


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2010 № 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)». Нормативная база
1 апреля 2010 г. принято постановление Совета Министров РБ № 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)» (далее - постановление № 489).
Постановлением № 489 утверждены формы контрольного списка вопросов (чек-листа), применяемых в контрольной деятельности по некоторым сферам контроля, а также перечень контролирующих органов и сфер контроля (надзора), которые используют такой контрольный список вопросов (чек-лист).
Общие правила использования чеков-листов
Определение термина «контрольный список вопросов (чек-лист)» установлено в п.2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение Указа № 510; Указ № 510). Под контрольным списком вопросов (чеком-листом) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом.
Исходя из анализа норм Положения Указа № 510 чек-лист может применяться в следующих случаях.
Во-первых, чеки-листы используются при планировании проверок контролирующим (надзорным) органом (п.17 Положения Указа № 510). В этом случае чек-лист направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группе риска, для получения информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.
Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, - не назначаются, если по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. представленной проверяемым субъектом по чеку-листу, не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства (п.7 Положения Указа № 510).
Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены Указом № 510 (далее - критерии, утвержденные Указом № 510).
Во-вторых, чеки-листы используются в процессе проведения проверки проверяющим (руководителем проверки) как форма отражения информации (п.36 Положения Указа № 510). В этом случае чек-лист или его часть заполняется проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.
Под плановой проверкой понимается проверка, включенная в план контрольной (надзорной) деятельности (п.6 Указа № 510).
В то же время при проведении внеплановой проверки требование об обязательности применения такого чека-листа не установлено, но он может быть применен.
Внеплановой проверкой является проверка, не включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (п.9 Указа № 510).
При наличии утвержденной Советом Министров РБ для соответствующего контрольного (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) формы чека-листа он является обязательным для применения контрольным (надзорным) органом при планировании и проведении проверок.
В связи с этим также следует отметить, что требование проверяющего к субъекту заполнить чек-лист самостоятельно незаконно.
Что касается использования чека-листа органами Комитета государственного контроля РБ, то согласно п.9 Инструкции о методах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденной приказом КГК РБ от 04.01.2010 № 1, использование чека-листа является одним из методов (способов), которые могут быть использованы в ходе проведения проверки. Вместе с тем уточнено, что использование данного документа при планировании и проведении проверок не является обязательным для органов Комитета государственного контроля РБ.
Постановлением № 489 утверждены 5 форм чека-листа, определены проверяемые субъекты, в отношении которых может быть применен соответствующий чек-лист, и контролирующие органы, использующие в своей контрольной деятельности соответствующие чеки-листы.
Сфера контроля |
Проверяемые субъекты (объекты) |
Контролирующие органы |
Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий | Все субъекты | Министерство по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ), инспекции Министерства по налогам и сборам (далее - ИМНС) по областям, г.Минску, районам, городам и районам в городах |
Государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности | Субъекты, относящиеся к средней и низкой группам риска и эксплуатирующие торговые объекты (за исключением передвижных торговых объектов и торговых объектов общественного питания) с площадью торгового зала до 75 кв.м | Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ (далее - МЧС РБ), органы государственного пожарного надзора |
Государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, контроля за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности | Субъекты, эксплуатирующие устройства, генерирующие рентгеновское излучение с ускоряющим напряжением ниже 100 кВ (кроме рентгеновских установок медицинского назначения), эксплуатирующие радиоизотопные приборы, содержащие источники альфа- или бета-излучения с активностью не более 2 000 МБк, проводящие работы с открытыми источниками ионизирующего излучения по третьему классу | Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС РБ |
Государственный санитарный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства | Субъекты, осуществляющие деятельность парикмахерских (салонов красоты) | Министерство здравоохранения РБ (далее - Минздрав РБ), органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор; государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента РБ |
Контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - оптовая и розничная торговля нефтепродуктами | Склады хранения нефтепродуктов, автозаправочных станций | Белорусский государственный концерн по нефти и химии (далее - Белнефтехим) |
Исходя из требований п.2 Положения Указа № 510 и поручения п.2 постановления № 489 МНС РБ, МЧС РБ, Минздрав РБ, Белнефтехим до 28 апреля 2010 г. обязаны были разместить на своих официальных сайтах в сети Интернет исчерпывающие перечни требований, предъявляемых к проверяемым субъектам в соответствии с нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, в сферах контроля (надзора) и по формам чека-листа, утвержденным постановлением № 489.
Рассмотрим каждую из форм чека-листа более подробно.
Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий
Первая форма чека-листа касается сферы контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий. Контроль в данной сфере осуществляется МНС РБ, ИМНС по областям, г.Минску, районам, городам и районам в городах. Чек-лист применяется при плановой проверке в отношении всех субъектов, осуществляющих указанные виды деятельности, и может быть применен в отношении этих субъектов при проведении внеплановой проверки.
В чеке-листе указываются:
даты начала и завершения заполнения чека-листа;
сведения о проверяемом субъекте: код учетного номера плательщика; наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения, место осуществления деятельности (наименование, место нахождения), инициалы, фамилия и должность представителя проверяемого субъекта;
инициалы, фамилия и должность проверяющего (руководителя проверки), заполнившего чек-лист;
вид проверки: плановая, внеплановая.
Чек-лист состоит из 2 разделов, содержащих требования законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий. Могут быть заполнены как один из разделов, так и оба. Предусмотрено также заполнение отдельных позиций, подлежащих проверке в данных сферах.
Чек-лист заполняется и подписывается проверяющим (руководителем проверки).
Перечень исчерпывающих требований, предъявляемых к проверяемым субъектам в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, размещен на официальном сайте МНС РБ (http://www.nalog.by/control/liability/sometovar/).
Рассматриваемый чек-лист выделяет требования законодательства в следующих сферах контроля:
1) государственное регулирование производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта. Данный раздел выключает в себя следующие подразделы:
право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
лицензирование деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
ограничения в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
регулирование объемов производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
требования, предъявляемые к оборудованию для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, приборам их учета и средствам контроля этих приборов, а также к учету алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
требования к качеству и безопасности алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также к информации, содержащейся на потребительской таре (упаковке) алкогольных напитков;
маркировка алкогольных напитков;
требования к ввозу (вывозу) и перемещению по территории Республики Беларусь алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
требования к оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевого этилового спирта;
порядок расчетов при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом;
порядок отпуска и получения этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья;
порядок производства, учета оригинальных алкогольных напитков и торговли ими;
декларирование объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
реклама алкогольных напитков.
Предусмотренные в этом подразделе требования составлены на основании следующих нормативных правовых актов:
перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденный Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17 (далее - перечень № 17, Декрет № 17);
Декрет Президента РБ от 09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»;
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);
Закон РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон о рекламе);
Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»;
Положение о порядке учета, хранения, отпуска, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.12.2004 № 1633;
постановление Совета Министров РБ от 28.10.2005 № 1194 «О некоторых вопросах учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта с применением приборов учета продукции»;
Положение о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2005 № 1221 (далее - Положение о лицензировании розничной торговли, постановление № 1221);
Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий, утвержденное постановлением № 1221 (далее - Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции);
постановление Совета Министров РБ от 03.11.2005 № 1224 «О квотировании производства алкогольной продукции, непищевого этилового спирта, антисептических лекарственных, ветеринарных и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции»;
Порядок использования и учета средств контроля за приборами учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 03.11.2005 № 1225;
Порядок приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ввоз (вывоз) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, контрольных знаков, их учета, реализации, использования, гашения, возврата, уничтожения, маркировки ими сопроводительных документов, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2005 № 1229;
Положение о лицензировании деятельности, связанной с производством алкогольной (за исключением производства оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций), непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2005 № 1233 (далее - Положение № 1233);
перечень юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 03.12.2005 № 1376;
постановление Совета Министров РБ от 28.04.2008 № 618 «О некоторых вопросах оборота алкогольных напитков»;
постановление Совета Министров РБ от 21.01.2009 № 66 «О некоторых вопросах маркировки алкогольных напитков специальными знаками»;
Порядок выдачи нарядов на отпуск этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 01.11.2005 № 1205;
постановление Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли»;
2) государственное регулирование производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий. Данный раздел выключает в себя следующие подразделы:
ограничения в области производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
лицензирование производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
требования, предъявляемые к оборудованию для производства табачных изделий;
декларирование и регулирование объемов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
маркировка табачных изделий акцизными и (или) специальными марками и проверка их подлинности;
требования к информации, указываемой на потребительской таре (упаковке) табачных изделий;
государственное регулирование перемещения транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь табачного сырья и табачных изделий;
государственное регулирование оптовой торговли табачным сырьем и табачными изделиями;
государственное регулирование розничной торговли табачными изделиями;
требования законодательства о рекламе табачных изделий.
