


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к статье 7 Трудового кодекса Республики Беларусь. Источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений
Источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений - это фундамент трудового права, без правильного понимания и применения которого на практике возникают самые разные проблемные вопросы.
Источники определены в ст.7 и 8 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), хотя между ними и нет надлежащей взаимоувязки, например, путем соответствующих отсылок.
Под источниками в праве понимаются официально-документальные внешние формы (способы) выражения правовых норм (обязательных правил поведения).
Источники, перечисленные в ст.7 ТК, делятся исходя из широты сферы их действия на акты трудового законодательства (включая Конституцию Республики Беларусь), локальные нормативные правовые акты и индивидуальные трудовые договоры.
В ст.7 ТК не указан очень важный по авторитетности и юридической силе источник регулирования трудовых и связанных с ними отношений: международные договоры, стороной которых является Республика Беларусь.
Конституция Республики Беларусь
Среди источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений в ст.7 ТК (п.1 части первой) на первое место поставлена Конституция Республики Беларусь, законодательный акт высшей юридической силы. Ни один из других нормативных правовых актов (в т.ч. кодексы и другие законы, декреты и указы Президента РБ) не может противоречить ей.
Конституция Республики Беларусь включает не только направления формирования законодательства, включая трудовое, но и содержит статьи, непосредственно устанавливающие правовые нормы в сфере трудового права. В частности, ст.41-43 говорят о праве на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, установление рабочей недели, не превышающей 40 ч.
Различаем термины
В качестве синонимов к термину «акты законодательства о труде» (п.2 части первой ст.7 ТК) применяются термины «акты трудового законодательства», «трудовое законодательство» и «законодательство о труде».
От них следует отличать термин «законодательные акты», который используется в ТК (ст.20, часть первая ст.26, абзац 2 ст.468).
Статья 1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон о нормативных правовых актах) относит к законодательным актам Конституцию Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента РБ.
Другие акты законодательства о труде
Другие акты законодательства о труде, о которых говорится в п.2 части первой ст.7 ТК, - это нормативные правовые акты высших и местных органов государственной власти и управления: законы, указы Президента РБ, постановления Совета Министров РБ, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, стандарты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения в соответствии с предоставленной им компетенцией.
В ТК не установлено, что все другие законы, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, должны ему соответствовать. Однако это вытекает из ст.10 Закона о нормативных правовых актах, где прямо предусмотрено, что кодексы (включая, естественно, и ТК) имеют большую юридическую силу по сравнению с другими законами.
Нормативные акты государственных органов подлежат обязательной публикации
В соответствии со ст.7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов подлежат обязательной публикации или доведению до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. В противном случае они недействительны (не имеют юридической силы).
Порядок, сроки и условия официального опубликования нормативных правовых актов урегулированы в ст.62 и 63 Закона о нормативных правовых актах, а также в Положении об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденном Декретом Президента РБ от 10.12.1998 № 22 (далее - Положение № 22).
В них, в частности:
1) установлен перечень официальных изданий, включающий среди прочих периодическое печатное издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронную версию; газету «Советская Белоруссия» (для указов Президента РБ и некоторых других актов); газеты «Звязда» и «Народная газета» (для законов, международных договоров и др.); газету «Рэспублiка» (для постановлений Совета Министров РБ и др.);
2) определены органы, направляющие правовые акты для официального опубликования;
3) предусмотрено, что в случае разновременного опубликования правового акта в нескольких официальных изданиях датой официального опубликования считается первоначальная публикация;
4) специально указано, что нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Положением № 22.
Обязательная правовая экспертиза нормативных актов
Кроме опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом правовые акты Национального банка РБ, министерств и иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городского исполнительных комитетов подлежат обязательной правовой экспертизе на основании Указа Президента РБ от 20.07.1998 № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь».
Порядок проведения этой правовой экспертизы урегулирован постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2006 № 1244, которым утверждена Инструкция о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 октября 2017 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов с учетом последних изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 02.10.2017 № 736. |
Министерству юстиции РБ предоставлено право давать разъяснения по применению названной Инструкции при осуществлении юридической экспертизы правовых актов.
