Комментарий от 09.02.2015
Автор: Юрча С.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124. Обеспечение сбора товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 «Об утверждении перечня товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор от физических лиц которых должны обеспечивать организации, осуществляющие розничную торговлю, и Положения о порядке сбора от физических лиц организациями, осуществляющими розничную торговлю, товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания)». Обеспечение сбора товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 (далее - постановление № 1124) утверждены:

перечень товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор от физических лиц которых должны обеспечивать организации, осуществляющие розничную торговлю (далее - Перечень);

Положение о порядке сбора от физических лиц организациями, осуществляющими розничную торговлю, товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания) (далее - Положение).

Постановление № 1124 утверждено в развитие требования части третьей подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313), согласно которому организации, осуществляющие розничную торговлю, должны обеспечивать сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания) по перечню и в порядке, которые определяются Советом Министров Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь.

С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Положением о порядке обеспечения юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, сбора отходов товаров и упаковки от физических лиц и перечнем отходов товаров и упаковки, сбор которых от физических лиц обеспечивается организациями торговли, утв. постановлением Совмина от 30.06.2020 № 388.

 

Рассмотрим подробно Перечень и Положение.

Перечень отходов товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки

В Перечне выделено 5 групп товаров, утративших потребительские свойства (далее - товары), и отходы упаковки, сбор которых должны осуществлять организации торговли:

1) крупногабаритное электрическое и электронное оборудование (далее - ЭЭО) (холодильники, морозильники, холодильники-морозильники, стиральные, посудомоечные и сушильные машины, плиты газовые и электрические);

2) среднегабаритное ЭЭО (телевизоры, мониторы, системные блоки компьютеров, принтеры, копировальные машины, сканеры, ноутбуки, аппаратура звукозаписывающая или звуковоспроизводящая, видеозаписывающая или видеовоспроизводящая, кондиционеры, вентиляторы, СВЧ-печи, обогреватели, накопительные электрические водонагреватели, пылесосы, пишущие машинки, швейные машины);

3) мелкогабаритное ЭЭО (ЭЭО, не относящееся к крупногабаритному и среднегабаритному, в т.ч. калькуляторы электронные, миксеры, блендеры, электробритвы, машинки для стрижки волос, фены, электроутюги, телефонные аппараты, включая телефонные аппараты для сотовых или других беспроводных сетей связи, видеофоны, домофоны, аппаратура для радиовещания, электроинструменты, фотокамеры, консоли для видеоигр);

4) лампы газоразрядные ртутьсодержащие (компактно-люминесцентные энергосберегающие, люминесцентные трубчатые, дуговые, ультрафиолетового излучения);

5) элементы питания (батарейки);

6) отходы упаковки (полимерная, стеклянная, бумажная и (или) картонная).

Магазины, в которых должен осуществляться сбор отходов

Сбор отходов товаров и отходов упаковки осуществляется организациями торговли в местах их (имеется в виду - товаров) реализации (ремонта, технического обслуживания) на территории розничных торговых объектов (объектов, осуществляющих ремонт, техническое обслуживание) или прилегающей к ним территории (п.2 Положения).

Обобщим информацию о местах сбора в виде таблицы:

 

Вид отхода товара и упаковки Тип и вид магазина Торговая площадь магазина
Электрическое и электронное оборудование, утратившее потребительские свойства (вне зависимости от габаритности) Специализированные, узкоспециализированные непродовольственные, неспециализированные с комбинированным ассортиментом непродовольственных товаров 500 кв.м и более
С универсальным ассортиментом непродовольственных товаров 1 000 кв.м и более
Лампы газоразрядные ртутьсодержащие, утратившие потребительские свойства Непродовольственные магазины всех типов 400 кв.м и более
Элементы питания (батарейки), утратившие потребительские свойства Розничные торговые объекты всех типов и видов 100 кв.м и более
Отходы упаковки Отдельно стоящие продовольственные и непродовольственные магазины всех типов 1 000 кв.м и более

