Комментарий от 01.07.2015
Автор: Глинская Я.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2015 № 388 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». О новых правилах в сфере оборота алкогольных напитков и табачных изделий с 1 июля 2015 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предпосылки принятия документа

Порядок ведения Государственного реестра

Порядок создания и организации работы налоговых постов

Унификация понятийного аппарата

Требования к перевозке табачных изделий и алкогольных напитков

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2015 № 388 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». О новых правилах в сфере оборота алкогольных напитков и табачных изделий с 1 июля 2015 года

Предпосылки принятия документа

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2015 № 388 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 388) внесены изменения и дополнения в ряд постановлений Правительства Республики Беларусь, касающихся регулирования табачной и алкогольной отрасли. Такие изменения и дополнения обусловлены необходимостью приведения постановлений Правительства Республики Беларусь в соответствие с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» (далее - Декрет № 2), который вступает в силу с 1 июля 2015 г.

Изменения коснулись:

• ведения Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими (далее - Государственный реестр);

• порядка создания и организации работы налоговых постов;

• порядка изготовления и реализации акцизных марок для маркировки табачных изделий;

• порядка оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности.

Порядок ведения Государственного реестра

Порядок ведения Государственного реестра установлен в Положении о Государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 № 179 (далее - Положение № 179). Ведение Государственного реестра по-прежнему возложено на Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. постановление № 179 утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2020 № 361.

С 1 июля 2020 г. функционирует Единый реестр лицензий, предусмотренный п.4 Указа Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования».

 

Справочно

Сведения из Государственного реестра размещены на сайте МНС по адресу: http://www.nalog.gov.by/ru/svedenia_o_tabachnuh_izdeliah/.

 

Постановлением № 388 уточнен состав субъектов, сведения о которых включаются в Государственный реестр. Предусмотрено, что в Государственный реестр включаются сведения о юридических лицах Республики Беларусь и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь. Такие уточнения вызваны тем, что Декретом № 2 ограничен состав участников табачного рынка - с 1 июля 2015 г. иностранные юридические лица и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели, незарегистрированные на территории Республики Беларусь, утратили право на осуществление оборота табачных изделий в Республике Беларусь.

Также постановлением № 388 уточнено, что для включения в Государственный реестр лицензирующими органами направляются сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым выданы специальные разрешения (лицензии), а также о продлении сроков их действия, об утрате специальных разрешений (лицензий) и выданных дубликатах, внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, прекращении действия, их аннулировании, в том числе по одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, торговым объектам, включая складские помещения, объектам общественного питания, не являющимся обособленными подразделениями, в том числе филиалами, в отношении одной или нескольких составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг.

Кроме того, перечень включаемых в Государственный реестр сведений, указанных в п.5 Положения № 179, приведен в соответствие с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450).

Постановлением № 388 также уточнены основания для исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из Государственного реестра.

К ним теперь отнесены:

• сведения лицензирующих органов о прекращении действия, об аннулировании в установленном порядке специальных разрешений (лицензий);

• истечение одного месяца со дня окончания срока действия специальных разрешений (лицензий), если от лицензирующих органов не поступили сведения о продлении срока их действия.

При этом из данных оснований исключено обстоятельство ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, которым выданы специальные разрешения (лицензии).

 

Обратите внимание!

Основанием исключения субъекта из Государственного реестра в этом случае будут сведения лицензирующего органа о прекращении действия специального разрешения (лицензии), поскольку в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата (юридического лица, индивидуального предпринимателя) действие специального разрешения (лицензии) прекращается по решению лицензирующего органа (часть первая п.84 Положения № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться абз.1 ч.1 п.84 Положения № 450 с учетом изменений, внесенных Указом № 326. Комментарии см. здесь.

Порядок создания и организации работы налоговых постов

Наиболее значительные изменения претерпел порядок создания и организации работы налоговых постов, который определен в Положении о порядке создания и организации работы государственных налоговых постов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2004 № 48 (далее - Положение о создании постов). При этом постановлением № 388 Положение о создании постов изложено в новой редакции.

 

Справочно

Под налоговым постом понимается нахождение должностных лиц налогового органа:

• на территории и (или) в помещениях организаций - производителей табачных изделий, их структурных подразделений, осуществляющих производство табачных изделий;

• на территории и (или) в помещениях плательщика налогов, сборов (пошлин) (иного обязанного лица) в целях налогового контроля (п.2 Положения о создании постов).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 августа 2019 г. п.2 Положения о создании постов изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2019 № 515. Под налоговым постом понимается нахождение должностных лиц налогового органа  на территории и (или) в помещениях плательщика налогов, сборов (пошлин) в целях  контроля, осуществляемого налоговыми органами в сферах контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с перечнем контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, и Налоговым кодексом Республики Беларусь.

