


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)». Особенности государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него в процедуре банкротства
С принятием Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 63) (вступил в силу 8 февраля 2013 г.) отменены ключевые нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере экономической несостоятельности (банкротства), в частности указы Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и от 25.06.2010 № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 328), преимущественно по причине того, что содержащиеся в них нормы большей частью «перекочевали» в принятый Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон). Но некоторые из содержащихся в Указе № 328 норм, касающихся особенностей совершения регистрационных действий в отношении недвижимого имущества и отсутствующих в Законе, в силу востребованности и актуальности все же были сохранены в правовой системе и закреплены в нормах Указа № 63.
![]() |
Обратите внимание! Дата вступления Указа № 63 в силу не совпадает с датой вступления в силу Закона (25 января 2013 г.), но при этом Указ № 63 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 25 января 2013 г. (п.6 Указа № 63). |
По структуре содержание Указа № 63 включает 3 группы норм, в рамках которых урегулированы вопросы, возникающие при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства).
Первая группа норм
Первая группа норм устанавливает особенности государственной регистрации создания капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, переданных в соответствии со ст.98 Закона, на которые отсутствуют правоудостоверяющие документы, и возникновения прав на них: государственная регистрация создания и возникновения права осуществляется в установленном порядке по заявлению принимающей организации на основании технических паспортов, составленных по заявлению принимающей организации, и передаточных актов. В отношении передаваемых капитальных строений (зданий, сооружений) принимающей организацией дополнительно представляется выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа о возможности использования передаваемых эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений) по назначению в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества (подп.1.1 п.1 Указа № 63).
![]() |
Справочно Принимающая организация - организация, принимающая объекты в хозяйственное ведение, оперативное управление или безвозмездное пользование (часть шестая ст.98 Закона). |
Случаи, на которые распространяет действие подп.1.1 п.1 Указа № 63:
1) наличие в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота. В данной ситуации управляющий после вынесения хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства уведомляет об этом хозяйственный суд, прокурора, собственника такого имущества, который обязан принять его от управляющего в свое управление или закрепить это имущество за другими лицами в течение 1 месяца со дня получения от управляющего указанного уведомления, если иное не установлено законодательными актами. Если же собственник изъятого из оборота имущества не примет имущество по истечении 1 месяца со дня получения им уведомления от управляющего, все расходы по содержанию имущества, изъятого из оборота, покрываются за счет средств собственника указанного имущества;
2) наличие у должника объектов государственного жилищного фонда и объектов, находящихся только в собственности государства, а также объектов, переданных в безвозмездное пользование или аренду в соответствии с законодательством о приватизации. В процедуре конкурсного производства такие объекты не включаются в состав имущества юридического лица, в отношении которого хозяйственным судом возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Указанные объекты должны быть выявлены управляющим, и не позднее 7 дней со дня их выявления управляющий должен направить уведомление об объектах:
- находящихся в республиканской собственности, - в республиканский орган государственного управления и иную государственную организацию, подчиненную Правительству РБ, Национальный банк РБ, Управление делами Президента РБ, Национальную академию наук Беларуси, другие государственные органы и организации, подчиненные Президенту РБ (далее - государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом), в подчинении (составе) которых находится должник или которые уполномочены управлять акциями (долями в уставных фондах) должника (осуществляющие владельческий надзор);
- находящихся в коммунальной собственности, а также не закрепленных за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - в областные (Минский городской) исполнительные комитеты, на территории которых находятся объекты (часть пятая ст.98 Закона).
В течение 30 дней со дня получения уведомления управляющего, если иное не установлено Президентом РБ:
• государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, обязаны принять решение об определении принимающей организации, либо мотивированное решение о невозможности определения принимающей организации (невозможности принятия объектов);
• областные (Минский городской) исполнительные комитеты обязаны принять решение об определении принимающей организации.
Также Законом установлено, что передача объектов осуществляется управляющим на основании решения об определении принимающей организации и передаточного акта по их фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий в течение 30 дней со дня принятия такого решения. При передаче объектов в безвозмездное пользование договор безвозмездного пользования заключается в течение указанного срока в соответствии с законодательством о приватизации (часть восьмая ст.98 Закона).
В случае принятия решения о невозможности определения принимающей организации (невозможности принятия объектов) объекты передаются в коммунальную собственность.
Вторая группа норм
Вторая группа норм устанавливает для процедуры ликвидационного производства особенности государственной регистрации создания предприятия как имущественного комплекса должника (см. особенность 1), принадлежащих ему капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений (см. особенность 2) без наличия документов, удостоверяющих их государственную регистрацию, и возникновения прав на них при продаже (подп.1.2 п.1 Указа № 63).
Условие: отсутствие на текущем (расчетном) счете (в конкурсном производстве управляющий обязан использовать только один текущий (расчетный) банковский счет должника, если иное не установлено хозяйственным судом (часть первая ст.99 Закона)) должника в течение 30 дней, предшествующих дате принятия собранием или комитетом кредиторов решения об одобрении порядка и сроков продажи такого имущества, денежных средств в сумме, необходимой для оформления документов, удостоверяющих его государственную регистрацию.
Особенность 1: государственная регистрация создания предприятия как имущественного комплекса, договора его купли-продажи, а также прав на это предприятие как имущественный комплекс осуществляется одновременно республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в установленном порядке по заявлению покупателя на основании:
• договора купли-продажи;
• решения собрания или комитета кредиторов об одобрении порядка и сроков продажи такого предприятия как имущественного комплекса;
• акта инвентаризации;
• бухгалтерского баланса;
• перечня имущества и имущественных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, по форме, утвержденной постановлением Госкомимущества РБ от 10.11.2009 № 63;
• аудиторского заключения о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса;
• документов, содержащих информацию из государственных реестров (регистров) о наличии зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав на имущество, включаемое в состав предприятия как имущественного комплекса, если указанное имущество, права, ограничения (обременения) прав на него подлежат государственной регистрации по заявлению покупателя в соответствии с законодательством;
• передаточного акта.
Датой государственной регистрации прав покупателя на входящие в состав предприятия как имущественного комплекса объекты недвижимости является дата государственной регистрации предприятия как имущественного комплекса.
Особенность 2: государственная регистрация создания капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений и прав на них осуществляется в установленном порядке по заявлению покупателя на основании:
• договора купли-продажи;
• решения собрания или комитета кредиторов об одобрении порядка и сроков продажи соответствующего имущества;
• технических паспортов, составленных по заявлению покупателя, и передаточных актов;
• в отношении капитальных строений (зданий, сооружений) покупателем дополнительно представляется выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа о возможности их использования по назначению в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества.
Третья группа норм
Третья группа норм регламентирует особенности государственной регистрации создания капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, составляющих нереализованное недвижимое имущество должника, на которые отсутствуют правоудостоверяющие документы, и возникновения прав на них: государственная регистрация создания и возникновения права осуществляется в установленном порядке по заявлению кредитора на основании технических паспортов, составленных по заявлению кредитора, договора, заключенного между этим кредитором и антикризисным управляющим, протокола собрания кредиторов, на котором было принято решение (по вопросу принятия нереализованного недвижимого имущества должника и нереализованного движимого имущества должника в счет погашения их требований, его распределения между ними и размера погашенных требований; собрание кредиторов по этому вопросу созывается управляющим в течение 30 дней со дня проведения последнего аукциона по продаже такого имущества должника), и передаточных актов.
![]() |
Справочно Нереализованное недвижимое имущество должника - это имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе ликвидационного производства (часть третья ст.150 Закона). |
В отношении капитальных строений (зданий, сооружений) кредитором дополнительно представляется выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа о возможности их использования по назначению в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества.
Общая налоговая льгота
В процедуре конкурсного производства обороты по реализации предприятия как имущественного комплекса должника и прибыль от его реализации не подлежат обложению налогами, сборами (пошлинами) (подп.1.4 п.1 Указа № 63). Обращаем внимание на то, что ранее действовавший Указ № 328 предусматривал аналогичный порядок в части освобождения от обложения налогами оборотов от реализации предприятия как имущественного комплекса (подп.1.6 п.1 Указа № 328).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. подп.1.4 п.1 Указа № 63 исключен Указом Президента РБ от 21.07.2014 № 361. |
Таким образом, правовое регулирование отношений в сфере экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется в совокупности Законом, Указом № 63, в определенной части нормами Гражданского кодекса РБ и иными законодательными актами, а также принятыми в их исполнение актами законодательства.
26.02.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь