


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к статьям 22 и 23 Трудового кодекса Республики Беларусь. Недействительность трудового договора и отдельных его условий
Статья 22 «Недействительность трудового договора»
Статья 22 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) использует нормы ст.171-173, 176, 180 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), регулирующих недействительность сделок.
Недействительность трудового договора - это отсутствие у него юридической силы.
К сожалению, нормы, непосредственно регулирующие недействительность трудового договора, недостаточно учитывают, с одной стороны, содержание данной правовой категории, имеющей подробное регулирование в ГК, а с другой - специфику трудовых отношений.
Например, по ГК (ст.171-173) сделки, одноименные указанным в пп.2-4 ст.22 ТК, являются недействительными в форме ничтожности, т.е. недействительными непосредственно на основании предписания закона без каких-либо специальных процедур для этого.
В ТК же (п.1 части первой ст.241 ТК) предусмотрено, что споры о недействительности трудового договора рассматриваются в суде, что приводит к заключению об их оспоримости и обязательности признания недействительности судом. С другой стороны, в ст.22 ТК (как и в других статьях) не регламентированы последствия недействительности трудового договора. Между тем они согласно многолетней судебной практике имели свою специфику по сравнению с гражданско-правовыми нормами.
В п.8 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 даны нижеследующие руководящие разъяснения по применению ст.22 ТК:
• суд вправе признать трудовой договор недействительным по основаниям, предусмотренным ст.22 ТК;
• с требованием о признании такого договора недействительным могут обратиться наниматель, работник, законные представители несовершеннолетнего работника, а также прокурор в случаях, предусмотренных ст.81 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК), и другие лица в соответствии с правилами, установленными главой 11 ГПК;
• прокурор имеет право на основании ст.81 ГПК обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного судам, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов, в т.ч. и о признании трудового договора недействительным;
• к «другим лицам», которые могут обращаться с требованием о признании трудового договора недействительным, относятся согласно ст.86 ГПК профсоюзы, защищающие права и охраняемые законом интересы их членов, вытекающие из трудовых правоотношений. Иные общественные объединения обладают такими же правами относительно защиты соответствующим уставным целям прав и интересов членов этих объединений, если это предусмотрено их уставами.
Если трудовой договор признан недействительным, заработная плата за фактически выполненную работу не подлежит возврату, в т.ч. и при признании трудового договора недействительным по п.1 ст.22 ТК (в случаях заключения под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также на крайне невыгодных для работника условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств).
Статья 23 «Недействительность отдельных условий трудового договора»
Отдельные условия трудового договора признаются недействительными, если они:
1) ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением;
2) носят дискриминационный характер.
Недействительность отдельных условий трудового договора не влечет недействительности трудового договора в целом. В комментируемой статье речь идет о недействительности отдельных условий, а не трудового договора в целом.
Пункт 1 части первой ст.23 ТК устанавливает признание недействительными отдельных условий трудового договора, если они ухудшают положение работника по сравнению, во-первых, с законодательством, а во-вторых, с коллективным договором или соглашением. Упомянутая норма регулирует только коллективные договоры (соглашения), а не другие локальные нормативные правовые акты.
В свою очередь коллективный договор (соглашение), как один из видов локальных нормативных правовых актов, не должен ухудшать положение работников по сравнению с законодательством под угрозой признания его недействительным (ст.7 ТК).
Конкретные условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством и коллективными договорами (соглашениями), недействительны в форме ничтожности со всеми вытекающими последствиями (ст.7 ТК) в силу того, что для них не установлено специальной процедуры признания недействительными: они являются таковыми в соответствии с прямой нормой закона.
Ухудшение положения работника может выражаться как в количественных показателях, так и в определенных процедурах или нормативных положениях. Например, на практике в трудовые договоры иногда включаются неправомерные условия:
• о возможности увольнения по основаниям, не предусмотренным ТК (часть первая ст.35 ТК);
• об оплате сверхурочных работ в меньшем размере, нежели установлено в ст.69 ТК или коллективном договоре;
• об отказе работницы от права на отпуска и дополнительные свободные от работы дни для ухода за детьми, предоставленные ст.185 и 265 ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. ст.69, 185, 265 ТК изложены в новой редакции Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З. |
Вместо перечисленных и иных ухудшающих положение работника условий должны применяться нормы, установленные законодательством о труде или коллективным договором (соглашением).
Недействительность дискриминационных условий трудовых договоров (п.2 части первой ст.23 ТК) должна признаваться судом в соответствии с частью четвертой ст.14 ТК. К этим условиям, в отличие от указанных в п.1 части первой ст.23 ТК, применяются правила, вытекающие из оспоримости сделок, а не их ничтожности.
Норма части второй ст.23 ТК о том, что недействительность отдельных условий трудового договора не влечет недействительности трудового договора в целом, сформулирована без необходимого учета других норм ТК и общих правил недействительности сделок. Ее следует применять по аналогии со ст.181 ГК, регламентирующей, что недействительность части сделки (в данном случае трудового договора) не влечет недействительности прочих ее частей (включая все части, т.е. сделки в целом), если можно предположить, что сделка могла быть совершена и без включения недействительной ее части.
26.06.2012 г.
Виктор Кривой, доктор юридических наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»