Предусмотренные в этом подразделе требования составлены на основании следующих нормативных правовых актов:
перечень № 17;
Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее - Декрет № 28);
Положение о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденное Декретом № 28;
КоАП;
Закон о рекламе;
Положение о порядке учета табачных изделий с помощью приборов учета готовой продукции, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 20.01.2005 № 62;
Положение о лицензировании розничной торговли;
Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции;
Положение № 1233;
постановление Совета Министров РБ от 28.10.2008 № 1610 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 16».
К каждому предъявляемому требованию предусмотрена ссылка на структурный элемент (часть, пункт и т.п.) нормативного правового акта, в котором указано данное требование.
Необходимо отметить, что согласно критериям, утвержденным Указом № 510, осуществление производства и (или) реализации и (или) хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной продукции, табачных изделий, иных подакцизных товаров относится к высокой группе риска для назначения плановых проверок. Напомним, что в соответствии с п.17 Положения Указа № 510 чеки-листы могут быть использованы при планировании проверок субъектов, отнесенных к средней или низкой группе риска. Следовательно, рассматриваемые чеки-листы могут быть использованы только непосредственно при проведении проверок.
Государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности
Следующая форма чека-листа затрагивает область государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Такой надзор осуществляется МЧС РБ, органами государственного пожарного надзора в отношении проверяемых субъектов, относящихся к средней и низкой группам риска и эксплуатирующих торговые объекты (за исключением передвижных торговых объектов и торговых объектов общественного питания) с площадью торгового зала до 75 кв.м.
В данном чеке-листе указываются:
даты начала и завершения заполнения чека-листа;
сведения о проверяемом субъекте: код учетного номера плательщика, наименование, место нахождения; инициалы, фамилия, контактный телефон представителей проверяемого субъекта (руководителя и должностного лица, ответственного за обеспечение пожарной безопасности);
инициалы, фамилия, должность, контактный телефон проверяющего (руководителя проверки);
инициалы, фамилия, должность, контактный телефон лица, направившего контрольный список вопросов (чек-лист);
в каком случае используется чек-лист: при проведении проверки (в таком случае указывается вид проверки: плановая, внеплановая) либо при планировании проверок;
характеристики проверяемого субъекта: место нахождения объекта; этаж размещения (этажность); право владения помещением (помещениями) (находится в собственности, арендуется); расчетное количество посетителей (человек), численность персонала (человек), наличие прилегающей территории; наличие отопления; наличие вентиляции; наличие холодильного оборудования; площадь (кв.м) и категория по взрывопожарной и пожарной опасности вспомогательных помещений.
Заполненный чек-лист подписывается руководителем проверяемого субъекта, должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность, проверяющим (руководителем проверки).
Чеки-листы для использования при проведении проверок субъектов, относящихся к средней или низкой группе риска и эксплуатирующих торговые объекты (отдельно стоящие или встроенные в здания иного функционального назначения магазины, ларьки (павильоны) с площадью торгового зала до 75 кв.м), размещены на официальном сайте МЧС РБ (http://rescue01.gov.by/rus/main/events/news/~year__m22=2010~news__m22=1058).
Чеки-листы разделены на 4 группы:
1) чек-лист, применяемый в сфере государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности субъектами, относящимися к средней или низкой группе риска и эксплуатирующими отдельно стоящие павильоны (ларьки) с площадью торгового зала до 75 кв.м, который состоит из следующих разделов:
организационно-технические мероприятия;
мероприятия по ограничению образования горючей среды;
требования к эксплуатации электроустановок;
требования к системам отопления и вентиляции;
общие требования к обеспечению безопасной эвакуации людей;
требования к пожарной технике, техническим средствам противопожарной защиты, первичным средствам пожаротушения;
предписания органов государственного пожарного надзора.
Данный чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых актов:
ППБ 1.04-2002 «Общие правила пожарной безопасности Республики Беларусь для общественных зданий и сооружений»;
ППБ 2.15-2002 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для организаций торговли, общественного питания, баз и складов»;
НПБ 3-97 «Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь для торговых киосков и павильонов»;
ППБ 1.02-94 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации технических средств противопожарной защиты»;
НПБ 15-2007 «Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Область применения автоматических систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения»;
2) чек-лист, применяемый в сфере государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности субъектами, относящимися к средней или низкой группе риска и эксплуатирующими отдельно стоящие магазины с площадью торгового зала до 75 кв.м, который состоит из следующих разделов:
организационно-технические мероприятия;
мероприятия по ограничению образования горючей среды;
требования к эксплуатации электроустановок;
требования к молниезащите и защите от статического электричества;
требования к системам отопления и вентиляции;
требования к содержанию территории;
общие требования к обеспечению безопасной эвакуации людей;
требования к холодильным установкам;
требования к складским помещениям и кладовым;
требования к пожарной технике, техническим средствам противопожарной защиты, первичным средствам пожаротушения;
предписания органов государственного пожарного надзора.
