Комментарий от 14.01.2013
Автор: Константинова М.

Комментарий к статье 1 Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 № 431-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Подоходный налог: изменения 2013 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

Объект налогообложения

Порядок определения налоговой базы

Особенности определения налоговой базы и налогообложения доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка

Льготы

Стандартные налоговые вычеты

Социальный налоговый вычет

Имущественные налоговые вычеты

Профессиональные налоговые вычеты

Дата фактического получения дохода

Ставки подоходного налога с физических лиц

Порядок исчисления подоходного налога и его уплата организациями и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налоговыми агентами

Порядок исчисления подоходного налога и сроки его уплаты индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами)

Устранение двойного налогообложения (зачет сумм налога, уплаченного за границей)

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к статье 1 Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 № 431-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Подоходный налог: изменения 2013 года

Статьей 1 Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З (далее - Закон № 431-З) внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РБ (далее - НК), в т.ч. в главу 16 «Подоходный налог с физических лиц» НК. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2013 г.

Внесенные Законом № 431-З в главу 16 НК изменения и дополнения направлены на совершенствование действующего порядка налогообложения доходов физических лиц. При этом отдельные из них носят принципиальный характер.

Объект налогообложения

Согласно Закону № 431-З расширен перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения, предусмотренных п.2 ст.153 НК. К ним с 1 января 2013 г. относятся доходы, полученные плательщиком:

• в виде компенсируемой нанимателем в установленном законодательством порядке стоимости средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, приобретенных плательщиком за свой счет (подп.2.5 п.2 ст.153 НК).

Это вызвано тем, что в соответствии с п.61 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209, наниматель компенсирует работникам расходы на приобретение средств индивидуальной защиты и осуществление ухода за ними, если работники вынуждены приобретать их и осуществлять уход за ними за свой счет;

• в размере стоимости обучения плательщиков, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой нанимателем деятельностью, оплаченных за счет средств бюджета, организации или индивидуального предпринимателя, являющихся местом их основной работы (службы, учебы) (подп.2.14 п.2 ст.153 НК).

К таким курсам, в частности, можно отнести лектории, тематические семинары, практикумы и тренинги.

При этом Законом № 431-З в целях приведения НК в соответствие с Указом Президента РБ от 14.06.2012 № 265 «О некоторых вопросах адвокатской деятельности» (далее - Указ № 265) в подп.2.14 п.2 ст.153 НК внесены дополнения, согласно которым определено место основной работы для адвокатов.

Так, для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации, местом основной работы будут территориальные коллегии адвокатов, а для адвокатов, являющихся учредителями (участниками) адвокатских бюро, - такие бюро.

В целях совершенствования порядка отнесения доходов к не признаваемым объектом обложения подоходным налогом в п.2 ст.153 НК внесены изменения и дополнения, согласно которым уточнено, что таким объектом будут признаваться доходы, полученные плательщиками в размере:

• государственной адресной социальной помощи, государственных социальных льгот и социальной поддержки, предоставляемых в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь (подп.2.30 п.2 ст.153 НК).

Корректировка данного подпункта НК необходима для приведения его в соответствие с п.1 Указа Президента РБ от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной поддержке».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2017 г. часть первая п.1 Указа № 41 изложена в новой редакции Указом Президента РБ от 15.06.2017 № 211;

 

• компенсации (возмещения) в соответствии с законодательством судебных расходов, морального вреда, возмещения вреда в натуре или возмещения причиненных убытков в пределах реального ущерба, в т.ч. проиндексированных в установленном законодательством порядке, если иное не установлено главой 16 НК (подп.2.37 п.2 ст.153 НК).

Порядок определения налоговой базы

В целях закрепления единого порядка определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями, необходимые изменения внесены в п.3 ст.156 НК.

С 1 января 2013 г. для указанной категории плательщиков налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст.164-166, 168 НК.

Таким образом, с 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели - резиденты Парка высоких технологий, доходы которых облагаются подоходным налогом по ставке, установленной подп.3.2 п.3 ст.173 НК в размере 9 %, вправе будут применить в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, сначала профессиональный вычет, а затем иные налоговые вычеты (часть вторая п.3 ст.156 НК).

Напомним, что в 2012 г. индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий налоговая база подоходного налога с физических лиц определялась за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст.164-166 и 168 НК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 16 НК.

Особенности определения налоговой базы и налогообложения доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка

С 1 января 2013 г. изменен порядок предоставления налоговых вычетов, связанных с расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, установленный ст.160 НК.

