


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к статье 16 Трудового кодекса Республики Беларусь. Запрещение необоснованного отказа отдельным гражданам в заключении трудового договора
В любом государстве, включая Республику Беларусь, существует проблема установления определенной границы между свободой трудового договора и обязательностью его заключения.
Свобода является общим правилом и опирается главным образом на:
1) право на труд со стороны гражданина (п.1 ст.12 Трудового кодекса РБ; далее - ТК);
2) право на предпринимательскую деятельность со стороны нанимателя, предполагающую, в частности, возможность приобретения различного рода товаров, в т.ч. такого специфического (связанного с личностью работника), как наемный труд (более конкретно - на право нанимателя осуществлять подбор нужных кадров по своему усмотрению).
Эти права провозглашены или вытекают, в частности, из Всеобщей декларации прав человека (ст.17, 23), а также из Конституции Республики Беларусь (ст.41 и 44).
Обязательность заключения трудового договора представляет собой исключение из вышеназванного общего правила и основывается на социальной составляющей государства, которая реализуется, в частности, через защитную функцию трудового права. Это касается прежде всего лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите: женщин, несовершеннолетних, инвалидов и др.
Именно данное обстоятельство и обусловило наличие в ТК специальной статьи о запрещении отказа в заключении трудового договора.
Первая часть ст.16 ТК содержит закрытый перечень позиций, при которых запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Однако в ТК и ином законодательстве о труде есть случаи, когда наниматель обязан принимать на работу некоторые категории граждан (соответственно ему запрещается необоснованный отказ).
Из этого исходит и судебная практика. В п.4 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее - постановление Пленума № 2) указано, что судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.60 Конституции Республики Беларусь в суд об оспаривании отказа нанимателя в заключении трудового договора вправе обращаться не только граждане, перечисленные в ст.16 ТК, но и другие лица, которые считают отказ в приеме на работу необоснованным. Такие дела подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Термин «заключение трудового договора» синонимичен термину «прием на работу», который также применяется в ТК (в частности, в ст.25, 44 и 280) и ином законодательстве (например, в ст.199 Уголовного кодекса РБ (далее - УК) и ст.21 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», далее - Закон о занятости).
Исходя из положений ст.16 ТК наниматель (поскольку ему запрещен отказ) обязан заключать трудовой договор только с перечисленными в ней отдельными категориями граждан. Таких категорий (направленные, приглашенные, прибывшие и т.д.) всего 7 - по числу пунктов части первой ст.16 ТК.
Получается, что для всех остальных категорий граждан заключение трудового договора производится только при достижении сторонами договоренности об условиях трудового договора, т.е. на добровольной, рыночной основе.
Сопоставление части первой ст.16 ТК и части третьей ст.241 ТК позволяет сделать вывод о том, что необоснованный отказ, о котором говорится в части первой ст.16 ТК, есть незаконный, т.е. запрещенный законодательством, отказ в заключении трудового договора.
Такой запрет может быть прямым или косвенным (вытекающим из законодательства).
Прямой запрет установлен в части первой ст.16 ТК для перечисленных в ней категорий граждан, а также в ст.14 ТК применительно к дискриминационным причинам.
Косвенный запрет имеет место, например, в случаях, когда гражданину должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа у конкретного нанимателя при определенных условиях: незаконном привлечении к уголовной ответственности, увольнении с военной службы, окончании полномочий по выборным должностям в государственных и профсоюзных органах.
Так, гражданину, освобожденному от работы (должности) в связи с незаконным осуждением (п.5 ст.44 ТК) либо отстраненному от должности (ст.49 ТК) в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при невозможности этого (ликвидация организации, сокращение должности), а также наличии иных предусмотренных законом оснований, препятствующих восстановлению на работе (должности), - другая равноценная работа.
Работа (должность) должна быть предоставлена не позднее месячного срока со дня обращения гражданина, если оно последовало не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела (п.5 Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981 № 4892-X).
В течение 3 месяцев после увольнения с военной службы предоставлено право поступить на равноценную должность в государственных организациях лицам, уволенным из них по п.1 ст.44 ТК (призыв работника на военную службу).
Подробнее об этом говорится в ст.342 ТК и комментарии к ней, а также в части седьмой ст.19 Закона РБ от 04.01.2010 № 100-З «О статусе военнослужащих».
Работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственных органах, после окончания полномочий по выборной должности предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), за исключением случаев ликвидации организации (ст.100 ТК).
Работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая равноценная работа (должность) на том же предприятии, в учреждении, организации. Это предусмотрено в ст.24 Закона РБ от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах».
Наниматель вправе отказать в заключении трудового договора гражданам, которых законодательство не обязывает принимать на работу, по тем причинам, которые он находит достаточными или вообще без объяснения причин.
Кроме того, наниматель обязан отказывать в приеме на работу в установленных законодательством случаях, когда запрещается заключать трудовой договор с определенными категориями граждан.
В целом ряде случаев законодательство (прямо или косвенно) запрещает принимать на работу отдельные категории граждан при определенных условиях. Это, в частности, относится:
• к женщинам и несовершеннолетним при приеме на тяжелые и подземные работы, а также на работы с вредными условиями труда (ст.262 и 274 ТК);
• инвалидам (часть вторая ст.283 ТК);
• несовершеннолетним моложе 16 лет, а при письменном согласии одного из родителей (усыновителей, попечителей) - моложе 14 лет (ст.21 и 272 ТК);
• близким родственникам или свойственникам, если после приема на работу они будут находиться в непосредственной подчиненности или подконтрольности (ст.27 ТК);
• совместителям, имеющим неснятую и непогашенную судимость за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, при приеме на работу, связанную с материальной ответственностью (часть четвертая ст.348 ТК);
• лицам, не имеющим необходимого образования при замещении должностей, требующих наличия такого образования (например, врачей);
• лицам, не избранным по конкурсу или на выборную должность (ст.24 ТК);
• гражданам, не предъявившим необходимые документы при приеме на работу (ст.26 ТК);
• гражданам, претендующим на прием на работу (должность) при наличии вступившего в законную силу приговора суда, которым запрещено занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.51 УК);
• лицам, не прошедшим предварительный медицинский осмотр при приеме на работу (ст.226 ТК);
• лицам, лишенным права по приговору суда занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.51 УК).
Причины обоснованного отказа (помимо вышеназванных законодательных запретов) могут быть самыми разными: наличие увольнений за нарушение трудовой дисциплины или судимости, недостаточный опыт работы и др.
Отказ может быть признан обоснованным и в случаях, когда нанимателю направляются для трудоустройства безработные граждане в счет брони со ссылкой на п.1 ст.16 ТК.
Суды при разрешении подобных дел учитывают в комплексе законодательство и все обстоятельства дела, в первую очередь связанные с соблюдением нанимателем и государственной службой занятости правовых норм о занятости населения.
Например, суд может отказать в привлечении нанимателя к административной ответственности, если центр занятости направил для трудоустройства безработного после истечения предусмотренного законодательством срока.
Запрещение необоснованного отказа лицам, направленным в счет брони
Согласно п.1 части первой ст.16 ТК запрещается необоснованный отказ гражданам, направленным на работу государственной службой занятости в счет брони.
Комплексный анализ нормативных правовых актов по данному вопросу позволяет сделать вывод, что броня по приему на работу - это определенное местными исполнительными и распорядительными органами количество рабочих мест, на которые наниматель обязан принять по направлению государственной службы занятости лиц, имеющих право на дополнительные гарантии занятости.
В некоторых нормативных актах наряду с термином «броня» употребляются термины «квота», «квотирование рабочих мест», «нормативы по бронированию», «минимальное количество специальных рабочих мест». Все они имеют одно и то же юридическое содержание.
Согласно ст.21 Закона о занятости наниматели обязаны создавать рабочие места (в т.ч. специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда:
1) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;
3) инвалидам;
4) освобожденным из мест лишения свободы;
5) впервые ищущим работу в возрасте до 21 года;
6) лицам предпенсионного возраста (за 2 года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);
7) уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета РБ, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;
8) эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.;
9) иным гражданам, если это определено законами и актами Президента РБ.
К гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, относятся также ветераны боевых действий на территории других государств на основании пп.1-3 ст.3 Закона РБ от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах»:
а) военнослужащие, в т.ч. уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призывавшиеся на военные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов (включая специалистов и советников Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР и БССР), направлявшиеся органами государственной власти СССР в Афганистан или другие государства и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах;
б) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий;
в) военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий.
Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами.
Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утверждено постановлением Совета Министров РБ от 29.11.2006 № 1595 (далее - Положение).
Для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (далее - особо нуждающиеся граждане), местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают нанимателям независимо от форм собственности броню для приема на работу таких граждан на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии).
На основании оценки состояния и прогноза развития занятости населения региона, банка данных безработных из числа особо нуждающихся граждан органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - органы по труду) направляют нанимателям предложения об установлении им на очередной календарный год брони для приема на работу данных граждан, а также о создании рабочих мест для их трудоустройства (в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью).
Наниматели обязаны анализировать поступившие предложения и ежегодно до 1 октября информировать органы по труду о количестве граждан (с указанием их категорий), прием на работу которых гарантируется в очередном календарном году на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии) и о возможности создания рабочих мест для их трудоустройства, в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (п.4 Положения).
Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно до 1 ноября (а при необходимости и в течение года) принимают решения на очередной календарный год об установлении брони нанимателям для приема на работу особо нуждающихся граждан.
В этих решениях указываются:
• наниматели;
• категории особо нуждающихся граждан и их количество, подлежащее трудоустройству на свободные рабочие места (вакансии);
• минимальное количество создаваемых рабочих мест (п.6 Положения).
Для трудоустройства граждан в соответствии с установленной броней наниматели обязаны на основании п.8 Положения письменно уведомлять органы по труду о наличии свободных рабочих мест (вакансий) по форме, определяемой Министерством труда и социальной защиты РБ, 2-недельный срок со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты.
Органы по труду обязаны своевременно информировать граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, о возможности их трудоустройства в счет брони (п.9 Положения).
Такое трудоустройство (включая трудоустройство на рабочие места, созданные в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов) осуществляется только по направлениям органов по труду (п.11 Положения).
Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляется по согласованию с этими органами (п.12 Положения).
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду для трудоустройства в счет брони, наниматель должен сделать в направлении этого органа отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу и возвратить направление гражданину (п.13 Положения).
Бронирование рабочих мест для приема на работу родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении и направленных по решению суда в органы по труду, осуществляется в вышеизложенном порядке. Отказ нанимателя в приеме на работу таких родителей не допускается (п.15 Положения).
Бронирование рабочих мест для инвалидов
Минимальное количество рабочих мест, в т.ч. специализированных, для трудоустройства инвалидов устанавливается нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами.
Затраты на создание таких рабочих мест свыше 3 % от среднесписочной численности работников компенсируются нанимателям за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством. За счет этих средств им также компенсируются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест для инвалидов (ст.20 Закона РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»).
Постановлением Совета Министров РБ от 02.02.2009 № 128 утверждено Положение о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов. В нем, в частности, предусмотрено, что указанные финансирование и компенсации осуществляются за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.
Подробнее об этом, а также других особенностях регулирования труда инвалидов - в главе 21 (ст.283-288) ТК; о бронировании рабочих мест и направлении граждан на работу в счет брони - в пп.5 и 7 части первой ст.16, ст.280, 281, 285, 286, 342 ТК.
Запрещение необоснованного отказа лицам, приглашенным в порядке перевода
Пункт 2 части первой ст.16 ТК запрещает необоснованный отказ в приеме на работу гражданам, письменно приглашенным на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними.
Срок действия приглашения о переводе исходя из п.2 части первой ст.16 ТК определяется:
1) по общему правилу - один месяц со дня выдачи письменного приглашения;
2) как исключение из общего правила - по усмотрению сторон.
Последнее означает, в частности, что стороны (в данном случае - принимающий наниматель и работник) могут договориться как о меньшем, так и о большем действии приглашения, например, в течение нескольких дней или месяцев.
На практике данный срок обычно указывают в письме о переводе, хотя не исключаются и устные договоренности с учетом квалификации работника, потребностей нового нанимателя и других факторов.
Анализируемые сроки в соответствии со ст.10 ТК исчисляются в календарных периодах.
![]() |
Обратите внимание! В п.2 части первой ст.16 ТК имеются в виду не постоянные и временные переводы, осуществляемые согласно ст.30, 33 и 34 ТК, а перевод от одного нанимателя к другому как основание прекращения трудового договора по п.4 ст.35 ТК. |
Инициатива в прекращении трудового договора по п.4 ст.35 ТК может исходить как от нанимателя, так и от работника.
Для прекращения трудового договора по п.4 ст.35 ТК требуется наличие 3 согласий: прежнего и нового нанимателей, а также работника.
Согласие на перевод обычно достигается по следующей схеме: новый наниматель направляет «действующему» письмо (отношение, приглашение) с просьбой уволить к нему работника в порядке перевода. Работник пишет заявление «действующему» нанимателю с просьбой об увольнении переводом к новому нанимателю, прилагая к заявлению вышеуказанное письмо. Затем «действующий» наниматель накладывает положительную резолюцию на заявлении работника и издает приказ о переводе работника к новому нанимателю.
Дать согласие на перевод - право, а не обязанность нанимателя.
Если один наниматель согласен принять (уволить) работника в порядке перевода, а другой не желает увольнять (принимать) его таким образом, то п.4 ст.35 ТК не применяется.
Если между нанимателем и работником достигнуто соглашение о прекращении трудового договора по п.4 ст.35 ТК, например посредством положительной резолюции на заявлении работника, то впоследствии оно может изменяться не односторонне, а только с согласия обеих сторон.
Между нанимателями согласуется обычно только факт перевода, а между работником и нанимателями - еще и конкретная дата, с которой должно произойти увольнение.
На практике могут встречаться ситуации, когда соглашение о дате увольнения не достигнуто. В таком случае перевод считается несостоявшимся (к примеру, работник просит уволить его через 2 недели, а наниматель согласен сделать это только через 3 месяца).
Во исполнение решения суда наниматель обязан заключить трудовой договор с лицами, приглашенными на работу в порядке перевода от другого нанимателя, с первого рабочего дня, следующего за днем увольнения с предыдущей работы, если соглашением сторон не было предусмотрено иное.
Оплата за возможный в связи с отказом или несвоевременным заключением трудового договора вынужденный прогул должна производиться исходя из ставки (должностного оклада) по работе или должности, в принятии на которую истцу отказано. Данное положение предусмотрено п.4 постановления Пленума № 2.
Запрещение необоснованного отказа лицам, прибывшим после обучения
В п.3 части первой ст.16 ТК запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами, прибывшими на работу в соответствии с заявкой нанимателя или заключенным договором после окончания учреждения образования.
Данная норма основана на обязательствах, возникших для нанимателя после совершения им определенных юридически значимых действий (подачи в учебное заведение заявки с просьбой направить на работу определенного или любого выпускника либо заключения договоров).
Вид договора (коллективный, на обучение, трудовой, соглашение и др.), учебного заведения (государственное или частное, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое либо др.), форма образования (очная, заочная или вечерняя), наличие либо отсутствие статуса молодого специалиста юридического значения здесь не имеют. В любом случае наниматель должен выполнить свои обязательства по трудоустройству указанных выпускников.
В постановлении Совета Министров РБ от 29.07.2005 № 834 «О некоторых вопросах направления работников на обучение в учреждения образования за счет юридических лиц» предусмотрено, что получение среднего специального, высшего или послевузовского образования за счет средств государственных юридических лиц и юридических лиц, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими юридическими лицами, направляются работники, проработавшие не менее одного года в этой организации и поступившие на специальности, необходимые организации, по результатам конкурсного отбора. Конкурсный отбор осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми этими организациями.
В правилах конкурсного отбора предусматриваются порядок проведения и условия отбора работников, в т.ч. по результатам сдачи вступительных испытаний, подтверждаемым справкой, выдаваемой учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования), и среднему баллу документа об образовании.
Получение работником образования за счет средств организации осуществляется на основании договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе или договора о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе.
В этих договорах кроме условий, установленных законодательством, предусматривается:
• срок обязательной работы в организации;
• возмещение средств, затраченных организацией на подготовку специалиста (рабочего, служащего) или научного работника высшей квалификации.
Запрещение необоснованного отказа лицам, имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения
Запрещение необоснованного отказа в приеме на работу, установленное п.4 части первой ст.16 ТК, будет действовать, если, например, в коллективном договоре или соглашении предусмотрена обязанность нанимателя принимать бывших работников, уволенных по сокращению штата, при возвращении их после восстановления или увеличения объемов работ в данной организации.
При включении такого условия в трудовой договор оно станет обязательным для нанимателя (на основании, в частности, части третьей ст.19 ТК), как и коллективный договор или соглашение.
Запрещение необоснованного отказа в приеме на работу выпускникам
Пункт 5 части первой ст.16 ТК запрещает необоснованно отказывать в заключении трудового договора выпускникам государственных учебных заведений (высших, средних специальных и профессионально-технических), прибывшим на работу по направлению.
Для выпускников частных учебных заведений такой гарантии не предусмотрено, однако если прибытие на работу после обучения было основано на заявке нанимателя или договорах с его участием, то действует п.3 части первой ст.16 ТК.
Сопоставление п.5 части первой ст.16 и ст.280, 281 ТК позволяет сделать вывод о том, что в данном случае речь идет о приеме указанной категории граждан на забронированное первое рабочее место.
Порядок установления такой брони и предоставления первого рабочего места предусмотрен в Положении о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 19.12.2006 № 1681.
Запрещение необоснованного отказа в приеме на работу женщинам
Согласно п.6 части первой ст.16 и части первой ст.268 ТК запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам только по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям - с наличием ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет).
Другие причины (отсутствие вакансий, необходимого образования или опыта работы и т.д.) могут быть основанием для отказа женщинам в приеме на работу на общих основаниях.
Отказ женщине в приеме на работу по мотиву ее беременности является не только дисциплинарным проступком, но и уголовным преступлением и влечет наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительных работ на срок до 2 лет, или лишения свободы на срок до 3 лет (ст.199 УК).
Запрещение необоснованного отказа в заключении трудового договора военнослужащим
Запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора с военнослужащими срочной военной службы, уволенными из Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (п.7 части первой ст.16 ТК), касается тех из них, которые направлены на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.
При этом не имеет значения, работал ли данный гражданин до призыва на воинскую службу у нанимателя, к которому он направляется.
Подробно о порядке бронирования, понятии и предоставлении первого рабочего места указанной категории граждан в ст.281 и 342 ТК.
В соответствии с частью второй ст.16 ТК требовать от нанимателя выдачи письменного отказа в заключении трудового договора может только сам гражданин либо специально уполномоченный государственный орган.
В качестве последнего, в частности, выступает государственная служба занятости населения, которая согласно ст.13 Закона о занятости создана для реализации государственной политики в области содействия занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий.
Письменную и устную информацию о причинах отказов гражданам в заключении трудового договора (причем в любых, а не только в перечисленных в ст.16 ТК случаях) могут требовать также органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ, прокуроры и др.).
Известить о мотивах отказа можно по почте, факсу или путем вручения извещения под расписку гражданину или должностному лицу.
Согласно части второй ст.16 ТК письменный отказ должен быть дан в 3-дневный, а не в 5-дневный срок, предусмотренный в ст.51 ТК для других документов о работе.
Этот срок (процессуальный) исчисляется в календарных днях, но если его последний день приходится на выходной, то извещение о мотивах отказа в соответствии со ст.10 ТК должно быть послано не позднее ближайшего следующего за ним рабочего дня.
Отказ в заключении трудового договора согласно части третьей ст.16 ТК может быть обжалован в суд в 3-месячный срок со дня получения отказа, причем непосредственно в суд, минуя комиссию по трудовым спорам (часть третья ст.241 и ст.242 ТК).
Если наниматель, нарушая законодательство, письменно не известил о мотивах отказа в заключении трудового договора, то гражданин вправе обращаться в суд начиная со следующего дня после истечения 3-дневного срока, но не позднее 3 месяцев.
Все упомянутые сроки являются процессуальными и исчисляются по правилам ст.10 ТК.
Обжалование необоснованного отказа в приеме на работу возможно также и в порядке несудебной защиты прав работников, например в органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (п.9 ст.11 и глава 39 ТК).
В п.4 постановления Пленума № 2 дается указание судам иметь в виду, что в соответствии со ст.60 Конституции Республики Беларусь в суд об оспаривании отказа нанимателя в заключении трудового договора вправе обращаться не только граждане, перечисленные в ст.16 ТК, но и другие лица, которые считают отказ в приеме на работу необоснованным.
Такие дела подлежат рассмотрению судом в порядке искового производства.
Признав незаконным отказ в приеме на работу, суд выносит решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор, и устанавливает срок исполнения решения.
Решение суда о возложении на нанимателя обязанности заключить трудовой договор не может затрагивать содержание и условия трудового договора, которые в силу ст.19 ТК определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде.
Если в результате отказа или несвоевременного заключения трудового договора работник совершил вынужденный прогул, то его оплата производится исходя из ставки (должностного оклада) работника по работе (должности), в принятии на которую истцу отказано.
Во исполнение решения суда наниматель обязан заключить трудовой договор с лицами, приглашенными на работу в порядке перевода от другого нанимателя, с первого рабочего дня, следующего за днем увольнения с предыдущей работы, если соглашением сторон не было предусмотрено иное, а с другими лицами - со дня обращения к нанимателю с предложением о заключении трудового договора.
Связь статьи 16 Трудового кодекса с законодательством о занятости населения
Статья 16 ТК по многим вопросам связана с законодательством о занятости населения, которое развивает ее, в частности, в таких нормативных правовых актах, как:
• Положение о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1549;
• Положение о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, утвержденное вышеназванным постановлением № 1549.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2016 г. постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2016 № 856 внесены изменения и дополнения в постановление № 1549. В частности, название Положения изложено в новой редакции: «Положение о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов»; |
• Положение о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.12.2006 № 1716;
• Инструкция о порядке и условиях возмещения органами государственной службы занятости населения затрат на обучение, утвержденная постановлением Минтруда РБ от 27.02.1996 № 15.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 января 2017 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях возмещения нанимателями органам по труду, занятости и социальной защите затрат на переподготовку или повышение квалификации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 18.10.2016 № 61; |
• Положение о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 07.03.2008 № 342;
• Инструкция о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда РБ от 27.06.1996 № 51.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 декабря 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях оказания содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 19.10.2016 № 62. |
Ответственность за необоснованный отказ в заключении трудового договора
За необоснованный отказ в заключении трудового договора виновные должностные лица нанимателя могут быть привлечены к дисциплинарной, а при возникновении ущерба (например, в связи с излишними денежными выплатами в результате применения административных штрафов) - и к материальной ответственности. Их регулируют главы 14 и 37 ТК.
Административная ответственность
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность нанимателя и его должностных лиц за несоблюдение ст.16 ТК и развивающего ее законодательства.
На основании абзаца 1 части первой ст.9.16 КоАП необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.
За отказ этого же должностного лица в приеме на работу выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждением образования и нанимателем, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (абзац 2 части второй ст.9.16 КоАП).
В абзаце 1 части первой ст.9.15 КоАП установлено, что невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан:
• особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
• родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством,
влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин.
За невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя, установлена ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин (абзац 1 части второй ст.9.15 КоАП).
Иные нарушения законодательства о труде влекут в соответствии со ст.9.19 КоАП наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
На основании ст.3.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях дела о вышеназванных административных проступках, предусмотренные ст.9.15, 9.16 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.
Уголовная ответственность
В соответствии со ст.199 УК необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.
11.06.2012 г.
Виктор Кривой, доктор юридических наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения. В Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании законов РБ от 08.01.2014 № 131-З (с 25 июля 2014 г.), от 15.07.2015 № 305-З (с 24 января 2016 г.) и от 04.06.2015 № 277-З (с 1 июля 2016 г.) внесены дополнения и изменения. |