Подготовка проектов нормативных правовых актов
Указом Президента РБ от 11.08.2003 № 359 утверждены Правила подготовки проектов нормативных правовых актов (далее - Правила). В них определяются особенности порядка подготовки проектов нормативных правовых актов, технико-юридические требования к их оформлению, иные вопросы, не урегулированные Законом о нормативных правовых актах.
В Правилах, в частности, предусмотрено, что:
- юридическая служба соответствующего государственного органа (организации) участвует в работе над проектами актов (п.9);
- для подготовки проекта следует (п.24):
уяснить степень полноты, необходимости и приоритетности правового регулирования соответствующих общественных отношений, цель принятия (издания) акта;
определить вид акта, принятием (изданием) которого могут быть урегулированы данные общественные отношения;
определить предметную, пространственную, временную и субъектную (по кругу лиц) сферы действия проекта акта;
изучить относящиеся к предмету правового регулирования проекта акта законодательство, в т.ч. международные договоры Республики Беларусь, а также законодательство иностранных государств, практику их применения, предложения государственных органов и иных организаций, научные исследования, публикации в печати;
провести анализ совместимости проекта акта с законодательством Республики Беларусь;
установить, в какой мере проект акта направлен на реализацию норм международных договоров Республики Беларусь;
определить возможные последствия принятия (издания) акта (правовые, политические, финансово-экономические, социальные, криминологические, экологические, демографические и др.);
определить размеры необходимых для реализации проекта акта финансово-экономических затрат, источники их покрытия и оценить целесообразность данных затрат с учетом ожидаемых результатов;
установить, в какой мере проект акта затрагивает интересы других государственных органов и иных организаций.
Нормы Правил могут быть использованы и при подготовке проектов локальных актов.
На недопустимость применения на практике актов, не прошедших установленную процедуру их регистрации и опубликования, неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РБ, в частности в решениях от 09.11.1994 (ВКС, 1995, № 1) и от 24.04.1998 (ВКС, 1998, № 2).
Права Президента Республики Беларусь в сфере регулирования трудовых и связанных с ними отношений
Президент РБ наделен Конституцией Республики Беларусь и законами значительными правами в сфере регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Он, в частности, может принимать на себя любые полномочия из компетенции Совета Министров РБ.
Компетенция Правительства РБ определена главным образом в Законе РБ от 23.07.2008 № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь».
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Большое количество актов законодательства о труде принимается специальным государственным органом управления в сфере трудовых отношений - Министерством труда и социальной защиты РБ (далее - Министерство).
Министерство - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости, социальной защиты, демографической безопасности, координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления, а также осуществляющий организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Национального комитета по народонаселению при Совете Министров РБ.
Министерство действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1589.
Данным Положением (п.7) Министерству предоставлено право принимать нормативные правовые и технические нормативные правовые акты по вопросам труда, содействия занятости, социальной защиты, демографической безопасности, в т.ч.:
- межотраслевые нормы труда;
- правила и условия оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, их тарификацию;
- правила и условия оплаты труда государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований;
- условия оплаты труда работников коммерческих организаций государственной формы собственности либо с долей собственности государства в их уставном фонде;
- условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу;
- рекомендации по организации и оплате труда работников коммерческих организаций;
- особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников;
- расчетную норму рабочего времени календарного года;
- Единую тарифную сетку работников Республики Беларусь, а также порядок ее применения в коммерческих организациях и индивидуальными предпринимателями;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
- Единый квалификационный справочник должностей служащих;
- перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям;
- общегосударственные классификаторы Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» и «Занятия», а также изменения к ним;
- типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;
- по вопросам проведения аттестаций рабочих мест по условиям труда и предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
- состав потребительских корзин и минимальные потребительские бюджеты по основным социально-демографическим группам населения;
- нормы и нормативы обеспеченности граждан услугами организаций, подчиненных Министерству;
- порядок и условия проведения индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий;
- порядок ведения нанимателями трудовых книжек.
Министерству предоставлено также право вносить в регистрирующие органы предложения о ликвидации организаций, в которых выявлены систематические грубые нарушения законодательства о труде, а также в случае выплаты работникам в течение 3 месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством.