Так, с указанной даты налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг или в размере 10 % доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг, предоставляется по выбору плательщика (часть вторая п.2 ст.160 НК):

• в течение налогового периода - налоговым агентом (в т.ч. брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим операции по договору комиссии, поручения и иному аналогичному гражданско-правовому договору в интересах плательщика);

• по окончании налогового периода - при подаче им в налоговый орган налоговой декларации (расчета) с представлением справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам РБ.

Напомним, что в 2012 г. указанный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг мог быть предоставлен плательщику только налоговым органом.

Льготы

Законом № 431-З расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом. С 1 января 2013 г. к ним будут относиться:

• стипендии обучающихся, надбавки к стипендиям за успехи в учебе, научной и общественной работе, доплаты к стипендиям, материальная помощь обучающимся, выплачиваемые за счет средств организаций потребительской кооперации (подп.1.11 п.1 ст.163 НК).

Это вызвано необходимостью создания равных условий налогообложения для обучающихся как в государственных учреждениях образования, так и в учреждениях образования потребительской кооперации, поскольку при назначении и выплате стипендий обучающимся учреждения образования потребительской кооперации руководствуются, как и государственные учреждения образования, Указом Президента РБ от 06.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся» и Инструкцией об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других денежных выплат обучающимся, утвержденной постановлением Минобразования РБ и Минфина РБ от 22.09.2011 № 261/96. Следовательно, стипендии, надбавки к стипендиям и другие выплаты обучающимся в учреждениях образования потребительской кооперации устанавливаются в таких же размерах, как и обучающимся в государственных учреждениях образования;

• поощрения специального фонда Президента РБ по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (подп.1.12 п.1 ст.163 НК).

Корректировка данного подпункта НК вызвана тем, что Президентом РБ ежегодно принимается решение, предусматривающее освобождение от подоходного налога выплат в соответствии с решением совета специального фонда Президента РБ по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Поэтому с 1 января 2013 г. в НК такое освобождение закреплено на постоянной основе;

• доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в т.ч. по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих индивидуальных предпринимателей, в размере, не превышающем 6 000 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (подп.1.191 п.1 ст.163 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь в размере, не превышающем 3 164 руб., от каждого источника в течение налогового периода (абзац 10 п.1, приложение 9 к Указу Президента РБ от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29));

 

• доходы адвокатов (за исключением адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально), полученные от осуществления адвокатской деятельности и направленные ими на уплату взносов на содержание территориальных коллегий адвокатов, членами которых они являются (подп.1.51 п.1 ст.163 НК).

Дополнение НК данной нормой вызвано необходимостью приведения его в соответствие с подп.2.2 п.2 Указа № 265.

Законом № 431-З расширена и сфера применения отдельных льгот. Так, с 1 января 2013 г.:

• льгота в виде освобождения от обложения подоходным налогом путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет, может быть применима не только в случае, когда путевки были приобретены непосредственно белорусскими организациями и (или) белорусскими индивидуальными предпринимателями, но и когда их стоимость была возмещена ими (подп.1.101 п.1 ст.163 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году освобождается от подоходного налога с физических лиц стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет, в пределах 776 руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (абзац 10 п.1, приложение 9 к Указу № 29).

 

Кроме того, в целях совершенствования порядка применения этой льготы до 2 185 000 руб. увеличен ее предельный размер (в 2012 г. он составлял 1 750 000 руб.) и определено, что этот размер будет распространяться на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода;

• при получении плательщиком доходов от реализации им продукции растениеводства заготовительным организациям потребительской кооперации и (или) другим организациям, индивидуальным предпринимателям они будут освобождаться от налогообложения без представления таким организациям, индивидуальным предпринимателям справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что указанная продукция выращена (произведена) им и (или) лицами, состоящими с плательщиком в соответствии с законодательством в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном таким лицам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела (подп.1.15 п.1 ст.163 НК).

Напомним, в 2012 г. при сдаче плательщиком такой продукции заготовительным организациям потребительской кооперации и (или) другим организациям, индивидуальным предпринимателям такие доходы освобождались от подоходного налога на основании указанной выше справки, представляемой физическим лицом, либо документа, подтверждающего факт закупки сельскохозяйственной продукции и сырья у населения, составленного такой организацией и (или) индивидуальным предпринимателем, с отметкой местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что продаваемая продукция произведена плательщиком и (или) лицами, состоящими с плательщиком в соответствии с законодательством в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, и заверенной в установленном порядке;

• из подп.1.19 п.1 ст.163 НК исключено условие, согласно которому льгота (освобождение от подоходного налога не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходов) распространялась только на тех пенсионеров, ранее работавших в организациях и у индивидуальных предпринимателей, являвшихся местом основной работы (службы, учебы), с которыми трудовой договор был прекращен в связи с выходом на пенсию.

При этом определено, что в составе данной льготы не учитываются доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в т.ч. по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы).

Одновременно увеличен предельный размер данной льготы. С 1 января 2013 г. от обложения подоходным налогом освобождаются доходы плательщиков, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, за исключением доходов, указанных в подп.1.191 п.1 ст.163 НК, в размере, не превышающем 10 000 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода, а от иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных организаций, - в размере, не превышающем 660 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.

Напомним, что в 2012 г. данная льгота могла быть предоставлена только в пределах соответственно 8 000 000 руб. и 530 000 руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, указанные в подп.1.19 п.1 ст.163 НК, получаемые от:

• организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, - в размере, не превышающем 1 847 руб., от каждого источника в течение налогового периода;

• иных организаций и индивидуальных предпринимателей - в размере, не превышающем 122 руб., от каждого источника в течение налогового периода (абзац 10 п.1, приложение 9 к Указу № 29);

 

• до 1 января 2015 г. продлен установленный подп.1.24 п.1 ст.163 НК льготный режим налогообложения в отношении доходов плательщиков, полученных от реализации (погашения) облигаций, выпущенных с 1 апреля 2008 г. юридическими лицами Республики Беларусь, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций свыше их текущей стоимости на день продажи, определяемой в соответствии с частями второй и третьей подп.2.2 п.2 ст.138 НК;

подпункт 1.39 п.1 ст.163 НК, предусматривающий освобождение от подоходного налога доходов обучающихся, получающих общее среднее, профессионально-техническое, специальное образование, от выполненных работ (оказанных услуг), дополнен нормой, предусматривающей распространение такого освобождения и на доходы, полученные данной категорией лиц от реализации произведенных ими товаров.

Это связано с тем, что в соответствии с Положением об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 14.07.2011 № 953, учащиеся во время производственного обучения не только выполняют работы и оказывают услуги, но и производят продукцию.

С 1 января 2013 г. также изменяются размеры сумм, в пределах которых могут быть предоставлены льготы по подоходному налогу. Помимо названных ранее с указанной даты увеличивается предельный размер льготы на доходы плательщиков:

• получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, освобождаются от налогообложения в размере, не превышающем 33 100 000 руб., в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп.1.18 п.1 ст.163 НК).

В 2012 г. указанный размер составлял 26 500 000 руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, в размере, не превышающем 6 116 руб., в сумме от всех источников в течение налогового периода (абзац 10 п.1, приложение 9 к Указу № 29);

 

• в виде безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, получаемой от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не будет облагаться подоходным налогом с физических лиц в размере, не превышающем 66 150 000 руб., в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп.1.21 п.1 ст.163 НК).

В 2012 г. указанный размер составлял 53 000 000 руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году освобождаются от подоходного налога с физических лиц безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах, поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования, получаемые инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в размере, не превышающем 12 223 руб., в сумме от всех источников в течение налогового периода (абзац 10 п.1, приложение 9 к Указу № 29);

 

• не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в подп.1.191 п.1 ст.163 НК), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп.1.101 п.1), в размере, не превышающем 2 000 000 руб., от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (подп.1.26 п.1 ст.163 НК).

В 2012 г. данная льгота могла быть предоставлена только в пределах 1 600 000 руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в размере, не превышающем 370 руб., от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (абзац 10 п.1, приложение 9 к Указу № 29).

 

Стандартные налоговые вычеты

Комментируемой ст.1 Закона № 431-З предусмотрено увеличение с 1 января 2013 г. размера стандартных налоговых вычетов, установленных п.1 ст.164 НК.

Так, с 440 000 до 550 000 руб. увеличен размер налогового вычета, предусмотренного подп.1.1 п.1 ст.164 НК, а также предельный размер месячного дохода, при котором данный вычет может предоставляться, - теперь он составляет 3 350 000 руб. (в 2012 г. право на него имели только те плательщики, чей доход в месяц не превышал 2 680 000 руб.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году размер стандартного налогового вычета установлен в размере 102 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620 руб. в месяц (абзац 11 п.1, приложение 10 к Указу № 29).

 

С 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели (частные нотариусы), не имеющие в отчетном (налоговом) периоде (его части) места основной работы (службы, учебы), при определении размера налоговой базы имеют право на применение стандартного налогового вычета в размере 550 000 руб., но только при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превысит в соответствующем календарном квартале 10 050 000 руб. (в 2012 г. право на него имели только те индивидуальные предприниматели (частные нотариусы), чей доход в месяц не превышал 8 050 000 руб.) (часть четвертая п.3 ст.164 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году стандартный налоговый вычет в размере 102 руб. в месяц применяется индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, в порядке, предусмотренном в части четвертой п.3 ст.164 НК, при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале 1 857 руб. (п.5 Указа № 29).

