


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2014 № 1040 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обращения с отходами потребления». Основные изменения и дополнения
В развитие Указа Президента Республики Беларусь от 28.07.2014 № 381 «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы обращения с отходами потребления» Советом Министров Республики Беларусь утверждено постановление от 04.11.2014 № 1040 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обращения с отходами потребления» (далее - постановление № 1040). Рассмотрим основные изменения и дополнения.
Изменения, внесенные в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313»
Утверждена новая форма информации о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки
Одно из наиболее значимых нововведений - новая форма информации о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее - информация), утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее - постановление № 708).
![]() |
Справочно До 1 октября 2014 г. действовали формы представления информации в соответствии с приложениями 2 и 3 к Указу Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313) в редакции до 1 октября 2014 г. По сути, ранее действовавшие формы оптимизированы и объединены в одну, при этом дополнены сведениями о занижении (завышении) суммы, подлежащей уплате (возврату) по отчету, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки. |
Напомним, что в соответствии с требованиями Указа № 313 отчетный период - календарный квартал, срок представления рассматриваемой информации - не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на который приходится дата возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в соответствии с частью четвертой подп.1.5 п.1 Указа № 313.
Отчет представляется в адрес оператора на бумажном носителе по почте или нарочным.
В соответствии с п.5 постановления № 1040 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь будет утверждена инструкция о порядке заполнения формы информации.
![]() |
Пример Субъект хозяйствования осуществил в IV квартале 2014 г. ввоз ламп газоразрядных ртутных, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) 8539 32 200 1, упакованных в картонные коробки, для реализации населению и юридическим лицам, и термометров медицинских ртутьсодержащих, код ТН ВЭД ТС 9025 11 200, упакованных в пеналы из полимерных материалов, для реализации юридическим лицам. При этом субъектом хозяйствования осуществляются сбор и передача на обезвреживание отходов ртутьсодержащих ламп в местах их реализации с целью выполнения предусмотренной частью первой подп.1.2 п.1 Указа № 313 обязанности. При этом в предыдущем квартале организация ошиблась в расчете массы полимерной упаковки и в соответствии с частью седьмой подп.1.5 п.1 Указа № 313 указывает информацию о возврате излишне уплаченной суммы (возврат производится оператором на основании обращений).
|
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
Новая редакция размеров платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары
В новой редакции изложены размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденные постановлением № 708.
Изменения и дополнения направлены на установление размеров платы в отношении товаров, которыми с 1 октября 2014 г. был дополнен перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (приложение к Указу № 313). Для данных «новых» товаров, в отношении производителей и поставщиков которых с 1 октября 2014 г. утверждена обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, установлены следующие размеры платы.
Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза | Наименование товаров* | Размер платы в рублях или процентах от стоимости товара без учета налога на добавленную стоимость |
Из 3920 10 (кроме 3920 10 230 0, 3920 10 810 0) | Плиты, листы, пленка и полосы или ленты, прочие, из пластмасс, непористые и неармированные, неслоистые, без подложки и не соединенные аналогичным способом с другими материалами, из полимеров этилена, для бытовых нужд и упаковки**: | |
за 1 тыс.кв.м |
480 000 руб. | |
за 1 т |
1 000 000 руб. | |
Из 3920 20 | Плиты, листы, пленка и полосы или ленты, прочие, из пластмасс, непористые и неармированные, неслоистые, без подложки и не соединенные аналогичным способом с другими материалами, из полимеров пропилена, для бытовых нужд и упаковки**: | |
за 1 тыс.кв.м |
78 000 руб. | |
за 1 т |
1 000 000 руб. | |
3922 | Ванны, души, раковины для стока воды, раковины для умывания, биде, унитазы, сиденья и крышки для них, бачки сливные и аналогичные санитарно-технические изделия, из пластмасс за 1 т |
1 000 000 руб. |
Из 4811 51 000 9 | Упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев)**: | |
за 1 тыс.кв.м |
320 000 руб. | |
за 1 т |
1 000 000 руб. | |
Из 8451 21 000, 8451 29 000 0 | Машины сушильные бытовые** |
0,3 % |
8467 | Инструменты ручные пневматические, гидравлические или со встроенным электрическим или неэлектрическим двигателем |
0,3 % |
8525 80 300 0 | Цифровые камеры |
0,3 % |
9504 50 000 | Консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр, кроме указанных в субпозиции 9504 30 |
0,3 % |
* Для целей настоящего перечня товар определяется исключительно его кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, краткое наименование товара приведено только для удобства пользования.