Порядок сбора

Непосредственно порядок сбора утвержден в п.8 Положения. Обобщим требования в виде таблицы:

 

Вид собираемого отхода товара и упаковки Порядок сбора (альтернативные варианты) Дополнительная информация
Крупногабаритное и среднегабаритное ЭЭО, утратившее потребительские свойства 1. Отведение специальных мест и установка специальных контейнеров на территории торговых объектов или прилегающей к ним территории для самостоятельного размещения там отходов физическими лицами.
2. Передача отходов уполномоченному работнику торгового объекта
-
Мелкогабаритное ЭЭО, утратившее потребительские свойства 1. Установка специальных контейнеров для самостоятельного размещения там отходов физическими лицами.
2. Передача отходов уполномоченному работнику торгового объекта
-
Лампы газоразрядные ртутьсодержащие, утратившие потребительские свойства 1. Установка специальных контейнеров для самостоятельного размещения там отходов физическими лицами.
2. Передача отходов уполномоченному работнику торгового объекта
Собираемые лампы должны быть неповрежденными.
Конструкция контейнеров должна исключать возможность механического повреждения отходов ламп при самостоятельном размещении их физическими лицами
Элементы питания (батарейки), утратившие потребительские свойства 1. Установка специальных контейнеров для самостоятельного размещения там отходов физическими лицами.
2. Передача отходов уполномоченному работнику торгового объекта
Материал устанавливаемых контейнеров не регламентирован, если их объем не превышает 5 л
Отходы упаковки Установка специальных контейнеров для раздельного сбора отходов упаковки по видам Контейнеры, окрашиваются в следующие цвета:
желтый - для отходов полимерной упаковки;
синий - для отходов стеклянной упаковки;
зеленый - для отходов картонной и бумажной упаковок.
При этом на контейнерах должны быть надписи с соответствующим наименованием отходов.
Конструктивно контейнер должен иметь:
крышку, закрытую в период сбора вторичных материальных ресурсов и раскрывающуюся при выгрузке отходов;
окна, через которые осуществляется загрузка в контейнер отходов

 

Специальные контейнеры для сбора отходов товаров и отходов упаковки могут находиться у организаций торговли на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо быть полученными в аренду или безвозмездное пользование (п.9 Положения).

Сбор отходов товаров и отходов упаковки может осуществляться организациями торговли самостоятельно или с привлечением на основании соответствующих договоров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов (п.3 Положения).

То есть может быть заключен договор (например, договор оказания услуг), согласно которому сторонняя заинтересованная организация собирает отходы товаров и отходы упаковки от физических лиц в местах и в порядке, рассмотренных выше, от имени торговой организации. Данная заинтересованная организация таким образом является собственником собираемых отходов и ответственным лицом за обращение с ними (удаление, передачу на использование и (или) обезвреживание и т.д.).

Дополнительные условия сбора

В обязательном порядке должен быть обеспечен свободный доступ физических лиц к местам сбора отходов товаров и отходов упаковки в течение всего времени работы торгового объекта (п.10 Положения).

Также в местах сбора отходов товаров и отходов упаковки должны быть установлены информационные стенды с указанием видов отходов товаров и отходов упаковки, сбор которых осуществляется (часть первая п.11 Положения).

Торговыми организациями должен осуществляться мониторинг наполняемости установленных контейнеров (п.10 Положения). Очевидно, что при наполнении контейнеров отходы из них должны быть удалены (либо заполненный контейнер должен быть заменен на соответствующий пустой).

Также неизбежно, что в процессе деятельности торговых организаций образуются отходы производства. Размещение данных отходов производства (а также отходов производства других субъектов хозяйствования) в местах сбора от физических лиц отходов товаров и отходов упаковки не допускается. При выявлении нарушения данного требования могут возникнуть основания для расчета вреда, нанесенного окружающей среде, за размещение отходов производства вне санкционированных мест.

Передача (отчуждение) собираемых отходов товаров и отходов упаковки

Собираемые отходы товаров и отходы упаковки должны быть переданы для последующего обезвреживания и (или) использования.

При этом отходы ЭЭО и упаковки относятся к вторичным материальным ресурсам и подлежат передаче для последующего использования, отходы ламп относятся к отходам, подлежащим передаче для последующего обезвреживания, отходы элементов питания подлежат передаче на хранение, так как на территории республики отсутствуют объекты по их обезвреживанию и (или) использованию.

Законодательством об обращении с отходами и Положением предусмотрены следующие возможные варианты передачи собираемых торговыми организациями отходов товаров и отходов упаковки:

• в адрес заинтересованных заготовительных организаций (организации жилищно-коммунального хозяйства, Белкоопсоюза, частные заготовительные организации и т.д.);

• в адрес заинтересованных организаций-собственников объектов по использованию и (или) обезвреживанию того или иного вида отходов (за исключением отходов элементов питания (батареек)).

 

Справочно

Перечень объектов по использованию и обезвреживанию отходов см. на сайте www.minpriroda.gov.by (раздел «Справочная информация»). К примеру, объекты по использованию ЭЭО, утратившего потребительские свойства, зарегистрированы у открытого акционерного общества (ОАО) «БелВТИ», ОАО «БрестВТИ», объекты обезвреживания ртутьсодержащих ламп - у общества с ограниченной ответственностью «Поступ», закрытого акционерного общества «Экология-121», ОАО «Брестский электроламповый завод», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Светлогорскхимволокно» и т.д.;

 

• в адрес организаций, обеспечивающих удаление (за исключением отходов упаковки).

 

Справочно

Удаление отходов - деятельность по временному хранению отходов и перевозке их на объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (п.32 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. согласно п.32 ст.1 Закона № 271-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З) удаление отходов - деятельность по временному хранению отходов и перевозке их на подготовку, хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование.

 

Местные исполнительные и распорядительные органы должны в недельный срок довести до сведения организаций, осуществляющих розничную торговлю, информацию о находящихся на территории соответствующих административно-территориальных единицах, в т.ч. организациях, обеспечивающих удаление крупногабаритного, среднегабаритного и мелкогабаритного ЭЭО, ламп газоразрядных ртутьсодержащих, элементов питания (батареек), утративших потребительские свойства (п.2 постановления № 1124).

Организации, обеспечивающие удаление отходов, не вправе отказать организациям торговли в заключении договоров на оказание услуг по удалению отходов товаров. Условиями этих договоров должна быть предусмотрена обязанность таких организаций обеспечивать по заявкам организаций торговли вывоз собранных ими отходов товаров в установленные договорами сроки (часть вторая п.12 Положения).

Отдельно следует рассмотреть передачу отходов элементов питания (батареек), для которых отсутствуют объекты по использованию и (или) обезвреживанию. С целью урегулирования вопроса передачи данных отходов постановлением вводится условное понятие организаций, обеспечивающих хранение и передачу для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь элементов питания (батареек), утративших потребительские свойства (организации, обеспечивающие хранение).

Информация об организациях, обеспечивающих хранение, находящихся на территории соответствующих административно-территориальных единиц, также должна доводиться местными исполнительными и распорядительными органами до сведения организаций, осуществляющих розничную торговлю (п.2 постановления № 1124). Организации, обеспечивающие хранение, также не вправе отказать организациям торговли в заключении договоров на оказание услуг по хранению отходов элементов питания (батареек).

Компенсация расходов по сбору отходов

Важным аспектом является компенсация расходов по сбору от физических лиц отходов товаров и отходов упаковки. Одним из направлений расходования средств государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» является компенсация юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки (за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь или хранения на территории Республики Беларусь в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь (часть первая подп.1.6 п.1 Указа № 313).

Таким образом, организациям торговли или уполномоченным ими организациям может выплачиваться компенсация расходов по сбору отходов в сроки и в порядке, установленные в Инструкции о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 14.08.2012 № 16. Размеры компенсации утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2014 № 135.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. постановление № 135 утратило силу постановлением № 388.

 

09.02.2015

 

Сергей Юрча, главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»