Департамент государственной инспекции труда Министерства
Исключительно важный орган, способствующий созданию качественных источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений, - Департамент государственной инспекции труда с правами юридического лица в системе Министерства.
Постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 959 утверждено Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в котором закреплены его важнейшие задачи:
- осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
- выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Для обеспечения этих задач Департамент государственной инспекции труда Министерства:
- осуществляет надзор за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, работодателями законодательства о труде и об охране труда;
- заслушивает на заседаниях коллегии данного Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, и работодателей по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений и т.д.
Республиканский трудовой арбитраж
В создании качественных источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений не менее важна роль Республиканского трудового арбитража.
Указом Президента РБ от 29.06.1999 № 348 утверждено Положение о нем, в котором предусмотрены его основные задачи (п.3). Среди прочего Республиканский трудовой арбитраж, например, координирует деятельность органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников по урегулированию споров на стадии примирения, организует примирительные процедуры и участвует в них, обеспечивает защиту трудовых прав и законных интересов работников и нанимателей при установлении, изменении социально-экономических условий труда и быта работников, заключении, изменении, дополнении, исполнении либо прекращении коллективных договоров, соглашений, осуществляет методическое руководство системой примирения, посредничества и арбитража, обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении споров трудовыми арбитражами.
Республиканский трудовой арбитраж:
- принимает по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей;
- издает в пределах своей компетенции для органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников методические рекомендации и иные документы по применению законодательства при урегулировании споров;
- в установленном законодательством порядке рассматривает споры;
- оказывает консультативную помощь сторонам коллективных трудовых отношений при возникновении разногласий между ними;
- ведет учет споров и обобщает практику по их рассмотрению;
- вносит предложения руководителям организаций по устранению причин и условий возникновения споров;
- в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- информирует в случае необходимости Президента РБ, а также Правительство РБ и иные органы государственного управления о возможных социальных последствиях спора;
- осуществляет контроль за исполнением принятых решений, обязательных для сторон спора.
Другие министерства и республиканские органы государственного управления
Президентом РБ, Советом Министров РБ или законодательством полномочия по решению некоторых вопросов регулирования трудовых и связанных с ними отношений передаются другим (кроме Министерства) министерствам и иным республиканским органам государственного управления. Акты этих органов могут приниматься как самостоятельно, так и по согласованию с Министерством.
Например, порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определены в Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июня 2013 г. следует руководствоваться Инструкцией № 35 в редакции постановления Минфина РБ от 04.02.2013 № 4. |
Местные органы власти
В некоторых случаях правом издавать акты законодательства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, наделены местные органы власти.
Например, районные и городские, районные в городах исполнительные и распорядительные органы в соответствии со ст.3 Закона РБ от 30.05.1991 № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь» (утратил силу с 1 июля 2006 г.) могут устанавливать иные (по сравнению с определенными в ней) критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность безработных.
Международно-правовые акты - источник регулирования трудовых и связанных с ними отношений
В качестве источника непосредственного действия при регулировании трудовых и связанных с ними отношений в Беларуси могут выступать также международно-правовые акты (части третья и четвертая ст.8 ТК), хотя они и не перечислены в ст.7 ТК.
Источник регулирования трудовых и связанных с ними отношений - решения и заключения Конституционного Суда Республики Беларусь
Источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений на практике (в теории данный вопрос до сих пор дискуссируется) традиционно считаются решения и заключения Конституционного Суда РБ, а также постановления Пленума Верховного Суда РБ, с помощью которых восполняются пробелы в законодательстве, даются толкования тех или иных правовых понятий и формируется единообразная судебная практика применения законодательства, в т.ч. трудового.
Например, Конституционный Суд РБ заключением от 27.10.1995 № З-18/95 «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 1995 года № 350 «О некоторых вопросах регулирования трудовой деятельности и пенсионного обеспечения граждан» сформировал новую практику применения частей третьей и четвертой ст.25 Кодекса законов о труде РБ (далее - КЗоТ) (ныне им соответствует ст.32 ТК), согласно которой отказ работающих пенсионеров от заключения контракта признан отказом от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда с возможным увольнением по п.6 ст.29 КЗоТ (п.5 ст.35 ТК).
