством |
Комментарий. Постановлением № 516/15 предусмотрено, что договоры на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования должны заключаться субъектами хозяйствования с центрами технического обслуживания до заключения возмездных гражданско-правовых договоров между республиканским унитарным предприятием (РУП) «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (которое в соответствии с подп.2.3 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - постановление № 924/16) осуществляет установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов (далее - СКНО), а также функции центра обработки данных СККО) и субъектами хозяйствования на установку в кассовое оборудование СКНО, что обеспечит полноценный и качественный учет кассового оборудования, используемого субъектами хозяйствования, при его подключении к СККО. При этом постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.04.2015 № 7 «О внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 9» помимо уже действующего порядка установки, обслуживания и снятия РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» средства контроля налоговых органов в автоматические электронные аппараты и торговые автоматы определен порядок установки, обслуживания и снятия указанным предприятием СКНО в кассовое оборудование, а также установлен порядок осуществления РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» функций центра обработки данных как системы контроля торговых автоматов, так и СККО. Постановлением № 516/15 предусмотрено, что на основании заключенных с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договоров установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять субъекты хозяйствования, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования в соответствии с законодательством | |
2.4. срок использования кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, |
2.4. срок использования кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, а также запрет, связанный с данным сроком, действуют с 1 марта 2017 г. |
Комментарий. В целях сокращения расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на замену кассового оборудования, постановлением № 516/15 предусмотрен перенос установленного срока действия нормы по замене кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации (срок был определен до 1 октября 2015 г.; запрет, связанный с данным сроком, до 1 марта 2017 г.). Перенос данного срока также требуется для доработки кассового оборудования производителями на предмет его соответствия техническим нормативным правовым актам, определяющим требования к кассовому оборудованию для подключения СКНО и функционирования СККО, а также включения в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр), новых моделей кассового оборудования, соответствующих указанным требованиям | |
2.6. прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов осуществляется: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, |
2.6. прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов осуществляется: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими на автозаправочных станциях услуги, - с 1 октября 2015 г.; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси - с 1 февраля 2016 г.; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 кв. метров и более, - с 1 июня 2016 г.; юридическими лицами, осуществляющими оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования, - с 1 марта 2017 г.; юридическими лицами, не указанными в абзацах втором-пятом настоящего подпункта, - с 1 сентября 2016 г. в городах областного подчинения и г. Минске, с 1 декабря 2016 г. - в городах районного подчинения, с 1 марта 2017 г. - на всей территории Республики Беларусь; индивидуальными предпринимателями, не указанными в абзацах втором-четвертом настоящего подпункта, - с 1 июня 2017 г. в городах областного подчинения и г. Минске, с 1 сентября 2017 г. - в городах районного подчинения, с 1 декабря 2017 г. - на всей территории Республики Беларусь |
Комментарий. С учетом степени готовности кассового оборудования для подключения к нему СКНО постановлением № 516/15 подп.2.6 п.2 постановления № 924/16 изложен в новой редакции в части сроков установки СКНО в кассовое оборудование для различных категорий субъектов хозяйствования. В частности, сроки установки перенесены на более поздние периоды. Например, срок установки СКНО в кассовое оборудование, применяемое в торговых объектах с торговой площадью 650 м2 и более, был установлен с 1 октября 2015 г., постановлением № 516/15 перенесен на 1 июня 2016 г. Предусмотренные постановлением № 516/15 сроки подключения СКНО к кассовому оборудованию определены с учетом количества используемого в республике кассового оборудования (по состоянию на 25 марта 2015 г. более 246 тысяч единиц) и временными затратами на установку СКНО в кассовое оборудование с учетом различных моделей кассового оборудования и регламентом проведения этой процедуры. Постановлением № 516/15 предусмотрено поэтапное проведение работ по подключению кассового оборудования к СККО в зависимости от категорий субъектов хозяйствования и их территориального расположения, начиная с крупных субъектов хозяйствования, где значительны объемы денежных оборотов (автозаправочные станции, автомобили-такси, объекты с торговой площадью от 650 м2 и более), и заканчивая мелким бизнесом (индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сельской местности). На более раннем этапе к СККО будет подключаться кассовое оборудование субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в крупных городах и г. Минске, где объемы выручки от реализации товаров (работ, услуг) значительно выше, затем будет подключение к СККО кассового оборудования субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности (где небольшой поток покупателей и, следовательно, незначительные объемы выручки). При этом сроки подключения первой категории кассового