Комментарий от 19.08.2014
Автор: Белокопытов В.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания». Основные изменения в правилах торговли и общественного питания


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания». Основные изменения в правилах торговли и общественного питания

В целях совершенствования правовых и организационных основ государственного регулирования торговли и общественного питания в Республике Беларусь на основании абзацев 4 и 5 ст.6, абзаца 2 п.2 ст.10, п.2 ст.11 Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон) Совет Министров РБ 22 июля 2014 г. принял комментируемое постановление № 703 (далее - постановление № 703).

Постановлением № 703 утверждены:

1) Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (далее - Правила);

2) Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания (далее - Положение).

Также Министерству торговли РБ предоставлено право давать разъяснения о порядке применения Правил и Положения, а ряд постановлений Совета Министров РБ и их отдельных положений по данному вопросу признаются утратившими силу.

Постановление № 703 начало действовать с 27 июля 2014 г. и направлено на дальнейшее развитие торговли и общественного питания, формирование конкурентной среды, обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю и общественное питание.

До принятия постановления № 703 деятельность торговли и общественного питания регулировалась Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 (далее - постановление № 384).

В связи со значительными изменениями, которые необходимо было внести в постановление № 384, было принято новое постановление Правительства РБ, в котором регламентированы правила продажи товаров, осуществления общественного питания, а также установлены запреты и ограничения в области торговли и общественного питания.

Рассмотрим суть основных изменений указанной сферы законодательства.

Общие положения

В главе 1 Правил определяются положения, устанавливающие общие требования к осуществлению торговли и общественного питания, приводятся определения терминов, используемых в Правилах, за исключением определенных в Законе и Законе РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей».

В частности, постановлением № 703 закреплены следующие термины:

• витрина;

• выставка-продажа товаров;

• кассовый чек;

• киоск;

• нестационарный розничный торговый объект;

• контрольно-кассовый узел;

• корзина для покупок;

• критерии отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы;

• маркировка;

• метод обслуживания покупателей;

• метод продажи товаров;

• обслуживание в общественном питании;

• павильон;

• палатка;

• покупатель;

• потребительская тара;

• прилавок;

• продавец;

• работник продавца;

• распродажа товаров;

• розничный торговый объект;

• секция;

• скидка;

• тележка для покупок;

• технически сложные товары;

• товарный отдел;

• товарный чек;

• товарный ярлык;

• торговое оборудование;

• торговое обслуживание;

• цена товаров.

Определяется, что продажа товаров осуществляется в стационарных, нестационарных розничных торговых объектах, без (вне) торговых объектов в соответствии с классификацией розничных торговых объектов по видам и типам, классификацией форм торговли, утверждаемых Министерством торговли РБ.

В настоящее время указанные классификации содержатся в постановлении Минторга РБ от 26.06.2014 № 25 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам» и постановлении Минторга РБ от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли».

Режим работы

Во исполнение п.6 ст.20 Закона в Правилах определен порядок доведения до сведения покупателей информации о временном продлении или приостановлении работы торгового объекта, объекта общественного питания.

В целях выполнения требований законодательства о защите прав потребителей о соответствии режима работы продавца объявленному режиму работы определяются требования к времени открытия, закрытия торговых объектов, объектов общественного питания и особенности обслуживания покупателей вне режима работы таких объектов.

Определен порядок доведения до сведения покупателей информации о временном продлении или приостановлении работы торгового объекта, объекта общественного питания, а также извещения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в г.Минске, которые согласовали режим работы (п.4 Правил).

 

Справочно

Статьей 20 Закона предусмотрено, что субъекты торговли и общественного питания, администрации торговых центров и рынков устанавливают режим работы торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка. На рынках режим работы на торговых местах будет прописываться в договорах аренды или иных договорах, содержащих элементы договора аренды (смешанный договор), либо в договорах безвозмездного пользования.

 

В случае временного продления или приостановления работы (в т.ч. для ремонта, реконструкции и переоборудования) торгового объекта либо объекта общественного питания субъектам необходимо не позднее чем за 5 дней уведомить уполномоченный орган, согласовавший режим работы объекта, орган управления (руководителя) организации, учреждения, на территории которого расположен объект, покупателей (их извещают посредством размещения объявления).

 

Обратите внимание!

В случае приостановления работы по требованию контролирующего органа размещать объявление не требуется.