Источник регулирования трудовых и связанных с ними отношений - постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
Большое количество правовых норм по вопросам трудового законодательства нашло разъяснение и толкование в следующих постановлениях Пленума Верховного Суда РБ:
- от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»;
- от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей»;
- от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников».
Источник - трудовой договор
Трудовой договор в п.4 части первой ст.7 ТК прямо поименован в качестве источника регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
Трудовой договор содержит нормы, регулирующие отношения между работником и нанимателем, локально-индивидуального характера, которые действуют только у данного нанимателя, но применяются в отличие от локальных нормативных актов не к неопределенному кругу лиц, работающих у нанимателя, а только к конкретному работнику.
Например, условиями трудового договора при его заключении стороны могут определить: иное по сравнению с другими работниками время начала и окончания работы; ежегодное предоставление отпуска в определенное время; условие о ненаправлении в служебные командировки.
Локальные нормативные правовые акты
Локальные нормативные правовые акты, о которых говорится в п.3 ст.7 ТК, - это акты, принимаемые с целью их применения у конкретного нанимателя (нанимателей).
Они могут выражаться в форме договоров (коллективного или соглашений) либо самостоятельных решений нанимателя, в т.ч. с участием, по согласованию или совместно с трудовым коллективом или профсоюзами.
К иным локальным нормативным актам, в частности, относятся уставы и другие учредительные документы организаций, правила внутреннего трудового распорядка (ст.195 ТК), положения о формах и системах оплаты труда и выплате вознаграждения по итогам работы за год, инструкции по охране труда.
Содержание частей второй и третьей ст.7 ТК - один из основных принципов, заложенных в основу ТК: законодательство о труде устанавливает минимальный уровень гарантий работникам, по сравнению с которым нельзя ухудшать положение работников, даже если об этом есть договоренность или соответствующая норма включена в коллективный договор (соглашение). Улучшение же правового положения работников по сравнению с законодательством не запрещается, а, наоборот, поощряется.
Любые локальные нормативные правовые акты (как договорного характера, так и принимаемые нанимателем самостоятельно) недействительны, если содержат условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде.
Для отдельных условий индивидуальных трудовых договоров в п.2 части первой ст.23 ТК установлено правило, согласно которому они признаются недействительными, если ухудшают положение работника по сравнению не только с законодательством, но и с коллективным договором, соглашением.
Признание условий локальных нормативных актов, ухудшающих положение работника, недействительными
Часть вторая ст.7 ТК не устанавливает какой-либо процедуры для признания условий локальных нормативных актов, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством, недействительными, а непосредственно объявляет их таковыми. Таким образом, речь идет о ничтожной сделке (часть первая ст.167 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК). Она не имеет юридической силы исходя непосредственно из закона, и в связи с этим, в частности, суды и другие правоприменительные органы не вправе ссылаться на недействительные условия и применять их.
Следует иметь в виду, что требования об установлении факта ничтожности и о применении последствий недействительности (например, в неочевидных случаях, когда наниматель и профсоюз спорят по поводу того, есть ли ухудшение положения работника по сравнению с законодательством или нет) могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия и по собственной инициативе (часть вторая ст.167 ГК).
Согласно части первой ст.168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако, если из содержания сделки вытекает, что она может быть прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее на будущее время. Это, например, применяется в судебной практике в отношении трудового договора, заключенного с лицом, не достигшим установленного возраста.
Если в соответствующем локальном нормативном правовом акте установлены условия, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, они считаются недействительными и вместо них применяются нормы, предусмотренные законодательством.
Несмотря на включение в коллективный договор положения об оплате сверхурочных работ в одинарном размере, должна реализовываться норма ст.69 ТК об оплате сверхурочных работ в двойном размере.
Кто выступил инициатором установления ухудшающего условия договора о труде - наниматель, работник или профсоюз - юридического значения не имеет. В любом случае такое условие будет недействительным.
Ухудшение положения работника, о котором говорится в части второй ст.7 ТК, - предоставление ему меньшего объема прав и гарантий либо большего числа ограничений, выражающихся как в числовых величинах (меньший размер оплаты труда, выходного пособия, отпуска и т.д.), так и в определенных действиях и процедурах, например включении в коллективный договор условия о выплате премий сокращаемым работникам в меньшем размере по сравнению с теми, кто остается, не допускается согласно части пятой ст.43 ТК.
