


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к статьям 43, 52 и 63 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году
Комментируемые в данном материале изменения внесены в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З.
Жирным шрифтом выделены вновь принятые нормы НК, зачеркивание применено к исключенным или измененным положениям.
Нормы НК в 2014 г. | Нормы НК в 2015 г. |
Статья 43. Налоговые льготы. Виды государственной поддержки | |
1. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) |
1. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере |
4. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь, настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) <…> |
4. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь, настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». <…> |
5. <…> Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком в соответствии с частью первой настоящего пункта, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий: плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам); налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам); не истекло три года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам). <…> |
5. <…> Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком в соответствии с частью первой настоящего пункта, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий: плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам); налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам); не истекло три года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. <…> Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, не могут быть использованы в отношении налогов, сборов (пошлин), установление объекта налогообложения и (или) определение налоговой базы по которым осуществлены на основании первичных учетных документов, признанных в установленном законодательством порядке не имеющими юридической силы, и только в части, приходящейся на такие первичные учетные документы |
Статья 52. Пени | |
31. Пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов | 31. Пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов. Положение части первой настоящего пункта прекращает применяться через десять календарных дней после направления плательщику (иному обязанному лицу) письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства вышестоящим налоговым органом, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом |
Статья 63. Налоговая декларация (расчет) | |
2. <…> При реорганизации организации, за исключением реорганизации в форме преобразования, налоговая декларация (расчет) представляется правопреемником (правопреемниками) реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. <…> Налоговая декларация (расчет) по деятельности реорганизованной организации, за исключением реорганизации в форме преобразования, представляется ее правопреемником (правопреемниками) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реорганизации. <…> |
2. <…> При реорганизации организации, за исключением реорганизации в форме преобразования, выделения, налоговая декларация (расчет) представляется правопреемником (правопреемниками) реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. <…> Налоговая декларация (расчет) по деятельности реорганизованной организации, за исключением реорганизации в форме преобразования, выделения, представляется ее правопреемником (правопреемниками) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реорганизации. <…> |
4. <…> Плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа. <…> |
4. <…> Плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. <…> |
7. Налоговые органы не вправе требовать от плательщика (иного обязанного лица) включения в налоговую декларацию (расчет) данных, не связанных с исчислением и уплатой налога, сбора (пошлины), за исключением следующих данных: тип декларации (расчета): ежемесячная, квартальная, с внесенными изменениями и (или) дополнениями; наименование и код налогового органа; место нахождения (место жительства) плательщика (иного обязанного лица); полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика (иного обязанного лица); номер контактного телефона; среднесписочная численность работников за отчетный период; фонд заработной платы; код вида экономической деятельности; чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отраженная в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета; общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, установленном подпунктами 3.13.1 и 3.13.3 пункта 3 статьи 286 настоящего Кодекса; сумма удержанного подоходного налога с физических лиц |
7. Налоговые органы не вправе требовать от плательщика (иного обязанного лица) включения в налоговую декларацию (расчет) данных, не связанных с исчислением и уплатой налога, сбора (пошлины), за исключением следующих данных: тип декларации (расчета): ежемесячная, квартальная, с внесенными изменениями и (или) дополнениями; наименование и код налогового органа; место нахождения (место жительства) плательщика (иного обязанного лица); полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика (иного обязанного лица); номер контактного телефона; среднесписочная численность работников за отчетный период; фонд заработной платы; код вида экономической деятельности; чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отраженная в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета; общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, установленном подпунктами 3.13.1 и 3.13.3 пункта 3 статьи 286 настоящего Кодекса; сумма подоходного налога с физических лиц, удержанная из фактически выплаченных плательщикам доходов, но не перечисленная в бюджет по состоянию на 1 января отчетного года; сумма подоходного налога с физических лиц, исчисленная с доходов, фактически выплаченных в отчетном периоде; сумма подоходного налога с физических лиц, перечисленная в бюджет в отчетном периоде; сумма подоходного налога с физических лиц, удержанная из фактически выплаченных плательщикам доходов, но не перечисленная в бюджет по состоянию на последний день отчетного периода |
9. Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль |
9. Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль, представление налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость и внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных соответственно пунктом 7 статьи 127, частями второй и третьей пункта 11 статьи 103, пунктом 27 статьи 107 настоящего Кодекса |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании Законов Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. |
10.01.2015
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»