Комментарий от 19.07.2013
Автор: Бенсман М.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 542 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 и от 15 марта 2012 г. № 229». Изменение порядка проведения закупок за счет собственных средств организаций


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 542 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 и от 15 марта 2012 г. № 229». Изменение порядка проведения закупок за счет собственных средств организаций

 

Постановлением Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 542 (далее - постановление № 542) внесен ряд существенных изменений в порядок проведения организациями закупок за счет собственных средств, установленный постановлением Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 (далее - постановление № 229).

Изменены требования к направлению организациями приглашений к участию в процедуре закупки

Так, постановлением № 542 внесено изменение в часть вторую подп.2.3 п.2 постановления № 229, определяющую требования к направлению организациями приглашений к участию в процедуре закупки. В соответствии с прежней редакцией данной нормы после размещения приглашений к участию в процедуре закупки в информационной системе «Тендеры» (далее - ИС «Тендеры») на официальном сайте www.icetrade.by организация должна была дополнительно разослать приглашения к участию в процедуре закупки известным ей производителям. Теперь же, после размещения приглашения в ИС «Тендеры», организация обязана направить приглашения к участию в процедуре закупки производителям, включенным в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (далее - Регистр), в количестве не менее 10 (при их наличии). При этом сохраняется право организации направить такие приглашения и любым иным известным ей потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и разместить приглашения в любых средствах массовой информации.

Изменены сроки заключения договора на закупку

Постановлением № 542 внесены изменения и в часть третью подп.2.9 п.2 постановления № 229, определяющую срок, в течение которого заказчик не вправе заключать договор с победителем закупки и который предоставляется для урегулирования спора, вызванного решениями или действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки.

В соответствии с новой редакцией данной нормы договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин на день принятия решения о выборе победителя, - 3 рабочих дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки.

Новое основание для отклонения предложений участников

Важное изменение внесено в абзац 4 подп.2.12 п.2 постановления № 229. В соответствии с данной нормой теперь организация вправе признать конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в случае, если все поступившие предложения отклонены как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия.

Согласование решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары

Кроме того, постановлением № 542 внесены изменения и в абзац 4 части второй подп.2.13 п.2 постановления № 229. Ранее республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, иные государственные органы (организации), государственные объединения вправе были устанавливать для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций такую особенность осуществления закупок за счет собственных средств, как согласование решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары и не являющихся импортерами таких товаров. Теперь же такое согласование может устанавливаться и в отношении закупок, осуществляемых непосредственно у импортеров.

Уточнен порядок оплаты услуг по организации и проведению электронных аукционов

Пункт 2 постановления № 229 дополнен подп.2.14, в соответствии с которым в случае привлечения для осуществления закупок за счет собственных средств с применением электронных аукционов организатора, плата за его услуги по организации и проведению такой процедуры закупки может быть внесена оператору электронной торговой площадки в соответствии с законодательством в сроки, определенные регламентом этого оператора, и перечислена оператором электронной торговой площадки организатору после завершения процедуры закупки либо признания ее несостоявшейся.

Изменен уполномоченный орган по разъяснению вопросов применения законодательства о закупках за счет собственных средств

Обратите внимание, что в соответствии с изменением, внесенным постановлением № 542 в п.4 постановления № 229, с 1 июля текущего года право разъяснять вопросы применения данного постановления предоставлено Министерству торговли РБ (ранее уполномоченным органом было Министерство экономики РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 декабря 2016 г. право разъяснять вопросы применения постановления № 229 предоставляется Министерству антимонопольного регулирования и торговли (п.4 постановления № 229 с изменением, внесенным постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2016 № 1021).

 

Изменения и дополнения в Перечне товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления № 229

Постановлением № 542 внесены изменения и дополнения в Перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления № 229 (далее - Перечень).

Так, согласно новой редакции п.11 Перечня действие постановления № 229 не распространяется на закупки нефти, иного углеводородного сырья, природного газа, всех марок и сортов автомобильного бензина, дизельного, реактивного топлива, печного бытового топлива, осветительного керосина, топочного мазута, газа сжиженного бытового и автомобильного, нефтебитума, апатитового концентрата и фосфоритов, электрической энергии.

Изменения коснулись и п.21 Перечня, согласно которому теперь не подпадают под действие постановления № 229 закупки сельскохозяйственной продукции у организаций, физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, которые произвели (вырастили) такую продукцию, а также дикорастущего сырья в период их заготовки.

Также внесено изменение в п.25 Перечня. В соответствии с прежней редакцией данной нормы не подпадали под действие постановления № 229 закупки товаров (работ, услуг) собственного производства у организаций общественных объединений инвалидов. Теперь же под такое исключение подпадают закупки товаров (работ, услуг) собственного производства у организаций (в случае непривлечения соисполнителей), в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

Перечень дополнен пп.38-42, которыми из-под действия норм постановления № 229 исключены:

• закупки работ (услуг) по организации участия в выставках (ярмарках);

• закупки работ (услуг) по гарантийному сервисному обслуживанию продукции собственного производства заказчика либо под товарным знаком, знаком обслуживания производителя, являющегося заказчиком работ (услуг);

• закупки табачного сырья и вспомогательных материалов (ацетатный жгут, ацетатная фильтропалочка, алюминиевая фольга, сигаретная бумага, этикетки из картона) для производства табачных изделий;

• закупки товаров, произведенных в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-технологических работ в рамках государственных (в т.ч. президентских) программ, инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, в течение 3 лет после их освоения в производстве;

• закупки услуг по предоставлению доступа к сети Интернет между операторами электросвязи, имеющими право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств.

Предписание республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь

Пунктом 2 постановления № 542 республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, предписано обеспечивать организацию участия подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций, включенных в Регистр, в электронных аукционах, конкурсах и иных конкурентных процедурах закупок.

Заключение

Постановление № 542 вступило в силу после его официального опубликования, но его действие не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, если договоры заключены или процедуры закупок начаты до вступления его в силу (до 30 июня 2013 г.). Такие закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего постановления. Договоры, заключенные до вступления в силу постановления № 542, действуют на прежних условиях до окончания их срока и не подлежат продлению.

 

19.07.2013

 

Максим Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»