 

Плательщикам, имеющим ребенка до 18 лет либо содержащим иждивенцев, вычет предоставляется в размере 155 000 руб. в месяц на каждого такого ребенка и (или) иждивенца (в 2012 г. размер такого вычета составляет 123 000 руб.) (подп.1.2 п.1 ст.164 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году размер стандартного налогового вычета установлен в размере 30 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (абзац 11 п.1, приложение 10 к Указу № 29).

 

Физическому лицу: вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, а также родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет либо такого же возраста детей-инвалидов, начиная с 2013 г. стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 310 000 руб. на каждого ребенка в месяц (в 2012 г. размер такого вычета - 246 000 руб.) (часть пятая подп.1.2 п.1 ст.164 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году размер стандартного налогового вычета, предоставляемого вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю, установлен в размере 57 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (абзац 11 п.1, приложение 10 к Указу № 29).

 

В отличие от 2012 г. если плательщики относятся к 2 и более категориям лиц, имеющим право на такой вычет, он может быть предоставлен в размере, не превышающем 310 000 руб. в месяц, а не 246 000 руб., как это было ранее (абзац 2 п.2 ст.164 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году стандартный налоговый вычет, предоставляемый плательщикам этой категории, установлен в размере, не превышающем 57 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (абзац 11 п.1, приложение 10 к Указу № 29).

 

Законом № 431-З ссужен круг лиц, относимых к категории одиноких родителей: из него исключены отцы, не состоящие в браке, имеющие детей, сведения о матери которых записаны в книге записей актов о рождении по указанию отца. Поэтому с 1 января 2013 г. к категории одиноких родителей помимо родителей, если второй родитель ребенка умер или лишен родительских прав, станет относиться мать, не состоящая в браке, имеющая ребенка, сведения об отце которого записаны в записи акта о рождении ребенка по указанию матери.

Кроме того, с указанной даты основанием для признания родителя одиноким в этой ситуации будут также случаи, когда такие сведения были записаны по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения.

Соответственно документом, подтверждающим право этой категории лиц на стандартный налоговый вычет в двойном размере, будет являться справка, выдаваемая органом, регистрирующим акты гражданского состояния, содержащая сведения из записи акта о рождении ребенка о том, что сведения об отце записаны по указанию матери или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения (абзац 9 п.4 ст.164 НК).

Законом № 431-З внесены изменения и в перечень документов, являющихся основанием для предоставления стандартных налоговых вычетов в соответствии с подп.1.2 п.1 ст.164 НК. С 1 января 2013 г. подтверждением того, что физическое лицо находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, помимо справки о нахождении физического лица в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет является решение комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности о назначении пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Напомним, в 2012 г. вместо указанного решения основанием для предоставления стандартного налогового вычета в этом случае служила справка о периоде выплаты пособия на детей, подтверждающая выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

С 1 января 2013 г. с 623 000 до 780 000 руб. увеличен размер стандартного налогового вычета для плательщиков, перечисленных в подп.1.3 п.1 ст.164 НК. Соответственно плательщикам, относящимся к 2 и более категориям лиц, перечисленных в указанном подпункте НК, вычет может быть предоставлен в размере, не превышающем 780 000 руб. в месяц (абзац 3 п.2 ст.164 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году этот стандартный налоговый вычет составляет 144 руб. в месяц (абзац 11 п.1, приложение 10 к Указу № 29).

 

Непосредственно сам порядок предоставления стандартных налоговых вычетов, установленных ст.164 НК, с 1 января 2013 г. не претерпел изменений.

Социальный налоговый вычет

С 1 января 2013 г. согласно внесенным ст.1 Закона № 431-З изменениям увеличен с 2 550 000 до 10 000 000 руб. предельный размер расходов в виде сумм, уплаченных плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, на которые ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет (часть первая подп.1.2 п.1 ст.165 НК).

Остальные изменения, внесенные в ст.165 НК, носят редакционный характер.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2018 году социальный налоговый вычет, предоставляемый плательщикам этой категории, определен в сумме, не превышающей 3 164 руб. в течение налогового периода (абзац 11 п.1, приложение 10 к Указу № 29).

 

Имущественные налоговые вычеты

С 1 января 2013 г. при предоставлении имущественного налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.166 НК, необходимо учитывать, что изменения внесены и в перечень документов, являющихся основанием для его применения.