оборудования к СККО остаются прежними (с 1 октября 2015 г. - для субъектов хозяйствования, использующих кассовое оборудование на автозаправочных станциях). Принимаемые меры по проведению работ по установке СКНО в кассовое оборудование необходимы для снижения напряженности в предпринимательской среде, планомерной замены кассового оборудования, которое невозможно подключить к СККО (в основном это автономные портативные кассовые суммирующие аппараты, используемые в небольших объектах торговли и сферы услуг, имеющие самую низкую ценовую категорию). При этом практически одновременно субъекты хозяйствования обязаны установить платежные терминалы, что также требует финансовых вложений. Кроме того, ранее сроки установки СКНО в кассовое оборудование определялись с учетом сроков замены моделей (модификаций) кассового оборудования в связи с истечением сроков их нахождения в Государственном реестре. Изменение сроков установки СКНО в кассовое оборудование также обусловлено необходимостью включения в Государственный реестр новых моделей кассового оборудования, соответствующих указанным требованиям, и доработанных под эти требования используемых в республике моделей кассового оборудования, на что потребуется определенное время. С учетом большого количества используемого в республике кассового оборудования (которое постоянно увеличивается) и того, что кассовое оборудование применяется практически на всей территории Республики Беларусь, в том числе в объектах, далеких от административных центров, где будут расположены сервисные службы для обеспечения функционирования СККО и установки СКНО в кассовое оборудование, предлагаемые в постановлении № 516/15 этапы подключения кассового оборудования к СККО позволят избежать одномоментного повышенного спроса как на эти работы, так и на новые модели кассового оборудования. Распределение процесса установки СКНО в кассовое оборудование во времени позволит обеспечить ее в плановом режиме, последовательно по мере готовности кассового оборудования, субъектов хозяйствования, в том числе центров технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, и СККО к этой работе, с наиболее оптимальными финансовыми и трудовыми издержками для субъектов хозяйствования | |
2.7. требование, указанное в подпункте 2.6 настоящего пункта, не распространяется на |
2.7. требование, указанное в подпункте 2.6 настоящего пункта, не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные компьютерные системы |
Комментарий. Принимая во внимание специфику осуществления деятельности банков, постановление № 516/15 предусматривает выведение Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк), банков и небанковских кредитно-финансовых организаций из-под действия норм постановления № 924/16. Прием платежей и взносов, а также валютно-обменные операции в банках совершаются в соответствии с Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, и Инструкцией о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.02.2011 № 35. В соответствии с данной Инструкцией валютно-обменные операции совершаются в банках с обязательной выдачей чека, подтверждающего факт совершения операции и факт учета этой операции в отчетных документах. Чеки подписываются кассиром, выдаются клиенту банка и являются первичными учетными документами. На основании реестра операций формируется и печатается баланс по остатку всей денежной наличности в кассе или обменном пункте. Баланс по операциям с наличной иностранной валютой (все кассовые документы) формируется ежедневно и вводится в ежедневный баланс банка, который предоставляется в Нацбанк утром следующего дня. В соответствии с требованиями Инструкции по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2006 № 211, в конце операционного дня отчетные и кассовые документы каждого кассира вместе с остатком и оборотами денежной наличности подвергаются контрольной сверке руководителями кассовых подразделений. В целях предотвращения хищений и злоупотреблений в банковской сфере работа кассиров контролируется руководством учреждений банка, службами по работе с ценностями, ревизионными службами, службами экономической безопасности. За нарушение положений нормативных правовых актов Нацбанка к банкам применяются меры воздействия согласно постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2012 № 641 «О дополнительных требованиях к порядку применения Национальным банком Республики Беларусь мер надзорного реагирования и критериях принятия решения об их применении», разработанному в соответствии со ст.39, 134 Банковского кодекса Республики Беларусь, которые устанавливают порядок вынесения Нацбанком предписаний и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям вплоть до отзыва лицензии. Кроме того, ст.11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленного порядка проведения валютных операций. Банки внедряют централизованную автоматизированную банковскую систему, максимально ориентированную на международные банковские практики и стандарты, в рамках которых не выполняется дополнительная фиксация банковских операций | |
2.8. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах согласно приложению 1, в которых реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, деятельность в сфере игорного бизнеса: <…> осуществляются и платежные терминалы не установлены, за исключением объектов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, - с 1 июля 2015 г. в городах областного подчинения и г. Минске, с 1 января 2016 г. - в городах районного подчинения, с 1 июля 2017 г. - на всей территории Республики Беларусь. |
