


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2014 № 1175 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2056 и от 17 февраля 2012 г. № 156 и признании утратившими силу структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Совершенствование отношений в сфере промышленной безопасности и перевозки опасных грузов
Вопросы промышленной безопасности опасных производственных объектов, перевозки опасных грузов, государственный надзор и контроль за осуществлением указанных видов деятельности урегулированы такими основными нормативными правовыми актами, как:
• Закон Республики Беларусь от 10.01.2000№ 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2016 г. взамен Закона № 363-З принят новый Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности»; |
• Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности»;
• Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 № 2056 «О некоторых вопросах осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности» (далее - постановление № 2056);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - единый перечень административных процедур) и др.
1. Комментируемое постановление (далее - постановление № 1175) принято в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере промышленной безопасности, перевозки опасных грузов, а также внесения изменений и дополнений по этим вопросам в единый перечень административных процедур.
2. Постановлением № 1175 внесены изменения и дополнения в постановление № 2056, а именно в утвержденные им:
- Положение о государственном надзоре в области промышленной безопасности;
- перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности (далее - перечень потенциально опасных объектов).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2016 г. Положение о государственном надзоре в области промышленной безопасности и перечень потенциально опасных объектов утратили силу на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2016 № 507. |
Изменения и дополнения, внесенные в постановление № 2056, обусловлены также приведением его в соответствие с техническими регламентами Таможенного союза.
![]() |
Справочно На основании технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 825 (подп.3.2 п.3), и технического регламента Таможенного союза «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 875 (подп.3.2 п.3), разрешения на право изготовления и применения в Республике Беларусь технических устройств на объектах, поднадзорных Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор), выданные до 15 ноября 2013 г., являются действительными на территории Республики Беларусь до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 г. На основании технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41, с учетом решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.10.2013 № 218 «О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», разрешения на право изготовления и применения в Республике Беларусь технических устройств на объектах, поднадзорных Госпромнадзору, выданные до 1 августа 2014 г. (подп.«а» п.1), являются действительными на территории Республики Беларусь до окончания срока их действия, но не позднее 1 августа 2015 г. На основании технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 57, с учетом решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.10.2012 № 179 «О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (подп.2.1 п.2), разрешения на право изготовления и применения в Республике Беларусь технических устройств на объектах, поднадзорных Госпромнадзору, выданные до 1 января 2015 г., являются действительными на территории Республики Беларусь до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2016 г. |
3. Постановлением № 1175 признаны утратившими силу:
- Положение о государственном надзоре в области безопасности перевозки опасных грузов;
- перечень субъектов и объектов перевозки опасных грузов, производств и связанных с ними видов деятельности, подлежащих государственному надзору в области безопасности перевозки опасных грузов.
Как уже было сказано, постановлением № 1175 внесены изменения и дополнения в единый перечень административных процедур. Рассмотрим эти изменения подробнее.
В представленной ниже таблице указаны нормы единого перечня административных процедур, претерпевшие изменения. При этом исключенный из перечня административных процедур текст обозначен зачеркнутым шрифтом, а добавленный - жирным шрифтом.
Нормы, действовавшие до внесения изменений постановлением № 1175 | Нормы, действующие после внесения изменений постановлением № 1175 | Комментарий |
Выдача (продление срока действия, внесение изменений, дополнений, выдача дубликата) разрешения (свидетельства) на право: 20.1.1. |
Выдача (продление срока действия, внесение изменений, дополнений, выдача дубликата) разрешения (свидетельства) на право: 20.1.1. изготовления конкретных моделей (типов) технических устройств (аттракционов, приборов, оборудования) для поднадзорных объектов, производств, объектов перевозки опасных грузов (специализированных транспортных средств, цистерн и сосудов под давлением, предназначенных для перевозки опасных грузов), за исключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, объектов перевозки опасных грузов, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат |
Данный пункт изменен в связи с введением в действие технического кодекса установившейся практики ТКП 5.2.26-2014 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза» (утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.02.2014 № 7 (http://www.tnpa.by/#!/DocumentCard/311668/430618)). Поскольку проектная, конструкторская (в т.ч. расчеты), технологическая, эксплуатационная документация представляется при проведении экспертизы промышленной безопасности, по результатам которой готовится экспертное заключение, то повторное представление указанной документации при наличии утвержденного в установленном порядке положительного экспертного заключения не целесообразно |
Пункт исключен | Исключение данной нормы обусловлено тем, что в соответствии со ст.16 и абзацем 14 ст.20 Закона Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (далее - Закон о перевозке опасных грузов) устанавливается надзор за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, связанной с изготовлением и ремонтом оборудования специализированных транспортных средств, тары и упаковки для перевозки опасных грузов, при осуществлении которой предоставляется возможность производственного контроля за данной деятельностью | |
20.1.3. |
20.1.3. изготовления и (или) применения конкретного типа промышленных взрывчатых веществ | Исключение переработки промышленных взрывчатых веществ и пиротехнических изделий обусловлено тем, что в процессе регулирования Госпромнадзором деятельности по изготовлению промышленных взрывчатых веществ центрами утилизации боеприпасов случаи выдачи разрешений на право переработки взрывчатых веществ и пиротехнических изделий на практике не выявлены |
образовательных программ обучения в организациях руководящих работников и специалистов, которые в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов являются (могут быть назначены) ответственными за организацию и обеспечение безопасности работ на поднадзорных Госпромнадзору объектах и производствах образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов, которые в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов являются (могут быть назначены) ответственными за организацию и обеспечение безопасности работ на поднадзорных Госпромнадзору объектах и производствах, экспертов (в области промышленной безопасности) |