С указанной даты для получения данного имущественного налогового вычета необходимо будет представить (абзацы 6 и 7 части третьей п.2 ст.166 НК):

• копии договора строительного подряда на реконструкцию индивидуального жилого дома или квартиры (в случае осуществления реконструкции индивидуального жилого дома или квартиры);

• копии документов, подтверждающих регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, квартиру, договора купли-продажи индивидуального жилого дома, квартиры (при приобретении индивидуального жилого дома, квартиры).

В 2012 г. для получения данного имущественного налогового вычета требовались только оригиналы указанных документов.

Кроме того, уточнено, что при приобретении индивидуального жилого дома или квартиры необходимо представлять документы, подтверждающие фактическую оплату их стоимости (абзац 16 части третьей п.2 ст.166 НК). При этом определено, что если указанные документы были представлены налоговому агенту (налоговому органу) для целей предоставления имущественного налогового вычета в предыдущем налоговом периоде, то в последующие налоговые периоды повторно этому налоговому агенту (налоговому органу) они не представляются (часть шестая п.2 ст.166 НК).

Непосредственно сам порядок предоставления данного имущественного налогового вычета с 1 января 2013 г. не претерпел изменений.

В целях совершенствования порядка предоставления имущественного налогового вычета, установленного подп.1.2 п.1 ст.166 НК, в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, необходимые изменения и дополнения внесены в ст.167 НК.

С 1 января 2013 г. при отсутствии документов, указанных в части первой п.5 ст.167 НК, имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, может быть предоставлен на основании имеющихся в налоговом органе сведений, предоставленных государственными органами и организациями в установленном законодательством порядке (часть третья п.5 ст.167 НК).

Профессиональные налоговые вычеты

В целях совершенствования порядка предоставления профессионального налогового вычета индивидуальным предпринимателям (частным нотариусам, адвокатам) Законом № 431-З в ст.169 НК внесены следующие изменения и дополнения, согласно которым:

• документами, подтверждающими расходы индивидуальных предпринимателей по хозяйственным операциям, совершенным на территории Республики Беларусь, признаются и первичные учетные документы, включенные в перечень, определяемый Советом Министров РБ, составленные в виде электронных документов, созданных в порядке, установленном Советом Министров РБ (часть вторая п.1 ст.169 НК);

• стоимость воды, топлива, электрической и тепловой энергии будет включаться в состав материальных расходов в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (часть вторая подп.8.5 п.8 ст.169 НК).

В 2012 г. стоимость указанных материалов включалась в состав расходов в пределах установленных лимитов их расхода. При этом расходы на топливо должны были определяться согласно действующим в Республике Беларусь линейным нормам расхода топлива для соответствующей марки автомобиля по путевым листам и документам, подтверждающим приобретение топливно-смазочных материалов. В случае отсутствия такой нормы расхода топлива стоимость израсходованных топливно-смазочных материалов определяется до момента утверждения указанной нормы (при условии подачи соответствующей заявки) по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленной заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего автомобиля;

• расходы на списание автомобильных шин будут учитываться не в составе прочих расходов по нормам и в порядке, установленным законодательством, а на основании их стоимости, норм износа автомобильных шин, рассчитанных в соответствии с законодательством исходя из эксплуатационных норм пробега автомобильных шин, и фактического пробега автомобиля в соответствующем отчетном (налоговом) периоде (часть девятая п.15 ст.169 НК).

Это изменение вызвано тем, что нормы и порядок списания автомобильных шин действующим законодательством не определены, а порядок установления эксплуатационных норм пробега автомобильных шин закреплен техническим кодексом установившейся практики ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденным приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц;

• к внереализационным расходам будут относиться суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, уплаченные в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков, в т.ч. реального ущерба, не связанных с нарушением договорных обязательств, если их виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них (подп.18.1 п.18 ст.169 НК).

В 2012 г. согласно подп.18.1 п.18 ст.169 НК к внереализационным расходам относились только суммы, уплаченные за нарушение договорных обязательств в виде неустоек (штрафов, пеней) и (или) иных санкций, суммы возмещения убытков;

Кроме того, Законом № 431-З определено, что перечень расходов, которые не относятся к расходам, учитываемым при налогообложении доходов, распространяется и на адвокатов при осуществлении ими адвокатской деятельности (п.20 ст.169 НК).

Дата фактического получения дохода

Законом № 431-З в целях правильного определения даты фактического получения дохода необходимые изменения внесены в ст.172 НК.

Уточнено, что основанием для применения положений подп.1.4 п.1 ст.172 НК будет невозврат имущества, а не его получение.

Таким образом, при невозврате имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), если иное не установлено п.21 ст.178 НК, датой фактического получения дохода признается день, следующий за днем, установленным для возврата этого имущества.

При этом с 1 января 2013 г. положения подп.1.4 п.1 ст.172 НК не будут применяться в отношении доходов в виде имущества, полученного в соответствии с договорами займа, задатка в связи с осуществлением плательщиком ранее предпринимательской деятельности.

С нового года дата фактического получения дохода в этом случае будет определяться в соответствии с подп.1.7 п.1 ст.172 НК, в который внесены соответствующие изменения.

Так, согласно новой редакции подп.1.7 п.1 ст.172 НК при получении имущества в связи с осуществлением ранее предпринимательской деятельности (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), при наличии не исполненных плательщиком обязательств, а также в размере стоимости отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав при наличии не исполненных перед плательщиком обязательств, дата фактического получения дохода определяется как день представления индивидуальным предпринимателем заявления о прекращении деятельности.

Кроме того, комментируемой ст.1 Закона № 431-З урегулирован вопрос, связанный с определением даты фактического получения дохода в отношении доходов, получаемых в виде прочего (сверх норм естественной убыли) выбытия товаров, указанных в подп.2.10 п.2 ст.176 НК (основные средства, имущественные права по прочим основаниям, не связанным с выбытием в результате реализации, обмена и безвозмездной передачи, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в т.ч. форс-мажорные)).

В этом случае такая дата будет определяться как день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего выбытие товаров (подп.1.9 п.1 ст.172 НК).

Ставки подоходного налога с физических лиц

Согласно изменениям, внесенным в ст.173 НК, с 26 500 000 до 33 100 000 руб. в налоговом периоде увеличен размер доходов, полученных плательщиками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (кроме случаев сдачи внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году 2 и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает 15 дней), в пределах которого применяются ставки подоходного налога, установленные в фиксированных суммах согласно приложению 26 к НК. Ставки налога в фиксированных суммах с 1 января 2013 г. также увеличены.

 

Обратите внимание!

При превышении данного предела указанные доходы подлежат обложению подоходным налогом по ставке в размере 12 % (п.1 ст.173 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 13 % (п.1 ст.173 НК в редакции Закона РБ от 30.12.2014 № 224-З).

На 2018 год ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах установлены согласно приложению 11 к Указу № 29.

Ставки подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных в 2018 году физическими лицами от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (за исключением таких доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской деятельности или от индивидуальных предпринимателей в результате заключения с ними договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь), в размере, не превышающем 6 116 руб. в налоговом периоде, устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов в фиксированных суммах в пределах ставок согласно приложению 11 к Указу № 29. Доходы от сдачи физическими лицами жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест подлежат налогообложению подоходным налогом с физических лиц по ставке 13 % в порядке, установленном в ст.178 НК, в случае, если такие доходы получены в размере, превышающем 6 116 руб. в налоговом периоде (п.4 Указа № 29).

 

С 1 января 2013 г. ставка подоходного налога с физических лиц, установленная в размере 15 % в отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности, будет применяться только белорусскими индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) (п.4 ст.173 НК).

Таким образом, с 1 января 2013 г. для иностранных индивидуальных предпринимателей будет установлен порядок налогообложения, аналогичный порядку, действующему для физических лиц, т.е. доходы, полученные такими предпринимателями, будут подлежать обложению подоходным налогом по ставке в размере 12 %, но без применения профессионального налогового вычета (п.1 ст.173 НК).

Порядок исчисления подоходного налога и сроки его уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налоговыми агентами

С учетом внесенных в ст.175 НК изменений и дополнений налоговым агентам при исчислении подоходного налога с 1 января 2013 г. необходимо учитывать следующие новшества:

• из п.2 ст.175 НК исключены положения, согласно которым порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, применяемый налоговыми агентами в соответствии со ст.175 НК, не распространялся на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, исчисление и уплата подоходного налога с которых производятся в соответствии со ст.160 НК.

Корректировка данной нормы НК вызвана необходимостью приведения его в соответствие с Указом Президента РБ от 11.07.2012 № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 312). Напомним, что подоходный налог по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом при осуществлении им фактической выплаты доходов в денежной форме физическим лицам (подп.1.4 п.1 Указа № 312).

Приведенная норма Указа № 312 направлена на исключение случаев неуплаты налога организациями, являющимися источниками выплаты таких доходов, которые могли возникнуть в связи с исключением с 1 января 2012 г. из НК п.6 ст.160, согласно которому подоходный налог с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка исчислялся, удерживался и перечислялся в бюджет налоговым агентом при осуществлении им фактической выплаты доходов (денежных средств) плательщику.

Вместе с тем одновременно с исключением п.6 ст.160 из НК из ст.175 НК, регулирующей порядок уплаты подоходного налога налоговыми агентами, не были исключены положения о том, что этот порядок не распространяется на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка.

Таким образом, с 1 января 2012 г. и до вступления в силу Указа № 312 в законодательстве отсутствовали нормы, определяющие порядок и сроки уплаты подоходного налога с указанных доходов, что могло повлечь неуплату его налоговыми агентами;

• закреплен единый порядок исчисления подоходного налога с доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями. В этих целях необходимые изменения внесены в пп.3 и 7 ст.175 НК, с учетом которых с 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели - резиденты Парка высоких технологий, доходы которых облагаются подоходным налогом по ставке, установленной подп.3.2 п.3 ст.173 НК, должны руководствоваться общим для всех индивидуальных предпринимателей порядком;

• уточнен порядок перечисления налоговыми агентами в бюджет подоходного налога, исчисленного и удержанного ими с доходов физических лиц.

Теперь с учетом внесенных в п.9 ст.175 НК изменений и дополнений налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. А в иных случаях налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога с физических лиц не позднее:

• дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме;

• дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога с физических лиц, - для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме;

• дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Порядок исчисления подоходного налога и сроки его уплаты индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами)

В целях совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты подоходного налога белорусскими индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) и декларирования ими своих доходов необходимые изменения и дополнения внесены в ст.176 НК.

Уточнен порядок определения дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав:

• как и прежде, доходы, полученные при прочем выбытии товаров, указанных в подп.2.10 п.2 ст.176 НК, на которые законодательством установлены регулируемые цены, определяются как разница между розничной и отпускной ценами (либо ценой приобретения) этих товаров. При этом Законом № 431-З уточнено, что при отсутствии регулируемых розничных цен доходы определяются как разница между ценами (максимальными розничными ценами) на идентичные товары и отпускными ценами (либо ценами приобретения) этих товаров (подп.4.6 п.4 ст.176 НК);

• по аналогии с порядком, установленным для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, п.4 ст.176 НК дополнен подп.4.9, согласно которому доход от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшается в случаях возврата товаров (отказа от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или соразмерного уменьшения цены товаров (работ, услуг), имущественных прав в том отчетном периоде, в котором произведены возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или соразмерное уменьшение цены товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Законом № 431-З также уточнен перечень доходов, относимых к внереализационным:

• согласно подп.6.1 п.6 ст.176 НК к таким доходам будут относиться суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, полученные в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств, а также поступления в счет возмещения вреда в натуре, убытков, в т.ч. упущенной выгоды, не связанные с нарушением договорных обязательств, в размерах, превышающих размеры вреда в натуре или убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

В 2012 г. согласно подп.6.1 п.6 ст.176 НК к внереализационным доходам относились только суммы, полученные за нарушение договорных обязательств в виде неустоек (штрафов, пеней) и (или) иных санкций, а также суммы, полученные в результате возмещения убытков;

• определено, что к внереализационным доходам будет относиться стоимость имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), не возвращенного не только в установленный срок, но и при прекращении предпринимательской деятельности (подп.6.6 п.6 ст.176 НК).

Кроме того, ст.1 Закона № 431-З уточнен порядок представления индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и срока уплаты исчисленных исходя из нее сумм подоходного налога.

Так, индивидуальные предприниматели (частные нотариусы, адвокаты) обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом (п.9 ст.176 НК). При этом суммы подоходного налога, исчисленные исходя из этих налоговых деклараций (расчетов), уплачиваются ими не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом (п.10 ст.176 НК).

При этом исключение из п.9 ст.176 НК части 2 обусловлено необходимостью исключения случаев дублирования в НК положений, касающихся срока представления индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) налоговой декларации (расчета) в случае прекращения ими деятельности.

Так, с 1 января 2013 г. согласно п.21 ст.63 НК в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя налоговая декларация (расчет) представляется в соответствии с требованиями части первой п.2 ст.63 НК в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности за период с начала налогового периода по день подачи заявления о прекращении деятельности включительно, если иное не установлено НК. При возникновении (наличии) объектов налогообложения в процессе прекращения деятельности индивидуального предпринимателя налоговая декларация (расчет) по деятельности этого индивидуального предпринимателя представляется не позднее чем за 10 рабочих дней до дня представления им в регистрирующий орган уведомления о завершении процесса прекращения деятельности.