2.8. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь: 2.8.1. в объектах согласно приложению 1 (пункты 1-15), в которых реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, деятельность в сфере игорного бизнеса: начаты после 22 июля 2014 г., - до начала реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса; <…> осуществляются и платежные терминалы не установлены, за исключением объектов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, - в городах областного подчинения и г. Минске - юридические лица с 1 июля 2015 г., индивидуальные предприниматели с 1 января 2016 г., в городах районного подчинения - с 1 января 2016 г., на всей территории Республики Беларусь - с 1 июля 2017 г.; 2.8.2. в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности в соответствии с пунктами 16-18 приложения 1 к настоящему постановлению - с 1 января 2016 г.; 2.81. количество используемых в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1 к настоящему постановлению платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений |
Комментарий. С учетом сложившейся в настоящее время экономической ситуации в отношении деятельности индивидуальных предпринимателей постановлением № 516/15 срок обязательной установки и использования платежных терминалов индивидуальными предпринимателями, осуществляющими реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг в объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами и расположенных в городах областного подчинения и г. Минске, перенесен с 1 июля 2015 г. на 1 января 2016 г. При этом для юридических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) в объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами и расположенных в городах областного подчинения (г. Брест, г. Барановичи, г. Пинск, г. Витебск, г. Новополоцк, г. Гомель, г. Гродно, г. Жодино, г. Могилев, г. Бобруйск) и г. Минске, срок обязательной установки и использования платежных терминалов остался прежним, то есть 1 июля 2015 г. | |
Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр | |
1. <…> Действие настоящего Положения не распространяется на Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации |
1. <…> Действие настоящего Положения не распространяется на Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации при осуществлении ими банковских операций и операций с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством Республики Беларусь |
6. <…> | 6. <…> Требование настоящего пункта не распространяется на кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов |
Комментарий. Поскольку СККО будет использоваться в том числе для учета и регистрации кассового оборудования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях исключения двойного учета кассового оборудования, применяемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также упрощения административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по регистрации кассового оборудования, постановлением № 516/15 исключена обязанность регистрации в налоговом органе кассового оборудования с установленным СКНО и подключенным к СККО. Данная норма позволяет исключить одновременную регистрацию кассового оборудования в налоговых органах и СККО | |
7. Кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, и билетопечатающие машины (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, Модели (модификации) кассовых суммирующих аппаратов, |
7. Кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, и билетопечатающие машины (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов), зарегистрированные в налоговом органе, используются в течение 6 лет с даты первой регистрации кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин в налоговом органе и в период нахождения их моделей (модификаций) в Государственном реестре. Модели (модификации) кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов и специальных компьютерных систем применяются в период их нахождения в Государственном реестре |
8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью от 650 кв. метров и более, |
8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 кв. метров и более, обязаны применять кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах |
11. <…> Техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования (за исключением специальных компьютерных систем) осуществляются центром технического обслуживания, с которым заключен соответствующий договор. Данные договоры заключаются до регистрации кассового оборудования в налоговом органе |
11. <…> Техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования (за исключением специальных компьютерных систем) осуществляются центром технического обслуживания, с которым заключен соответствующий договор. Данные договоры заключаются до регистрации кассового оборудования в налоговом органе либо до заключения возмездных гражданско-правовых договоров между республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на установку средства контроля налоговых органов |
14. На каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности <…> |
14. На каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, специальных компьютерных систем и кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов) ведется книга кассира по форме согласно приложению 2, наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования. <…> |
16. <…> Требования об установке кассового оборудования в местах, указанных в части первой настоящего пункта, не распространяются на кассовое оборудование, используемое |
16. <…> Требования об установке кассового оборудования в местах, указанных в части первой настоящего пункта, не распространяются на кассовое оборудование, используемое операторами почтовой связи, в объектах общественного питания, технологическими регламентами которых предусмотрено обслуживание потребителя за столиком, а также на кассовое оборудование, встроенное в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы |
17. Кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме с использованием банковских платежных карточек (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) через кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм |
17. Кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме с использованием банковских платежных карточек (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) через кассовое оборудование. Проведение расчетов в наличной и безналичной форме через кассовое оборудование осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения |
Комментарий. В целях конкретизации действий кассира при осуществлении расчетов в наличной и безналичной форме с покупателями (потребителями) постановлением № 516/15 введена норма о проведении расчетов в наличной и безналичной форме через кассовое оборудование в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование, в которой четко описан механизм действий кассира (какие клавиши нажимать для проведения того или иного расчета) | |
18. По окончании рабочего дня (смены) кассир обязан вывести в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование: <…> Требование о |
18. По окончании рабочего дня (смены) или по требованию проверяющих на момент проверки кассир обязан вывести в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование: <…> Требование о выводе контрольной ленты не распространяется на кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов |
Комментарий. Постановлением № 516/15 введена норма, предусматривающая, что по требованию проверяющих на момент проверки кассир обязан вывести в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование контрольную ленту и суточный (сменный) отчет (Z-отчет) | |
20. В случае ошибок, допущенных кассиром при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого платежного документа запрещается. В конце рабочего дня (смены) составляется реестр ошибочно сформированных платежных документов кассового оборудования по форме согласно приложению 3, к которому прилагаются ошибочно сформированные платежные документы | 20. В случае ошибок, допущенных кассиром при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого платежного документа запрещается. На кассовом оборудовании с установленным средством контроля налоговых органов выполняется операция по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа. В конце рабочего дня (смены) составляется реестр ошибочно сформированных платежных документов кассового оборудования по форме согласно приложению 3, к которому прилагаются ошибочно сформированные платежные документы |
Комментарий. Постановлением № 516/15 предусмотрено, что в случае ошибок, допущенных кассиром при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе с применением кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов, на этом кассовом оборудовании выполняется операция регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа. Данное дополнение обусловлено тем, что указанная операция предусмотрена протоколом обмена кассового оборудования с СКНО для передачи соответствующей информации в центр обработки данных СККО | |
24. Запрещается использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования: <…> по истечении 6 лет с даты первой регистрации кассового оборудования в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя (за исключением моделей (модификаций) не зарегистрированного в налоговом органе по месту постановки юридического лица и индивидуального предпринимателя на учет; <…> без заполнения книги кассира (за исключением кассового оборудования, используемого <…> не в фискальном режиме либо не обеспечивающего наличие на платежном документе информации, предусмотренной без средства контроля налоговых органов по истечении сроков, установленных в подпункте 2.6 пункта 2 постановления, утверждающего настоящее Положение; <…> |
24. Запрещается использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования: <…> по истечении 6 лет с даты первой регистрации кассового оборудования в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя (за исключением моделей (модификаций) кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов и специальных компьютерных систем, указанных в части второй пункта 7 настоящего Положения); не зарегистрированного в налоговом органе по месту постановки юридического лица и индивидуального предпринимателя на учет (за исключением кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов); <…> без заполнения книги кассира (за исключением кассового оборудования, используемого индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встроенного в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, специальных компьютерных систем и кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов); <…> не в фискальном режиме (требование не распространяется на кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов) либо не обеспечивающего наличие в платежном документе информации, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами, а также формирующего платежный документ, в котором время оплаты товара, выполненной работы, оказанной услуги указано с отклонением от астрономического времени более чем на пять минут; без средства контроля налоговых органов по истечении сроков, установленных в подпункте 2.6 пункта 2 постановления, утверждающего настоящее Положение, или при неисправности, отключении средства контроля налоговых органов после его установки в кассовом оборудовании; <…> |
Комментарий. В целях пресечения возможности сокрытия выручки путем несанкционированного использования недобросовестными плательщиками кассового оборудования с неисправным либо отключенным средством контроля налоговых органов после его установки в кассовое оборудование постановлением № 516/15 предусмотрено дополнение абзаца 11 п.24 Положения № 924/16 нормой, предусматривающей запрет использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования при неисправности, отключении СКНО после его установки в кассовом оборудовании. Согласно требованиям технических нормативных правовых актов к конструктивным и функциональным характеристикам кассового оборудования, на выдаваемых покупателям кассовых чеках, отпечатанных непосредственно в момент оплаты товаров, работ (услуг) должно печататься время покупки (услуги). В связи с этим постановлением № 516/15 введена норма, предусматривающая запрет использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования, формирующего платежный документ, в котором время оплаты товара, выполненной работы, оказанной услуги указано с отклонением от астрономического времени более чем на 5 минут. Функциональные характеристики кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, позволяют отслеживать время и дату, которые могут быть отпечатаны на платежных документах и отчетах, формируемых кассовым оборудованием, а также корректировать в кассовом оборудовании при необходимости эти данные, чтобы они соответствовали действительности (при необходимости с участием работников центра технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования) | |
