Комментарий от 15.07.2010
Автор: Глинская Я.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2010 № 695 «Об информации, указываемой в сопроводительных документах на алкогольные напитки и табачные изделия иностранного производства, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений». Изменения в документальном оформлении оборота алкогольных напитков и табачных изделий с 18 августа 2010 года


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2010 № 695 «Об информации, указываемой в сопроводительных документах на алкогольные напитки и табачные изделия иностранного производства, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений». Изменения в документальном оформлении оборота алкогольных напитков и табачных изделий с 18 августа 2010 года

 

Объектами, на которые направлены нормы постановления Совета Министров РБ от 07.05.2010 № 695 «Об информации, указываемой в сопроводительных документах на алкогольные напитки и табачные изделия иностранного производства, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений» (далее - постановление № 695), являются алкогольные напитки и табачные изделия иностранного производства.

Под алкогольными напитками понимаются водка, ликероводочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 % и более (ст.2 Закона РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»). Таким образом, любые напитки, в т.ч. пиво солодовое, выдерживающие данный критерий по содержанию этилового спирта в готовом продукте, признаются алкогольными.

Табачными изделиями признаются продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли (п.11 Декрета Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»). При этом табачные изделия подразделяются на 2 вида:

курительные табачные изделия, к которым относятся табачные изделия, предназначенные для курения (сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак трубочный и курительный, махорка-крупка курительная и др.);

некурительные табачные изделия, к которым относятся табачные изделия, предназначенные для сосания (снюс, насвай и др.), жевания или нюханья (табак сосательный, табак жевательный, табак нюхательный).

Постановлением № 695 признается утратившим силу постановление Совета Министров РБ от 22.09.2003 № 1206 «Об информации, указываемой в сопроводительных документах, подтверждающих легальность приобретения (поступления) алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь» (далее - постановление № 1206). Напомним, что основными нормами постановления № 1206 являются:

1) указание в товарно-транспортных накладных и товарных накладных на отпуск алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства дополнительной информации. О ней будет указано ниже;

2) введение с 1 мая 2004 г. специализированных форм товарно-транспортных накладных (ТТН-1 (алкогольные напитки и (или) табачные изделия)) и товарных накладных (ТН-2 (алкогольные напитки и (или) табачные изделия)) для документального оформления оборота алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства. Такие специализированные формы были утверждены совместным постановлением Минфина РБ, МНС РБ, Минторга РБ, Минздрава РБ, ГТК РБ, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 05.12.2003 № 167/109/65/49/74/47А (далее - совместное постановление).

Вместе с тем нормы постановления № 1206 в части обязательного указания в товарно-транспортных накладных и товарных накладных на отпуск алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства дополнительной информации не утратили силу, а лишь с некоторыми изменениями перенесены в постановление № 695. Для наглядности приведем сравнительную таблицу.

 

Постановление № 1206
Постановление № 695
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при оптовой продаже алкогольных напитков и (или) табачных изделий, а также при передаче их своим структурным подразделениям для реализации и (или) хранения или в другие места хранения в сопроводительных документах, подтверждающих легальность приобретения (поступления) на территории Республики Беларусь алкогольных напитков и (или) табачных изделий иностранного производства (товарно-транспортная и (или) товарная накладная), по каждому наименованию указанных напитков и изделий, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь, помимо реквизитов, установленных законодательством, должны указывать следующую информацию: В Республике Беларусь приобретение, хранение, перевозка, оптовая торговля, отпуск в торговые и иные объекты алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием сопроводительных документов (товарно-транспортных и (или) товарных накладных), в которых указаны по каждому наименованию названных напитков и изделий, кроме реквизитов, установленных законодательством:
дату и номер таможенного разрешения или свидетельства о регистрации статистической декларации, выданного на партию ввезенных алкогольных напитков и (или) табачных изделий дата и номер таможенного свидетельства о помещении товаров под таможенный режим или дата и номер регистрации статистической декларации (периодической статистической декларации) на партию ввезенных алкогольных напитков и (или) табачных изделий
регистрационный номер сертификата соответствия, регистрационный номер удостоверения о государственной гигиенической регистрации регистрационный номер и срок действия сертификата соответствия, выданного изготовителю или импортеру
регистрационный номер и срок действия удостоверения о государственной гигиенической регистрации алкогольных напитков, выданного импортеру
регистрационный номер и срок действия акта государственной санитарно-гигиенической экспертизы на табачные изделия, выданного импортеру
серии и номера акцизных марок, нанесенных на алкогольные напитки и (или) табачные изделия, входящие в эту партию, в случае, если такие товары в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат маркировке акцизными марками Республики Беларусь исключено
страну происхождения алкогольных напитков и (или) табачных изделий исключено

