


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к статье 11.77 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. За нарушение законодательства о закупках за счет собственных средств государственных организаций установлена административная ответственность
Штраф в размере до 50 базовых величин вводится с 28 августа 2013 года
Закон РБ от 12.07.2013 № 64-З внес изменения в административное законодательство. В частности, введенной ст.11.77 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.
За указанные нарушения предусмотрено наложение штрафа в размере до 50 базовых величин. Данный вид административной ответственности вводится с 28 августа 2013 г.
Порядок закупок установлен Правительством Республики Беларусь с 3 июля 2012 года
Следует напомнить, что с 3 июля 2012 г. установлен порядок приобретения за счет собственных средств (за исключением государственных закупок) товаров (работ, услуг) (далее - закупки) для отдельных организаций (постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229)). В частности, осуществлять такие закупки, если иное не установлено законодательными актами, обязаны:
• республиканские унитарные предприятия;
• государственные органы;
• государственные объединения;
• иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
• хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.
При этом местным Советам депутатов рекомендовано также определить с учетом норм постановления № 229 порядок осуществления закупок коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.
Вышеназванные организации должны осуществлять закупки с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок и процедуры закупки из одного источника. При этом виды процедур, а также условия их проведения, требования к заключению и исполнению договоров, иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок, должны определяться организацией в порядке осуществления закупок с учетом требований, содержащихся в постановлении № 229.
![]() |
Обратите внимание! Требования постановления № 229 не распространяются на коммерческие организации с иностранными инвестициями. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. на основании подп.1.1 п.1 постановления № 229 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 23.01.2014 № 64) его нормы распространяются на республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, если иное не установлено законодательными актами РБ. |
![]() |
Справочно Такими особенностями могут быть: • предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов; • централизацию закупок; • согласование с государственной организацией решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары, а также иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом международных договоров, а также договоров, заключенных государственной организацией с иностранным юридическим лицом, международной организацией, организацией, не являющейся юридическим лицом; • применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения РБ и (или) товары (работы, услуги), которым в РБ предоставляют национальный режим. |
Порядок закупок должен быть размещен в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия (далее - РУП) «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в течение 3 рабочих дней после его утверждения.
Постановлением № 229 определены основания, при наличии которых применяется процедура закупки из одного источника.
![]() |
Справочно Под процедурой закупки из одного источника понимают способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). |
Основным принципом осуществления такого вида закупок является то, что закупки с применением этой процедуры осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в т.ч. включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (далее - Регистр), ведение которого осуществляется информационным РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Исключение составляют случаи, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны.
Приглашение к участию в конкурентных процедурах закупок должно также размещаться в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» и содержать:
• наименование вида процедуры закупки;
• наименование и место нахождения организации;
• описание предмета закупки, его объем (количество) или способ расчета, а также место и сроки поставки (приобретения иным способом) товаров (выполнения работ, оказания услуг);
• источник финансирования и способ получения документации;
• срок для подготовки и подачи предложений, место их подачи;
• требования к составу участников процедуры закупки;
• иные сведения в соответствии с порядком закупок.
Организация также должна дополнительно разослать приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки производителям, включенным в Регистр, в количестве не менее 10 (при их наличии), а также вправе направить такие приглашения любым иным известным ей поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и (или) разместить приглашения в любых средствах массовой информации.
Следующий принцип процедур закупки - запрет на не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки.
Участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с утвержденным порядком закупок, за исключением субъектов хозяйствования, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также в случаях, установленных в части четвертой подп.2.5 п.2 постановления № 229, в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей).
![]() |
Справочно Формирование и ведение реестра осуществляет Министерство экономики РБ, которое размещает такой реестр в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». В реестр на 1 год включаются: • участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки; • субъекты хозяйствования по факту невыполнения либо выполнения ненадлежащим образом обязательств по договорам на закупки, подтвержденному соответствующим судебным (арбитражным) решением, за исключением договоров на закупки, обязательства по которым не выполнены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения либо на основании акта государственного органа; • юридические лица и индивидуальные предприниматели, работник(и) которых совершил(и) установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы, в т.ч. дачу взятки члену(ам) комиссии и (или) ответственному лицу (лицам) организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок. |
Также принципами осуществления закупок является то, что:
1) при рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее 1 производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя);
2) не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку предложений участников по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке;
3) требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора, а также критерии и способ оценки участников процедуры закупки применяются в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям;
4) с участников процедуры закупки не допускается взимание платы за документацию о закупке.
![]() |
Справочно Документация о закупке формируется в случае проведения конкурентных видов процедур закупок и должна содержать сведения, определенные порядком закупок. |
Также следует обратить внимание на то, что членами комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в т.ч.:
• физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки;
• работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки;
• физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в т.ч. физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
• работники кредиторов организации;
• должностные лица контролирующих (надзорных) органов.
Победителем конкурентной процедуры закупки определяется лицо, предложившее лучшие условия в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке. При этом сообщение о результате конкурентной процедуры закупки должно быть размещено в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки и содержать:
• вид и предмет процедуры закупки;
• наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя);
• дату заключения и сумму договора на закупку;
• сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен.
Несоблюдение вышеперечисленных требований постановления № 229 может явиться основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст.11.77 КоАП.
20.08.2013
Наталья Давыдко, заместитель начальника главного экспертно-правового управления - начальник управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов Комитета государственного контроля Республики Беларусь