Данный чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых актов:
ППБ 1.04-2002;
ППБ 2.15-2002;
ППБ 1.02-94;
СНБ 2.02.02-01 «Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре»;
СНБ 2.02.04-03 «Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий»;
НПБ 15-2007;
СНБ 2.02.05-04 «Пожарная автоматика»;
3) контрольный список вопросов, применяемый в сфере государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности субъектами, относящимися к средней или низкой группе риска и эксплуатирующими павильоны (ларьки) с площадью торгового зала до 75 кв.м, размещенные в зданиях, который состоит из следующих разделов:
организационно-технические мероприятия;
мероприятия по ограничению образования горючей среды;
требования к эксплуатации электроустановок;
требования к системам отопления и вентиляции;
общие требования к обеспечению безопасной эвакуации людей;
требования к пожарной технике, техническим средствам противопожарной защиты, первичным средствам пожаротушения;
предписания органов государственного пожарного надзора.
Данный чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых актов:
ППБ 1.04-2002;
ППБ 2.15-2002;
НПБ 3-97;
НПБ 15-2007;
СНБ 2.02.05-04;
4) контрольный список вопросов, применяемый в сфере государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности субъектами, относящимися к средней или низкой группе риска и эксплуатирующих магазины с площадью торгового зала до 75 кв.м, встроенные в здания иного функционального назначения, который состоит из следующих разделов:
организационно-технические мероприятия;
мероприятия по ограничению образования горючей среды;
требования к эксплуатации электроустановок;
требования к молниезащите и защите от статического электричества;
требования к системам отопления и вентиляции;
общие требования к обеспечению безопасной эвакуации людей;
требования к холодильным установкам;
требования к складским помещениям и кладовым;
требования к пожарной технике, техническим средствам противопожарной защиты, первичным средствам пожаротушения;
предписания органов государственного пожарного надзора.
Данный чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых актов:
ППБ 1.04-2002;
ППБ 2.15-2002;
ППБ 1.02-94;
СНБ 3.02.04-03 «Жилые здания»;
СНБ 2.02.02-01;
НПБ 15-2007;
СНБ 2.02.05-04.
К каждому предъявляемому требованию предусмотрена ссылка на структурный элемент (часть, пункт и т.п.) нормативного правового акта, в котором предусмотрено данное требование.
Согласно критериям, утвержденным Указом № 510, такая сфера контроля надзора (контроля), как пожарная безопасность, включается в высокую и среднюю степени риска при планировании проверок.
К высокой степени риска относятся:
эксплуатация помещения или зданий, которые по взрывоопасной и пожарной опасности относятся к категориям А, Б, Ан или Бн;
строительство (в т.ч. реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и благоустройство);
эксплуатация зданий или сооружения (за исключением жилищного фонда) с круглосуточным или одновременным пребыванием детей (свыше 300 человек).
К средней степени риска относятся:
эксплуатация помещения или зданий, которые по взрывоопасной и пожарной опасности относятся к категориям В-В4 или Вн;
эксплуатация зданий или сооружения (за исключением жилищного фонда) с круглосуточным или одновременным пребыванием людей (свыше 300 человек).
Следовательно, в соответствии с нормами п.17 Положения Указа № 510 при планировании проверок по вопросам пожарной безопасности указанные чеки-листы могут быть использованы только в отношении субъектов, отнесенных к средней группе риска.
Государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, контроля за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
Следующая утвержденная постановлением № 489 форма чека-листа предусмотрена для контрольной (надзорной) деятельности в области государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, контроля за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Контроль и надзор в данной сфере осуществляет Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС РБ в отношении проверяемых субъектов, эксплуатирующих устройства, генерирующие рентгеновское излучение с ускоряющим напряжением ниже 100 кВ (кроме рентгеновских установок медицинского назначения), эксплуатирующих радиоизотопные приборы, содержащие источники альфа- или бета-излучения с активностью не более 2 000 МБк, проводящих работы с открытыми источниками ионизирующего излучения по третьему классу.