Пункт исключен | Норма исключена, поскольку образовательная деятельность (переподготовка и повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием) отнесена к лицензируемому виду деятельности (подп.27.4 п.27 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Перечень)). От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2017 г. следует руководствоваться Перечнем в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 379. Выдаваемое Госпромнадзором разрешение на реализацию образовательных программ дублирует содержание специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством образования Республики Беларусь |
20.9. Выдача (выдача дубликата) разовых разрешений на право производства взрывных работ на конкретном объекте организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности, с указанием составляющей данного вида работ (за исключением производства взрывных работ: на опасном производственном объекте, если такие работы выполняются организацией, эксплуатирующей этот объект и имеющей специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности, с указанием составляющей данного вида работ - проведение взрывных работ связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, проводимых органами и подразделениями МЧС) |
Пункт исключен | Норма исключена, поскольку деятельность, связанная с взрывчатыми материалами (веществами) промышленного назначения, отнесена к лицензируемому виду деятельности (подп.6.1 п.6 Перечня). Выдаваемое Госпромнадзором разовое разрешение на право производства взрывных работ дублирует содержание специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь |
20.15. разработки проектов технологических процессов и производств, в которых обращаются высокотоксичные, токсичные и сильнодействующие вещества, включая их хранение, а также процессов и производств, где возможно образование взрывоопасных сред расчета относительных энергетических потенциалов взрывоопасных технологических блоков |
20.15. Выдача (продление срока действия, внесение изменений, дополнений, выдача дубликата) разрешения на право разработки проектов технологических процессов и производств, в которых обращаются высокотоксичные, токсичные и сильнодействующие вещества, включая их хранение, а также процессов и производств, где возможно образование взрывоопасных сред | Норма изменена в связи с тем, что на основании подп.5.1.1 п.5 технического кодекса установившейся практики ТКП 506-2013 (02300) «Взрывобезопасность химических производств и объектов. Общие требования» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23.12.2013 № 72 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/ 309314/428007)) обязанность выполнять расчет относительных энергетических потенциалов взрывоопасных технологических блоков возложена на организации, осуществляющие разработку проектов производств, где возможно образование взрывоопасной среды. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2018 г. постановление № 72 на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 51 утратило силу |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 августа 2016 г. в пп.20.17, подп.20.18.1-20.18.3 п.20.18 единого перечня административных процедур внесены изменения, п.20.15 данного перечня исключен на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613. С 5 мая 2017 г. следует руководствоваться п.20.1 единого перечня административных процедур с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2017 № 92. |
Кроме изменений, перечисленных в таблице, внесены изменения в п.20.17 единого перечня административных процедур в связи с принятием постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.05.2014 № 14, которым внесены изменения и дополнения в Правила промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 02.02.2009 № 6.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2018 г. следует руководствоваться Правилами № 6 с изменениями, внесенными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23.02.2018 № 7. |
В целях единообразного подхода к осуществлению государственного надзора и регистрации технических устройств, подлежащих надзору подп.20.18.1 п.20.18 единого перечня административных процедур изложен в новой редакции. Данное изменение связано с тем, что постановлением № 1175 внесены изменения в перечень потенциально опасных объектов.
Изменения подп.20.18.2 п.20.18 обусловлены приведением в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823, и техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824.
Изменения, вносимые в подп.20.18.3 п.20.18, обусловлены тем, что отдельной регистрации подлежащих надзору паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115°С не требуется. Однако регистрации подлежат котельные, в которых установлены такие котлы с суммарной мощностью более 200 кВт и (или) единичной мощностью более 100 кВт.
Некоторые административные процедуры из п.20.24 исключены, поскольку согласование технических условий на основании технического кодекса установившейся практики ТКП 1.3-2010 (03220) «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических условий» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.06.2010 № 36 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/250784/348440)) с 1 сентября 2010 г. проводится на добровольной заявительной основе, а также по причине перехода Республики Беларусь от обязательной сертификации к декларированию, которое предусмотрено во многих технических регламентах Таможенного союза.
Норма п.20.24 о согласовании технических условий на изготовление технических устройств, подлежащих регистрации и (или) экспертизе промышленной безопасности, аттракционов, объектов перевозки опасных грузов (специализированные транспортные средства и их оборудование, цистерны, тара и упаковки) исключена ввиду того, что технические условия на изготовление технических устройств относятся к технической документации, послужившей основанием заявления о соответствии декларируемого оборудования требованиям регламента при декларировании соответствия техническим регламентам Таможенного союза. Выдача разрешения на данное оборудование не входит в компетенцию Госпромнадзора.
Норма п.20.24 о согласовании индивидуальной программы технического диагностирования технических устройств, аттракционов, оборудования транспортных средств, цистерн, тары, упаковки, предназначенных для перевозки опасных грузов, исключена по причине действия технического кодекса установившейся практики ТКП 054-2007 (02300) «Техническое диагностирование и продление назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений. Общие положения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 10.01.2007 № 5 с 1 мая 2007 г. (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/190287/287539)). Специализированная организация по диагностированию несет ответственность за полноту и качество разработанных программ технического диагностирования, в т.ч. и индивидуальных программ, соответствие выполняемых работ требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, правильность и обоснованность технических решений и экспертных заключений. Госпромнадзор в данном случае осуществляет надзор за такими организациями.
Также исключено согласование учебно-программной документации при проведении подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов, поскольку полномочия по разработке и утверждению программ подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, возложены на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (абзац 12 ст.9 Закона о перевозке опасных грузов).
28.01.2015
Николай Лимож, юрист
Михаил Косович, юрист