Комментарий от 01.04.2014
Автор: Короткевич Д.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов». Сравнительный анализ изменений в регулировании закупок при строительстве


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сфера действия Положения № 88 по предмету регулирования

Действие постановления № 88 во времени

Наиболее значимые нововведения Положения № 88

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов». Сравнительный анализ изменений в регулировании закупок при строительстве

Постановление Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88) было принято во исполнение подп.5.1 п.5 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) и ввело в действие новый порядок проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Ранее действовавшее Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение № 235, постановление № 235), утратило силу согласно подп.2.2 п.2 постановления № 88 и вместо него п.1 постановления № 88 было введено в действие новое Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее - Положение № 88), которым теперь регулируются все закупки при строительстве независимо от источника финансирования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Положением № 88 с изменениями, внесенными постановлениями Совета Министров РБ от 13.10.2017 № 773 (с 20 октября 2017 г.), от 11.08.2017 № 605 (с 1 января 2018 г.) и от 11.06.2018 № 448 (с 14 июня 2018 г.).

Сфера действия Положения № 88 по предмету регулирования

Государственные закупки при строительстве, под которыми в соответствии со ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З) понимается приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, со вступлением в силу Указа № 591 вновь вышли из сферы регулирования законодательства о государственных закупках, в которой они находились с 1 января 2013 г. (с момента вступления в силу Закона № 419-З) (подп.1.3 п.1 Указа № 591). Таким образом, постановление № 88 включило в свою сферу регулирования как закупки за счет бюджетных и приравненных к ним средств, так и закупки за счет иных источников.

Положением № 88 определяется порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (п.1 Положения № 88).

Проведение торгов при строительстве в соответствии с Положением № 88 является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов в случаях, установленных актами Президента РБ (п.3 Положения № 88). Таким актом является Указ № 591, которым по сути и устанавливаются границы действия Положения № 88. Согласно подп.1.4 п.1 Указа № 591 проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. при их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (далее - строительство объектов), финансирование строительства которых осуществляется за счет:

• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин (далее - БВ) и более;

• иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более.

Таким образом, Указом № 591 по сравнению с Положением № 235 были вдвое увеличены минимальные границы стоимости строительства объектов, в зависимости от которых определяется необходимость проведения торгов по различным источникам финансирования.

Вместе с тем объем категорий работ (услуг) при строительстве, требующих проведения в установленных случаях подрядных торгов, сократился. Так, по сравнению с п.1 Указа Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58) в подп.1.4 п.1 Указа № 591 не вошли:

• ремонт;

• консервация не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Таким образом, эти две категории теперь не требуют проведения подрядных торгов независимо от стоимости строительства и источника финансирования. Место ремонта в подп.1.4 п.1 Указа № 591 занял капитальный ремонт. Но если в отношении текущего ремонта это положение продублировано в абзаце 5 подп.1.6 п.1 Указа № 591, в соответствии с которым при заключении договоров о выполнении работ по текущему ремонту проведение подрядных торгов не является обязательным, то такая категория работ, как консервация не завершенных строительством объектов, просто исчезла из документа. В связи с тем что консервацию не завершенных строительством объектов вряд ли можно отнести к необходимым для строительства отдельным видам строительных, монтажных, специальных и иных работ (в силу того, что такие работы сложно отнести к работам, необходимым для строительства), при закупке которых согласно абзацу 6 подп.1.5 п.1 Указа № 591 может потребоваться проведение торгов, полагаем, что при заключении договоров на выполнение данной категории работ с 1 января 2014 г., так же как и в случае текущего ремонта, проведение подрядных торгов не требуется.

Указом № 591 также изменен перечень случаев, в которых проведение подрядных торгов не является обязательным. Из случаев, ранее предусмотренных частью шестой п.1 Указа № 58, в подп.1.6 п.1 Указа № 591 не вошли случаи заключения договоров:

• на строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);

• на строительство жилых домов;

• на строительство объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 000 человек;

• на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ.

Вместо этого указанный перечень дополнился случаем заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту (абзац 5 подп.1.6 п.1 Указа № 591).

Формулировки двух случаев, в которых проведение подрядных торгов не является обязательным, претерпели изменения. Так, абзацем 7 части шестой п.1 Указа № 58 было предусмотрено, что проведение подрядных торгов не является обязательным в случае, если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов. Указом № 591 данное основание было расширено. Теперь абзацем 3 подп.1.6 п.1 Указа № 591 предусмотрено, что проведение подрядных торгов не является обязательным в случае, когда подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора.

Также расширенную формулировку получило основание непроведения подрядных торгов, касающееся сферы энергетики, ранее предусмотренное абзацем 2 части пятой п.1 Указа № 58: в нем шла речь в т.ч. о перечне объектов Белорусской энергетической системы, строительство которых осуществляется с привлечением кредитных ресурсов банков Китайской Народной Республики. Теперь же в абзаце 2 подп.1.6 п.1 Указа № 591 говорится о строительстве любых объектов Белорусской энергетической системы. Более того, ранее частью пятой п.1 Указа № 58, касающейся объектов строительства, связанных с энергетической системой, не разрешалось заключать договоры без проведения подрядных торгов, а лишь предоставлялось право Совету Министров РБ, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам в предусмотренных Указом № 58 случаях определять подрядчика без проведения подрядных торгов. Теперь же абзац 2 подп.1.6 п.1 Указа № 591 относит эту ситуацию к общему списку случаев, когда проведение подрядных торгов не является обязательным.