В данном чеке-листе указываются:
даты начала и завершения заполнения чека-листа;
сведения о проверяемом субъекте: код учетного номера плательщика, наименование, место нахождения; инициалы, фамилия, контактный телефон представителя проверяемого субъекта;
инициалы, фамилия, должность, контактный телефон проверяющего (руководителя проверки);
инициалы, фамилия, должность, контактный телефон лица, направившего контрольный список вопросов (чек-лист);
в каком случае используется чек-лист: при проведении проверки (в таком случае указывается вид проверки: плановая, внеплановая) либо при планировании проверок;
характеристики проверяемого субъекта: место нахождения объекта; перечень радиационных объектов; перечень имеющихся источников излучения (далее - ИИИ); вид и характер работ с ИИИ, место проведения; разрешительные документы (на право проведения работ с ИИИ, на право применения ИИИ на территории Республики Беларусь).
Заполненный чек-лист подписывается проверяющим (руководителем проверки) и представителем проверяемого субъекта.
Чеки-листы в области государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, контроля за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности размещены на официальном сайте МЧС РБ (http://rescue01.gov.by/rus/main/departments/gosatomnadzor).
Указанный чек-лист разделен на 3 группы:
1) чек-лист (радиоизотопные приборы), применяемый в отношении субъектов, эксплуатирующих радиоизотопные приборы, содержащие источники альфа- или бета-излучения с активностью не более 2 000 МБк, содержит следующие разделы:
мероприятия по учету и контролю источников ионизирующего излучения;
организационные мероприятия;
соблюдение технических требований при использовании радиоизотопных приборов, содержащих источники альфа- или бета-излучения с активностью не более 2 000 МБк; конструктивные требования; техническая документация;
радиационный контроль;
предупреждение радиационных аварий и ликвидация их последствий.
Рассматриваемый чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых актов:
Закон РБ от 05.01.1998 № 122-З «О радиационной безопасности населения» (далее - Закон № 122-З);
Положение о порядке государственной регистрации источников ионизирующего излучения и ведения единой государственной системы учета и контроля источников ионизирующего излучения, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 562 (далее - Положение № 562);
СанПиН 2.6.1.8-8-2002 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСП-2002)»;
СанПиН 2.6.1.8-15-2003 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации радиоизотопных приборов»;
Инструкция о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция № 175);
Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 (далее - Положение № 210);
ГН 2.6.1.8-127-2000 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-2000)»;
постановление Совета Министров РБ от 17.06.1999 № 929 «О единой государственной системе учета и контроля индивидуальных доз облучения» (далее - постановление № 929);
ГОСТ 2.601-2006 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы»;
ГОСТ 27212-87 «Источники ионизирующего излучения радионуклидные закрытые»;
2) чек-лист, применяемый в отношении субъектов, проводящих работы с открытыми ИИИ по третьему классу.
Данный чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых актов:
Закон № 122-З;
Положение № 562;
СанПиН 2.6.1.8-8-2002;
ГН 2.6.1.8-127-2000;
СанПиН 2.6.6.11-7-2005 «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2005)»;
Инструкция № 175;
Положение № 210;
постановление № 929;
3) чек-лист (генераторы рентгеновского излучения), применяемый в отношении субъектов, эксплуатирующих устройства, генерирующие рентгеновское излучение с ускоряющим напряжением ниже 100 кВ, предусматривает следующие разделы:
мероприятия по учету и контролю источников ионизирующего излучения;
организационные мероприятия;
соблюдение технических требований при использовании источников низкоэнергетического рентгеновского излучения: конструктивные требования; техническая документация; радиационный контроль;
предупреждение радиационных аварий и ликвидация их последствий.
Чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых актов:
Закон № 122-З;
Положение № 562;
СанПиН 2.6.1.13-13-2005 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации источников, генерирующих низкоэнергетическое рентгеновское излучение»;
Инструкция № 175;
Положение № 210;
постановление № 929;
ГОСТ 2.601-2006.
К каждому предъявляемому требованию предусмотрена ссылка на структурный элемент (часть, пункт и т.п.) нормативного правового акта, в котором указано данное требование.
Согласно критериям, утвержденным Указом № 510, такая сфера контроля надзора (контроля), как ядерная и радиационная безопасность, включается в высокую и среднюю степени риска при планировании проверок. При этом к высокой степени риска относится осуществление деятельности в области использования атомной энергии, источников ионизирующего излучения, обращения с радиоактивными отходами, проектирования и изготовления технологического оборудования для объектов использования атомной энергии и средств радиационной защиты, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия). К средней степени риска относится использование в деятельности, не относящейся к высокой степени риска, источников ионизирующего излучения, подлежащих обязательному учету и контролю.
В соответствии с нормами п.17 Положения Указа № 510 при планировании проверок по вопросам ядерной и радиационной безопасности указанные чеки-листы могут быть использованы только в отношении субъектов, отнесенных к средней группе риска.