31.5. продажи проездных документов, билетов, проездных, пригородных, абонементных и международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, |
31.5. продажи проездных документов, билетов, проездных, пригородных, абонементных и международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метрополитене, поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий и на железнодорожных станциях (остановочных пунктах) государственного объединения «Белорусская железная дорога», в пунктах их продажи |
Приложение 1 к постановлению № 924/16 | |
ПЕРЕЧЕНЬ объектов, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы |
ПЕРЕЧЕНЬ объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы |
16. Объекты технического обслуживания и ремонта автомобилей | |
17. Объекты оказания услуг, связанных с организацией охоты, проживанием в домах охотника, а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами | |
18. Розничная торговля по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме) | |
Комментарий. С учетом необходимых мер по регулированию интернет-торговли, направленных на обеспечение полноты уплаты налогов в бюджет и исключение «серых» схем в деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю с использованием сети Интернет, в целях развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов, в том числе в соответствии с Планом, постановлением № 516/15 предусмотрено расширение с 1 января 2016 г. перечня объектов и видов деятельности, в которых и (или) при осуществлении которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы. Принятие данных мер и уже принятые положения по подключению всех субъектов хозяйствования к кассовому оборудованию с установленным СКНО позволят сделать интернет-торговлю более прозрачной, в том числе за счет снижения объемов скрытой прибыли и привлечения дополнительных платежей в бюджет, а также снижения расходов государства на обеспечение наличного денежного оборота, помимо прочего, оказывающего влияние на формирование валового внутреннего продукта (ВВП), обеспечивающего социально-экономическое развитие и жизнедеятельность государства. Расширение перечня позволит дополнительно обеспечить возможность населению производить расчеты за товары и услуги банковскими платежными карточками во всех вышеуказанных объектах, а также при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, в том числе посредством глобальной компьютерной сети Интернет. В указанных объектах и при осуществлении таких видов деятельности используется кассовое оборудование, и, как правило, эта деятельность относится к высокодоходным видам деятельности, что требует эффективного контроля со стороны государства за ее осуществлением. Кроме того, технические возможности платежных терминалов, оснащенных GSM-модулем, позволяют осуществлять их применение практически в любом месте осуществления расчетов. При этом среди прочих причин, препятствующих безналичным расчетам, потребители называют недостаточность установленных законодательством объектов, где можно осуществить безналичные платежи с помощью банковской платежной карточки, что ограничивает права граждан - держателей платежных карточек, выданных в рамках «зарплатных» проектов, в проведении безналичных расчетов. Увеличение доли безналичных расчетов в данных сферах деятельности будет способствовать усилению контроля за денежными потоками внутри страны и, как следствие, снижению доли теневой экономики. Обратите внимание! Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.2015 № 517 внесены изменения в Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31, предусматривающие, что при торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств, при этом обязательным является обеспечение покупателю возможности оплаты посредством использования банковской платежной карточки, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства. При этом такая возможность может быть предоставлена как при непосредственном общении покупателя с продавцом посредством использования платежного терминала, так и в случае, если оплата производится дистанционно, без непосредственного общения покупателя с продавцом посредством интернет-эквайринга, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (в этих случаях платежный терминал не используется).Данная норма вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования названного постановления. Справочно Согласно п.2 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34, интернет-эквайринг - это деятельность банка-эквайера, включающая осуществление расчетов с организациями торговли (сервиса) по операциям в глобальной компьютерной сети Интернет, проведенным при использовании банковских платежных карточек, эмитированных данным банком и другими банками-эмитентами. При этом под использованием банковской платежной карточки понимается совершение держателем банковской платежной карточки с применением банковской платежной карточки либо ее реквизитов действий, в результате которых осуществляются безналичные расчеты, а также предоставляются информационные и иные услуги в зависимости от технологий, используемых участниками платежной системы |
10.07.2015
Сергей Костров, экономист