Комментарий от 13.08.2013
Автор: Амельченя Ю.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 543 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778». Изменения в регулировании государственных закупок


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 543 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778». Изменения в регулировании государственных закупок

 

Сфера правового регулирования государственных закупок с учетом сложившейся правоприменительной практики постепенно начинает изменяться, уточняться и дополняться. Один из этапов такого изменения - принятие постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 543 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778» (вступило в силу 3 июля 2013 г.) (далее - постановление № 543), содержание которого структурно можно представить в виде 4 ключевых блоков:

1) изменение подхода к определению порогового значения ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки для целей применения процедуры запроса ценовых предложений;

2) уточнение порядка применения преференциальной поправки, установленной для товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников, а также для товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

3) корректировка информационного обеспечения процедур государственных закупок, в т.ч. в части защиты субъектов хозяйствования, включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (далее - Регистр), поскольку их обязательное уведомление о проводимой процедуре государственных закупок производимых ими товаров (работ, услуг) возложено на оператора официального сайта, т.е. на информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (подп.1.3 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», в редакции от 26.06.2013; далее - постановление № 778);

4) дополнение перечня товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрим указанные 4 блока более детально.

Изменение порогового значения ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки для целей применения процедуры запроса ценовых предложений

Установление порогового значения ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры запроса ценовых предложений, отнесено к полномочиям Совета Министров РБ (ст.8 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).

До внесения изменений на основании постановления № 543 пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров было определено в размере от 300 до 1 000 базовых величин (далее - БВ) при закупке товаров (работ, услуг) для целей проведения процедуры запроса ценовых предложений. С внесением изменений пороговые значения скорректированы следующим образом: пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров составляет сумму от 300 до 1 000 БВ, работ (услуг) - от 300 до 3 000 БВ.

 

Справочно

Товары - это вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество (в т.ч. имущественные права), а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст.1 Закона).

Работы - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей заказчика (ст.1 Закона).

Услуги - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (ст.1 Закона).

 

Тем самым процедура запроса ценовых предложений может применяться, только если имеет место закупка товаров при ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки от 300 до 1 000 БВ, закупки работ, услуг - при сумме от 300 до 3 000 БВ. При этом напомним, что с учетом действия ст.49 Закона при указанных пороговых значениях процедура запроса ценовых предложений применяется в т.ч. для товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов (т.е. если товары (работы, услуги) включены в 2 указанных перечня, и стоимость закупки варьируется для товаров - от 300 до 1 000 БВ, для работ (услуг) - от 300 до 3 000 БВ, то может проводиться процедура запроса ценовых предложений), а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (часть вторая п.1 ст.49 Закона).

Уточнение порядка применения преференциальной поправки

Постановлением № 543 уточнен порядок применения преференциальной поправки для электронных аукционов. Так, подп.1.7 п.1 постановления № 778 установлено, что при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере:

15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

25 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

В отношении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений порядок применения преференциальной поправки остался прежним: ценовые предложения участников, указанных выше, уменьшаются соответственно на 15 или 25 % для целей сравнения и оценки предложений. В случае если в результате применения преференциальной поправки 2 предложениям и более присвоен порядковый номер 1 (1-е место), участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка. Если после этого остались 2 участника и более, к ценам предложений которых применялась преференциальная поправка, то при технически возможном разделении предмета государственной закупки на части объем (количество) товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между данными участниками. При отсутствии такой возможности участником-победителем определяется участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений.

При проведении электронных аукционов в случае допуска к торгам участников, указанных выше:

• начальная цена электронного аукциона, определяемая как ориентировочная стоимость государственной закупки, устанавливается путем деления ориентировочной стоимости закупки, предлагаемой заказчиком (организатором), соответственно на 1,15 или 1,25;

• начальная цена электронного аукциона, определяемая по наименьшей цене из предложений участников, допущенных к торгам, устанавливается путем выбора наименьшей из цен этих участников, при этом цены участников, указанных выше, уменьшаются путем деления соответственно на 1,15 или 1,25;

• в ходе торгов для участников, указанных выше, отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 или 25 % соответственно.

Изменения в порядке применения преференциальной поправки обусловлены тем обстоятельством, что зачастую при проведении электронных аукционов с применением их участниками преференциальной поправки стоимость закупки для заказчика автоматически увеличивалась на 15 и 25 % в сравнении с начальной ценой электронного аукциона, что означало необходимость дополнительного финансирования приобретаемых товаров (работ, услуг).

Например, если начальная цена определялась по ориентировочной стоимости государственной закупки - 500 млн.бел.руб., в ходе торгов она могла уменьшиться, предположим, до 450 млн.бел.руб., но при применении участником преференциальной поправки стоимость предложения участника составляла 517,5 млн.бел.руб., в то время как для заказчика (организатора) предельное значение цены - 500 млн.бел.руб.

С внесением изменений в порядок определения начальной цены при проведении электронного аукциона с применением участниками преференциальной поправки описанная выше ситуация исключается, поскольку окончательная цена в любом случае не превысит начальную цену электронного аукциона, так как он проходит на понижение цены.

Правила определения окончательной цены договора на государственную закупку при применении преференциальной поправки остались прежними. В случае выбора участником-победителем участника, указанного выше, договор на государственную закупку с таким участником заключается: при проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений - по цене предложения этого участника, при проведении электронных аукционов - по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 или 25 %.

Как и ранее, преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, в т.ч. его лотом (частью).

Корректировка информационного обеспечения процедур государственных закупок

В части информационного обеспечения процедур государственных закупок следует отметить некоторые изменения в Положении о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденном постановлением № 778 (далее - Положение).