В случаях когда проведение подрядных торгов или торгов на закупку товаров при строительстве не является обязательным в соответствии с подп.1.6 п.1 Указа № 591, закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика (инвестора, застройщика, подрядчика, инженера (инженерной организации)) путем проведения торгов или переговоров (п.8 Положения № 88 и подп.1.7 п.1 Указа № 591). Исключение из этого правила составляет абзац 2 подп.1.6 п.1 Указа № 591, который касается случаев, когда с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров РБ, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ). Исключение последнего случая из общего правила может, на наш взгляд, обозначать только то, что в данной ситуации заказчику разрешается заключать договоры без проведения как процедуры торгов, так и процедуры переговоров.

Подпунктом 1.8 п.1 Указа № 591 устанавливается, что требования Указа № 591 не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. При строительстве таких объектов заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур. В этой норме изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством не произошло. Однако из новшеств можно отметить то, что в примечании к подп.1.8 п.1 Указа № 591 впервые дается определение понятия иностранных инвесторов для целей Указа № 591. Под этим термином понимаются постоянно не проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестирование на территории Республики Беларусь.

Действие постановления № 88 во времени

Постановление № 88 было официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь www.pravo.by 11 февраля 2014 г. и согласно п.6 вступило в силу после его официального опубликования, т.е. с 12 февраля 2014 г.

Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным пунктом действие пп.1 и 2 постановления № 88 распространяется на отношения по закупке товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты после 1 января 2014 г. Эта норма, по сути, дублирует норму подп.1.3 п.1 Указа № 591 и п.3 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590), согласно которой законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. в связи с истечением срока действия нормы п.3 Указа № 590 государственные закупки (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) при строительстве осуществляются по общим правилам законодательства о государственных закупках.

 

Отметим, что в соответствии с подп.6.2 п.6 Указа № 591 процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении.

Чем руководствоваться (примечание 1), если процедуры закупок начаты до 1 января 2014 г.? Процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, начатые до 1 января 2014 г., должны проводиться в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Указа № 591, а именно Указом № 58, постановлением № 235 и Законом № 419-З.

Чем руководствоваться, если процедуры закупок начаты после 1 января 2014 г., но до вступления в силу постановления № 88? С 1 января до 12 февраля 2014 г. процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве должны были проводиться в соответствии с Указом № 591 и постановлением № 235 в части, не противоречащей Указу № 591.

С принятием постановления № 88 у многих сразу возник вопрос о том, можно ли было после 1 января 2014 г. и до вступления в силу постановления № 88 руководствоваться при проведении процедур закупок Положением № 235 или это может быть воспринято контролирующими органами как нарушение законодательства в силу того, что действие пп.1 и 2 постановления № 88 распространяется на отношения по закупке товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты после 1 января 2014 г (п.6 постановления № 88). Однако такие опасения автору видятся необоснованными в связи с тем, что само постановление № 88 согласно его п.6 вступило в силу только после его официального опубликования, т.е. с 12 февраля 2014 г., и соответственно до этого не существовало действующего нормативного правового акта, требования которого можно было бы нарушить применением Положения № 235, которое, в свою очередь, не было отменено и должно было применяться при проведении процедур закупок при строительстве в части, не противоречащей действующему на тот момент законодательству (в частности Указу № 591).

Чем руководствоваться, если процедуры закупок начаты после 1 января 2014 г. - после вступления в силу постановления № 88? Начиная с 12 февраля 2014 г. процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве должны осуществляться в соответствии с требованиями Указа № 591, постановления № 88, а также постановления № 235 (в редакции постановления № 88).

При этом если процедура закупки была начата после 1 января 2014 г., но до вступления в силу постановления № 88, то все действия заказчика, осуществляемые им после вступления в силу постановления № 88, должны осуществляться в соответствии с установленными им требованиями (п.6 постановления № 88).

На практике это может означать в частности следующее. Если первое заседание конкурсной комиссии при проведении подрядных торгов еще не состоялось, а конкурсная документация не предусматривала проведение процедуры предварительного квалификационного отбора участников, проведение которой стало обязательным с момента вступления в силу постановления № 88, то организатор подрядных торгов должен будет внести соответствующие изменения в условия проведения подрядных торгов в пределах определенного периода, установленного в конкурсной документации, или отказаться от их проведения не позднее чем за 10 календарных дней до первого заседания конкурсной комиссии, если такое право заказчика содержалось в конкурсной документации.

Или если конкурсная комиссия действовала без утвержденного регламента, то, не дожидаясь окончания процедуры закупки, такой регламент необходимо утвердить. Иначе это может быть расценено как несоблюдение предусмотренного законодательством порядка проведения торгов при строительстве и повлечь ответственность в соответствии со ст.21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. ст.21.17 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З.

 

Также необходимо отметить, что в соответствии с п.3 Указа № 590 при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется только до 1 января 2016 г., а после этой даты порядок осуществления государственных закупок при строительстве будет регулироваться иным законодательством, в частности Указом № 590 и Законом № 419-З.

