Комментарий от 15.09.2011
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4». Изменился порядок заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4». Изменился порядок заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь

 

Принятие 6 июня 2011 г. Декрета Президента РБ № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее - Декрет № 4) можно назвать началом нового этапа построения системы отношений, опосредованных заключением инвестиционных договоров (далее - инвестдоговор) с Республикой Беларусь. До 9 августа 2011 г., т.е. до момента вступления Декрета № 4 в силу, Совету Министров РБ было поручено обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Декретом № 4, что было реализовано посредством принятия 6 августа 2011 г. постановления Совета Министров РБ № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (вступило в силу с 9 августа 2011 г.) (далее - постановление № 1058).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июля 2016 г. взамен постановления № 1058 действует постановление Совета Министров РБ от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10».

 

Постановлением № 1058 утверждены 4 Положения:

1) Положение о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (далее - Положение № 1058);

2) Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке ведения Государственного реестра);

3) Положение о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь (далее - Положение о согласовании оборудования).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 февраля 2014 г. вместо Положения о согласовании оборудования действует Положение о порядке подтверждения условий для применения освобождения от ввозных таможенных пошлин и (или) налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых (ввезенных) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему и (или) сырья и материалов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 19.02.2014 № 149;

 

4) Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь (далее - Положение о согласовании товаров).

Далее предлагаем проанализировать нормы Положения № 1058 и обозначить его особенности для целей эффективного регулирования соответствующей сферы общественных отношений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

Понятие и существенные условия инвестиционного договора

В отличие от ранее действовавшего Положения о порядке заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.11.2009 № 1449 (далее - недействующее Положение о договорах), в нормах постановления № 1058 отсутствует примерная форма инвестдоговора, на основании чего можно предположить, что формирование практики заключения инвестдоговоров не будет отличаться единообразием.

В первую очередь следует отметить, что Положение № 1058 в отличие от недействующего Положения о договорах не очерчивает круг возможных целей при реализации инвестиционных проектов созданием организаций с участием инвестора на территории Республики Беларусь и приобретением объектов, находящихся в государственной собственности.

Обращает на себя внимание определение понятия «инвестдоговор с Республикой Беларусь». Напомним, что в нормах Инвестиционного кодекса РБ (далее - Кодекс), Декрета Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», в редакции от 06.06.2011 (далее - Декрет № 10), понятие инвестдоговора с Республикой Беларусь отсутствует. Оно содержится в самом Положении № 1058, где под инвестдоговором с Республикой Беларусь понимается договор, заключаемый с инвестором (инвесторами) на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, Управления делами Президента Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом РБ в соответствии с подп.1.2 п.1 Декрета № 10 и содержащий обязательные условия, установленные законодательством для такого вида договора (п.2 Положения № 1058).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2014 г. действует Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях».

С 26 января 2014 г. Кодекс утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях».

С 15 мая 2016 г. Декрет № 10 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента РБ от 12.11.2015 № 8.

 

Особенность данного определения состоит в следующем. Во-первых, отражена возможная множественность лиц на стороне инвестора, т.е. стороной одного инвестдоговора может быть одновременно несколько инвесторов (или соинвесторов). Во-вторых, прослеживается двухуровневая система инвестдоговоров, обусловленная наличием 2 уровней уполномоченных органов управления, которые вправе принимать решения об их заключении. При этом следует помнить, что с 9 августа 2011 г. Совет Министров РБ компетентен принимать решения о заключении инвестдоговоров только по согласованию с Президентом РБ и только в случае предоставления инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ. В-третьих, инвестдоговор с Республикой Беларусь по определению содержит обязательные условия, которые с позиции ст.402 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) следует рассматривать как существенные. Одновременно обращает на себя внимание указание законодателя в определении инвестдоговора на то, что эти обязательные условия установлены законодательством для такого вида договора. Тем самым инвестдоговор формально классифицирован как вид договора, что с точки зрения юридической науки предполагает наличие типа договора, в рамках которого можно выделить вид договора. Например, для типа договоров «договор купли-продажи» видом следует считать договор поставки, договор розничной купли-продажи и т.п. Хотя можно предположить, что логика законодателя состояла в том, что для инвестдоговора требовалось определить существенные условия договора с учетом формулировки ст.402 ГК, где существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Тем не менее во избежание научной дискуссии отметим, что обязательные (они же существенные) условия инвестдоговора определены в ст.46 Кодекса, подп.1.4 п.1 Декрета № 10.