 

Рассмотрим эти изменения более подробно.

Так, постановлением № 695 предусмотрено указание в сопроводительных документах, используемых при обороте алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства, помимо реквизитов, установленных законодательством, дополнительной информации, в т.ч.:

1) даты и номера таможенного свидетельства о помещении товаров под таможенный режим или даты и номера регистрации статистической декларации (периодической статистической декларации) на партию ввезенных алкогольных напитков и (или) табачных изделий.

Данная норма перенесена из постановления № 1206 с редакционными изменениями, предусмотренными в связи с приведением терминологии в соответствие с действующим законодательством (Таможенным кодексом РБ, Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).

 

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ;

 

2) информации о наличии документов, подтверждающих качество и безопасность алкогольных напитков и табачных изделий, а именно:

а) регистрационного номера и срока действия сертификата соответствия, выданного изготовителю или импортеру.

В соответствии с постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» в перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие виды алкогольных напитков и табачных изделий:

спиртовые настойки, полученные в результате дистилляции (перегонки) виноградного вина или выжимок винограда, в т.ч. коньячные спирты, коньяк и коньячные напитки (кроме ввозимых в качестве сырья для собственного производства);

виски, ром и тафия, джин и можжевеловая настойка;

ликер и сладкие напитки;

арак;

сливовая, грушевая или вишневая спиртовая настойка, изделия ликероводочные;

алкогольные напитки прочие;

водка;

напитки прочие сброженные, смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, разлитые в потребительскую тару (бутылки или другие емкости);

вина виноградные натуральные и плодовые, включая крепленые, в т.ч. игристые, ароматизированные;

вина игристые, полуигристые;

вермуты и виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или ароматических веществ;

пиво солодовое;

сигареты из табака;

папиросы;

б) регистрационного номера и срока действия удостоверения о государственной гигиенической регистрации алкогольных напитков, выданного импортеру. В перечень химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, утвержденный постановлением Минздрава РБ от 08.10.2003 № 44, включены алкогольные напитки. Табачные изделия исключены из данного перечня в связи с принятием постановления Минздрава РБ от 29.09.2008 № 152 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 октября 2003 г. № 44»;

в) регистрационного номера и срока действия акта государственной санитарно-гигиенической экспертизы на табачные изделия, выданного импортеру. В соответствии с п.3 перечня химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов (за исключением продукции собственного производства организаций общественного питания), материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, утвержденного постановлением Минздрава РБ от 30.01.2009 № 9, государственной санитарно-гигиенической экспертизе подлежат сигары, сигариллы и сигареты, папиросы из табака или его заменителей, прочий промышленно изготовленный табак, упакованный для розничной торговли.

 

 

От редакции: С 19 июля 2012 г. вышеназванные перечни утратили силу на основании постановления Минздрава РБ от 05.06.2012 № 57. Данным постановлением утвержден перечень продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, который следует применять вместо утративших силу перечней.

 

Таким образом, норма постановления № 1206 в части указания в сопроводительных документах номера сертификата соответствия, регистрационного номера удостоверения о государственной гигиенической регистрации в постановлении № 695 конкретизирована и приведена в соответствие с изменившимся законодательством.

Перечисленная дополнительная информация указывается в сопроводительных документах по каждому наименованию алкогольных напитков и табачных изделий.

Следует обратить внимание, что постановлением № 695 не установлена обязанность указания в сопроводительных документах, как это было предусмотрено в постановлении № 1206, следующей информации:

серий и номеров акцизных марок, нанесенных на алкогольные напитки и (или) табачные изделия, входящие в эту партию, в случае, если такие товары в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

страны происхождения алкогольных напитков и (или) табачных изделий.

Однако в отношении указания в сопроводительных документах страны происхождения алкогольных напитков и (или) табачных изделий следует напомнить, что по общим требованиям на основании п.4 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 (далее - постановление № 192), грузоотправители при отгрузке товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь, в графе 1 ТТН-1 и ТН-2 дополнительно указывают страну, из которой ввезен товар.

Новацией постановления № 695 является отмена обязанности использования специализированных форм товарно-транспортных накладных и товарных накладных при документальном оформлении оборота алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь, как это было предусмотрено в постановлении № 1206. При этом в п.3 постановления № 695 предусмотрена возможность применения бланков товарно-транспортных накладных специализированной формы ТТН-1 (алкогольные напитки и (или) табачные изделия) и товарных накладных на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей специализированной формы ТН-2 (алкогольные напитки и (или) табачные изделия), изготовленных до вступления в силу постановления № 695, до полного их использования. Таким образом, использование таких бланков накладных не обязанность субъекта предпринимательской деятельности, а его право. Субъекту предпринимательской деятельности предоставляется право выбора оформления оборота алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства:

либо с использованием бланков товарно-транспортных накладных специализированной формы ТТН-1 (алкогольные напитки и (или) табачные изделия) и товарных накладных на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей специализированной формы ТН-2 (алкогольные напитки и (или) табачные изделия), утвержденных совместным постановлением;

либо с использованием типовых форм первичных учетных документов: ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная», ТН-2 «Товарная накладная», утвержденных постановлением № 192.

При этом в используемых накладных помимо предусмотренных в них реквизитов должна быть указана дополнительная информация согласно постановлению № 695.

Что касается установленной законодательством административной ответственности за нарушение норм постановления № 695, необходимо отметить следующее. Постановлением № 695 определено, что с использованием сопроводительных документов (товарно-транспортных и (или) товарных накладных), в которых кроме реквизитов, установленных законодательством, указывается дополнительная информация, осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями приобретение, хранение, перевозка, оптовая торговля, отпуск в торговые и иные объекты алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства.

Таким образом, использование в данной норме слова «приобретение» автоматически возлагает вину за ее нарушение не только на поставщика, но и на покупателя. В связи с этим покупателю целесообразно во избежание применения административной ответственности осуществлять контроль за указанием поставщиком алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства необходимой информации при их приемке. То же касается и хранителей данных товаров по договору хранения. Что касается перевозки, то в этом случае перевозчик лишь выполняет услуги по перевозке товара, и установить вину перевозчика для привлечения его к административной ответственности невозможно, если только такой перевозчик не является поставщиком или получателем.

Административная ответственность за невыполнение требований постановления № 695 по указанию дополнительной информации может быть применена на основании ст.23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), а именно неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных сведений, предусмотренных законодательством, и (или) указание в них недостоверных сведений влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 5 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.

 

 

От редакции: С 28 августа 2013 г. ст.23.17 КоАП на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З утратила силу.

 

Следует обратить внимание, что согласно п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) протоколы об административных правонарушениях по данной статье имеют право составлять только уполномоченные на то должностные лица органов Комитета государственного контроля РБ. На основании части 1 ст.3.7 ПИКоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.23.17 КоАП, также рассматривают только органы Комитета государственного контроля РБ.

 

 

От редакции: С 4 января 2015 г. следует руководствоваться частью 1 ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 30.06.2014 № 165-З.

 

Постановление № 695 вступает в силу с 18 августа 2010 г.

 

15.07.2010 г.

 

Яна Глинская, экономист