С принятием постановления № 543 на официальном сайте (http://www.icetrade.by) подлежат размещению помимо ранее установленной информации (в п.7 Положения) также Регистр и гиперссылки на тексты нормативных правовых актов в контрольном состоянии, регулирующих вопросы государственных закупок, включенных в раздел «Закупки» банка данных правовой информации «БИЗНЕС», опубликованных на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь.

 

Справочно

Постановлением № 543 также уточнен порядок размещения нормативных правовых актов в разделе «Закупки» банка данных правовой информации «БИЗНЕС»: республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет в течение 2 рабочих дней после принятия (издания) разработанных ими нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственных закупок, направляют информацию об этом уполномоченному государственному органу по государственным закупкам. Уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в течение 2 рабочих дней после получения такой информации направляет в Национальный центр правовой информации перечень нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственных закупок, подлежащих включению в раздел «Закупки» банка данных, и одновременно информирует оператора официального сайта о необходимости размещения им гиперссылок на тексты соответствующих нормативных правовых актов (п.14 Положения).

 

Таким образом, информация о производителях товаров (работ, услуг) и их сбытовых организациях (официальных торговых представителях) в соответствующем Регистре будет открыта для использования.

Соответственно, оператор официального сайта (http://www.icetrade.by) должен размещать, помимо реестра лиц, аккредитованных на официальном сайте, реестра удостоверяющих центров официального сайта, и Регистр.

На оператора официального сайта в императивном порядке также возложено полномочие по уведомлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Регистр, о размещении на официальном сайте приглашения к участию в процедуре закупки соответствующих товаров (работ, услуг) и размещению на официальном сайте перечня уведомленных об этом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть шестая п.8 Положения).

Таким образом, субъекты хозяйствования, включенные в Регистр, от оператора официального сайта получат информацию о проведении процедуры государственных закупок по закупке производимых ими товаров (работ, услуг), что исключит их неосведомленность о проводимых процедурах и, возможно, неучастие в них.

Одновременно постановлением № 543 уполномоченному государственному органу по государственным закупкам, которым с 1 июля 2013 г. признается Министерство торговли РБ (подп.5.1 п.5 Указа Президента РБ от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников»), указано на принятие нормативного правового акта, определяющего необходимость включения в справку о процедуре государственных закупок сведений о приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки производителей, организаций, включенных в Регистр, а также результатов изучения конъюнктуры рынка при оформлении справки о процедуре государственной закупки (п.2 постановления № 543).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах.

 

Тем самым на основании п.2 постановления № 543 заказчику (организатору) необходимо направлять приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки производителей, организаций, включенных в Регистр.

Общие требования к содержанию справки о процедуре государственной закупки определены Законом. Так, по результатам проведения процедуры государственной закупки заказчиком (организатором) составляется справка о процедуре государственной закупки, которая должна содержать:

• наименование вида процедуры государственной закупки и обоснование его выбора;

• краткое описание предмета государственной закупки, включая объем (количество);

• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика заказчика, а также организатора и (или) оператора электронной торговой площадки в случае их участия в организации и проведении процедуры государственной закупки;

• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика каждого участника (в случае проведения электронного аукциона - участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки);

• краткое описание результатов проверки требований к составу участников, а также требований к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;

• цены предложений либо последнюю и предпоследнюю ставки в случае проведения электронного аукциона;

• краткое описание результатов оценки и сравнения предложений, в т.ч. с учетом применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров РБ;

• наименование участника-победителя (участника процедуры закупки из одного источника) и цену заключенного с ним договора либо обоснование отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся. Если участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) отказался от заключения договора, в справке указывается информация об этом;

• в случае отклонения предложений - информацию об этом;

• указание причин ограничения участия потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедуре государственной закупки в случае, если такое ограничение применялось;

• дату и источники размещения приглашения и сообщения о результате процедуры государственной закупки;

• краткое изложение запросов о разъяснении документов, представляемых участнику для подготовки предложения, ответов на них, а также каждого изменения и (или) дополнения, внесенных в эти документы или приглашение;

• сведения о поступлении жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, заявлений по поводу таких действий (бездействия) и (или) решения, а также о результатах их рассмотрения в случае, если такие жалобы и заявления поступали;

• другую информацию, предусмотренную Законом либо определенную при необходимости уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (часть первая п.2 ст.29 Закона).

Тем самым перечень сведений в содержании справки о процедуре государственных закупок носит открытый характер.

В этой связи указание в п.2 постановления № 543 на дополнительные сведения о направлении приглашений к участию в конкурентной процедуре закупки производителей, организаций, включенных в Регистр, при принятии уполномоченным государственным органом по государственным закупкам соответствующего нормативного правового акта соответствует требованиям Закона.

Таким образом, содержание справки о процедуре государственной закупки определяется в совокупности нормами Закона (ст.29 Закона) и нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, в т.ч. на основании поручения Совета Министров РБ (с учетом действия ст.8 Закона), и фактически сам заказчик (организатор) должен направлять приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки производителей, организаций, включенных в Регистр, что будет отражено в справке о процедуре государственной закупки.

Дополнение перечня товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства

Постановлением № 543 дополнен перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, позициями:

17.54.31.300 - вата и изделия из нее для медицинского применения;

из 17.54.31.500 - вата и изделия из нее для прочего применения (подп.1.3 п.1 постановления № 543).

Внесенные изменения, как уже отмечалось, это результат анализа правоприменительной практики (с 1 января до 1 июля 2013 г.), проведенного Министерством экономики РБ как уполномоченным государственным органом по государственным закупкам. Подобная аналитическая работа очень ценна и необходима для адекватного применения правовых норм в существующих условиях.

Между тем процесс совершенствования законодательства о государственных закупках не завершен, поскольку требуется исключить некоторые иные правовые проблемы, препятствующие динамичному развитию отношений в сфере государственных закупок.

 

13.08.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь