Комментарий от 16.01.2015
Автор: Зубко Л.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей». Полномочия государственных органов расширены и изменены


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей». Полномочия государственных органов расширены и изменены

Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» (далее - Указ № 567) вступил в силу с 7 декабря 2014 г. Им сконцентрированы функции, обеспечивающие поддержание порядка на внутреннем потребительском рынке и соблюдение санитарных норм и правил в сфере розничной торговли и общественного питания, а также правил осуществления розничной торговли, общественного питания и ценообразования.

Указ № 567 расширил полномочия заместителя Министра здравоохранения - Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 августа 2019 г. п.3 Указа № 567 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2019 № 303.

 

Так, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь вправе принимать решения о запрете ввоза на территорию Республики Беларусь или обращения на территории республики продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Главному государственному санитарному врачу Республики Беларусь, а также главным государственным санитарным врачам областей и г.Минска предоставлено право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

На Министерство торговли Республики Беларусь Указом № 567 возложен контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию потребительских товаров, законодательства Республики Беларусь о ценообразовании. За Министерством экономики Республики Беларусь сохранены функции по контролю за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию иных товаров, а также работ, услуг, законодательства о ценах и ценообразовании.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах.

 

При установлении нарушений законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании в торговом объекте, объекте общественного питания Министру торговли и его заместителям предоставлено право приостанавливать на срок до 90 дней их работу.

Министр торговли вправе принимать решение о запрете работы объектов торговли и общественного питания в случае неустранения фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании в установленный срок либо в случае повторного факта установления нарушений.

Кроме того, Указом № 567 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Министерство торговли Республики Беларусь наделено правами по регулированию и контролю за ценообразованием на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также на алкогольную продукцию (крепостью свыше 28 %).

Ранее эти полномочия были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

 

Справочно

В перечень социально значимых товаров, регулирование цен на которые ранее осуществляло Министерство экономики Республики Беларусь, включены следующие товары:

• хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 %;

• мясо (говядина, свинина);

• мясо кур и цыплят-бройлеров;

• яйцо куриное свежее;

• молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог;

• сухие смеси и каши для детского питания;

• мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы для детского питания;

• овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания;

• услуги оздоровительных лагерей.

В настоящее время в соответствии с установленным порядком отпускные и розничные цены на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %, производимую и (или) реализуемую на территории Республики Беларусь, формируются организациями-изготовителями и импортерами с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже предельных минимальных отпускных и розничных цен, установленных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.03.2011 № 49.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 октября 2017 г. следует руководствоваться постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов».

 

В двухмесячный срок акты законодательства должны быть приведены в соответствие с Указом № 567.

 

16.01.2015

 

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»