Так, в соответствии со ст.46 Кодекса инвестдоговор в качестве обязательных условий должен включать в себя указание на:

- срок действия инвестдоговора;

- объект и объем инвестиционной деятельности;

- права и обязанности инвестора, в т.ч. по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности;

- дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора и касающиеся налогового и таможенного режима, экологических норм и иных условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения данного инвестдоговора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

- ответственность сторон за несоблюдение условий инвестдоговора;

- порядок и орган рассмотрения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из инвестдоговора.

Помимо названных обязательных условий инвестиционный договор может включать также:

- взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона;

- порядок изменения инвестдоговора;

- право инвестора на вывоз из Республики Беларусь произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);

- обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, условия по использованию технологий, а также обязательства инвестора по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта;

- иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта.

В инвестдоговоре с иностранными инвесторами может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

Декретом № 10 перечень обязательных условий в отличие от Кодекса уточнен и дополнен. Так, в соответствии с подп.1.4 п.1 Декрета № 10 в инвестдоговоре в качестве обязательных условий должны быть определены:

- объект, объем и сроки вложения инвестиций, а также сроки реализации инвестиционного проекта и действия инвестиционного договора;

- права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь - сторон инвестдоговора;

- ответственность сторон инвестдоговора за несоблюдение его условий, в т.ч. возмещение инвестору (инвесторам) реального ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов или иного государственного органа (организации), а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от исполнения своих обязательств согласно инвестдоговору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств;

- требования о конфиденциальности информации;

- порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестдоговора, связанных с положениями инвестдоговора.

Обращаем внимание, что определение инвестдоговора, его обязательных условий в названных законодательных актах, по нашему мнению, не исключает действия части второй п.1 ст.402 ГК, на основании которой к числу существенных отнесены все те условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Заявление инвестора

Важный момент Положения № 1058 состоит в том, что фактическим инициатором заключения инвестдоговора выступает инвестор, поскольку Положение № 1058 регламентирует порядок заключения инвестдоговоров на основании заявления инвесторов (недействующее Положение о договорах исходило из того, что инвестдоговор мог быть заключен по предложению инвестора или Республики Беларусь). Данный факт однако не исключает теоретическую возможность выступления инициатором заключения инвестдоговора Республики Беларусь. Так, инвестор (инвесторы), претендующий на заключение инвестдоговора, или иное уполномоченное им в установленном порядке лицо обращаются с заявлением:

1) в государственный орган в случае реализации инвестиционного проекта в соответствующей сфере экономики;

2) в исполнительный комитет в случае реализации инвестиционного проекта на территории административно-территориальной единицы соответствующей области (г.Минска) (п.3 Положения № 1058).

Несмотря на очерченный круг субъектов, при принятии решения о заключении инвестдоговора инвестору следует учитывать, что ответственные за рассмотрение обращения инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора и подготовку проекта инвестдоговора к заключению государственный орган и исполнительный комитет могут также определяться на основании протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра РБ и его заместителей, а также их поручений (п.4 Положения № 1058).

Форма заявления инвестора действующим законодательством не закреплена. Это дает основания полагать, что такая форма является произвольной.

С учетом возможной множественности лиц как на стороне инвестора, так и на стороне Республики Беларусь Положением № 1058 предусмотрены процедуры подтверждения задействования всех заинтересованных лиц. В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на основании решения 2 и более государственных органов и (или) исполнительных комитетов, то инвестор (инвесторы) вправе направить заявление одновременно в каждый такой государственный орган и (или) исполнительный комитет. Если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение 2 и более инвесторами, то заявление может быть направлено одним из них с приложением документов, подтверждающих согласие каждого инвестора на заключение такого инвестиционного договора (п.3 Положения № 1058).