Наиболее значимые нововведения Положения № 88

В связи с тем что закупки, проводимые при строительстве полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, регулировались Законом № 419-З всего год (с 1 января по 31 декабря 2013 г.) и до этого вместе с закупками при строительстве за счет иных источников подпадали под регулирование постановления № 235, полагаем, что более актуальным и значимым будет сравнительный анализ не Положения № 88 с Законом № 419-З (так как это было бы интересно только тем субъектам хозяйствования, которые не занимались закупками при строительстве до 2013 г. и не были знакомы с постановлением № 235), а анализ изменений, внесенных Положением № 88 в порядок проведения процедур закупок при строительстве, по сравнению в основном с нормами именно Положения № 235. Ведь по существу Положение № 88 является переработанным и обновленным Положением № 235.

Постараемся выделить основные новации Положения № 88, а также те положения, которые претерпели наиболее существенные изменения.

Терминология

Если Положение № 235 использовало термины, вводимые в нем самом, то Положение № 88 при определении основных терминов вводит отсылочную норму к значениям, установленным в Законе РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З) (п.2 Положения № 88).

Появление в Положении № 88 новых процедур отразилось и на появлении соответствующих для их описания терминов. В частности, появились новые термины:

• документация для переговоров;

• документация для предварительного квалификационного отбора участников;

• конкурсное обеспечение;

• предквалификационные документы;

• предложения для переговоров.

Понятие претендента, под которым в Положении № 235 понималось лицо, принимающее участие в подрядных торгах или переговорах на строительство объекта, выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров и представившее свое предложение по предмету заказа, было заменено понятием участника, определение которого изменилось с учетом вводимой Положением № 88 процедуры предквалификации. Так, согласно п.2 Положения № 88 участник - это лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа.

На наш взгляд, данное определение слегка не продумано, так как, с одной стороны, определяет участников как процедуры торгов, так и переговоров, но с другой - требует обязательного представления предквалификационных документов, представление которых является обязательным только для процедуры торгов. Получается, что если заказчиком принято решение не использовать процедуру предквалификации при проведении переговоров, то участвующих в ней лиц, подающих предложения для переговоров, нельзя назвать участниками.

Процедуры закупок

Если ранее (с 1 января 2013 г.) государственные закупки при строительстве объектов проводились в форме открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, запроса ценовых предложений, закупки из одного источника, а также биржевых торгов при закупке товаров согласно ст.17 Закона № 419-З, то с 1 января 2014 г. процедуры государственных закупок при строительстве претерпели существенные изменения. Вместе с тем для закупок за счет иных источников, не связанных с бюджетным и государственным внебюджетным финансированием, изменений в номенклатуре процедур закупок не произошло.

В Положении № 88 предусматриваются две процедуры закупок при строительстве: торги и переговоры. В зависимости от предмета закупки процедура торгов подразделяется на:

1) подрядные торги - торги на закупку работ, услуг при строительстве;

2) торги на закупку товаров при строительстве (далее - торги) (п.1 Указа № 591).

При этом само определение закупки товаров при строительстве немного изменилось по сравнению с Указом № 58. Теперь закупкой товаров при строительстве признается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами (часть вторая подп.1.5 п.1 Указа № 591).

Как и ранее, подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого или закрытого конкурса (п.6 Положения № 88).

Подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по:

• объектам специального назначения;

• взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом;

• объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей);

• объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах (п.7 Положения № 88).

Решение о размещении заказов путем проведения подрядных торгов (торгов) в форме закрытого конкурса принимается их организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.

В иных случаях подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого конкурса.

Необходимо также отметить, что в случае, если проведение торгов является обязательным, размещение заказов на приобретение товаров, необходимых для строительства объекта, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 16.06.2004 № 714, осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах (п.49 Положения № 88).

Если проведение подрядных торгов (торгов, переговоров) при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их в порядке, предусмотренном Положением № 88 (п.8 Положения № 88).

Положением № 88 также четко регламентированы начало и конец процедуры подрядных торгов. Так, процедура подрядных торгов (торгов) начинается с момента принятия решения об их проведении и завершается приемкой объекта, товаров (работ, услуг) (п.5 Положения № 88).

Одним из новшеств Положения № 88 является то, что в нем четко сформулированы все случаи, в которых подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися. В Положении № 235 прямо упоминался только один случай признания подрядных торгов несостоявшимися - отсутствие необходимого количества претендентов. Теперь же согласно части двадцатой п.36 Положения № 88 подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися в случаях, если:

• руководителем организатора подрядных торгов (торгов) при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов);

• конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в указанном протоколе ни один из участников не признан победителем подрядных торгов (торгов);

• победитель подрядных торгов (торгов) отказался от заключения договора и организатором подрядных торгов (торгов) не предложено заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов (торгов) участнику;

• победитель подрядных торгов (торгов), а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора;

• не подано ни одного конкурсного предложения с предквалификационными документами;

• в подрядных торгах (торгах) принимал участие только один участник.

К этому списку нужно добавить норму п.23 Положения № 88, согласно которой подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися в случае, если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор, а также норму п.79 Положения № 88, согласно которой подрядные торги (торги, переговоры) признаются несостоявшимися также в случае, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию договора, действуют более 30 календарных дней.

Обязательность проведения процедуры предварительного квалификационного отбора участников при проведении торгов

Предварительный квалификационный отбор претендентов предусматривался и Положением № 235, однако если в соответствии с п.19 Положения № 235 его проведение являлось правом организатора торгов, то теперь согласно п.17 Положения № 88 при размещении заказов на подрядных торгах (торгах) процедура предварительного квалификационного отбора участников является обязательной.

