Комментарий от 03.01.2013
Автор: Бенсман М.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Развитие законодательства о государственных закупках


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Развитие законодательства о государственных закупках

Во исполнение требований Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон), вступающего в силу с 1 января 2013 г., Советом Министров РБ было принято постановление от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление), которым урегулированы вопросы, касающиеся определенного Законом порядка проведения государственных закупок.

Определен официальный сайт для размещения информации и актов законодательства о государственных закупках

В соответствии с определением, установленным ст.1 Закона, Совет Министров РБ обязан определить официальный сайт в глобальной компьютерной сети Интернет, на котором будет размещаться вся информация и акты законодательства о государственных закупках. Подпунктом 1.2 п.1 постановления определено, что официальным сайтом в глобальной компьютерной сети Интернет, созданным для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, будет сайт http://www.icetrade.by. Оператор официального сайта - информационное республиканское унитарное предприятие (ИРУП) «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (подп.1.3 п.1 постановления).

Определен порядок оплаты услуг оператора электронной торговой площадки по организации и проведению электронных аукционов, а также услуг организатора процедур государственных закупок

Подпунктом 1.4 п.1 постановления определен порядок оплаты услуг оператора электронной торговой площадки по организации и проведению электронных аукционов, а также услуг организатора по организации и проведению процедур государственных закупок.

Так, указанной нормой определено, что услуги оператора электронной торговой площадки оплачивают участники электронных аукционов. Услуги организатора процедур государственных закупок оплачивают участники или заказчики в соответствии с порядком, установленным государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор, либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) организатора, находящиеся в государственной собственности. Плата за вышеуказанные услуги определяется оператором электронной торговой площадки и организатором исходя из размера их экономически обоснованных затрат при рентабельности не более 5 %. Установленный размер такой оплаты подлежит согласованию с указанными государственными органами (организациями).

Утверждены перечни товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность, а также государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов и биржевых торгов

При проведении государственных закупок применяются следующие виды процедур: открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника и биржевые торги (ст.17 Закона).

В отличие от ранее действовавших норм Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (в редакции от 04.06.2012 № 252) Закон не определяет ориентировочную стоимость закупок для выбора применяемой процедуры. Исключение составляют случаи проведения процедуры закупки из одного источника. Перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника приведен в приложении к Закону. При этом в число таких закупок входит приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет не более 300 базовых величин (далее - БВ).

Заслуживает внимания еще один случай закупки из одного источника, приведенный в указанном перечне, в соответствии с п.33 которого процедура закупки из одного источника применяется в случае наличия необходимости в осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) ежедневной или еженедельной потребности на период до подведения итогов процедур государственных закупок и вступления в силу договора в случае, если такая государственная закупка осуществляется в течение первого месяца года по перечню, определяемому Советом Министров РБ. При этом объем такой государственной закупки не может превышать количество товаров (работ, услуг), необходимое для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на 2 месяца.

Во исполнение данной нормы постановлением (п.2) утвержден перечень товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 декабря 2017 г. перечень товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность, изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров РБ от 07.09.2017 № 679 (далее - постановление № 679).

 

Согласно норме п.2 ст.32 Закона основной процедурой, применяемой для государственных закупок, является открытый конкурс. Остальные процедуры применяются в случаях прямо предусмотренных Законом. Так, электронный аукцион проводится в случае государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров РБ (п.2 ст.41 Закона). Аналогичная норма в отношении государственных закупок товаров, осуществляемых с применением биржевых торгов, содержится в ст.51 Закона. Во исполнение указанных норм п.2 постановления в числе прочих документов утверждены перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, и перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2016 г. перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», изложен в новой редакции постановлением Совета Министров РБ от 27.01.2016 № 68 (далее  - постановление № 68).

С 13 декабря 2017 г. следует применять перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, с учетом изменений, внесенных постановлением № 679.

 

Определено пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки для применения процедуры запроса ценовых предложений

Процедура запроса ценовых предложений применяется при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров РБ (часть вторая п.1 ст.49 Закона). Подпунктом 1.5 п.1 постановления Совет Министров РБ определил, что процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров (работ, услуг) от 300 до 1 000 БВ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2016 г. пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров установлено более 300, но не более 1 000 БВ, работ (услуг) - более 300, но не более 3 000 БВ (подп.1.5 п.1 постановления № 778, в редакции постановления № 68).

 

В связи с этим следует обратить внимание на норму п.4 ст.20 Закона, в соответствии с которой объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок.

Таким образом, в случаях когда критерием выбора процедуры государственной закупки служит ее ориентировочная стоимость, следует руководствоваться ориентировочной стоимостью годовой потребности закупаемого предмета закупки. При этом саму закупку не обязательно проводить сразу на всю годовую потребность. Допускается проведение по выбранной исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности процедуре нескольких закупок однородных товаров (работ, услуг) в объемах не менее чем предусмотрено годовым планом на квартал.

Установлена величина снижения начальной цены электронного аукциона (шаг электронного аукциона)

Еще одна важная норма, касающаяся порядка проведения электронных аукционов, установлена постановлением. В соответствии с определением, содержащимся в ст.1 Закона, Советом Министров РБ устанавливается величина снижения начальной цены электронного аукциона (шаг электронного аукциона). Подпунктом 1.6 п.1 постановления шаг электронного аукциона определен в размере 0,1 % от начальной цены такого аукциона. Кроме того, п.3 постановления определено, что электронные аукционы проводятся на электронных торговых площадках операторами: ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа».

Определен размер и условия применения преференциальной поправки

Подпунктом 2.2 п.2 ст.5 Закона Совету Министров РБ предоставлено право, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь, установить преференциальную поправку, применяемую к товарам, работам и услугам, предлагаемым участниками, при оценке и сравнении их предложений. Данной нормой Закона определено, что Совет Министров РБ определяет размер преференциальной поправки, товары (работы, услуги) и участников, к которым она применяется, и условия ее применения. При этом применение преференциальной поправки допускается только в случае, если иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков, подрядчиков, исполнителей, предлагающих такие товары (работы, услуги), не установлен национальный режим.

Подпунктом 1.7 п.1 постановления определены случаи применения преференциальной поправки. При проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений к цене предложения участника применяется преференциальная поправка в размере:

• 15 % - в случае предложения им товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь или стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

• 25 % - в случае предложения им товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

Той же нормой постановления определен порядок применения преференциальной поправки. В частности, при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений цены предложений участников, к которым применяется преференциальная поправка, уменьшаются соответственно на 15 или 25 % для целей сравнения и оценки предложений. При этом если в результате применения преференциальной поправки 2 предложения и более заняли первое место, участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка. Если и после этого остались 2 участника и более, к ценам предложений которых применялась преференциальная поправка, то при технически возможном разделении предмета закупки на части объем предмета закупки распределяется пропорционально между этими участниками. Если такая возможность отсутствует, участником-победителем определяется участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений.

Иначе преференциальная поправка применяется при проведении электронных аукционов. Так, в ходе торгов на электронной торговой площадке для участников, к предложениям которых применяется преференциальная поправка, отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная соответственно на 15 или 25 %.

В случае выбора участником-победителем участника, к предложению которого применяется преференциальная поправка, договор на государственную закупку с таким участником заключается:

• при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений - по цене предложения этого участника;

• при проведении электронных аукционов - по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 или 25 %.

При этом преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, в т.ч. его лотом.

В связи с этим следует напомнить, что Республика Беларусь - участница Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010, заключенного в г.Москве государствами - членами таможенного союза. В соответствии с п.1 ст.17 данного Соглашения Российская Федерация и Республика Беларусь обязаны обеспечить введение друг для друга национального режима при проведении государственных закупок до 1 января 2012 г. Введение данного режима в отношении Республики Казахстан стороны обязались обеспечить не позднее 1 января 2014 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Таким образом, одновременно с вступлением в силу Закона вступят в силу обязательства по предоставлению Республикой Беларусь национального режима при проведении государственных закупок для товаров (работ, услуг) происхождения из Российской Федерации. В отношении товаров (работ, услуг) казахского происхождения, как указано выше, такие обязательства вступят в силу одновременно с установлением Казахстаном национального режима при проведении государственных закупок для товаров (работ, услуг) белорусского происхождения.

Утверждено Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений

В соответствии с нормами ст.19 Закона в случаях организации и проведения конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений заказчик обязан сформировать комиссию (а при необходимости - несколько комиссий), определить ее задачи и предоставить ей соответствующие полномочия для выполнения этих задач. В состав комиссии должны входить специалисты в области предмета государственной закупки. При этом заказчик обязан обеспечить ежегодную замену не менее 1/3 состава постоянно действующей комиссии, включая ее председателя.

Пунктом 3 ст.19 Закона определены условия, при которых физические лица не вправе входить в состав конкурсной комиссии. В частности членами комиссии не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах процедур государственных закупок, а также должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области.

Члены комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут представлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений, их оценке и сравнении, если иное не установлено законодательством.

В соответствии со ст.8 Закона в число полномочий, предоставленных Совету Министров РБ в области государственных закупок, входит и утверждение Положения о комиссии.

Во исполнение данной нормы п.2 постановления утверждено Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений. В связи с этим следует обратить внимание на п.11 данного Положения. В соответствии с его нормой член комиссии обязан уведомить ее председателя о возникновении обстоятельств, указанных в п.3 ст.19 Закона, не позволяющих ему участвовать в составе комиссии, и потребовать своего исключения из ее состава.

Утвержден перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства

Пунктом 2 постановления утвержден еще один документ - перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Необходимость утверждения данного перечня вызвана ст.31 Закона, которой установлены некоторые особенности государственных закупок, осуществляемых с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2016 г. перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, изложен в новой редакции постановлением № 68.

 

В частности, субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется возможность участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) по перечню, определяемому Советом Министров РБ, которая реализуется в случае закупки товаров (работ, услуг) по вышеуказанному перечню посредством выделения из предмета закупки (при наличии такой возможности) отдельного лота, составляющего не более 10 % объема этого предмета закупки. Участниками по процедуре закупки такого лота могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства. В случае отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся по указанному лоту ее объем включается в иные соответствующие части предмета закупки либо проводится новая процедура закупки, участниками которой могут быть и иные юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели.

Иные положения

Кроме вышеуказанных положений постановлением утверждены еще документы, регулирующие вопросы проведения государственных закупок, в т.ч.:

Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте;

Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке;

перечень вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника.

В соответствии с п.7 постановления оно вступает в силу одновременно с Законом, а именно с 1 января 2013 г. При этом его действие не распространяется на государственные закупки, если договоры заключены или процедуры государственных закупок начаты до вступления его в силу. Такие государственные закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления.

 

03.01.2013

 

Максим Бенсман, ведущий юрисконсульт общества с ограниченной ответственностью «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»