Государственный санитарный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства
Чек-лист в сфере государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства предусмотрен для надзора в отношении деятельности парикмахерских (салонов красоты). Надзор в данной сфере производится Минздравом РБ, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, а также государственным учреждением «Центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Управления делами Президента РБ.
В данном чеке-листе указываются:
даты начала и завершения проверки;
сведения о проверяемом субъекте: код учетного номера плательщика, наименование, место нахождения; место осуществления деятельности (наименование, место нахождения, телефон); инициалы, фамилия, должность, контактный телефон представителя проверяемого субъекта;
вид проверки: плановая, внеплановая;
инициалы, фамилия, должность, контактный телефон проверяющего (руководителя проверки);
инициалы, фамилия, должность лица, направившего контрольный список вопросов (чек-лист) (также предусмотрена специальная отметка при использовании чека-листа при планировании проверок).
Заполненный чек-лист подписывается представителем проверяемого субъекта и проверяющим (руководителем проверки).
Чек-лист в сфере государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства размещен на официальном сайте Минздрава РБ (http://www.minzdrav.by/med/article/sprav_sod1.php?prg=3&prn=%D0%E0%E7%ED%EE%E5).
Чек-лист составлен на основании требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, ссылка на структурный элемент (часть, пункт и т.п.) которых предусмотрена к каждому вопросу.
Согласно критериям, утвержденным Указом № 510, такая сфера контроля надзора (контроля), как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включается в высокую и среднюю степени риска при планировании проверок. При этом к высокой степени риска относятся:
организации здравоохранения (больницы, родильные дома, дома ребенка, госпитали, диспансеры (противотуберкулезный, кожно-венерологический, онкологический), организации переливания крови), психоневрологические интернаты, санатории, профилактории учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования или общего среднего образования;
осуществление деятельности, связанной с торговлей продовольственным сырьем и пищевыми продуктами;
осуществление деятельности, связанной с изготовлением пищевых продуктов и вспомогательных компонентов, используемых в изготовлении пищевой продукции;
наличие в календарном году 2 и более фактов нарушения объектом общественного питания санитарных норм и правил, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица;
осуществление питьевого водоснабжения.
К средней степени риска относятся:
деятельность, связанная со сбором, удалением, утилизацией жидких и твердых бытовых, промышленных отходов;
осуществление деятельности парикмахерскими (салонами красоты), банями, саунами, связанной с санитарно-гигиеническим обслуживанием населения;
учреждения внешкольного воспитания и обучения детей, высшие, профессионально- технические и средние специальные учебные заведения, колледжи;
общежития, гостиницы;
эксплуатация плавательных бассейнов;
наличие в календарном году не менее 2 фактов нарушения объектом общественного питания санитарных норм и правил, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица;
промышленные, сельскохозяйственные, строительные организации, в которых в календарном году зарегистрированы превышение гигиенических нормативов факторов производственной среды либо случаи профессиональных заболеваний работников.
В соответствии с нормами п.17 Положения Указа № 510 при планировании проверок по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения указанные чеки-листы могут быть использованы только в отношении субъектов, отнесенных к средней группе риска.
Контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - оптовой и розничной торговли нефтепродуктами
Чеки-листы в сфере контроля за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - оптовой и розничной торговли нефтепродуктами - применяются при проверке складов хранения нефтепродуктов, автозаправочных станций. Контроль в данной сфере осуществляет Белнефтехим.
В данном чеке-листе указываются:
даты начала и завершения проверки;
сведения о проверяемом субъекте: код учетного номера плательщика, наименование, место нахождения; место осуществления деятельности (склад хранения нефтепродуктов, автозаправочная станция, место нахождения, телефон); инициалы, фамилия, должность представителя проверяемого субъекта, номер и срок действия лицензии;
вид проверки: плановая, внеплановая;
инициалы, фамилия, должность, контактный телефон проверяющего (руководителя проверки);
инициалы, фамилия, должность лица, направившего контрольный список вопросов (чек-лист) (также предусмотрена специальная отметка при использовании чека-листа при планировании проверок).
Заполненный чек-лист подписывается представителем проверяемого субъекта и проверяющим (руководителем проверки).
В чеке-листе предусматривается 2 раздела, содержащих требования законодательства в сферах оптовой торговли нефтепродуктами и розничной торговли нефтепродуктами.
Чек-лист в сфере контроля за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - оптовой и розничной торговли нефтепродуктами - размещен на официальном сайте Белнефтехима (http://belneftekhim.by/ru/collaboration/licensing/f6e7e6f6ace4275d.html).
Данные чеки-листы разделены на 2 группы:
1) чек-лист, используемый при оптовой торговле нефтепродуктами (для складов хранения нефтепродуктов), который содержит следующие разделы:
основные требования;
требования к основной технической документации;
требования при приеме и отгрузке нефтепродуктов;
требования к резервуарному парку;
требования к железнодорожной эстакаде;
требования к автомобильным сливоналивным эстакадам;
требования к насосным станциям;
требования к технологическим трубопроводам;
требования в области охраны окружающей среды;
требования в области метрологии и контроля качества нефтепродуктов;
правила пожарной и технической безопасности;
требования к молниезащите и защите от статического электричества;
требования в области охраны труда.
Данный чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых и технических нормативных правовых актов:
Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов, утвержденные постановлением МЧС РБ от 30.09.2004 № 31;
Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для объектов хранения, транспортирования и отпуска нефтепродуктов ППБ 2.11-2001, утвержденные постановлением МЧС РБ от 16.01.2002 № 4;
Правила технической эксплуатации резервуаров для нефти и нефтепродуктов, утвержденные приказом Белнефтехима от 16.02.2009 № 68 (далее - Правила № 68);
Правила устройства и эксплуатации средств защиты от статического электричества, утвержденные постановлением МЧС РБ от 04.06.2007 № 50;
ГОСТ 8.346-2000 «Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки»;
ГОСТ 8.570-2000 «Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки»;
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Декретом № 17 (далее - Положение № 17);
Положение о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1375 (далее - Положение № 1375);
Инструкция № 175;
МИ 2800-2003 «Вместимость технологических нефтепродуктопроводов. Методика выполнения измерений геометрическим методом» (на территории Республики Беларусь введена решением НТК Госкомитета по стандартизации РБ от 22.04.2004 № 04-2004 с 1 июля 2004 г.);
2) чек-лист - розничная торговля нефтепродуктами (для автозаправочных станций), который содержит следующие разделы:
основные требования;
требования к общим положениям и к необходимой документации;
требования к эксплуатации технологического оборудования автозаправочных станций;
требования в области охраны окружающей среды;
требования в области метрологии и контроля качества нефтепродуктов;
правила пожарной и технической безопасности;
требования к молниезащите и защите от статического электричества;
требования в области охраны труда;
требования к территории автозаправочных станций.
Чек-лист составлен на основании следующих нормативных правовых и технических нормативных правовых актов:
Правила технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденные постановлением МЧС РБ от 04.12.2003 № 38;
Правила № 68;
Правила по обеспечению экологической безопасности автозаправочных станций, утвержденные постановлением Минприроды РБ от 02.11.2006 № 4-Т;
НПБ 38-2003 «Автозаправочные станции»;
ГОСТ 8.346-2000;
Положение № 17;
Положение № 1375;
Инструкция № 175;
МИ 2800-2003 «Вместимость технологических нефтепродуктопроводов. Методика выполнения измерений геометрическим методом» (на территории Республики Беларусь введена решением НТК Госкомитета по стандартизации РБ от 22.04.2004 № 04-2004 с 1 июля 2004 г.).
Согласно критериям, утвержденным Указом № 510, такая сфера контроля надзора (контроля), как лицензируемая деятельность, включается в высокую и среднюю степени риска при планировании проверок. При этом к высокой степени риска относятся:
наличие в течение календарного года сведений о нарушении лицензиатом (работником лицензиата) лицензионных требований и условий, влекущих аннулирование специального разрешения (лицензии);
наличие в течение календарного года сведений о причинении в результате нарушений лицензионных требований и условий вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, имуществу юридических или физических лиц.
К средней степени риска относится наличие в течение календарного года сведений о нарушении лицензиатом (работником лицензиата) лицензионных требований и условий, влекущих приостановление действия специального разрешения (лицензии).
В соответствии с нормами п.17 Положения Указа № 510 при планировании проверок лицензируемой деятельности указанные чеки-листы могут быть использованы только в отношении субъектов, отнесенных к средней группе риска.
Порядок заполнения чека-листа
Как уже отмечалось выше, чек-лист заполняется либо субъектом (в случае применения при планировании проверок), либо проверяющим (в процессе проведения проверки).
Требования законодательства в чеках-листах составлены в виде вопросов, на которые можно привести однозначные ответы об их соблюдении («Да», «Нет», «Частично»), соответствующие названиям граф таблицы. При ответе на вопросы указанные графы заполняются путем проставления отметки:
в графе «Да» - если требование реализовано в полном объеме;
в графе «Нет» - если требование не реализовано;
в графе «Частично» - если требование реализовано не в полном объеме. При отметке в указанной графе необходимо делать разъясняющую запись в графе «Примечание».
Кроме того, предусмотрена графа «Не требуется», которая заполняется в случае, если требование не подлежит реализации и контролю применительно к данному проверяемому субъекту.
Постановление № 489 вступило в силу после его официального опубликования - 14 апреля 2010 г.
15.06.2010 г.
Яна Глинская, экономист
От редакции: В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 03.12.2005 № 1376 «Об утверждении перечня юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций» на основании постановлений Совета Министров РБ от 19.06.2010 № 937 (с 19 сентября 2010 г.), от 02.08.2011 № 1040 (со 2 августа 2011 г.), от 26.09.2011 № 1292 (с 26 сентября 2011 г.), от 29.11.2011 № 1608 (с 7 декабря 2011 г.) и от 29.12.2012 № 1241 (с 6 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 28.10.2008 № 1610 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 16» на основании постановлений Совета Министров РБ от 05.10.2010 № 1433 (с 23 октября 2010 г.), от 30.09.2010 № 1415 (с 1 января 2011 г.), от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.), от 06.07.2011 № 912 (с 19 августа 2011 г.), от 12.09.2011 № 1212 (с 20 сентября 2011 г.) и от 12.10.2012 № 926 (с 20 октября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 28.04.2008 № 618 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 3» на основании постановлений Совета Министров РБ от 05.10.2010 № 1433 (с 23 октября 2010 г.), от 30.09.2010 № 1415 (с 1 января 2011 г.), от 13.12.2010 № 1807, от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.), от 06.06.2011 № 714 (с 15 июня 2011 г.), от 06.07.2011 № 912 (с 19 августа 2011 г.), от 12.09.2011 № 1212 (с 20 сентября 2011 г.) и от 30.05.2013 № 431 (с 5 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Декрет Президента РБ от 09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» на основании Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (с 1 января 2011 г.) и Декрета Президента РБ от 23.02.2012 № 2 (с 1 марта 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2011 г. Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 утратил силу.
В постановление Совета Министров РБ от 04.11.2005 № 1229 «Об утверждении Порядка приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ввоз (вывоз) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, контрольных знаков, их учета, реализации, использования, гашения, возврата, уничтожения, маркировки ими сопроводительных документов» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.09.2010 № 1415 (с 1 января 2011 г.), от 06.07.2011 № 912 (с 19 августа 2011 г.), от 12.09.2011 № 1212 (с 20 сентября 2011 г.), от 12.10.2012 № 926 (с 20 октября 2012 г.) и от 29.03.2013 № 234 (с 17 апреля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2011 г. постановления Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1375 «Об утверждении Положения о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами», от 02.11.2005 № 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий» и от 04.11.2005 № 1233 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности, связанной с производством алкогольной (за исключением производства оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций), непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратили силу.
В приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 30.12.1994 № 30 «Об утверждении и введении в действие Правил пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации технических средств противопожарной защиты. ППБ РБ 1.02-94» на основании приказов Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 27.12.2010 № 173 (с 1 февраля 2011 г.) и от 15.06.2011 № 126 (с 15 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 сентября 2011 г. в постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 31.05.2011 № 39 внесены изменения.
С 1 января 2012 г. приказ Минстройархитектуры РБ от 10.09.2003 № 178 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» на основании приказа Минстройархитектуры РБ от 26.08.2011 № 292 утратил силу.
С 15 января 2012 г. в Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь для торговых киосков и павильонов. НПБ РБ 3-97, утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 06.11.1997 № 65, на основании приказа Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 30.12.2011 № 302 внесены изменения и дополнения.
В Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на основании декретов Президента РБ от 23.02.2012 № 2 (с 1 марта 2012 г.) и от 27.03.2012 № 4 (с 3 апреля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 октября 2012 г. в Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 внесены изменения и дополнения.
С 4 октября 2012 г. в Инструкцию о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденную приказом КГК РБ от 04.01.2010 № 1, на основании приказа КГК РБ от 28.09.2012 № 54 внесены изменения и дополнения.
С 15 января 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 01.04.2010 № 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)» на основании постановления Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147 утратило силу.
С 17 января 2013 г. постановление Главного государственного санитарного врача РБ от 25.01.2000 № 5 «О введении в действие гигиенических нормативов» на основании постановления Минздрава РБ от 28.12.2012 № 212 утратило силу.
С 1 июля 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли» на основании постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 544 утратило силу.