Следует отметить, что ужесточение требований к проверке качества предоставляемых товаров (работ, услуг) при строительстве является общей тенденцией законодателя. Так, Указом Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26), вступающим в силу 1 апреля 2014 г., вводятся аттестаты соответствия, подтверждающие квалификацию субъекта, оказывающего соответствующие работы, услуги.

Процедура предварительного квалификационного отбора участников включает (п.18 Положения № 88):

1) подготовку и утверждение организатором подрядных торгов (торгов) документации для предварительного квалификационного отбора участников;

2) приглашение участников, подавших заявку на участие в подрядных торгах (торгах), на предварительный квалификационный отбор и регистрацию таких участников;

3) предоставление участникам в письменной и (или) электронной формах документации для предварительного квалификационного отбора участников;

4) рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в подрядных торгах (торгах).

Документация для предварительного квалификационного отбора должна содержать информацию:

• о наименовании организатора подрядных торгов (торгов), его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;

• наименовании предмета заказа;

• сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;

• перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах (торгах);

• сроке действия предквалификационных документов (подп.18.1 п.18 Положения № 88).

Полагаем необходимым отметить, что показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора при размещении заказов на закупку, разделены на четыре группы в зависимости от предмета заказа на закупку (пп.19-22 Положения № 88):

• на выполнение проектных и изыскательских работ;

• выполнение отдельных видов строительных работ, в т.ч. монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ;

• закупку товаров при строительстве объектов;

• оказание инженерных услуг.

Ранее такие показатели являлись общими для любых видов заказов. Кроме того, их количество было значительно меньшим (пп.1-3 ст.20 Закона № 300-З, п.21 Положения № 235).

Таким образом, показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение проектных и изыскательских работ, являются (п.19 Положения № 88):

• количество сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы по специальности и их специализации);

• наличие у участника материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;

• способность участника выполнить весь комплекс проектных и изыскательских работ собственными силами или сведения о видах работ и привлекаемых для их выполнения субподрядчиках (в случае необходимости);

• наличие реализованных (нереализованных) аналогичных проектов, сопоставимых по виду и объему;

• наличие реализованных проектов по уникальным и представительским объектам за последние 3 года;

• наличие у участника опыта работы в стране, где планируется строительство объекта;

• наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;

• деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором, сведения о наличии заключений органов государственной экспертизы или отказах в их выдаче за последние 2 года);

• наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;

• принадлежность участника к какой-либо ассоциации (объединению проектных и изыскательских организаций);

• сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления проектной и изыскательской деятельности;

• информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года;

• иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа.

Согласно п.20 Положения № 88 показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение отдельных видов строительных работ, в т.ч. монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, являются:

• наличие у участника опыта в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему, подтверждаемого в порядке, установленном организатором подрядных торгов;

• деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором);

• производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, их состояние, использование прогрессивных технологий и др.);

• наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;

• наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;

• наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия работ;

• сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления строительной деятельности;

• информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года;

• иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа.

Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на закупку товаров при строительстве объектов, являются (п.21 Положения № 88):

• наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;

• наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров;

• наличие сервисного обслуживания;

• деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков поставки товаров, предусмотренных в соответствии с договором);

• сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде работы;

• информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств и др.) за последние 3 года;

• иные показатели, устанавливаемые организатором торгов с учетом особенностей предмета заказа.

Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на оказание инженерных услуг, являются (п.22 Положения № 88):

• специализация инженера (инженерной организации);

• принадлежность инженера (инженерной организации) к какой-либо национальной или международной профессиональной инженерной ассоциации;

• количество работников инженерной организации, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы инженером или в инженерной организации и их специализации);

• наличие материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;

• наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;

• сведения о наличии уникальных и представительских объектов, по которым выполнены работы за последние 3 года;

• сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде оказания инженерных услуг в строительстве;

• деловая репутация участника (отзывы заказчиков по работам за последние 3 года);

• информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное оказание услуг и др.) за последние 3 года;

• иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа.

Для обеспечения дополнительной ответственности претендента при участии в подрядных торгах Положением № 88 установлена возможность для заказчика требовать от участника представлять документы, подтверждающие его экономическое и финансовое положение на дату представления конкурсного предложения, страховать строительные риски и вносить конкурсное обеспечение (п.31 Положения № 88).

Оценка квалификационных данных участников проводится с учетом критериев, установленных организатором подрядных торгов (торгов) для предварительного квалификационного отбора участников, и методики их оценки (п.23 Положения № 88). По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах его проведения по форме согласно приложению 2 к Положению № 88. Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе.

Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору подрядных торгов (торгов) для утверждения. Организатор подрядных торгов (торгов) утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления, а также извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников.

Следует отметить, что отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах) участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, должен быть мотивирован.

В случае если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из них не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор, подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися.

Введение обязательной предквалификации при проведении подрядных торгов (торгов), а также расширение и детализация данной процедуры направлено на защиту заказчика и позволяет определить способность претендентов выполнить предмет заказа.

Появление случаев обязательного проведения торгов при закупке товаров при строительстве

Теперь независимо от источника финансирования для закупки товаров при строительстве в определенных Указом № 591 случаях проведение торгов стало обязательным. До этого при осуществлении закупок товаров при строительстве проведение торгов не являлось обязательным и закупка проводилась по процедуре переговоров.

Ситуация изменилась с принятием Указа № 591. Перестал действовать п.4 Положения № 235 в части, противоречащей подп.1.5 п.1 Указа № 591. Это коснулось, в частности, и закупок товаров при строительстве. Согласно подп.1.5 п.1 Указа № 591 при строительстве объектов с обязательным проведением в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591 подрядных торгов обязательным также является проведение торгов, если иное не предусмотрено Президентом РБ, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более. Таким образом, если действие п.4 Положения № 235 распространялось только на абзац 2 п.3 Положения № 235 (говорящий о закупках только за счет бюджетных и приравненных к ним средств), то в подп.1.5 п.1 Указа № 591 идет отсылка не к аналогичному абзацу 2 подп.1.4 п.1 Указа № 591, а к подп.1.4 п.1 Указа № 591 в целом, который включает в себя все источники финансирования объектов строительства (за исключением объектов строительства, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, на которые действие Указа № 591 не распространяется).

С учетом изложенного, с 1 января 2014 г. независимо от источника финансирования объекта строительства (за исключением объектов строительства, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов) при закупке товаров при строительстве стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более в случаях, установленных Указом № 591, закупки должны проводиться с использованием процедуры торгов.

Процедура проведения переговоров получила более подробную регламентацию

Положение № 235 даже не содержало определения процедуры переговоров, что было исправлено в Положении № 88. Теперь, согласно п.2 Положения № 88 переговоры определены как форма размещения заказов на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров.

Теперь при проведении переговоров может осуществляться предварительный квалификационный отбор участников. Однако в отличие от процедуры торгов проведение предквалификации в процедуре переговоров является правом, а не обязанностью заказчика (п.65 Положения № 88). В случае принятия заказчиком решения о применении предквалификации дальнейшее участие в переговорах принимают только участники, отобранные по результатам предварительного квалификационного отбора.

Новшеством в проведении процедуры переговоров стала и обязанность организатора, предусмотренная п.66 Положения № 88, публикации приглашения на участие в переговорах в любых средствах массовой информации (кроме направления приглашения на участие в переговорах непосредственно участникам).

Пунктом 67 Положения № 88 подробно регламентировано содержание приглашения на участие в переговорах. Кроме всего прочего, содержащиеся в нем сведения должны в обязательном порядке включать информацию о праве организатора переговоров на отказ от проведения переговоров в любой срок без возмещения участникам убытков.

Впервые в Положении № 88 появляется понятие документации для переговоров, ранее предусматриваемой только для процедуры торгов.

Документация для переговоров должна содержать информацию, определенную в п.68 Положения № 88, и утверждаться руководителем организатора переговоров.

Документация для переговоров предоставляется в печатной форме или форме электронного документа не позднее 2 рабочих дней со дня письменного обращения участника (п.71 Положения № 88).

Согласно п.72 Положения № 88 организатор переговоров может провести их с каждым участником индивидуально или рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии.

Полагаем необходимым указать и такое нововведение Положения № 88, согласно которому в случае выбора победителем переговоров участника, цена товаров (работ, услуг) которого отличается от минимально предложенной цены на переговорах, такой выбор должен сопровождаться соответствующим обоснованием (п.76 Положения № 88).

Появление норм о возможности представления участниками конкурсного обеспечения

Если в Законе № 419-З уже содержались нормы о конкурсном обеспечении, то в Положении № 235 они отсутствовали.

Согласно п.2 Положения № 88 под конкурсным обеспечением понимается обеспечение исполнения обязательств по участию в подрядных торгах (торгах) и заключению по результатам их проведения договора в виде перечисления организатору подрядных торгов (торгов) денежных средств, поручительства, банковской гарантии и иных форм обеспечения исполнения обязательств.

Информация об использовании или неиспользовании конкурсного обеспечения, его размере и сроках предоставления должна содержаться в конкурсной документации (подп.31.3 п.31 Положения № 88).

Конкурсное обеспечение предоставляется участниками одновременно с конкурсным предложением. Размер конкурсного обеспечения не может превышать 5 % цены заказа, а срок его действия не может быть меньше срока действия конкурсных предложений.

В случае если организатором торгов в проекте договора поставки предусматривается выплата авансов на поставку (изготовление) оборудования стоимостью свыше 8 000 БВ, в конкурсной документации оговаривается необходимость предоставления участниками обеспечения исполнения обязательств с указанием размера и срока действия такого обеспечения, а также представления соответствующих страховых документов на случай повреждения оборудования (п.50 Положения № 88).

Победителю подрядных торгов конкурсное обеспечение возвращается в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора по результатам проведения подрядных торгов. Остальным участникам конкурсное обеспечение возвращается не позднее 4 рабочих дней с момента наступления случаев, указанных в части второй подп.31.3 п.31 Положения № 88:

• отмены процедуры проведения подрядных торгов;

• отзыва участником конкурсного предложения до истечения срока его действия, если такой отзыв допускается в соответствии с конкурсной документацией;

• отзыва участником конкурсного предложения до окончания установленного организатором подрядных торгов срока подачи предквалификационных документов и конкурсных предложений;

• отказа участнику в дальнейшем участии в подрядных торгах по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников;

• признания подрядных торгов несостоявшимися;

• непризнания участника победителем подрядных торгов.

Конкурсное обеспечение не возвращается в случаях:

• отказа участника, признанного победителем подрядных торгов, от заключения договора;

• непредоставления заказчику (организатору подрядных торгов) обеспечения исполнения договора или предоставления такого обеспечения с нарушением условий его предоставления, если такая обязанность установлена в соответствии с условиями конкурсной документации;

• изменения или отзыва участником конкурсного предложения после истечения срока окончания представления предквалификационных документов и конкурсных предложений.

Но даже в случае, если в конкурсной документации не был указан размер конкурсного обеспечения, то в определенных случаях заказчик все равно имеет право потребовать его предоставления участником. Так, согласно части шестой подп.31.3 п.31 Положения № 88 при размещении заказов в случае, если цена предложения участника - победителя подрядных торгов на 20 % и более ниже цены заказа, выставленной в качестве стартовой, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 20 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то заказчик (организатор подрядных торгов) вправе установить его в договоре в размере от 20 до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой.

Участник, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения договора. При уклонении участника от заключения договора оформляется протокол, который в течение 1 рабочего дня доводится до сведения всех участников.

Появление норм о процедуре снижения цены заказа

На практике подобная процедура часто проводилась субъектами хозяйствования при осуществлении процедур закупок в строительстве по аналогии с закупками вне строительной сферы. Прямого запрета на ее проведение Положение № 235 не содержало, вместе с тем нормы, предусматривающие саму возможность проведения процедуры снижения цены заказа, появились впервые только в Положении № 88, если не считать процедуры снижения цены при проведении процедуры электронного аукциона в Законе № 419-З.

Согласно п.50 Положения № 88 в условия проведения торгов могут включаться сведения о возможности снижения участником по результатам проведения торгов цены его конкурсного предложения с обязательным представлением в составе такого предложения обоснования (расчета) размера ее снижения.

В процедуре снижения цены заказа имеют право участвовать все участники, допущенные к торгам. Участник вправе не участвовать в процедуре снижения цены заказа, при этом его конкурсное предложение остается действующим с предложенной им первоначальной ценой. Конкурсные предложения участников, в соответствии с которыми условия, содержащиеся в конкурсной документации, могут быть ухудшены, не рассматриваются.

Организатор торгов приглашает участников, допущенных к процедуре снижения цены заказа, путем одновременного направления им приглашений.

Участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены заказа и снизившие его стартовую цену, обязаны дополнительно представить откорректированные с учетом новой цены заказа, установленной после проведения указанной процедуры, документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи конкурсного предложения.

Аналогичная возможность проведения процедуры снижения цены заказа участниками предусмотрена Положением № 88 и в случае проведения переговоров.

Согласно п.77 Положения № 88 процедура снижения цены заказа является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.

Применение преференциальной поправки независимо от источника финансирования закупки

Пункт 9 Положения № 88 вводит преференциальную поправку в размере 15 % к товарам (работам, услугам), на которые распространяется национальный режим. Это означает, что при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 %.

Если сравнивать эту норму с регулированием государственных закупок, то аналогичная норма содержалась в абзаце 2 подп.1.7 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778). Правда, теперь не подлежит применению предусмотренная абзацем 3 подп.1.7 п.1 постановления № 778 преференциальная поправка в размере 25 % в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

Частью тринадцатой п.35 Положения № 235 также предусматривалась преференциальная поправка в размере 15 %, однако она не должна была применяться только в случае проведения процедуры открытых торгов и не применялась к закупкам, проводимым за счет небюджетных и приравненных и ним источников.

Таким образом, п.9 Положения № 88 распространяет применение преференциальной поправки на все виды процедур закупок при строительстве, и ее применение теперь не зависит от источника финансирования закупки.

Повышение роли и степени регламентации работы конкурсной комиссии

Если в 2013 г. при проведении государственных закупок при строительстве деятельность конкурсной комиссии регулировалась Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением № 778, то деятельность конкурсной комиссии при проведении закупок при строительстве за счет иных источников, не относимых к государственным закупкам, регулировалась Положением № 235.

Нужно отметить, что Положение № 235 почти не содержало норм, касающихся организации работы конкурсной комиссии. В нем не регламентировался численный состав комиссии, не определялось минимально необходимое количество членов комиссии для того, чтобы решение комиссии было правомочным, не определялся порядок голосования и принцип распределения голосов.

Вместе с тем хочется обратить внимание на существование еще одного документа, регламентирующего работу конкурсной комиссии при проведении закупок при строительстве, действующего до сих пор. Это Примерное положение о комиссиях по проведению подрядных торгов (тендеров) в строительстве, утвержденное Минстройархитектуры РБ 10 февраля 1997 г. Регламентация деятельности комиссии в нем проводится немного подробнее, чем это было сделано в Положении № 235, однако данный документ носит лишь рекомендательный характер.

По сравнению с нормами Положения № 235 деятельность конкурсной комиссии в Положении № 88 подверглась гораздо более подробной регламентации.

Если исходить из определений понятия конкурсной комиссии, то по сравнению с Положением № 235, в соответствии с п.1 которого конкурсная комиссия создавалась только для проведения процедуры торгов, Положение № 88 распространило деятельность конкурсной комиссии и на процедуру переговоров (п.1 Положения № 88).

