Комментарий от 31.03.2015
Автор: Макарова Л.

Комментарий к Правилам заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297. Анализ общих положений


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Правилам заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297. Анализ общих положений

Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (далее - Правила), вступили в силу с 1 апреля 2014 г.

 

Пункт Правил Комментарий к норме Правил
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими Правилами регулируются отношения между заказчиком и подрядчиком при заключении и исполнении договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством (далее, если не указано иное, - договор) Правила предназначены для регулирования отношений между заказчиком в строительстве и подрядчиком (разработчиком проектной документации) при заключении и исполнении договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством. Содержащаяся в пункте норма об осуществлении авторского надзора за строительством должна обеспечить ведение авторского надзора за строительством при возведении объекта строительства разработчиком проектной документации.
В Правилах отсутствует указание на то, что они регулируют взаимоотношения заказчика и подрядчика независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, которое ранее содержалось в Положении о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.11.1999 № 339 (утратил силу с 8 мая 2014 г.). Это позволяет сделать вывод о том, что Правила обязательны для применения в случаях, если финансирование объектов строительства осуществляется за счет бюджетных и приравненных к ним средств.

Обратите внимание!

Проектные и иные организации, осуществляющие строительную деятельность, финансирование которой ведется за счет частных инвесторов, вправе формировать условия договора на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (далее - договор на выполнение ПИР) и договора на ведение авторского надзора за строительством самостоятельно, а в случаях обязательного проведения подрядных торгов - по их результатам.

Данный вывод основан на нормах, содержащихся в главе 5 Правил. В частности, часть вторая п.39 Правил гласит, что конкретные размеры, сроки и порядок перечисления авансов определяются в договоре с учетом характера и объема выполняемых работ, их видов (этапов) и других условий, определяемых сторонами.
При этом по договорам, финансируемым полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств, установлен конкретный размер аванса, который не должен превышать 40 % стоимости выполняемых работ, их видов (этапов), если иное не установлено законодательством.
Пунктом 40 Правил также установлена ответственность подрядчика за неотработанный аванс в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. Размер процентов определяется сторонами в договоре самостоятельно, а для объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств, - исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (часть пятая п.40)
2. Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнении изыскательских работ, и (или) осуществлении авторского надзора за строительством.
Договор должен соответствовать обязательным для заказчика и подрядчика требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами
Пунктом 2 Правил впервые установлена обязанность заказчика по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации.
После принятия Правил приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 утвержден и введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/319484/439469).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2023 г. введены в действие СП 1.02.01-2023 «Состав и порядок разработки предпроектной (предынвестиционной) документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 23.05.2023 № 53.
С 2 октября 2023 г. введены в действие СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 09.06.2023 № 57.


В названном ТКП 45-1.02-298-2014 приводится понятие предпроектной (предынвестиционной) документации, под которой понимается комплект документов о результатах предынвестиционных исследований, предшествующих принятию инвестором (заказчиком) решения о реализации инвестиционного проекта, корректировке инвестиционного замысла или отказа от дальнейшей реализации проекта, включающей обоснования инвестиций, план управления проектом и (или) задание на проектирование.
Взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) проведении изыскательских работ, осуществлении авторского надзора за строительством регулируются договором.
Договор на выполнение ПИР по своей природе консенсуальный, взаимный, возмездный, срочный. Благодаря особому характеру работ, выполняемых подрядчиком (проектировщиком, изыскателем), и специфике результата работ, подлежащего передаче заказчику, договор на выполнение ПИР выделяется в отдельный вид договора подряда, который регулируется главой 37 (ст.713-717) Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) и Правилами.
Кроме общих положений о договоре подряда, предусмотренных ст.656-682 ГК, он характеризуется особым предметом подряда - разработкой проектно-сметной документации и (или) выполнением изыскательских работ.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, но в порядке и пределах, установленных законодательством.
Стороны при заключении договора обязаны подчиняться императивным нормам права, действующим в момент его заключения.

Обратите внимание!

Императивные нормы могут содержать требование как об обязательном включении в договор определенных условий, так и о недопустимости включения в него каких-либо условий.
При несоответствии условий договора императивным нормам права он может быть признан недействительным полностью либо в части.

Как следует из п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством. Требование о пересмотре условий договора, установленное ст.392 ГК, применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Законодательством или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, и договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до момента окончания исполнения сторонами своих обязательств.
Окончание срока действия договора на выполнение ПИР не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (ст.395 ГК).
При заключении договора на выполнение ПИР следует также руководствоваться техническими нормативными правовыми актами, регулирующими осуществление строительной деятельности
3. Предметом договора являются разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ в соответствии с заданием на проектирование и исходными данными, предоставляемыми заказчиком, и (или) осуществление авторского надзора за строительством Реализация инвестиционного проекта в строительстве состоит из последовательно выполняемых этапов:
- разработка предпроектной (предынвестиционной) документации;
- проведение изыскательских работ;
- разработка проектной документации;
- собственно строительство.
Как следует из п.3 Правил, предмет договора - разработка предпроектной (предынвестиционной) документации, выполнение изыскательских работ, выполнение проектных работ, а также ведение авторского надзора за строительством.
По договору на выполнение ПИР подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (п.1 ст.713 ГК).
Следует отметить, что в Правилах не содержится требования о разработке подрядчиком (проектировщиком) сметы на строительство объекта, что идет в разрез с нормой, содержащейся в ст.713 ГК, которая в качестве обязательства подрядчика содержит требование о разработке проектно-сметной документации.
Кроме того, в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (ст.51) определено, что возведение объекта осуществляется на основе утвержденной проектной документации, в том числе сметы (сметной документации), определяющей стоимость объекта.

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З.


Вместе с тем, как следует из п.5.1 технического кодекса установившейся практики «Строительство.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 октября 2023 г. введены в действие СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 09.06.2023 № 57.

Проектная документация. Состав и содержание» (ТКП 45-1.02-295-2014 (02250)) (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/315341/434817), разработка сметной документации обязательна по объектам, финансируемым за счет бюджетных или приравненных к ним средств, в то время как при финансировании строительства за счет иных источников разработка сметной документации не является обязательной и может осуществляться по желанию (заданию) заказчика.
Разработка предпроектной (предынвестиционной) документации, выполнение изыскательских работ, выполнение проектных работ, а также ведение авторского надзора за строительством могут осуществляться как в рамках одного договора, заключенного между заказчиком и подрядчиком, так и в рамках отдельных договоров.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2016 г. пп.5.1.2 и 5.1.4 ТКП 45-1.02-295-2014 дополнены перечислениями - р) и м) соответственно: «р), м) мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности для зданий и сооружений, указанных в СТБ 2331 (5.1.1, 5.2.2, 5.2.21, 5.2.22, 5.3.7 - 5.3.10)» на основании приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.01.2016 № 29.

При таких обстоятельствах договор на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации и договор на ведение авторского надзора за строительством следует рассматривать как договоры на оказание услуг, что подтверждается п.37 Правил, и результаты их исполнения оформляются актом оказанных услуг, а выполнение проектных и изыскательских работ осуществляется на основании договора подряда, и расчет производится по акту сдачи-приемки выполненных работ
4. Договорные отношения между заказчиком и подрядчиком при их согласии могут регулироваться путем применения международных типовых контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) с учетом необходимости соблюдения требований законодательства, в том числе требований, установленных настоящими Правилами Правилами впервые установлено, что отношения между заказчиком и подрядчиком, возникающие из договора на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, выполнение изыскательских работ, выполнение проектных работ, ведение авторского надзора за строительством, при их согласии могут регулироваться путем применения международных типовых контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC). Предоставление такого права обусловлено появлением на белорусском строительном рынке иностранных компаний.
Возможность применения международных типовых форм FIDIC впервые была предоставлена сторонам в договоре строительного подряда и получила закрепление в Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (в редакции от 30.06.2011 № 875). Однако, как свидетельствует практика, проформы FIDIC в строительном подряде не получили широкого применения.
По мнению автора, это обусловлено тем, что источники финансирования строительства в Республике Беларусь в основном бюджетные и приравненные к ним средства, законодательством жестко регламентирован порядок расчетов за выполненные работы и порядок сдачи-приемки работ, в связи с чем требуется адаптация международных типовых форм FIDIC к нормам законодательства Республики Беларусь, что и установлено п.4 Правил.
Получат ли широкое применение типовые формы FIDIC при заключении договоров на выполнение ПИР, покажет время
5. Для целей настоящих Правил используются следующие термины и их определения:
генеральный подрядчик - подрядчик, привлекающий для выполнения своих обязательств субподрядчиков путем заключения с ними договоров;
результат работы - предпроектная (предынвестиционная) документация, проектная документация или ее часть, заключение, отчет, составленный по результатам проведения изыскательских работ и (или) осуществления авторского надзора за строительством;
субподрядчик - лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор субподряда на выполнение отдельных разделов (частей) проектной документации, видов (этапов) проектных и изыскательских работ и (или) осуществление авторского надзора за строительством по отдельным разделам (частям) проектной документации, видам (этапам) проектных и изыскательских работ
В данном пункте уточнены содержащиеся в других актах законодательства понятия «генподрядчик» и «субподрядчик» для целей заключения и исполнения договора на выполнение ПИР. Отдельного внимания заслуживает впервые приведенный термин «результат работы» и его определение.
Результат проектных и изыскательских работ может представлять собой объект авторского права либо содержать признаки охраняемой законом служебной или коммерческой тайны, что является его особенностью.

Обратите внимание!

Авторское право на разработанный архитектурный проект и строительную документацию признается за лицами, чьим творческим трудом они созданы.

Признание архитектурного проекта и строительной документации объектом авторского права обязывает подрядчика гарантировать заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение (п.2 ст.715 ГК), то есть разработанная подрядчиком проектно-сметная документация не должна давать третьим лицам каких-либо оснований препятствовать впоследствии выполнению работ при строительстве объекта или каким-либо образом ограничивать их выполнение.
Если в соответствии с законодательством разработанная подрядчиком проектно-сметная документация содержит признаки служебной или коммерческой тайны, то подрядчик в силу требований части второй п.1 ст.715 ГК не вправе передавать ее третьим лицам без согласия заказчика, а заказчик в соответствии с п.2 ст.717 ГК не вправе передавать техническую документацию третьим лицам и разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика

 

31.03.2015

 

Людмила Макарова, юрист