Часть вторая ст.7 ТК регламентирует недопустимость ухудшения положения работника только по сравнению с законодательством о труде, но не по сравнению с ранее действовавшими коллективными договорами (соглашениями) и иными локальными нормативными актами.
Поэтому условия нового коллективного договора, даже если они хуже тех, которые содержались в прежнем (например, в прежнем договоре было условие о необходимости получения согласия профсоюза на увольнение работника по инициативе нанимателя, а в новом такого условия нет; или в новом договоре согласован меньший размер премии по сравнению с прежним договором), недействительными не будут.
Недействительность отдельных условий локальных нормативных правовых актов по общему правилу не влечет за собой недействительности такого акта (например, коллективного договора) в целом.
Условия, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством
Согласно части третьей ст.7 ТК наниматель вправе улучшать положение работников по сравнению с законодательством по 3 основным направлениям: через коллективные и трудовые договоры (соглашения), а также путем принятия самостоятельных решений.
Условия, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством, могут быть самыми разными. Чаще всего на практике устанавливают:
- дополнительные оплачиваемые дни отдыха женщинам, имеющим детей;
- повышенное выходное пособие при увольнении ветеранов организаций;
- поощрительные выплаты для работников, занимающихся спортом и в связи с этим редко болеющих;
- бесплатное питание для работающих в сменных режимах;
- оплату содержания детей в детских садах, жилья, снимаемого молодыми специалистами;
- бесплатную выдачу медикаментов;
- продажу работникам по сниженным ценам продукции подсобных хозяйств организаций;
- выдачу безвозвратных ссуд на жилищное строительство;
- оказание помощи в обустройстве садоводческих товариществ.
Введение дополнительных льгот работникам производится за счет собственных средств нанимателя. Поэтому для бюджетных организаций такая возможность ограничена.
На практике нередко увязывают, и это весьма разумно, предоставление дополнительных льгот с определенными условиями (наличием определенного стажа работы, отсутствием нарушений дисциплины и т.д.) и утверждают специальные положения о порядке предоставления таких льгот, которые обычно прикладываются к коллективным договорам.
Недопустимо устанавливать условия, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством, если оно содержит прямые запреты по данному вопросу.
Например, запрещается совместная работа близких родственников и свойственников в государственных организациях (ст.27 ТК), дискриминация в сфере трудовых отношений (ст.14 ТК), прием на работу или ее продолжение, если судом в качестве меры наказания за совершенное преступление избрано лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.51 Уголовного кодекса РБ).
Исходя из части четвертой ст.7 ТК при противоречиях (коллизиях) норм законодательства должны применяться те из них, которые содержат более льготные условия для работников, только в том случае, если в противоречии находятся нормы равной юридической силы. Например, если противоречат друг другу 2 нормы разных статей ТК, или 2 законов, или 2 постановлений Правительства РБ, или 2 постановлений Министерства.
В соответствии со ст.1 Закона о нормативных правовых актах юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Если противоречие имеет место между нормами актов законодательства о труде разной юридической силы (например, между законом и постановлением Совета Министров РБ, постановлением Совета Министров РБ и постановлением Министерства и т.п.), то по общим правилам должны применяться акты государственных органов более высокого уровня независимо от льготности условий для работников.
Равенство или большая сила нормативных правовых актов должны определяться в соответствии с нормами ст.10 Закона о нормативных правовых актах.
Предусмотренный в части четвертой ст.7 ТК принцип должен действовать независимо от времени принятия противоречивых актов законодательства о труде равной юридической силы.
Действующий (не признанный утратившим силу) акт, содержащий более льготные условия для работников, должен применяться и в том случае, если он был принят ранее противоречащего ему другого акта равной юридической силы.
При наличии спора о том, является ли конкретное условие более льготным для работника либо нет, окончательное решение принимает суд.
14.10.2011 г.
Виктор Кривой, доктор юридических наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании законов РБ от 08.01.2014 № 131-З (с 25 июля 2014 г.) и от 15.07.2015 № 305-З (с 24 января 2016 г.) внесены дополнения и изменения. |