 

Правила детально регламентируют время обслуживания покупателей и порядок прекращения их доступа в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончанием времени работы продавца (закрытием ресторана, кафе).

В частности, установлено, что все покупатели, находящиеся в торговом объекте в момент окончания его работы, должны быть обслужены, несмотря на то, что кассовое оборудование прекращает работу в точном соответствии с установленным режимом работы продавца (п.5 Правил).

 

Справочно

Ранее после окончания работы объекта обслуживались только покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, а в магазинах самообслуживания - отобранный товар.

Применение кассового оборудования

Также в главе 1 Правил определяются требования к соблюдению законодательства о применении кассового оборудования, средств измерений, наличию необходимых документов, предоставлению информации о продавце, товарах, иные требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, порядок оформления ценников на товары, товарных ярлыков, доведения информации о цене товаров, предоставляемых услугах, скидках, требования к упаковке товаров продавцом, порядок расчетов с покупателями и др.

На основе правоприменительной практики данная глава дополнена следующими нормами:

• касающимися запрета препятствовать входу покупателей в торговый зал с личными вещами;

• об указании в платежных документах информации о предоставляемых скидках;

• об указании на ценниках массы товаров, а также цены за единицу товара и за единицу массы;

• уточнен порядок оформления ценников при проведении различных акций;

• расширен перечень товаров, при продаже которых методом самообслуживания допускается не выставлять единый ценник;

• более четко прописана норма Правил об обязательной упаковке товаров, которые по своему характеру требуют затаривания.

Введен запрет на хранение работниками продавца собственных наличных денежных средств в торговом зале и контрольно-кассовом узле (п.39 Правил).

Запреты и ограничения при продаже товаров

Согласно абзацу 5 ст.6 Закона определены запреты и ограничения, в т.ч. по возрасту покупателей при продаже отдельных товаров, местам и случаям продажи алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий, семян мака, иных товаров, ограничения при осуществлении розничной торговли, общественного питания в нестационарных торговых объектах и при разносной торговле.

В частности, подп.41.1 п.41 Правил запрещена продажа:

• несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных (с объемной долей этилового спирта не более 7 %) напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции сексуального назначения;

• несовершеннолетним в возрасте до 16 лет - вышеперечисленного, а также аудиовизуальных произведений с соответствующими индексами;

• продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию - лицам моложе возрастных ограничений, установленных в заключении экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости;

• несовершеннолетним в возрасте до 15 лет - вышеперечисленного, а также спичек, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей, пиротехнических изделий.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2017 г. подп.41.1 п.41 Правил на основании постановления Совета Министров РБ от 17.10.2016 № 828 (далее - постановление № 828) изложен в новой редакции.

 

Предусмотрен запрет продажи кондитерских изделий и пива, на потребительскую упаковку которых производителем не нанесена предусмотренная законодательством информация на белорусском или русском языке технологическим способом и (или) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (подп.41.6 п.41 Правил). Исключение делается для сведений об импортере и единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, которые могут быть нанесены самим импортером. Способ нанесения такой информации должен обеспечить ее сохранность и трудноудаляемость в течение всего срока годности.

Отдельные главы Правил определяют особенности:

• осуществления общественного питания;

• продажи:

• продовольственных товаров;

• тканей, текстильных, швейных, трикотажных, меховых товаров, обуви и ритуальных товаров для похоронного ритуала;

• технически сложных товаров бытового назначения;

• парфюмерно-косметических товаров;

• мебели;

• экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ и фонограмм;

• непродовольственных товаров, бывших в употреблении;

• транспортных средств;

• строительных материалов и изделий;

• изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

• пиротехнических изделий;

• декоративных растений;

• средств защиты растений.

Главы 14, 15 о продаже декоративных растений и средств защиты растений в Правила введены впервые, а в главу 4 добавлены нормы о продаже ритуальных товаров для похоронного ритуала.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. глава 15 Правил на основании постановления № 828 изложена в новой редакции.

 

Особенности осуществления общественного питания

Претерпела изменения глава 2 Правил, регулирующая особенности осуществления общественного питания.

Глава 2 Правил регулирует особенности осуществления общественного питания.

Определение термина «общественное питание», под которым понимается предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания, перенесено в п.14 ст.1 Закона.