 

Налоговый пост на территории и (или) в помещениях производителей табачных изделий, их структурных подразделений, осуществляющих производство табачных изделий, может вводиться только по решению Совета Министров Республики Беларусь (п.27 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (далее - Положение № 28, Декрет № 28)). Целью его введения является контроль за производством и оборотом табачных изделий, оборотом табачного сырья.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2019 г. текст Декрета № 28 изложен в новой редакции Декретом Президента Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2. Комментарий см. здесь.

 

Право введения налогового поста на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица) в целях налогового контроля предоставлено в соответствии с подп.1.11 п.1 ст.81 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) МНС.

 

Справочно

Понятие налогового контроля содержится в п.1 ст.64 НК.

 

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.71 и подп.1.19 п.1 ст.107 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

При этом поскольку производитель табачных изделий, в свою очередь, является плательщиком налогов, сборов (пошлин), то введение на его территории и (или) в его помещениях налогового поста по решению Правительства Республики Беларусь не исключает введение налогового поста для целей налогового контроля на основании решения МНС, и наоборот.

Постановлением № 388 уточнены функции налоговых постов. Причем отдельные из них могут осуществляться только в рамках налогового поста, введенного в целях налогового контроля, другие - используются для целей контроля за производством и оборотом табачных изделий, оборотом табачного сырья, а некоторые характерны для обоих случаев.

Унификация понятийного аппарата

Декретом № 2 введено определение термина «акцизная марка Республики Беларусь». Применяемый в Положении № 28 термин «потребительская тара (упаковка)» заменен термином «потребительская упаковка». Такая замена обусловлена необходимостью приведения норм Декрета № 28 в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769.

В этой связи употребляемые в Положении о порядке изготовления и реализации акцизных марок Республики Беларусь для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2008 № 1610 (далее - Положение № 1610), термины «акцизная марка» и «потребительская тара (упаковка)» заменены соответствующими терминами «акцизная марка Республики Беларусь» и «потребительская упаковка».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться Положением № 1610 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 25.03.2022 № 175, изменено название: «Положение об акцизных марках для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь».

 

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 слова «таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» заменены словами «таможенной территории Евразийского экономического союза».

Уточнено также, что реализация акцизных марок Республики Беларусь осуществляется юридическим лицам Республики Беларусь, имеющим специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, включающие составляющую работу и (или) услугу «производство табачных изделий» (п.1 Положения № 1610).

Требования к перевозке табачных изделий и алкогольных напитков

С 1 июля 2015 г. запрещается перевозка табачных изделий, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю табачными изделиями, в транспортных средствах, не оснащенных специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (абзац 9 подп.3.2 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28).

 

Обратите внимание!

Аналогичная норма предусмотрена в п.25 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» в отношении алкогольных напитков.

 

В целях определения порядка оснащения транспортных средств специальными техническими средствами постановлением № 388 внесены соответствующие дополнения в Положение о порядке оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2012 № 234 (далее - Положение № 234).

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку табачных изделий и (или) алкогольных напитков, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими изделиями и (или) напитками, отнесены к субъектам деятельности по оснащению средствами навигации объектов навигационной деятельности (п.3 Положения № 234).

Перечень объектов навигационной деятельности дополнен транспортными средствами, используемыми для перевозки табачных изделий и (или) алкогольных напитков. Одновременно предусмотрено, что железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, табачных изделий и алкогольных напитков, оснащаются средствами навигации путем их установки на локомотивы или головные вагоны моторвагонного подвижного состава. При этом такие железнодорожные транспортные средства оснащаются средствами навигации только в случае отсутствия на них иных специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств, определенных законодательством (п.5 Положения № 234).

 

Обратите внимание!

Финансовое обеспечение расходов на оснащение объектов навигационной деятельности средствами навигации осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку табачных изделий и алкогольных напитков, за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством (абзац 5 п.7 Положения № 234).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2019 г. в пп.3, в абзац 5 п.7 Положения № 234 внесены изменения постановлением № 325. Изменения не повлияли на суть материала.

С 21 января 2022 г. следует руководствоваться п.5 Положения № 234 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 20.01.2022 № 32.

 

01.07.2015

 

Яна Глинская, экономист