


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 08.07.2015 № 314 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь». Изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» вступают в силу с 1 октября 2015 года
С 1 октября 2015 г. вступает в силу комментируемый Указ (далее - Указ № 314), который вносит ряд значимых изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313). Рассмотрим данные нововведения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь. |
Изменения в перечне товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров
Напомним, что частью первой подп.1.2 п.1 Указа № 313 в отношении производителей и поставщиков определенных видов товаров и упаковки установлена обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров и упаковок. Перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, приведен в приложении к Указу № 313.
Изменения коснулись двух позиций данного перечня. Так, расширена позиция, касающаяся упаковки комбинированных материалов, в связи с чем с 1 октября действие Указа № 313 распространяется в том числе на производителей и поставщиков товаров, соответствующих коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4811 59 000 9, наименованию «упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев)».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
Позиция, соответствующая кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8516 10-8516 79, с целью исключения товаров, имеющих в большей степени промышленное применение и не образующих после утраты потребительских свойств отходов потребления, разделена на отдельные позиции:
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование товаров |
8516 10 | Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные бытовые |
8516 21 000 0-8516 29 | Электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта бытовое |
8516 31 000 0-8516 40 000 0, 8516 71 000 0-8516 79 |
Аппараты электротермические для ухода за волосами или для сушки рук, электроутюги, приборы электронагревательные прочие, бытовые |
8516 50 000 0, 8516 60 500 0-8516 60 900 0 |
Печи микроволновые, электроплитки, варочные котлы и панели с электронагревательными элементами для электроплит, печи прочие, бытовые |
8516 60 10 | Электроплиты (имеющие, по крайней мере, духовой шкаф и панель с электронагревательными элементами) бытовые |
Новые исключения в возникновении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки
Предусмотренная Указом № 313 обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки не распространяется на производителей и поставщиков товаров и упаковки в случаях, установленных в части первой подп.1.3 п.1 данного Указа.
В абзаце 3 части первой данного подпункта наименование перечня социально значимых товаров приведено в соответствие с действующим законодательством. Более того, данный абзац дополнен новым перечнем социально значимых товаров - перечнем социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли не более 90 дней в течение одного года. Это означает, что теперь обязанность, предусмотренная подп.1.2 п.1 Указа № 313, также не распространяется на производителей и (или) поставщиков упаковки для товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли Республики Беларусь не более 90 дней в течение 1 года, а также на поставщиков данных товаров в упаковке.
Часть первая подп.1.3 п.1 Указа № 313 также дополнена новым исключением в части возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки для производителей изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной упаковки: данная обязанность не распространяется на них при условии использования для производства изделий и упаковки не менее 30 % отходов пластмасс и (или) вторичных полимерных материалов, которые произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70 % отходов пластмасс.
Новые требования в отношении собственной системы сбора отходов
Собственная система сбора отходов товаров и отходов упаковки применяется производителями и поставщиками, у которых возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность, в качестве одного из путей выполнения обязанности. При применении собственной системы сбора отходов организациями осуществляется сбор отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, их последующие использование и (или) обезвреживание.
В подп.1.4 п.1 Указа № 313 конкретизировано условие применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки - обязанность будет считаться выполненной, если собранные отходы использованы и (или) обезврежены на территории Республики Беларусь. Исключением в данном случае являются отходы упаковки из комбинированных материалов и отходы элементов питания (батареек), так как для данных видов отходов на территории Республики Беларусь отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию, то есть данные отходы в рамках собственной системы сбора отходов могут быть вывезены.
Также Указом № 314 установлены новые условия в отношении собственной системы сбора отходов стеклянной упаковки - для того, чтобы обязанность в отношении данной упаковки считалась выполненной, необходимо обеспечить сбор и использование на территории Республики Беларусь не менее 50 % отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь и (или) ввезенной стеклянной упаковки, а с 2017 года - не менее 60 %, с 2020 года - не менее 70 %.
Расходование средств оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами
Направления расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков товаров и упаковки на текущий (расчетный) банковский счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее - оператор) в виде платы, приведены в части первой подп.1.6 п.1 Указа № 313.
Одно из основных направлений расходования средств - компенсация юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки. К получателям компенсации с 1 октября 2015 г. будут предъявляться следующие требования:
1) юридические лица и индивидуальные предприниматели зарегистрированы в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки, форма, порядок ведения (включения и исключения субъектов) и актуализации которого утверждаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее - Минжилкомхоз);
2) производители и поставщики, выполняющие предусмотренную Указом № 313 обязанность путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки, могут претендовать на компенсацию только за собранные объемы отходов товаров и отходов упаковки, превышающие объемы, которые необходимо им собрать в рамках выполнения обязанности (то есть за количество отходов сверх того, которое предусмотрено к сбору в абзацах 3-5 подп.1.4 п.1 Указа № 313).
Также будут действовать случаи, когда компенсация не выплачивается:
1) при превышении на 30 % и более объемов сбора отходов товаров и отходов упаковки, заявленных в документах для выплаты компенсации, над расчетными объемами сбора таких отходов, определенными в результате анализа оператором результатов работы юридического лица или индивидуального предпринимателя с выездом на место.
Полномочия оператора по оценке достоверности сведений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для получения компенсации, в том числе путем анализа результатов работы указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с выездом на место для определения расчетных объемов сбора отходов товаров и отходов упаковки, также установлены Указом № 314. При этом потребуется утверждение соответствующего постановления Минжилкомхоза;
2) при непредставлении или несвоевременном представлении документов для выплаты компенсации, установленных Минжилкомхозом, либо указании в них недостоверных сведений, несоответствии представленных первичных учетных документов требованиям законодательства;
3) при невыполнении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований Указа № 313 в части обеспечения сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Взыскание средств
Внесение на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее - плата) - это второй установленный путь выполнения предусмотренной Указом № 313 обязанности. В отношении взыскания задолженности по плате, подлежащей внесению в рамках выполнения обязанности, Указом № 314 установлено следующее:
1) в случае невыполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотренной Указом № 313 обязанности взыскание производится по иску оператора или Минжилкомхоза в судебном порядке;
2) в случае если производителями и поставщиками в установленном порядке заключен с оператором договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, представлена информация о выполнении в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, но не внесена плата в установленные сроки (не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом), то образовавшаяся таким образом задолженность по плате и пене взыскивается на основании исполнительной надписи нотариусов.
16.07.2015
Сергей Юрча, начальник управления вторичных материальных ресурсов государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»