Теперь работа конкурсной комиссии должна руководствоваться не только нормами Положения № 88, но и таким обязательным документом, как регламент конкурсной комиссии, который утверждается ее председателем или руководителем организатора подрядных торгов (торгов) (п.13 Положения № 88). Этот регламент должен определять порядок работы комиссии, а также включать в себя функциональные обязанности каждого ее члена.

Значение нормы о необходимости определения в регламенте конкурсной комиссии функциональных обязанностей каждого ее члена трудно переоценить, так как это напрямую связано с вопросами ответственности за решения, принимаемые комиссией.

Лица, виновные в совершении правонарушений при организации и проведении подрядных торгов (торгов, переговоров), несут ответственность в соответствии с законодательством (п.82 Положения № 88). Поэтому при выявлении правонарушений или преступлений при организации и проведении закупок при строительстве соответствующие органы должны будут определить наличие и степень вины каждого должностного лица, участвовавшего в принятии решений по проведению закупки. Это особенно актуально в связи с введением с 1 апреля 2014 г. Указом № 26 новых составов административных правонарушений для должностных лиц заказчика в строительстве.

Вместе с тем отсутствие четкого определения понятия регламента конкурсной комиссии может повлечь возникновение вопросов при применении данной нормы на практике. В частности, если понятие регламента предполагает обязательное указание сроков осуществления тех или иных действий комиссии, то потребуется составление регламента для каждой отдельной процедуры закупок. Если же указание сроков не является обязательным, то постоянно действующая конкурсная комиссия может в регулировании довольствоваться одним регламентом для проведения всех закупок (включающим в себя или выделяющим в отдельный регламент особенности действий комиссии при различных видах процедур закупок).

По сравнению с Положением № 235 впервые появилась норма о минимально необходимом количественном составе комиссии. Так, согласно п.13 Положения № 88 конкурсная комиссия создается в количестве не менее пяти человек. При этом минимально необходимый для правомочности голосования кворум не определен.

Как и ранее, комиссия может быть постоянно действующей или временной. При этом решение о создании временной конкурсной комиссии должно быть принято по результатам принятия решения о размещении заказа на основе подрядных торгов (торгов) до размещения (публикации) извещения о проведении подрядных торгов (торгов) и (или) направления приглашений участникам.

Персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором подрядных торгов (торгов) и утверждается его руководителем. Такой состав в обязательном порядке включает председателя комиссии, его заместителя и секретаря.

Также впервые (примечание 2) определено, что в состав конкурсной комиссии, формируемой из работников организатора торгов, в обязательном порядке должны включаться юрист и специалисты по предмету заказа, а при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор подрядных торгов (торгов) (при наличии согласия такого государственного органа (организации)).

Однако представляется, что практическая реализация данной нормы не совсем продумана. Существуют организации, которые не имеют в штате юриста. И если для небольших государственных организаций ранее вопрос необходимости привлечения юриста мог решаться включением в состав комиссии юриста из вышестоящей организации (с согласия этой организации), то сейчас это будет нарушать требования п.13 Положения № 88, так как юрист должен быть работником организатора подрядных торгов.

Таким образом, складывается ситуация, когда для выполнения требований п.13 Положения № 88 организация, не имеющая юриста, должна при проведении процедур закупок при строительстве и формировании конкурсной комиссии в обязательном порядке его нанять. Причем если разумным для решения разовых юридических задач организации всегда являлось привлечение юриста на основе гражданско-правового договора или же договора аутсорсинга, то норма п.13 Положения № 88 требует, по сути, заключения именно трудового договора.

Вполне возможно, что практика применения этой нормы вызовет массовые обращения субъектов хозяйствования в государственные органы и формулировка данной нормы в будущем будет пересмотрена.

Изменились также и сроки рассмотрения конкурсной комиссией конкурсных предложений. Если ранее согласно части десятой п.35 Положения № 235 конкурсная комиссия по общему правилу изучала конкурсные предложения не более 60 дней со дня вскрытия пакетов, а по объектам жилья, инженерной инфраструктуры и благоустройства, транспортной инфраструктуры - не более 10 дней, то теперь согласно части восьмой п.36 Положения № 88 60-дневный срок был сокращен до 45 дней.

Несомненное увеличение роли конкурсной комиссии произошло с введением порядка рассмотрения ею жалоб, вытекающих из проведения подрядных торгов (торгов, переговоров). Необходимо отметить, что введение процедуры обжалования является новшеством Положения № 88 и Положение № 235 подобной процедуры не предусматривало. Теперь участник процедур закупок до подведения результатов подрядных торгов (торгов, переговоров) может обратиться с жалобой к конкурсной комиссии.

Согласно п.84 Положения № 88 рассмотрение такой жалобы осуществляется на специальном заседании конкурсной комиссии в присутствии лица (уполномоченного представителя юридического лица), подавшего ее. На рассмотрение жалобы отводится 10 календарных дней со дня ее регистрации, а результат рассмотрения оформляется протоколом. Ответ на такую жалобу дается в письменной форме за подписью председателя конкурсной комиссии и должен содержать решение комиссии и обоснование мотивов его принятия. Подача жалобы приостанавливает процедуру проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) на период ее рассмотрения.

В случае полного или частичного удовлетворения жалобы могут устанавливаться меры по реализации принятого конкурсной комиссией решения, в соответствии с которым предусматриваются:

• отстранение должностного лица организатора подрядных торгов (торгов, переговоров) от дальнейшего участия в проведении подрядных торгов (торгов, переговоров);

• прекращение полномочий члена конкурсной комиссии на период проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) и последующее внесение изменений в ее состав;

• направление конкурсных предложений (предложений для переговоров) на экспертное заключение и повторное рассмотрение их на заседании конкурсной комиссии;

• уточнение организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) условий и порядка их проведения;

• расторжение договоров с привлеченными к участию в подрядных торгах (торгах, переговорах) инженерами (инженерными организациями), экспертами, специалистами в случае, если установлено, что ими допущены нарушения в ходе проведения подрядных торгов (торгов, переговоров);

• другие меры, не противоречащие законодательству, в т.ч. Положению № 88, и условиям проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).

В Положении № 88 не указывается, кем могут приниматься вышеперечисленные меры по реализации принятого конкурсной комиссией решения, однако из их содержания следует, что вероятнее всего данные меры могут быть предприняты организатором подрядных торгов (торгов, переговоров).

При несогласии с решением конкурсной комиссии участник может обратиться к организатору подрядных торгов (торгов, переговоров), который в свою очередь должен рассмотреть жалобу в пятидневный срок со дня ее получения.

Если же жалоба подается уже после подведения результатов подрядных торгов (торгов, переговоров), но до заключения договора, то конкурсная комиссия уже не компетентна в ее рассмотрении (хотя и может быть привлечена организатором торгов к участию в ее рассмотрении) и жалоба подлежит рассмотрению организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) (п.85 Положения № 88). Такая жалоба должна быть подана не позднее 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) и рассматривается в течение 10 календарных дней со дня ее получения. Подача жалобы приостанавливает процедуру заключения договора на период ее рассмотрения.

В результате рассмотрения жалобы организатор подрядных торгов (торгов, переговоров) вправе принять решение:

• о признании недействительными результатов проведенных подрядных торгов (торгов, переговоров) и назначении повторных подрядных торгов (торгов, переговоров);

• об отказе в удовлетворении жалобы с соответствующим обоснованием.

В отдельных случаях, установленных законодательством, до заключения договора участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь (см. п.5 Положения о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 224).

После заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством (п.86 Положения № 88).

Вместе с тем некоторые нормы Положения № 88 в связи с неоднозначностью формулировок вызывают вопросы о четком разграничении сферы компетенции конкурсной комиссии.

Так, согласно п.1 Положения № 88 конкурсная комиссия - это постоянный или временный орган, создаваемый организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) для их проведения и определения победителя. Исходя из этого определения, компетенция конкурсной комиссии заканчивается с завершением подрядных торгов (торгов, переговоров). Подрядные торги заканчиваются с момента утверждения организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) протокола конкурсной комиссии о выборе победителя или завершения процедуры закупок с иным результатом. Это подтверждается и распределением компетенции по рассмотрению жалоб: конкурсная комиссия согласно п.84 Положения № 88 компетентна рассматривать только жалобы, поданные участниками до подведения результатов подрядных торгов (торгов, переговоров).

Однако в п.13 Положения № 88 говорится, что конкурсная комиссия осуществляет свою деятельность до момента исполнения обязательств в соответствии с договором, заключенным по результатам проведения подрядных торгов (торгов).

На наш взгляд, данная норма существенно расширяет сферу деятельности конкурсной комиссии и входит в противоречие с положениями п.1 Положения № 88. Если цель деятельности конкурсной комиссии достигается с момента определения победителя подрядных торгов (торгов, переговоров) или их завершения с иным результатом, то осуществлением какой деятельности может заниматься конкурсная комиссия после этого и какое отношение иметь к исполнению обязательств по договору, заключенному по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров)?

Данная норма п.13 Положения № 88 вызывает особое опасение в связи введением п.4 Указа № 26 административной ответственности к должностным лицам заказчика (застройщика) за необеспечение исполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. норма п.4 Указа № 26 перенесена в часть 1 ст.21.20 КоАП Законом РБ от 04.01.2016 № 351-З.

 

Полагаем, что под указанными должностными лицами должны все же пониматься работники заказчика, непосредственно ответственные за исполнение договорных обязательств заказчика, закрепление ответственности за которыми заказчиком надлежащим образом оформлено, а не члены конкурсной комиссии лишь в силу того, что они принимали участие в проведении процедуры закупки.

Заключение

Пунктом 4 постановления № 88 Министерству архитектуры и строительства РБ поручено давать разъяснения по вопросам применения Положения № 88.

В завершение можно отметить, что, несмотря на то, что многие вопросы в Положении № 88 получили более детальную регламентацию, тем ни менее применение некоторых его норм может вызывать вопросы в правоприменительной практике. А учитывая и то, что текст Положения № 88, подготовленный Советом Министров РБ, существенно отличался от того проекта, который был подготовлен Министерством архитектуры и строительства РБ, скорее всего в ближайшем будущем стоит ожидать внесения в текст Положения № 88 изменений и дополнений.

 

Примечание 1. Здесь называются только основные нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие сам порядок проведения закупок при строительстве, и не называются второстепенные нормативные правовые акты, носящие по отношению к названным разъясняющий или уточняющий характер.

Примечание 2. При проведении государственных закупок при строительстве в 2013 г. данная норма также отсутствовала (см. пп.8 и 9 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением № 778).

 

01.04.2014

 

Дмитрий Короткевич, ведущий юрисконсульт юридической службы Управления государственного объединения «Белорусская железная дорога»