Комментарий от 23.01.2014
Автор: Дрозд Л.

Комментарий к Таможенному кодексу таможенного союза. Случаи предоставления таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Таможенному кодексу таможенного союза. Случаи предоставления таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Обеспечение уплаты таможенных платежей - гарантия исполнения обязательств, установленных таможенным законодательством

Требование таможенных органов по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - обеспечение уплаты) закреплено в главе 12 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС). Данное требование направлено на сокращение случаев незаконного вовлечения товаров в экономический оборот без уплаты таможенных платежей. То есть обеспечение уплаты является гарантией надлежащего исполнения лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, взятых на себя обязательств, установленных таможенным законодательством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017  (далее - Договор о Таможенном кодексе).

 

Случаи, при которых таможенные органы вправе потребовать предоставления обеспечения уплаты, определены п.1 ст.85 ТК ТС. Рассмотрим каждый из них.

 

Справочно

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. Способ обеспечения уплаты выбирает плательщик.

Обеспечение уплаты при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

Таможенный транзит - это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся:

1) под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза (в т.ч. через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения;

2) без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении определенных условий, одним из которых является предоставление обеспечения уплаты (ст.216 и п.1 ст.217 ТК ТС).

При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты может быть предоставлено (п.5 ст.85 ТК ТС):

• таможенному органу, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, - т.е. таможенному органу отправления.

 

Обратите внимание!

Таможенный орган отправления вправе отказать в выпуске товаров, если в отношении товаров не предоставлено обеспечение уплаты (п.1 ст.201 ТК ТС);

 

• таможенному органу, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита, - т.е. таможенному органу назначения.

 

Обратите внимание!

Когда обеспечение уплаты представлено таможенному органу, отличному от таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров, оформляется сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, формы которого, а также порядок использования определены постановлением ГТК РБ от 14.11.2011 № 51.

Предоставление обеспечения уплаты таможенному органу назначения товаров (т.е. до ввоза товаров) позволяет сократить время на совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 декабря 2014 г. вместо постановления № 51 действует постановление ГТК РБ от 09.10.2014 № 53 «О некоторых вопросах представления и использования сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»;

 

• таможенному органу, которому предоставляется обеспечение уплаты для совершения в определенный срок нескольких таможенных операций, - т.е. генеральное обеспечение уплаты.

 

Обратите внимание!

При предоставлении генерального обеспечения уплаты требуется оформление сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, формы которого, а также порядок использования определены постановлением ГТК РБ от 14.11.2011 № 51.

Обеспечение уплаты при изменении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов

Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки (п.1 ст.83 ТК ТС).

Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты определяются:

1) в отношении таможенных пошлин - международным договором государств - членов Таможенного союза;

2) в отношении налогов - законодательством государства - члена Таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

В настоящее время порядок предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты установлен:

Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, заключенным в г.Санкт-Петербурге 21.05.2010 (далее - Соглашение), - для таможенных пошлин.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются на срок не более 6 месяцев, а в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, - на срок не более 2 месяцев (ст.9 Соглашения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ст.9 Соглашения утратила силу в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе;

 

• Таможенным кодексом РБ, положения которого действуют в части, не противоречащей ТК ТС, - для налога на добавленную стоимость и акциза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ.

 

Отсрочка и (или) рассрочка налогов предоставляется на срок не более 2 месяцев со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, если иной срок не установлен актами Президента РБ (п.5 ст.256 Таможенного кодекса РБ).

Иные сроки предоставления рассрочек уплаты НДС установлены в:

Указе Президента РБ от 19.05.2008 № 282 «О некоторых вопросах Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности»;

Декрете Президента РБ от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему».

Обеспечение уплаты представляется таможенному органу, который осуществляет выпуск товаров в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, так как отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении товаров, которые будут помещаться под указанную процедуру.

Обеспечение уплаты при помещении товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории

Переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (п.1 ст.252 ТК ТС).

Обеспечение уплаты предоставляется таможенному органу, выпускающему товары в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории.