Пакет документов, представляемый с заявлением инвестора

К заявлению инвестора (инвесторов) о заключении инвестдоговора должен быть приложен ряд документов, в частности:

- проект инвестдоговора, подписанный инвестором (инвесторами);

- копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная не позднее одного года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц - резидентов Республики Беларусь), копия документа, удостоверяющего личность инвестора, с переводом на русский язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально (для физических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц);

- краткое финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, подготовленное в произвольной форме и содержащее указание объемов и источников инвестиций, срока реализации инвестиционного проекта, ожидаемого социально-экономического эффекта, а также иную информацию, характеризующую инвестиционный проект (п.5 Положения № 1058).

Приведенный перечень исчерпывающий для тех инвестдоговоров, для реализации которых инвесторам не требуются льготы и преференции, не установленные законодательными актами. Если же проектом инвестиционного договора предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, то дополнительно к указанным документам к заявлению прилагаются:

- бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с актами законодательства;

- заключение о финансовом состоянии инвестора (инвесторов) за 2 года, предшествующие дате обращения, а для инвесторов, с начала создания которых прошло менее 2 лет, - за период деятельности. Заключение аудитора (для юридических лиц - резидентов Республики Беларусь) или заключение по результатам проведения финансового Due Diligence (Due diligence (должная добросовестность) - всестороннее исследование деятельности компании, ее финансового состояния и положения на рынке (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Due_diligence)) с его переводом на русский язык (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь) должно содержать всестороннее исследование финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций;

- иные документы, необходимые для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта в соответствии с актами законодательства (п.5 Положения № 1058).

Установлено также специальное требование на случай составления инвестдоговора помимо государственных (русском или белорусском) языков еще и на иностранном. В этой ситуации инвестор прилагает перевод проекта инвестдоговора на иностранный язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально. Впоследствии в процессе рассмотрения проекта инвестдоговора с прилагаемыми материалами государственный орган, исполнительный комитет должен обеспечить аутентичность текстов проекта инвестдоговора на русском или белорусском и иностранном языках (п.8 Положения № 1058).

Правовое последствие на случай несоблюдения требований к содержанию и составу представленных инвестором документов состоит в том, что пакет документов в течение 3 дней с даты получения заявления возвращается инвестору с указанием допущенных нарушений, и после устранения недостатков документы могут быть представлены повторно (часть вторая п.6 Положения № 1058).

Срок рассмотрения заявления инвестора

Срок рассмотрения государственным органом, исполнительным комитетом заявления инвестора (инвесторов) о заключении инвестдоговора и принятия решения по нему составляет 30 дней с даты получения такого заявления (п.6 Положения № 1058). Однако данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, если необходимо внести изменения в проект инвестдоговора и (или) получить заключение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, проводимой Министерством экономики РБ (далее - Минэкономики РБ). Такая экспертиза требуется в случае, если инвестдоговором предоставляются льготы и преференции, не установленные законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ (подп.1.7 п.1 Декрета № 10).

О продлении срока рассмотрения заявления инвестор (инвесторы) уведомляется до истечения 30 дней со дня поступления заявления в государственный орган, исполнительный комитет (часть третья п.6 Положения № 1058).

Процедура рассмотрения заявления инвестора

Проект инвестдоговора с прилагаемыми к нему материалами рассматривается государственным органом, исполнительным комитетом с участием их экономических и юридических служб и проведением юридическими службами обязательной юридической экспертизы проекта инвестдоговора (п.7 Положения № 1058). При этом государственный орган, исполнительный комитет наделены рядом полномочий (п.8 Положения № 1058), целью которых является комплексная оценка условий инвестдоговора, сферы реализации инвестиционного проекта.

Процедура рассмотрения заявления и документов несколько иная, если проект инвестдоговора предусматривает предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ. Так, в данном случае в соответствии с подп.1.3 п.1 Декрета № 10 требуется проведение Министерством юстиции РБ обязательной юридической экспертизы, срок проведения которой не должен превышать 10 рабочих дней. Помимо этого, в тот же срок требуется проведение Минэкономики РБ государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта. Однако обе указанные экспертизы будут возможны только тогда, когда государственный орган, исполнительный комитет подготовят заключение по бизнес-плану инвестиционного проекта (в течение 10 дней с даты получения заявления инвестора) и оно будет положительным и пройдет согласование с другими государственными органами, в компетенции которых находятся вопросы, связанные с предусмотренными в проекте инвестдоговора условиями (на согласование установлен срок не более 10 дней с даты поступления такого проекта в согласующий государственный орган) (абзац 3 п.8, часть вторая п.9 Положения № 1058).

Впоследствии при наличии необходимых заключений на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета решается вопрос о заключении инвестдоговора, по результатам которого принимается решение о:

- заключении инвестиционного договора;

- внесении в Правительство РБ проекта постановления Совета Министров РБ о заключении инвестдоговора, которым инвестору предоставляются льготы, не установленные законодательными актами, Декретом № 10, иными решениями Президента РБ. В таком случае в 10-дневный срок государственным органом, исполнительным комитетом обеспечивается подготовка и внесение в установленном порядке проекта постановления в Правительство РБ (п.11 Положения № 1058). Содержание проекта постановления, перечень прилагаемых к нему документов определены в пп.12, 13 Положения № 1058. При наличии замечаний и (или) предложений по проекту инвестдоговора, выявленных в процессе рассмотрения проекта постановления Совета Министров РБ и (или) его согласования с Президентом РБ, проект постановления Совета Министров РБ возвращается государственному органу, исполнительному комитету на доработку с указанием имеющихся замечаний и (или) предложений и после их устранения по согласованию с инвестором (инвесторами) может быть внесен повторно. При этом повторного проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта и обязательной юридической экспертизы проекта инвестдоговора, а также рассмотрения вопроса о заключении инвестдоговора на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета не требуется (п.14 Положения № 1058);

- отказе в заключении инвестдоговора.

Обратим внимание, что Положение № 1058, равно как и недействующее Положение о договорах, ущербно в части отсутствия оснований для отказа в заключении инвестдоговора. Данный аспект представляется принципиальным, поскольку в соответствии с частью первой ст.14 Кодекса действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд.

Новеллой Положения № 1058 следует признать проведение торгов (в форме конкурса) при наличии 2 и более инвесторов, претендующих на заключение инвестдоговоров, связанных с реализацией аналогичных инвестиционных проектов или инвестиционных проектов, заявленных к реализации на одном и том же земельном участке. Принятие решения о проведении конкурса - это право, а не обязанность государственного органа, исполнительного комитета, и при реализации этого полномочия государственный орган, исполнительный комитет определяют предмет конкурса, условия и порядок его проведения. При этом инвестиционный договор заключается с инвестором (инвесторами), победившим в конкурсе, без рассмотрения вопроса о заключении с ним (ними) инвестдоговора на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета (часть вторая п.10 Положения № 1058).

О принятом решении государственный орган, исполнительный комитет в 5-дневный срок со дня проведения заседания коллегии (совета) государственного органа, заседания исполнительного комитета информируют инвестора (инвесторов).

После принятия соответствующего решения (решений) о его заключении заключается инвестдоговор, который подписывается руководителем государственного органа, исполнительного комитета, принявших решение о заключении инвестдоговора, либо уполномоченным на его подписание должностным лицом, и вступает в силу с даты его подписания, если в инвестдоговоре не указан иной срок его вступления в силу. Следует отметить, что инвестдоговоры подлежат государственной регистрации в течение 3 рабочих дней с даты его заключения в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, ведение которого осуществляет Минэкономики РБ. Факт государственной регистрации не влияет на момент заключения договора, поскольку ее цель - систематизация, аналитическая обработка и организация контроля за выполнением условий инвестиционных договоров (п.1 Положения о порядке ведения Государственного реестра), а сам реестр выполняет скорее информационную функцию.

Количество экземпляров инвестдоговора определяется по числу его сторон (п.15 Положения № 1058).