** Для целей настоящего перечня товары этой позиции определяются как кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, так и кратким наименованием.
Рассмотрим пример расчета платы по одному из данных товаров.
![]() |
Пример Организация ввозит товары (соки) в упаковке из комбинированных материалов (упаковка компании «Тетра Пак» и аналогичные) для реализации на территории Республики Беларусь. Согласно товаросопроводительным документам масса одной единицы упаковки (пачки) составляет 15 г, а ввезено 1 500 пачек сока. Размер платы за 1 т упаковки из комбинированных материалов (упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев)) составляет 1 000 000 руб. Сумма платы в итоге: 22 500 руб. (15 г / 1 000 000 х 1 500 шт. х 1 000 000 руб.). |
Постановление № 708 дополнено пунктом 12 и подстрочным примечанием к нему
Постановление № 708 дополнено п.12 и подстрочным примечанием к нему, в соответствии с которыми установлено следующее:
• сумма платы исчисляется исходя из количества произведенных и реализованных на территории республики и (или) ввезенных товаров, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, и размера платы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 ноября 2016 г. следует руководствоваться п.12 постановления № 708 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 № 874. |
![]() |
Справочно Определение количества упаковки, в которую упакованы ввезенные товары, - обязанность поставщика (организации, которая ввезла товары). Сведения о количестве и видах упаковки могут указываться в договоре (контракте), товаросопроводительных документах на поставку товаров. Количество и виды упаковки поставщик товаров вправе также определить самостоятельно путем проведения взвешиваний (замеров) образцов (группы образцов) упакованных товаров или упаковки, позволяющих определить количество упаковки на единицу товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров; |
• в случае ввоза товаров, упакованных в несколько видов упаковки (из одного или различных материалов) одновременно, обязанность поставщика по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств упаковки, возникает по каждому виду упаковки.
![]() |
Пример Субъект хозяйствования ввозит товар, размещенный в картонных коробках, при этом каждая единица товара упакована в полиэтиленовый мешок-вкладыш. В данном случае предусмотренная Указом № 313 обязанность распространяется как на картонную коробку, так и на полиэтиленовый мешок-вкладыш. При этом сумму платы по каждому виду упаковки необходимо считать отдельно (т.е. упаковку в такой ситуации нельзя считать упаковкой из комбинированных материалов); |
• в случае ввоза товаров, названных в приложении к Указу № 313 и упакованных в полимерную, стеклянную, бумажную и (или) картонную упаковки, упаковку из комбинированных материалов, обязанность поставщика распространяется на товар и упаковку, в которую он упакован.
![]() |
Пример Организация ввозит для реализации на территории республики холодильники-морозильники бытовые (код ТН ВЭД ТС 8418 10 200 1), названные в приложении к Указу № 313. Холодильники-морозильники упакованы в картонные коробки (т.е. картонную упаковку). В данном случае на организацию распространяется предусмотренная частью первой подп.1.2 п.1 Указа № 313 обязанность как в отношении холодильников-морозильников, так и в отношении картонной упаковки. Если организация, которая ввозит холодильники-морозильники, выполняет эту обязанность путем внесения платы на текущий (расчетный) банковский счет оператора, то сумму платы необходимо отдельно рассчитать как за холодильники-морозильники (размер платы - 0,3 % от стоимости товара согласно внешнеторговому договору), так и за картонную упаковку (размер платы - 700 000 руб. за тонну или 200 000 руб. за 1 тыс.кв.м); |
• при расчете размера платы, установленной в процентах от стоимости товаров, поставщик использует стоимость ввезенных товаров согласно внешнеторговому договору без учета налога на добавленную стоимость, таможенных платежей и транспортных расходов. При этом, если стоимость ввезенных товаров во внешнеторговом договоре указана в иностранной валюте, расчет платы производится по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в соответствии с частью четвертой подп.1.5 п.1 Указа № 313;
• при расчете размера платы, установленной в процентах от стоимости товаров, производитель использует полную себестоимость произведенных и реализованных товаров. При этом под полной себестоимостью произведенных и реализованных товаров в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, понимаются прямые и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, относящиеся к реализованной продукции за каждый истекший квартал без учета платы.
