Комментарий от 16.06.2014
Автор: Каминская И.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301. Приведение нормативных правовых актов в строительстве в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687». Приведение нормативных правовых актов в строительстве в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»

Комментируемым постановлением № 301 (далее - постановление № 301) приведены в соответствие с Указом Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ) некоторые нормативные правовые акты.

Рассмотрим основные изменения.

Функции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

С 1 апреля 2014 г. Министерство архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры) проводит работу по совершенствованию ценообразования, бухгалтерского учета, финансирования и кредитования в строительстве, за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей (подп.5.31 п.5 Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 973), а также обеспечивает проведение в установленном порядке аттестации:

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 июля 2023 г. следует руководствоваться подп.5.31 п.5 Положения № 973 в ред. постановления Совмина от 28.06.2023 № 420.

 

1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

- отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие);

- выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;

2) руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

- деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

- выполнение работ по обследованию зданий и сооружений и установлению квалификационных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (подп.5.14 п.5 названного Положения).

Функции органов государственного строительного надзора

Органы государственного строительного надзора с 1 апреля 2014 г. направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия:

• квалификационных аттестатов в случае, если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;

• аттестатов соответствия в случае, если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ (подп.5.15 п.5 Положения об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.11.1999 № 1860).

Проведение государственной экспертизы градостроительных проектов

В Положении о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476 (далее - постановление № 1476, Положение № 1476):

• изменен перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной (исключение составляют объекты, финансируемые за счет бюджетных средств).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. взамен Положения № 1476 действует Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.09.2016 № 791.

 

С 1 апреля 2014 г. от процедуры государственной экспертизы освобождается проектная документация на строительство объектов, относимых к пятому классу сложности, за исключением проектной документации на объекты, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов (п.13 Положения № 1476);

• преобразован состав утверждаемой проектной документации (абзац 5 п.30 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением № 1476, далее - Положение).

Предусмотрен новый этап разработки документации на строительство объектов: это предпроектная (предынвестиционная) документация, которая разрабатывается заказчиком (застройщиком) до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства первого-четвертого классов сложности, за исключением возведения объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам;

• изменена стадийность разработки проектной документации: при проектировании в одну стадию разрабатывается строительный проект, при проектировании в две - архитектурный проект (первая стадия) и строительный проект (вторая стадия) (п.32 Положения).

 

Обратите внимание!

Постановлением № 301 признано утратившим силу Положение о параллельном проектировании и строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.07.2009 № 1001;

 

• дополнены функций органов государственной экспертизы в части направления в Минстройархитектуры предложений о прекращении действия квалификационных аттестатов и аттестатов соответствия в случаях, если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов (часть четвертая п.7 Положения № 1476).

Изменения условий заключения и исполнения договоров строительного подряда

Изменения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450, затронули существенные условия договора строительного подряда.

В абзац одиннадцатый п.10 Правил добавлено новое существенное условие: обеспечение исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством.

С 1 апреля 2014 г. введено требование о том, что в случае строительства (возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации и благоустройства объекта строительства) подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в одной из следующих форм:

• зарезервировать на специальном счете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средства в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ;

• предоставить банковскую гарантию;

• заключить договор страхования ответственности по договору за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта. При этом страховые взносы по данному виду страхования не включаются подрядчиком в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (подп.1.14 п.1 Указа).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2021 г. согласно абз.2 ч.1 подп.1.14 п.1 Указа средства резервируются на специальном счете сроком на 2 года в размере 0,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Исчисление срока резервирования средств начинается с первого дня гарантийного срока эксплуатации объекта (в ред. Указа от 26.02.2021 № 58). Комментарии см. здесь.

Порядок приемки в эксплуатацию объектов строительства

Органы государственного пожарного надзора исключены из состава приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, законченных строительством (часть первая п.18 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716), но включены в п.12 перечня государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию (приложение к данному Положению).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 мая 2017 г. следует руководствоваться частью первой п.18 Положения № 716 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2017 № 377.

С 14 июня 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448 п.12 приложения к данному Положению № 716 дополнен словами «(при приемке в эксплуатацию объектов, для которых установлены требования по обеспечению пожарной безопасности)».

Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов

Значительные изменения и дополнения в части определения цены заказчика и цены предложения подрядчика внесены в Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 мая 2023 г. Положение № 1553 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 16.05.2023 № 311. Комментарий см. здесь.

 

Согласно изменениям цена заказчика формируется на основании проектной, в т.ч. сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

Если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет:

• от 6 до 12 месяцев - цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ). Для этого от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) применяются индексы цен в строительстве. Далее в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства применяются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики РБ;

• более 12 месяцев - сметная документация по заданию заказчика подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ). В этом случае необходимо повторное прохождение государственной экспертизы в установленном порядке.

Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики РБ, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству.

 

16.06.2014

 

Ирина Каминская, ведущий инженер производственно-технического отдела