Порядок внесения изменений и дополнений в инвестиционный договор. Основания прекращения инвестиционного договора

Порядок внесения изменений и дополнений в инвестдоговор предусмотрен Положением № 1058 для заключения такого инвестдоговора и вступления его в силу (п.17 Положения № 1058). Это правило одинаково применимо и при прекращении действия инвестдоговора. Основания же к его прекращению приведены в п.18 Положения № 1058, к числу которых отнесены:

- исполнение инвестором (инвесторами) своих обязательств по инвестдоговору;

- окончание срока действия договора;

- ликвидация инвестора - юридического лица или индивидуального предпринимателя, смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим инвестора - физического лица;

- соглашение сторон;

- отказ Республики Беларусь от исполнения своих обязательств по инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств. Напомним, что такой отказ отнесен к существенным условиям инвестдоговора.

Отчетность по факту реализации инвестиционного проекта по заключенному инвестиционному договору

Что касается отчетности по факту реализации инвестиционного проекта по заключенному инвестдоговору, то в соответствии с пп.19, 20 Положения № 1058 представление информации уполномоченным органам отнесено к компетенции государственного органа, исполнительного органа, заключивших инвестдоговор. Кроме того, именно на них возложены координация работы по выполнению этого договора, оказание инвестору (инвесторам) необходимого содействия в реализации инвестиционного проекта. Полагаем, что по результатам такой координации по выполнению инвестдоговора указанные органы управления ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Минэкономики РБ информацию о ходе реализации инвестиционного проекта и выполнении сторонами условий инвестдоговора. В свою очередь Минэкономики РБ ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Совет Министров РБ и Комитет государственного контроля РБ информацию о ходе реализации инвестдоговоров, зарегистрированных в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

Льготы при осуществлении инвестиционной деятельности

Разработка Положения о согласовании оборудования и Положения о согласовании товаров была обусловлена наличием в нормах Декрета № 10 специальных льгот.

1. В соответствии с Налоговым кодексом РБ (далее - НК) освобождаются от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь оборудование и запасные части к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, реализуемых в рамках заключенных инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь, в порядке и на условиях, определяемых Президентом РБ (ст.96 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться ст.96 НК в редакции Закона РБ от 30.12.2015 № 343-З.

 

На основании Декрета № 10 инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестдоговора при реализации инвестиционного проекта освобождаются от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования его на территории Республики Беларусь в рамках реализации инвестиционного проекта.

Подтверждающим документом для применения льгот является перечень товаров, ввозимых инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для реализации инвестиционных проектов. Данный перечень, если иное не установлено Президентом РБ, должен быть согласован заключившим инвестдоговор государственным органом или исполнительным комитетом либо уполномоченным Советом Министров РБ на его согласование государственным органом (организацией) в случае заключения инвестдоговора, которым предоставляются льготы и преференции, не установленные законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ (подп.2.2 п.2 Декрета № 10).

Порядок согласования такого перечня определен Положением о согласовании оборудования.

Ранее порядок согласования перечня регулировался Положением о порядке согласования перечня оборудования и (или) запасных частей к нему, ввозимых на территорию Республики Беларусь для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора с Республикой Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.11.2009 № 1450 (далее - постановление № 1450), которое с принятием постановления № 1058 утратило силу.

Положением о согласовании оборудования определены согласующие органы, к которым отнесены:

- республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству РБ, Управление делами Президента РБ, областной (Минский городской) исполнительный комитет, которые заключили с инвестором (инвесторами) инвестдоговор;

- республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству РБ, Управление делами Президента РБ, иной государственный орган (организация), которым полномочия на согласование перечня товаров предоставляются на основании решения Совета Министров РБ по согласованию с Президентом РБ о заключении инвестдоговора с Республикой Беларусь (п.2 Положения о согласовании оборудования).

Согласование перечня товаров осуществляется согласующим органом на основании письменного обращения юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя, которые заключили инвестиционный договор с Республикой Беларусь, или юридического лица, которое в установленном порядке создано в Республике Беларусь заключившими инвестдоговор юридическим или физическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо с их участием, либо их представителя. Данная норма аналогична содержащейся в постановлении № 1450, но не совпадает по содержанию с нормами Положения о согласовании товаров (см. комментарий ниже).