Порядок расчета суммы платы в случаях, когда производителями и поставщиками в отчетном периоде применяется собственная система сбора отходов
Одним из требований, которое было исключено из Указа № 313 после 1 октября 2014 г., стал порядок расчета суммы платы в случаях, когда производителями и поставщиками в отчетном периоде применялась собственная система сбора отходов как один из вариантов выполнения предусмотренной частью первой подп.1.2 п.1 Указа № 313 обязанности, но не обеспечивался сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки в количестве, определенном в соответствии с абзацами 3 и 4 подп.1.4 п.1 Указа № 313.
В таких случаях эти производители и поставщики обязаны заключить договор с оператором и внести на его текущий (расчетный) банковский счет плату исходя из количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары.
Согласно п.12 постановления № 708 данное количество должно быть рассчитано следующим образом:
КТ - КТ х КО / НО,
где КТ - количество произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и поставщиками товаров, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, за отчетный период;
КО - количество отходов товаров и отходов упаковки, собранных, обезвреженных и (или) использованных с применением собственной системы сбора отходов, за отчетный период;
НО - количество отходов товаров и отходов упаковки, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) использованию с применением собственной системы сбора отходов, определенное в соответствии с абзацами 3 и 4 подп.1.4 п.1 Указа № 313, за отчетный период.
![]() |
Пример Организация осуществила ввоз в IV квартале 2014 г. 300 т масел моторных (код ТН ВЭД ТС 2710 19 820 0), стоимость которых согласно внешнеторговому договору составляла 300 000 000 руб. При этом организация применяла собственную систему сбора отходов масел как одну из возможностей выполнения предусмотренной Указом № 313 обязанности. В соответствии с абзацем 4 подп.1.4 п.1 Указа № 313 для того, чтобы обязанность считалась выполненной рассматриваемой организацией, ей необходимо было собрать от населения и передать на использование не менее 90 т отработанных масел (т.е. не менее 30 % отработанных масел (кроме отработанных масел, являющихся отходами производства, независимо от того, кто эти масла произвел и реализовал на территории Республики Беларусь и (или) ввез) от общего количества ввезенных масел). Однако за отчетный квартал организацией было собрано только 80 т отработанных масел, т.е. не достигнуто установленное в абзаце 4 подп.1.4 п.1 Указа № 313 количество. Количество масел, за которое в данном случае необходимо вносить плату, - 33,4 т (300 т - 300 т х 80 т / 90 т). Сумма платы при одинаковой стоимости ввозимых масел составит 1 002 000 руб. (300 000 000 х (33,4 т / 300 т) х 3 %). |
Изменения, внесенные в другие постановления Совета Министров Республики Беларусь
Утвержден размер компенсации расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки
Помимо постановления № 708 рассматриваемым постановлением № 1040 были внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2014 № 135 «Об установлении на 2014 год размеров и направлений расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков товаров и тары, размеров компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и тары и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708».
Данное постановление дополнено подп.1.21, в соответствии с которым размер компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки (за исключением такой упаковки, переданной юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности) при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь - 100 руб. за штуку.
Указанная компенсация расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки, как и другие направления расходования средств, поступающих на текущий (расчетный) банковский счет оператора, установлена в соответствии с частью первой подп.1.6 п.1 Указа № 313.
Контроль за исчислением и уплатой осуществляет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Внесены дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь». Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное данным постановлением, дополнено подп.5.1.81, на основании которого Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль в т.ч. за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» на основании указов Президента Республики Беларусь от 08.07.2015 № 314 (с 1 октября 2015 г.) и от 28.09.2016 № 350 (с 1 октября 2016 г.) внесены изменения и дополнения. |
08.12.2014
Сергей Юрча, главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»