


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания». Основные изменения в правилах торговли и общественного питания
В целях совершенствования правовых и организационных основ государственного регулирования торговли и общественного питания в Республике Беларусь на основании абзацев 4 и 5 ст.6, абзаца 2 п.2 ст.10, п.2 ст.11 Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон) Совет Министров РБ 22 июля 2014 г. принял комментируемое постановление № 703 (далее - постановление № 703).
Постановлением № 703 утверждены:
1) Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (далее - Правила);
2) Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания (далее - Положение).
Также Министерству торговли РБ предоставлено право давать разъяснения о порядке применения Правил и Положения, а ряд постановлений Совета Министров РБ и их отдельных положений по данному вопросу признаются утратившими силу.
Постановление № 703 начало действовать с 27 июля 2014 г. и направлено на дальнейшее развитие торговли и общественного питания, формирование конкурентной среды, обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю и общественное питание.
До принятия постановления № 703 деятельность торговли и общественного питания регулировалась Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 (далее - постановление № 384).
В связи со значительными изменениями, которые необходимо было внести в постановление № 384, было принято новое постановление Правительства РБ, в котором регламентированы правила продажи товаров, осуществления общественного питания, а также установлены запреты и ограничения в области торговли и общественного питания.
Рассмотрим суть основных изменений указанной сферы законодательства.
Общие положения
В главе 1 Правил определяются положения, устанавливающие общие требования к осуществлению торговли и общественного питания, приводятся определения терминов, используемых в Правилах, за исключением определенных в Законе и Законе РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей».
В частности, постановлением № 703 закреплены следующие термины:
• витрина;
• выставка-продажа товаров;
• кассовый чек;
• киоск;
• нестационарный розничный торговый объект;
• контрольно-кассовый узел;
• корзина для покупок;
• критерии отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы;
• маркировка;
• метод обслуживания покупателей;
• метод продажи товаров;
• обслуживание в общественном питании;
• павильон;
• палатка;
• покупатель;
• потребительская тара;
• прилавок;
• продавец;
• работник продавца;
• распродажа товаров;
• розничный торговый объект;
• секция;
• скидка;
• тележка для покупок;
• технически сложные товары;
• товарный отдел;
• товарный чек;
• товарный ярлык;
• торговое оборудование;
• торговое обслуживание;
• цена товаров.
Определяется, что продажа товаров осуществляется в стационарных, нестационарных розничных торговых объектах, без (вне) торговых объектов в соответствии с классификацией розничных торговых объектов по видам и типам, классификацией форм торговли, утверждаемых Министерством торговли РБ.
В настоящее время указанные классификации содержатся в постановлении Минторга РБ от 26.06.2014 № 25 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам» и постановлении Минторга РБ от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли».
Режим работы
Во исполнение п.6 ст.20 Закона в Правилах определен порядок доведения до сведения покупателей информации о временном продлении или приостановлении работы торгового объекта, объекта общественного питания.
В целях выполнения требований законодательства о защите прав потребителей о соответствии режима работы продавца объявленному режиму работы определяются требования к времени открытия, закрытия торговых объектов, объектов общественного питания и особенности обслуживания покупателей вне режима работы таких объектов.
Определен порядок доведения до сведения покупателей информации о временном продлении или приостановлении работы торгового объекта, объекта общественного питания, а также извещения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в г.Минске, которые согласовали режим работы (п.4 Правил).
![]() |
Справочно Статьей 20 Закона предусмотрено, что субъекты торговли и общественного питания, администрации торговых центров и рынков устанавливают режим работы торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка. На рынках режим работы на торговых местах будет прописываться в договорах аренды или иных договорах, содержащих элементы договора аренды (смешанный договор), либо в договорах безвозмездного пользования. |
В случае временного продления или приостановления работы (в т.ч. для ремонта, реконструкции и переоборудования) торгового объекта либо объекта общественного питания субъектам необходимо не позднее чем за 5 дней уведомить уполномоченный орган, согласовавший режим работы объекта, орган управления (руководителя) организации, учреждения, на территории которого расположен объект, покупателей (их извещают посредством размещения объявления).
![]() |
Обратите внимание! В случае приостановления работы по требованию контролирующего органа размещать объявление не требуется. |
Правила детально регламентируют время обслуживания покупателей и порядок прекращения их доступа в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончанием времени работы продавца (закрытием ресторана, кафе).
В частности, установлено, что все покупатели, находящиеся в торговом объекте в момент окончания его работы, должны быть обслужены, несмотря на то, что кассовое оборудование прекращает работу в точном соответствии с установленным режимом работы продавца (п.5 Правил).
![]() |
Справочно Ранее после окончания работы объекта обслуживались только покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, а в магазинах самообслуживания - отобранный товар. |
Применение кассового оборудования
Также в главе 1 Правил определяются требования к соблюдению законодательства о применении кассового оборудования, средств измерений, наличию необходимых документов, предоставлению информации о продавце, товарах, иные требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, порядок оформления ценников на товары, товарных ярлыков, доведения информации о цене товаров, предоставляемых услугах, скидках, требования к упаковке товаров продавцом, порядок расчетов с покупателями и др.
На основе правоприменительной практики данная глава дополнена следующими нормами:
• касающимися запрета препятствовать входу покупателей в торговый зал с личными вещами;
• об указании в платежных документах информации о предоставляемых скидках;
• об указании на ценниках массы товаров, а также цены за единицу товара и за единицу массы;
• уточнен порядок оформления ценников при проведении различных акций;
• расширен перечень товаров, при продаже которых методом самообслуживания допускается не выставлять единый ценник;
• более четко прописана норма Правил об обязательной упаковке товаров, которые по своему характеру требуют затаривания.
Введен запрет на хранение работниками продавца собственных наличных денежных средств в торговом зале и контрольно-кассовом узле (п.39 Правил).
Запреты и ограничения при продаже товаров
Согласно абзацу 5 ст.6 Закона определены запреты и ограничения, в т.ч. по возрасту покупателей при продаже отдельных товаров, местам и случаям продажи алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий, семян мака, иных товаров, ограничения при осуществлении розничной торговли, общественного питания в нестационарных торговых объектах и при разносной торговле.
В частности, подп.41.1 п.41 Правил запрещена продажа:
• несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных (с объемной долей этилового спирта не более 7 %) напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции сексуального назначения;
• несовершеннолетним в возрасте до 16 лет - вышеперечисленного, а также аудиовизуальных произведений с соответствующими индексами;
• продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию - лицам моложе возрастных ограничений, установленных в заключении экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости;
• несовершеннолетним в возрасте до 15 лет - вышеперечисленного, а также спичек, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей, пиротехнических изделий.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. подп.41.1 п.41 Правил на основании постановления Совета Министров РБ от 17.10.2016 № 828 (далее - постановление № 828) изложен в новой редакции. |
Предусмотрен запрет продажи кондитерских изделий и пива, на потребительскую упаковку которых производителем не нанесена предусмотренная законодательством информация на белорусском или русском языке технологическим способом и (или) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (подп.41.6 п.41 Правил). Исключение делается для сведений об импортере и единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, которые могут быть нанесены самим импортером. Способ нанесения такой информации должен обеспечить ее сохранность и трудноудаляемость в течение всего срока годности.
Отдельные главы Правил определяют особенности:
• осуществления общественного питания;
• продажи:
• продовольственных товаров;
• тканей, текстильных, швейных, трикотажных, меховых товаров, обуви и ритуальных товаров для похоронного ритуала;
• технически сложных товаров бытового назначения;
• парфюмерно-косметических товаров;
• мебели;
• экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ и фонограмм;
• непродовольственных товаров, бывших в употреблении;
• транспортных средств;
• строительных материалов и изделий;
• изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
• пиротехнических изделий;
• декоративных растений;
• средств защиты растений.
Главы 14, 15 о продаже декоративных растений и средств защиты растений в Правила введены впервые, а в главу 4 добавлены нормы о продаже ритуальных товаров для похоронного ритуала.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2017 г. глава 15 Правил на основании постановления № 828 изложена в новой редакции. |
Особенности осуществления общественного питания
Претерпела изменения глава 2 Правил, регулирующая особенности осуществления общественного питания.
Глава 2 Правил регулирует особенности осуществления общественного питания.
Определение термина «общественное питание», под которым понимается предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания, перенесено в п.14 ст.1 Закона.
Пункт 47 Правил содержит отсылочную норму, определяющую классификацию торговых объектов по типам и классам. Как и ранее, классификация, характеристика торговых объектов общественного питания, требования для объектов различных типов и наценочных категорий определяются в соответствии с Инструкцией по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от 04.10.2010 № 26.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 октября 2016 г. взамен Инструкции № 26 действует Инструкция о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 06.10.2016 № 32. |
Приведение правил торговли в соответствие с действующим законодательством
Анализируя иные главы Правил, регулирующие особенности торговли однородными типами товаров, можно прийти к выводу, что большинство из указанных требований концептуально не изменилось, однако они претерпели преобразования в связи с изменением законодательства Республики Беларусь о применении кассового оборудования, средствах измерений, с принятием решений Комиссии Таможенного союза, в т.ч. технических регламентов. В частности, в целях сохранения контроля за информированием потребителя о классе энергоэффективности технически сложных товаров предусмотрено обязательное указание на образцах таких товаров наряду с ранее указываемой информацией также сведений об их классе энергоэффективности (п.77 Правил).
Глава 12 Правил, посвященная продаже ювелирных изделий, связана с принятием Закона РБ от 12.12.2013 № 93-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон № 93-З), который вступил в силу с 20 июня 2014 г.
В частности, в постановлении № 384 в качестве объекта розничной торговли указывались ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценные камни, сусальное золото и сусальное серебро, иные изделия из драгоценных металлов со вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, в т.ч. изделия в корпусах из драгоценных металлов, изделия из недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней, изделия из хрусталя, стекла и иных материалов в оправах и окладах из драгоценных металлов, книги, бювары, альбомы, папки с пластинками для надписей из драгоценных металлов, ручки с перьями из драгоценных металлов и подобных изделий, представляющие собой сочетание частей из драгоценных металлов с разъемными и (или) отделимыми частями из недрагоценных металлов.
В постановлении № 703 термины и их определения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями, применяются в значениях, определенных Законом № 93-З.
В связи с изменениями противопожарного законодательства изменена глава 13 Правил, посвященная продаже пиротехнических изделий. Так, введен запрет на продажу пиротехнических изделий (п.127 Правил):
• технического назначения и IIIа класса опасности в зданиях (сооружениях) классов Ф1, Ф2, Ф3.2-Ф3.6, Ф4, Ф5, а также на торговых объектах, расположенных в подвальных этажах, входящих в комплекс автозаправочной станции;
• бытового назначения I и II классов опасности в зданиях (сооружениях) классов Ф1, Ф2, Ф3.2-Ф3.4, Ф3.6, Ф4, Ф5, на торговых объектах, входящих в комплекс автозаправочной станции.
Запрещена продажа пиротехнических изделий без инструкции по их применению и не в упаковке производителя (п.129 Правил). Детализирован порядок открытия дверей в шкаф (сейф), в котором хранятся пиротехнические изделия в местах их продажи, а также предельное количество их хранения в месте продажи (в т.ч. в складских помещениях магазинов, павильонов).
Порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания
Порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания предусмотрен пп.1 и 4 ст.21 Закона. Соответствующее Положение также утверждено постановлением № 703.
Определение в постановлении № 703 порядка разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания позволяет на уровне нормативного правового акта Правительства РБ регламентировать указанные правоотношения, что, несомненно, положительно скажется на наполняемости торговых площадей продовольственными и непродовольственными товарами, а также на увеличении видов продукции общественного питания и количества их наименований, видов товаров и количества их разновидностей объекта общественного питания.
![]() |
Обратите внимание! Постановлением Минторга РБ от 08.05.2014 № 20 «О перечнях товаров» на основании абзаца 6 подп.1.10 п.1 ст.7 Закона установлены перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2017 г. вместо постановления № 20 действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 27.06.2017 № 28 «О перечнях товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь». |
Пунктом 5 Положения определен перечень случаев, когда указанные ассортиментные перечни не требуются.
Ранее действовавший перечень случаев дополнен за счет продажи товаров:
• на рынках на торговых местах;
• в фирменных магазинах, в которых осуществляется продажа не менее 80 % товаров производителя при соблюдении определенных условий;
• в стоковых магазинах.
Определены случаи, когда разрабатываются новый ассортиментный перечень товаров, ассортиментный перечень продукции общественного питания.
Следует отметить, что розничная торговля товарами, не включенными в ассортиментные перечни, осуществляется без ограничений при соблюдении установленных законодательством условий их хранения и реализации.
19.08.2014
Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»