Что касается содержания (сведений) перечня оборудования, то требования к сведениям в нем остались прежними (п.4 Положения о согласовании товаров), однако с принятием Положения о согласовании оборудования заявитель или его представитель при формировании перечня оборудования должны руководствоваться одним или несколькими из следующих документов, согласно которым оборудование (комплектующие и запасные части к нему) относится к технологическому оборудованию (комплектующим и запасным частям к нему):

- нормативные правовые акты, в соответствии с которыми товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, относятся к технологическому оборудованию (комплектующим и запасным частям к нему);

- технические нормативные правовые акты;

- проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, предусмотренного в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестдоговором с Республикой Беларусь;

- техническая документация на оборудование (комплектующие и запасные части к нему);

- документы об оценке соответствия и (или) удостоверении государственной гигиенической регистрации продукции;

- другие документы, содержащие сведения о характеристиках оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) (п.4 Положения о согласовании оборудования).

Также как и в постановлении № 1450, в Положении о согласовании перечня оборудования предусмотрено предварительно до обращения в согласующий орган согласование перечня товаров с организацией, осуществляющей (осуществившей) разработку проектно-сметной документации на объект, предусмотренный в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестдоговором с Республикой Беларусь, либо с организацией, осуществившей в соответствии с нормативными техническими документами согласование технической документации на ремонт и замену, установку (монтаж) технологического оборудования, машин и агрегатов в случае, если не требуется осуществления общестроительных работ (п.5 Положения о согласовании оборудования).

При согласовании перечня оборудования согласующий орган проверяет представленные в нем сведения на соответствие содержащейся в инвестдоговоре информации, а именно:

- заявитель является стороной по заключенному инвестдоговору или указывается в договоре в качестве организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь инвестором либо с его участием;

- заключенный инвестдоговор с Республикой Беларусь является действительным на дату представления перечня товаров на согласование. Отметим, что в соответствии с постановлением № 1450 осуществлялась проверка согласующим органом инвестдоговора, который к моменту обращения заявителя был зарегистрирован в Минэкономики РБ. Отсутствие в нормах Положения о согласовании оборудования соответствующего требования позволяет заключить, что за согласованием перечня заявитель или его представитель вправе обратиться до момента государственной регистрации инвестдоговора;

- объект, для которого ввозится технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), является объектом, предусмотренным в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестдоговором с Республикой Беларусь, что подтверждается соответствием наименования объекта в согласованной (разрабатываемой) документации на данный объект наименованию в инвестдоговоре (п.6 Положения о согласовании оборудования).

Сроки согласования и устранения неточностей и расхождений в перечне (материалы возвращаются заявителю на доработку и после устранения выявленных недостатков могут быть представлены на согласование повторно) остались прежними, т.е. составляют 10 дней с даты представления материалов.

Также нормами Декрета № 10 установлено, что в случае нецелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением указанных льгот, таможенные пошлины и НДС взыскиваются в соответствии с законодательством (подп.2.2 п.2 Декрета № 10).

2. Декретом № 10 расширен спектр правомочий инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием. Так, после заключения инвестдоговора при реализации инвестиционного проекта он имеет право на вычет в полном объеме сумм НДС (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (абзац 5 подп.2.1 п.2 Декрета № 10).

При этом суммы НДС, принимаемые к вычету в полном объеме, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Основанием для осуществления такого вычета является перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с указанием соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, представленный инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, в налоговые органы.

Данный перечень, если иное не установлено Президентом РБ, должен быть согласован заключившим инвестдоговор государственным органом или исполнительным комитетом либо уполномоченным Советом Министров РБ на его согласование государственным органом (организацией) в случае заключения инвестдоговора, которым предоставляются льготы и преференции, не установленные законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ. Порядок согласования указанного перечня определен как раз в Положении о согласовании товаров.

Для согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав заявителю (т.е. юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, которые заключили инвестдоговор с Республикой Беларусь, или юридическому лицу, которое в установленном порядке создано в Республике Беларусь заключившими инвестиционный договор юридическим или физическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо с их участием) необходимо обратиться с письменным обращением в согласующий орган с приложением перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, который должен быть подписан директором и главным бухгалтером (бухгалтером) заявителя - юридического лица либо заявителем - индивидуальным предпринимателем (пп.3, 5 Положения о согласовании товаров).

