Комментарий от 11.05.2010
Автор: Овсейко С.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Новое в государственном регулировании


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Новое в государственном регулировании

В течение долгого времени правовое регулирование национального сегмента сети Интернет осуществлялось без принятия специальных нормативных правовых актов, а лишь путем распространения на виртуальную среду общих правил, относящихся к данной сфере. Например:

1) интернет-торговля осуществлялась и продолжает осуществляться на основании Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2009 № 31 (далее - Правила осуществления розничной торговли по образцам), а также Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (часть третья п.1 ст.16, пп.4, 9 ст.7, часть третья п.3 ст.8, п.4 ст.21 и др.);

2) охрана доменных имен - путем приравнивания их в некоторых случаях к товарным знакам (ст.20 Закона РБ от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания»);

3) охрана компьютерных программ и баз данных - на основании Закона РБ от 16.05.1996 № 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон № 370-XIII).

 

 

От редакции: С 1 декабря 2011 г. следует руководствоваться Законом РБ от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»;

 

4) материалы интернет-сайтов, аналогичных печатным, телевизионным и радиовещательным средствам массовой информации, подпадают под действие Закона РБ от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» и т.д.

Комментируемый Указ Президента РБ от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее - Указ № 60) можно считать первым в Республике Беларусь нормативным правовым актом, специально посвященным данному вопросу. Рассмотрим основные направления государственного регулирования сети Интернет в свете положений Указа № 60.

Информатизация государственного управления

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и государственные организации, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, обязаны размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет на своих официальных сайтах либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов и организаций. Указанные сайты должны содержать в режиме бесплатного доступа и периодически обновлять общую информацию о государственном органе и организации (руководстве, структуре, режиме работы, задачах и функциях, почтовом адресе, адресе электронной почты, номерах телефонов справочных служб этого органа (организации), территориальных подразделениях и др.), о работе с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществлении административных процедур в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) государственной организацией, а также иную информацию. Более того, устанавливается обязанность государственных органов и организаций регулярно проводить анализ посещаемости их интернет-сайтов и принимать меры по реализации предложений граждан, направленных на совершенствование функционирования этих сайтов.

Напомним, что ранее вступил в силу Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», который предусматривает, что на официальных сайтах уполномоченных органов в сети Интернет (при их наличии) размещается информация, за исключением относящейся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне:

а) о структуре уполномоченного органа, его руководителе и заместителях руководителя;

б) о режиме работы уполномоченного органа и графике приема заинтересованных лиц;

в) о наименованиях административных процедур, осуществляемых уполномоченным органом;

г) о перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а при необходимости - о порядке их заполнения и представления заинтересованными лицами;

д) о сроках осуществления административных процедур, сроках действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур, а также о размере платы, взимаемой при осуществлении административных процедур;

е) о местонахождении, номере служебного телефона, фамилии, собственном имени, отчестве, должности работника уполномоченного органа, осуществляющего прием заинтересованных лиц;

ж) о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящего по отношению к уполномоченному органу в соответствии с его подчиненностью (подотчетностью) государственного органа, иной организации.

Интернет-коммерция

Указ № 60 предусматривает, что с 1 июля 2010 г. деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.

В ст.1 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З) даны определения следующим терминам:

информационная сеть - совокупность информационных систем либо комплексов программно-технических средств информационной системы, взаимодействующих посредством сетей электросвязи;

информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;

информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах.

При этом Указ № 60 вводит понятие «национальный сегмент сети Интернет», под которым понимается совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, расположенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих иерархические имена национального сегмента сети Интернет. Это уже вторая попытка локализовать «виртуальный домициль» белорусских владельцев интернет-сайтов и пространственно «привязать» их к территории Республики Беларусь. Первая была предпринята в постановлении Совета Министров РБ от 08.09.2006 № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет», которое обязывало интернет-магазины регистрировать доменное имя в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет и размещать сайт на территории Беларуси. Но в январе 2009 г. данная норма была отменена.

Указ № 60 вновь требует обязательного расположения сайта на территории Республики Беларусь. Очевидно, в данном случае речь идет не только о регистрации доменного имени в зоне BY, что регламентируется в настоящее время Правилами регистрации и делегирования доменных имен в домене BY, утвержденными приказом Государственного центра безопасности информации при Президенте РБ от 24.11.2006 № 83 (примечание 1). Предполагается и размещение сервера интернет-провайдера в Республике Беларусь (примечание 2).

Более того, Указ № 60 вводит государственную регистрацию информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь (примечание 3). Данная регистрация осуществляется по заявительному принципу Министерством связи и информатизации РБ либо уполномоченной им организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг (интернет-провайдеров) (примечание 4). В Указе № 60 прямо не сказано о том, что является объектом регистрации - серверы самих поставщиков интернет-услуг или же интернет-сайты (примечание 5) и электронные почтовые ящики, на них расположенные. Перечень и формы документов, представляемых поставщиками интернет-услуг для государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, порядок их государственной регистрации будут определены Советом Министров РБ по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте РБ. Также в соответствии с подп.14.1 п.14 Указа № 60 Совет Министров РБ до 1 мая 2010 г. должен определить порядок регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь и механизм контроля за их функционированием.

Отметим, что и на сегодняшний день при получении лицензии на розничную торговлю (при ее осуществлении через интернет-магазин) субъекты хозяйствования обязаны указывать в заявлении доменное имя интернет-магазина (подп.9.1 п.9 Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2005 № 1221).

В соответствии с Указом № 60 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны до 1 июля 2010 г. обеспечить переход на использование информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, а поставщики интернет-услуг - их государственную регистрацию.

Идентификация пользователей

Согласно п.6 Указа № 60 поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах. Для целей Указа № 60 под абонентским устройством понимается техническое устройство пользователя интернет-услуг, предназначенное для подключения к линии электросвязи в целях обеспечения доступа к интернет-услугам (например, модем).

Отныне собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами (компьютерные клубы, интернет-кафе (примечание 6), домашние сети, иные места, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет) осуществляют идентификацию пользователей интернет-услуг (физических и юридических лиц) в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учет и хранение персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об интернет-услугах, оказанных пунктами коллективного пользования интернет-услугами.

Сведения об абонентских устройствах, персональные данные пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, а также сведения об оказанных интернет-услугах представляются поставщиками интернет-услуг, собственниками пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченными ими лицами по требованию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов Комитета государственного контроля РБ, налоговых органов, судов в порядке, установленном законодательными актами. Хранение указанных сведений осуществляется в течение одного года со дня оказания интернет-услуг.

Защита авторских и смежных прав

Охрана авторских и смежных прав (в отношении литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь) в сети Интернет должна осуществляться на общих основаниях, т.е. их использование осуществляется с согласия их правообладателей (если иное не определено законодательными актами) (примечание 7) и при условии соблюдения иных требований законодательства об авторском праве и смежных правах.

Пункт 9 Указа № 60 устанавливает для защиты авторских и смежных прав в Интернете, что размещение и распространение в сети Интернет информационных сообщений и (или) материалов, заимствованных с информационного ресурса информационного агентства, иного средства массовой информации, распространяемого через сеть Интернет, осуществляются с использованием адресации (гиперссылки) на первоисточник информации и (или) средство массовой информации, ранее распространившее эти информационные сообщения и (или) материалы, если обладателем таких сообщений и (или) материалов не установлены иные условия их распространения.

Прочие положения

Указ № 60 предусматривает ограничение доступа пользователей к информации, содержание которой направлено на:

а) осуществление экстремистской деятельности;

б) незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

в) содействие незаконной миграции и торговле людьми;

г) распространение порнографических материалов;

д) пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

Такое ограничение доступа осуществляется:

при оказании этих услуг государственным органам и организациям, организациям образования, культуры - самими поставщиками интернет-услуг;

для остальных пользователей - по их запросу в соответствии с договором, заключенным между поставщиком интернет-услуг и пользователем интернет-услуг.

Важным является п.12 Указа № 60, в соответствии с которым ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию.

С целью контроля за использованием выделенных каналов и сетей связи (примечание 8) установлена обязанность государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. поставщиков интернет-услуг, до 1 июля 2010 г. представить в Министерство связи и информатизации РБ (уполномоченную им организацию) сведения об оптоволоконных линиях связи (за исключением расположенных внутри капитальных строений (зданий, сооружений)), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. Впредь ввод в эксплуатацию вновь создаваемых и (или) реконструируемых оптоволоконных линий связи (за исключением расположенных внутри капитальных строений (зданий, сооружений)) должен осуществляться по согласованию с Министерством связи и информатизации РБ и Оперативно-аналитическим центром при Президенте РБ.

Также Совету Министров РБ дано поручение до 1 мая 2010 г. проработать вопрос о введении обязательной сертификации интернет-услуг, закреплении интернет-услуг в перечне услуг, составляющих лицензируемую деятельность в области связи, определении лицензионных требований и условий к этим услугам.

 

Примечание 1. В настоящее время - Оперативно-аналитический центр при Президенте РБ. Согласно ст.6 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» изменение статуса государственного органа, который принимает (издает) соответствующие нормативные правовые акты, не влечет прекращения действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов.

Примечание 2. По различным причинам интернет-провайдеры предпочитают размещать серверы за пределами Республики Беларусь.

Примечание 3. До этого ст.24 и 26 Закона № 455-З предусматривали, что Министерство связи и информатизации РБ осуществляет регистрацию в соответствующих регистрах негосударственных информационных ресурсов и негосударственных информационных систем на добровольной основе.

Примечание 4. Помимо интернет-провайдеров, предоставляющих услуги постоянного доступа в Интернет в форме соединения через сервер доступа с другими сетевыми узлами и обслуживаемыми ими компьютерами, существует вторая категория информационных посредников - провайдеры приложений, предоставляющие услуги по доступу к необходимому пользователю набору программных приложений, размещенных на аппаратных средствах провайдера и позволяющих осуществить среди прочего хостинг веб-сайтов, эксплуатацию систем управления ресурсами предприятия и планирования деятельности (ERP-систем), электронных торговых площадок, доступ к сводным каталогам интернет-продавцов, защищенному доступу к корпоративным данным и т.п. Есть еще одна категория информационных посредников - провайдеры сертификационных услуг, о которых говорится в ст.10, 15 и других статьях Закона РБ от 10.01.2000 № 357-З «Об электронном документе». Можно предположить, что для целей Указа № 60 последние не подразумеваются под поставщиками интернет-услуг.

 

 

От редакции: С 21 января 2011 г. взамен Закона № 357-З действует Закон РБ от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

 

Примечание 5. Возможны 3 основные модели использования интернет-сайта для ведения бизнеса: 1) создание собственного сайта продавца и его использование в рекламных и маркетинговых целях; 2) осуществление дополнительного приема заказов на сайте, заключение договоров; доставка товаров производится, например, курьером, платеж же - через обычные банковские каналы; 3) в Интернете не только размещение рекламных материалов и заключение сделок, но и осуществление платежей с использованием банковских карт, а также электронных денег и чеков. Доставка же покупок может быть также организована через сеть (например, программное обеспечение, аудио-, видеотовары) или же курьерами (другие товары). Но в любом случае роль владельца сайта всегда активна, а не пассивна как при использовании электронного почтового ящика.

При использовании сайта исключительно в информационных и рекламных целях (1 модель) действует норма ст.10 Закона РБ от 10.07.2007 № 225-З «О рекламе», согласно которой в случае распространения рекламы в сети Интернет сайт, на который она содержит ссылку, должен указывать: 1) наименование юридического лица; 2) его учетный номер плательщика; 3) сведения о лицензии (регистрационный номер, дата принятия решения о выдаче, срок действия, наименование выдавшего органа). Модели 2 и 3 соответствуют так называемым интернет-магазинам. В соответствии с Правилами осуществления розничной торговли по образцам интернет-магазин - это сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара. Интернет-магазин - это не субъект права (сторона договора), а объект права, с помощью которого осуществляется деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это скорее предприятие, т.е. имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (см. ст.132 Гражданского кодекса РБ).

Примечание 6. В настоящее время п.6 Положения о порядке работы компьютерных клубов и Интернет-кафе, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2007 № 175, предусматривает, что при оказании пользователям услуг службы передачи данных и сетевых телематических служб в интернет-кафе его руководитель или уполномоченное им лицо осуществляет ведение электронного журнала доменных имен сайтов, к которым пользователи получали доступ. Срок хранения электронного журнала составляет не менее 12 месяцев.

Примечание 7. Исключения предусмотрены, в частности, ст.18-21 Закона № 370-XIII.

Примечание 8. В соответствии со ст.35 Закона РБ от 19.07.2005 № 45-З «Об электросвязи» выделенные сети электросвязи предназначены для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей, но при этом не присоединены к сети электросвязи общего пользования. В случае соответствия требованиям, установленным для сетей общего пользования, выделенные сети могут быть присоединены к ним и переведены в категорию сети электросвязи общего пользования.

 

11.05.2010 г.

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук

 

От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 10.02.2007 № 175 «Об утверждении Положения о порядке работы компьютерных клубов и Интернет-кафе» на основании постановлений Совета Министров РБ от 29.04.2010 № 647 (с 1 июля 2010 г.) и от 22.12.2012 № 1191 (с 29 января 2013 г.) внесены изменения.

С 5 июля 2010 г. приказ Государственного центра безопасности информации при Президенте РБ от 24.11.2006 № 83 «Об утверждении Правил регистрации и делегирования доменных имен в домене BY» на основании приказа Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ от 18.06.2010 № 47 утратил силу.

С 1 января 2011 г. постановления Совета Министров РБ от 08.09.2006 № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет» и от 02.11.2005 № 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратили силу.

В Указ Президента РБ от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» на основании указов Президента РБ от 30.12.2011 № 621 (с 1 января 2012 г.), от 08.01.2013 № 8 (с 11 января 2013 г.) и от 04.04.2013 № 157 (с 6 апреля 2013 г.) внесены изменения и дополнение.

В постановление Совета Министров РБ от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.03.2012 № 291 (с 10 июля 2012 г.), от 11.07.2012 № 635 (с 19 июля 2012 г.) и от 09.07.2013 № 602 (с 13 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 20 октября 2012 г. в Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 412-З внесены изменения и дополнения.

С 15 января 2013 г. в ст.20 Закона РБ от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» на основании Закона РБ от 09.07.2012 № 389-З внесено изменение.

С 10 июля 2013 г. в ст.10 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» на основании Закона РБ от 03.01.2013 № 15-З внесены изменения и дополнения.