 

Справочно

Вывоз с таможенной территории Таможенного союза природных алмазов на переработку осуществляется в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории Таможенного союза, при условии обязательного внесения обеспечения уплаты вывозной таможенной пошлины с последующим возвратом ее суммы. Указанная норма определена Положениями о применении ограничений (приложение 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 сентября 2016 г. вышеназванное Положение утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.08.2016 № 99.

Обеспечение уплаты при включении заинтересованных юридических лиц в реестры таможенных представителей, таможенных перевозчиков, а также присвоении статуса уполномоченного экономического оператора

Одним из условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей является предоставление обеспечения уплаты на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст.13 ТК ТС).

Условия включения лица в реестр таможенных перевозчиков также содержат норму, предусматривающую предоставление обеспечения уплаты на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст.19 ТК ТС).

Заинтересованному юридическому лицу может быть присвоен статус уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) при условии, что такое лицо предоставит обеспечение уплаты на сумму, эквивалентную 1 млн. евро (либо 150 тыс. евро при соответствии установленным законодательству критериям), по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст.39 ТК ТС).

Обеспечение уплаты предоставляется таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находятся таможенный представитель, таможенный перевозчик, УЭО (подп.2.20-2.21 п.2 Указа Президента РБ от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2019 г. п.2 Указа № 319 исключен Указом Президента РБ от 22.12.2018 № 490. Комментарий см. здесь.

 

Справочно

Истечение срока действия предоставленного обеспечения уплаты, например банковской гарантии, может послужить основанием для исключения таможенных перевозчиков (таможенных представителей) из соответствующих реестров либо лишения статуса УЭО.

Обеспечение уплаты в случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (ст.58 ТК ТС).

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (п.1 ст.62 ТК ТС).

Обеспечение уплаты предоставляется в случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений.

Если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является:

• иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, то при помещении товаров под таможенную процедуру предоставляется обеспечение уплаты, рассчитанное по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории такого (таких) государств (подп.1 п.2 ст.63 ТК ТС);

• страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения, а декларантом при помещении товаров под таможенную процедуру не представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, то в отношении таких товаров предоставляется обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины (подп.2 п.2 ст.63 ТК ТС).

Обеспечение уплаты предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров.

Обеспечение уплаты при наличии недостоверных или неподтвержденных сведений о таможенной стоимости товаров

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Указанные сведения заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары (ст.65 ТК ТС).

В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку (п.1 ст.69 ТК ТС).

До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.

Решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров.

Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты, определенного таможенным органом в соответствии со ст.88 ТК ТС. Указанное обеспечение уплаты предоставляется таможенному органу, который проводит дополнительную проверку.

Обеспечение уплаты при выпуске товаров

Выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры (подп.5 п.1 ст.4 ТК ТС).

Обеспечение уплаты предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров:

1) если требуется исследование документов, проб и образцов товаров либо получение заключения эксперта.

В случаях когда таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз (п.1 ст.198 ТК ТС).

 

Справочно

Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение;

 

2) если выявлено административное правонарушение или преступление.

В случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Право таможенных органов потребовать обеспечение уплаты в размере таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены, определено п.2 ст.199 ТК ТС;

3) до подачи таможенной декларации.

При выпуске товаров, помещаемых под таможенную процедуру в первоочередном порядке, до подачи таможенной декларации предоставляется обеспечение уплаты (ст.197 ТК ТС). К таким товарам относятся товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, международные почтовые отправления, экспресс-грузы, сообщения и материалы для средств массовой информации, запасные части, двигатели, расходные материалы, оборудование и инструменты, необходимые для ремонта транспортных средств международной перевозки, и другие подобные товары (п.3 ст.197 ТК ТС).

В заключение…

Во всех рассматриваемых случаях, при которых таможенные органы вправе потребовать обеспечение уплаты, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательств плательщика. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом (п.3 ст.86 ТК ТС).

 

23.01.2014

 

Людмила Дрозд, специалист таможенного дела