Также в целях исключения случаев дублирования в НК положений, касающихся срока уплаты подоходного налога индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) в случае прекращения ими деятельности из п.10 ст.176 НК исключена часть 2.

При этом с 1 января 2013 г. эти сроки претерпели изменения.

Так, согласно п.4 ст.38 НК по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым налоговыми органами, исполнение налогового обязательства индивидуального предпринимателя и уплата причитающихся к уплате им пеней производятся индивидуальным предпринимателем не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью первой п.21 ст.63 НК, а также в течение 5 рабочих дней со дня представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй п.21 ст.63 НК.

В свою очередь, налоговое обязательство частного нотариуса, адвоката при прекращении ими осуществления лицензируемого вида деятельности исполняется и причитающиеся к уплате ими пени уплачиваются частным нотариусом, адвокатом не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью шестой п.21 ст.63 НК, за счет принадлежащих им денежных средств и иного имущества, за исключением случаев, установленных законодательными актами (п.5 ст.38 НК).

В 2012 г. в случае прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов, адвокатов) сумма подоходного налога с физических лиц уплачивалась ими не позднее 15 календарных дней с даты подачи налоговой декларации (расчета).

Законом № 431-З определено, что с 1 января 2013 г. установленный п.21 ст.178 НК порядок налогообложения доходов, полученных в виде займов, кредитов, ссуд от иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов) и (или) физических лиц, не относящихся к постоянно проживающим в Республике Беларусь, не распространяется на займы, кредиты, ссуды, полученные белорусскими индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) при осуществлении ими предпринимательской (частной нотариальной, адвокатской) деятельности.

Напомним, что согласно действовавшей редакции НК все без исключения плательщики, получавшие указанные доходы, подлежащие налогообложению, обязаны были не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах этих доходов, полученных ими в течение налогового периода. При этом сумма подоходного налога, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией (расчетом), уплачивалась плательщиками в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Устранение двойного налогообложения (зачет сумм налога, уплаченного за границей)

В целях урегулирования вопросов подтверждения физическим лицом того факта, что он - резидент иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, п.2 ст.182 НК дополнен необходимыми положениями.

Так, плательщик должен будет представить налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и по форме, установленными Министерством по налогам и сборам РБ (примечание 1), подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) налоговым или иным компетентным органом иностранного государства. При этом указанное подтверждение может представляться налоговому агенту или в налоговый орган как до, так и после уплаты подоходного налога.

Данное подтверждение будет действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано (заверено), либо в течение указанного в нем периода.

Вместе с тем при наличии принятого налоговым агентом или налоговым органом подтверждения на текущий календарный год такое подтверждение, выданное (заверенное) в декабре текущего года (примечание 2) без указания периода, на который оно действительно, принимается в качестве подтверждения на последующий календарный год.

При представлении налоговому агенту подтверждения до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены главой 16 НК, в отношении такого дохода налоговым агентом подоходный налог с физических лиц не удерживается и не перечисляется в бюджет либо удерживается и перечисляется в бюджет по пониженным налоговым ставкам, установленным таким международным договором Республики Беларусь.

В случае непредставления налоговому агенту подтверждения подоходный налог удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.

Представление подтверждения в налоговый орган является основанием для освобождения от уплаты подоходного налога или уплаты этого налога по пониженным ставкам.

Законом № 431-З определено, что возврат (зачет) ранее уплаченного (удержанного) подоходного налога, в отношении которого международными договорами Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены главой 16 НК, осуществляется налоговым органом или налоговым агентом в белорусских рублях после представления плательщиком подтверждения и заявления о возврате (зачете) налога.

В целях совершенствования механизма устранения двойного налогообложения необходимые изменения внесены в п.1 ст.182 НК, согласно которым уточнено, что исчисление подлежащих зачету сумм налога, уплаченных (удержанных) в соответствии с законодательством иностранного государства, с доходов, полученных в этом иностранном государстве, производится отдельно по каждому доходу в пределах сумм налога, уплаченных (удержанных) с такого дохода, но не более суммы подоходного налога с физических лиц, исчисленной с указанного дохода в соответствии с главой 16 НК.

 

Обратите внимание!

Ранее оговорка о том, что исчисление подлежащих зачету сумм налога производится отдельно по каждому доходу, в НК отсутствовала.

 

Примечание 1. Глава 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, гаражными кооперативами, кооперативами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческими товариществами и (или) дачными кооперативами, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 100.

Примечание 2. Для целей ст.182 НК текущим календарным годом является год, в котором выдано (заверено) подтверждение.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В НК на основании законов РБ от 31.12.2013 № 96-З, от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения.  

 

14.01.2013

 

Марина Константинова, экономист