Пункт 47 Правил содержит отсылочную норму, определяющую классификацию торговых объектов по типам и классам. Как и ранее, классификация, характеристика торговых объектов общественного питания, требования для объектов различных типов и наценочных категорий определяются в соответствии с Инструкцией по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от 04.10.2010 № 26.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2016 г. взамен Инструкции № 26 действует Инструкция о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 06.10.2016 № 32.

Приведение правил торговли в соответствие с действующим законодательством

Анализируя иные главы Правил, регулирующие особенности торговли однородными типами товаров, можно прийти к выводу, что большинство из указанных требований концептуально не изменилось, однако они претерпели преобразования в связи с изменением законодательства Республики Беларусь о применении кассового оборудования, средствах измерений, с принятием решений Комиссии Таможенного союза, в т.ч. технических регламентов. В частности, в целях сохранения контроля за информированием потребителя о классе энергоэффективности технически сложных товаров предусмотрено обязательное указание на образцах таких товаров наряду с ранее указываемой информацией также сведений об их классе энергоэффективности (п.77 Правил).

Глава 12 Правил, посвященная продаже ювелирных изделий, связана с принятием Закона РБ от 12.12.2013 № 93-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон № 93-З), который вступил в силу с 20 июня 2014 г.

В частности, в постановлении № 384 в качестве объекта розничной торговли указывались ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценные камни, сусальное золото и сусальное серебро, иные изделия из драгоценных металлов со вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, в т.ч. изделия в корпусах из драгоценных металлов, изделия из недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней, изделия из хрусталя, стекла и иных материалов в оправах и окладах из драгоценных металлов, книги, бювары, альбомы, папки с пластинками для надписей из драгоценных металлов, ручки с перьями из драгоценных металлов и подобных изделий, представляющие собой сочетание частей из драгоценных металлов с разъемными и (или) отделимыми частями из недрагоценных металлов.

В постановлении № 703 термины и их определения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями, применяются в значениях, определенных Законом № 93-З.

В связи с изменениями противопожарного законодательства изменена глава 13 Правил, посвященная продаже пиротехнических изделий. Так, введен запрет на продажу пиротехнических изделий (п.127 Правил):

• технического назначения и IIIа класса опасности в зданиях (сооружениях) классов Ф1, Ф2, Ф3.2-Ф3.6, Ф4, Ф5, а также на торговых объектах, расположенных в подвальных этажах, входящих в комплекс автозаправочной станции;

• бытового назначения I и II классов опасности в зданиях (сооружениях) классов Ф1, Ф2, Ф3.2-Ф3.4, Ф3.6, Ф4, Ф5, на торговых объектах, входящих в комплекс автозаправочной станции.

Запрещена продажа пиротехнических изделий без инструкции по их применению и не в упаковке производителя (п.129 Правил). Детализирован порядок открытия дверей в шкаф (сейф), в котором хранятся пиротехнические изделия в местах их продажи, а также предельное количество их хранения в месте продажи (в т.ч. в складских помещениях магазинов, павильонов).

Порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания

Порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания предусмотрен пп.1 и 4 ст.21 Закона. Соответствующее Положение также утверждено постановлением № 703.

Определение в постановлении № 703 порядка разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания позволяет на уровне нормативного правового акта Правительства РБ регламентировать указанные правоотношения, что, несомненно, положительно скажется на наполняемости торговых площадей продовольственными и непродовольственными товарами, а также на увеличении видов продукции общественного питания и количества их наименований, видов товаров и количества их разновидностей объекта общественного питания.

 

Обратите внимание!

Постановлением Минторга РБ от 08.05.2014 № 20 «О перечнях товаров» на основании абзаца 6 подп.1.10 п.1 ст.7 Закона установлены перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 августа 2017 г. вместо постановления № 20 действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 27.06.2017 № 28 «О перечнях товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь».

 

Пунктом 5 Положения определен перечень случаев, когда указанные ассортиментные перечни не требуются.

Ранее действовавший перечень случаев дополнен за счет продажи товаров:

• на рынках на торговых местах;

• в фирменных магазинах, в которых осуществляется продажа не менее 80 % товаров производителя при соблюдении определенных условий;

• в стоковых магазинах.

Определены случаи, когда разрабатываются новый ассортиментный перечень товаров, ассортиментный перечень продукции общественного питания.

Следует отметить, что розничная торговля товарами, не включенными в ассортиментные перечни, осуществляется без ограничений при соблюдении установленных законодательством условий их хранения и реализации.

 

19.08.2014

 

Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»