При этом важный момент состоит в том, что заявитель должен быть стороной по заключенному инвестдоговору или же указываться в договоре в качестве организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь инвестором либо с его участием, поскольку данная информации подлежит проверке согласующим органом (п.6 Положения о согласовании товаров). Тем самым отсутствие прямого указания в Положении о согласовании товаров о возможном представительстве для заявителя можно истолковать как необходимость обращения для согласования перечня только стороны инвестдоговора или созданной с участием инвестора организации. В Положении о согласовании оборудования, напротив, прямо разрешено представительство для заявителя. Вместе с тем полагаем, что отсутствие указания в Положении о согласовании товаров о возможности представительства при подаче документов не исключает возможности использования института представительства, поскольку согласование в любом случае выдается в отношении заявителя, а тот же самый руководитель является представителем данного юридического лица. Функции же представителя на основании ст.183 ГК могут быть переданы другому субъекту.

В зависимости от того, предоставлены ли инвестиционным договором не установленные законодательными актами льготы и преференции, согласующими органами являются:

1) республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству РБ, Управление делами Президента РБ, областной (Минский городской) исполнительный комитет, которые заключили с инвестором (инвесторами) инвестиционный договор;

2) республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству РБ, Управление делами Президента РБ, иной государственный орган (организация), которым полномочия на согласование перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав предоставляются на основании решения Совета Министров РБ по согласованию с Президентом РБ о заключении инвестиционного договора (п.2 Положения о согласовании товаров).

Следует отметить, что к перечню товаров (работ, услуг), имущественных прав, представляемому для согласования в согласующий орган, предъявляются определенные требования в части определения его содержания, т.е. необходимых сведений, например:

- наименование инвестиционного договора с Республикой Беларусь и дата его заключения;

- наименование объекта, предусмотренного в инвестиционном проекте;

- полное наименование и учетный номер плательщика заявителя (для юридических лиц) или фамилия, собственное имя, отчество и учетный номер плательщика заявителя (для индивидуальных предпринимателей);

- период, за который осуществляется вычет в полном объеме сумм НДС, уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте;

- наименование, количество и стоимость товаров, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, по которым произведена оплата поставщику товаров или уплачен НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

- суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), имущественным правам, использованным для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте и пр. (п.4 Положения о согласовании товаров).

Проверка согласующим органом сведений в перечне товаров (работ, услуг), имущественных прав состоит в их соответствии с содержащейся в инвестдоговоре информацией, а именно:

- заявитель является стороной по заключенному инвестдоговору или указывается в договоре в качестве организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь инвестором либо с его участием;

- заключенный инвестдоговор с Республикой Беларусь является действительным на дату представления перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав на согласование;

- объект, для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения которого использованы приобретенные (ввезенные на территорию Республики Беларусь) товары (работы, услуги), имущественные права, является объектом, предусмотренным в инвестиционном проекте, что подтверждается соответствием наименования объекта в перечне товаров (работ, услуг), имущественных прав наименованию в инвестдоговоре с Республикой Беларусь (п.6 Положения о согласовании товаров).

Если представленный перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствует предъявляемым требованиям, то в срок не более 10 дней с даты представления материалов перечень согласовывается (на каждом листе проставляется гриф «СОГЛАСОВАНО» за подписью руководителя или уполномоченного им заместителя руководителя согласующего органа, удостоверяется гербовой печатью).

Если же обнаружены неточности и расхождения в перечне товаров (работ, услуг), имущественных прав, материалы возвращаются заявителю на доработку и после устранения выявленных недостатков могут быть представлены на согласование повторно.

Заключение

Таким образом, с одной стороны, изменения порядка заключения, изменения и прекращения действия инвестдоговоров, полагаем, позволят упростить и упорядочить (в т.ч. по срокам рассмотрения документов и подготовки заключений по проекту инвестдоговора) механизм реализации инвестиционных проектов, с другой - открытым остался вопрос об основаниях отказа в заключении инвестдоговоров, что не менее важно для полноценной реализации прав инвесторов, включая защиту своих прав.

 

15.09.2011 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь