


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 09.02.2012 № 55 «Об утверждении Положения о свободных складах». Таможенная процедура свободного склада: произошли изменения в таможенном законодательстве
Таможенная процедура «свободный склад»: нормативное регулирование
Таможенным кодексом таможенного союза (далее - ТК ТС) установлены 17 видов таможенных процедур, среди которых таможенная процедура «свободный склад» (ст.202). Пунктом 2 ст.202 ТК ТС определено, что таможенная процедура свободного склада устанавливается международным договором государств - членов таможенного союза. Таким договором в настоящее время является Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада, заключенное в г.Санкт-Петербург 18 июня 2010 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (далее - Соглашение).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Соглашение прекращает свое действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (далее - Договор о Таможенном кодексе). |
Кроме данных нормативных правовых актов правовое регулирование таможенной процедуры свободного склада определено также Указом Президента РБ от 09.02.2012 № 55 «Об утверждении Положения о свободных складах» (вступает в силу 2 марта 2012 г.) (далее - Указ, Положение).
Данный Указ направлен:
• на улучшение инвестиционного климата в республике посредством совершенствования таможенного законодательства;
• повышение деловой активности юридических лиц, в частности владельцев свободных складов, благодаря созданию благоприятных условий для ведения ими хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
• приведение национального законодательства в соответствие с законодательством таможенного союза.
Указ имеет особенное значение для юридических лиц, заинтересованных в осуществлении деятельности в качестве владельца свободного склада, поскольку свободный склад - это не просто товарный склад, это сооружение (помещение), в пределах которого в соответствии с Соглашением могут размещаться и использоваться иностранные товары и товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, а также иные товары в соответствии с Соглашением и Указом.
![]() |
Обратите внимание! Поскольку в пределах свободного склада размещаются товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, такие товары являются подконтрольными таможенному органу, что, в свою очередь, в силу п.26 ст.4 ТК ТС требует от юридического лица необходимости соблюдения совокупности норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе. |
Именно поэтому юридическим лицам, заинтересованным в осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, важно признание их правомочий на осуществление деятельности в качестве владельца свободного склада.
Реестр владельцев свободных складов
Основанием признания правомочий юридического лица на осуществление деятельности в качестве владельца свободного склада является его включение в специальный реестр владельцев свободных складов (далее - реестр), который ведется таможенными органами. Так, согласно Положению свободный склад считается созданным со дня, следующего за днем включения заинтересованного лица, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде которого находятся сооружения (помещения), предназначенные для использования в качестве свободного склада, в реестр. Юридические лица вправе осуществлять деятельность в качестве владельца свободного склада только после включения в реестр. Право на включение в реестр имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п.7 Положения).
![]() |
Обратите внимание! Осуществление предпринимательской деятельности в качестве владельца свободного склада лицами, не включенными в реестр, запрещено и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. |
Положением также определены условия и порядок включения юридических лиц, заинтересованных в осуществлении деятельности в качестве владельца свободного склада, в реестр, случаи исключения их из реестра, приостановления деятельности в качестве владельца свободного склада и порядок ее возобновления.
Первоисточник условий включения в реестр - Соглашение, ст.4 которого имеет отсылочную норму к иным требованиям и условиям, установленным национальным законодательством. Именно такие требования и условия по включению в реестр и определены Положением.
К ним относятся:
1) осуществление заинтересованным лицом внешнеторговой деятельности в течение не менее 3 лет, в т.ч. с учетом реорганизации, на день обращения в Государственный таможенный комитет РБ (далее - ГТК) с заявлением о включении в реестр;
2) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений (помещений), предназначенных для использования в качестве свободного склада, отвечающих требованиям по их обустройству, оборудованию и расположению, установленным главой 5 Положения. При этом срок действия договора аренды сооружений (помещений), предназначенных для использования в качестве свободного склада, должен составлять не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о включении в реестр.
Общая площадь указанных сооружений (помещений) не может быть менее 1 000 кв.м, если такие сооружения (помещения) предназначены для размещения и осуществления на их территории торговли либо совершения иных сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения со следующими иностранными товарами:
• транспортные средства товарных позиций 8702-8704, 8711 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин; |
• кузова и двигатели к товарам товарных позиций 8702-8704, 8711 ТН ВЭД ТС;
• прицепы товарной позиции 8716 ТН ВЭД ТС;
3) наличие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 000 базовых величин (далее - БВ);
4) отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, а также задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней;
5) заинтересованное лицо на день обращения с заявлением считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 БВ и более;
6) наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.
Следует отметить, что 3 последних пункта условий аналогичны условиям Соглашения, однако более конкретизированы и детализированы. В целом же определенные Положением условия включения в реестр являются новеллой таможенного законодательства Республики Беларусь.
Для включения заинтересованного лица в реестр ему необходимо пройти так называемую специальную процедуру, т.е. соблюсти порядок включения в реестр, который определен Положением.
Так, п.10 Положения предусмотрен перечень документов, подлежащих представлению в ГТК. К ним относятся:
• заявление в произвольной форме, подписанное руководителем и заверенное печатью заинтересованного лица, содержащее сведения, подтверждающие соответствие этого лица требованиям, установленным п.9 Положения, а также сведения о месте расположения сооружений (помещений), предназначенных для использования в качестве свободного склада;
• учредительные документы заинтересованного лица и документы, подтверждающие государственную регистрацию (устав с имеющимися изменениями и дополнениями, учредительный договор с имеющимися изменениями и дополнениями - для заинтересованных лиц, действующих только на основании учредительных договоров, свидетельство о государственной регистрации), а в случае реорганизации - документы, свидетельствующие о реорганизации ранее действовавшего лица;
• документы, подтверждающие, что сооружения (помещения), предназначенные для использования в качестве свободного склада, находятся у заинтересованного лица в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сроком не менее 3 лет до дня обращения с заявлением. В качестве таких документов по каждому объекту, входящему в состав сооружений (помещений), могут быть представлены договоры купли-продажи либо аренды, технический паспорт и регистрационное удостоверение или свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации (выписка из регистрационной книги), государственный акт на земельный участок, или удостоверение на право временного пользования земельным участком, или свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации земельного участка, или выписка из регистрационной книги на земельный участок;
• планы-схемы сооружений (помещений), предназначенных для использования в качестве свободного склада, с указанием общей территории и границ с привязкой к местности (выкопировка из общей схемы территории), всех элементов, входящих в состав таких сооружений (помещений), с указанием площадей каждого элемента и их функционального назначения, а также подъездных путей, согласованные и заверенные таможенным органом, в зоне оперативной деятельности (в регионе деятельности) которого находятся такие сооружения (помещения);
• фотографии (вид изнутри и снаружи) сооружений (помещений), предназначенных для использования в качестве свободного склада;
• аудиторское заключение либо справка ведомственной контрольно-ревизионной службы о наличии (отсутствии) в год выдачи таких документов, но не позднее года, предшествующего году обращения с заявлением, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении этого заинтересованного лица основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 000 БВ;
• договор с разработчиками информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения на их сопровождение, а в случае разработки таких программных продуктов заинтересованным лицом - документ, подтверждающий соответствие программного обеспечения требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
![]() |
Обратите внимание! Для включения в реестр в целях торговли на территории свободного склада транспортными средствами товарных позиций 8702-8704, 8711 ТН ВЭД ТС, кузовами и двигателями (для товаров товарных позиций 8702-8704, 8711 ТН ВЭД ТС), прицепами товарной позиции 8716 ТН ВЭД ТС заинтересованному лицу необходимо представить в ГТК, кроме перечисленных выше документов, дополнительно копию порядка функционирования свободного склада, разработанного заинтересованным лицом и согласованного с таможенным органом, в зоне оперативной деятельности (регионе деятельности) которого расположены сооружения, предназначенные для использования в качестве свободного склада, в котором должны быть указаны сведения: • о месте расположения и обустройстве таких сооружений (указываются место расположения помещений и (или) открытых площадок, сведения об их оборудовании, обустройстве и материально-техническом оснащении, включая полный перечень используемых погрузочно-разгрузочной техники и иных технических средств); • времени работы свободного склада; • порядке проведения операций с товарами, находящимися на свободном складе; • порядке выдачи товаров со свободного склада; • лицах, обеспечивающих работу свободного склада, проведение грузовых и иных операций с товарами (с указанием фамилии, собственного имени, отчества, должности). |
Положением определены 12 случаев исключения заинтересованных в осуществлении деятельности в качестве владельца свободного склада лиц из реестра и, как следствие, порядок действий в данной ситуации как владельцев свободных складов, так и ГТК.
Так, владелец свободного склада подлежит исключению из реестра в случаях (п.22 Положения):
1) установления, что владелец свободного склада был включен в реестр с нарушением требований Положения либо на основе недостоверных данных, представленных заинтересованным лицом и послуживших основанием для его включения в реестр;
2) несоблюдения условий включения в реестр, установленных в подп.9.2 и 9.6 п.9 Положения, за исключением случаев несоблюдения требований, содержащихся в подп.40.3, 40.4.4 и (или) 40.4.5 п.40 и (или) п.41 Положения;
3) неустранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении его деятельности в качестве владельца свободного склада, на дату истечения срока такого приостановления;
4) неосуществления деятельности в качестве владельца свободного склада в течение 3 лет, что подтверждается представленной таможенным органам отчетностью о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и произведенных с ними операциях;
5) неоднократного (2 раза и более в течение календарного года) нарушения владельцем свободного склада или его должностным лицом при торговле на свободном складе товарами, указанными в абзацах 2-4 части второй подп.9.2 п.9 Положения, порядка использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на них, и (или) приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь;
6) неоднократного (2 раза и более в течение календарного года) неисполнения владельцем свободного склада требований должностных лиц таможенного органа, предусмотренных в подп.42.5 п.42 Положения;
7) осуществления предпринимательской деятельности в качестве владельца свободного склада в период приостановления этой деятельности;
8) привлечения владельца свободного склада или его должностного лица к уголовной ответственности в соответствии со ст.228, 231 Уголовного кодекса РБ в связи с осуществлением деятельности в качестве владельца свободного склада;
9) представления владельцем свободного склада в ГТК заявления в письменной форме об исключении его из реестра;
10) ликвидации юридического лица;
11) реорганизации юридического лица, за исключением реорганизации в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, присоединения к нему другого юридического лица;
12) нарушения дополнительных требований к свободным складам, определенных в принятом Президентом РБ решении о согласии на включение заинтересованного лица в реестр.
Приостановление деятельности в качестве владельца свободного склада
Кроме того, согласно п.27 Положения деятельность в качестве владельца свободного склада может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (с последующей возможностью ее возобновления), если в ходе проведения таможенного контроля будет установлено, что:
• сооружения (помещения) не оснащены инженерными сооружениями, техническими средствами, достаточными для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, взвешивания размещаемых товаров, проведения их досмотра, исключающими возможность утраты потребительских свойств товаров при разгрузочно-погрузочных операциях, освещением, необходимым для надлежащего проведения операций таможенного контроля, а также системой противопожарной сигнализации и пожаротушения;
• помещение, предназначенное для размещения должностных лиц таможенных органов, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам и не оборудовано за счет средств заинтересованного лица необходимыми для работы мебелью, оргтехникой, вычислительной техникой, средствами связи, информационными системами, информационными технологиями и средствами их обеспечения (в т.ч. с выводом информации системы видеонаблюдения в это помещение в целях обеспечения возможности контроля должностными лицами таможенных органов за товарами, находящимися на свободном складе), отвечающими требованиям, установленным ГТК;
• не выделены в локальной вычислительной сети сегменты для работы должностных лиц таможенного органа, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении товаров, либо сегменты выделены, но данная сеть не оснащена соответствующими средствами защиты информации от несанкционированного доступа, а также выделенный канал связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров, их таможенном декларировании и выпуске не обеспечивает необходимую для этих целей скорость передачи информации;
• отсутствует площадка или помещение для размещения и демонстрации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада;
• отсутствуют помещение или площадка для осуществления диагностики технического состояния, проведения предпродажной подготовки, а также ремонта товаров, оборудованные необходимыми техническими средствами;
• отсутствует помещение, предназначенное для размещения представителей подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РБ и организаций страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и оборудованное за счет средств заинтересованного лица необходимыми для работы мебелью, оргтехникой, вычислительной техникой, средствами связи, информационными системами, информационными технологиями и средствами их обеспечения.
Операции с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободного склада и (или) находящимися на свободном складе
Особое значение имеет глава 6 Положения, так как в ней приведен перечень операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободного склада и (или) находящимися на свободном складе. Так, с такими товарами, как транспортные средства товарных позиций 8702-8704, 8711 ТН ВЭД ТС, кузова и двигатели (для товаров товарных позиций 8702-8704, 8711 ТН ВЭД ТС), прицепы товарной позиции 8716 ТН ВЭД ТС, помещенными под таможенную процедуру свободного склада, при условии обеспечения их сохранности владельцем свободного склада могут быть совершены следующие операции:
1) продажа, в т.ч. розничная, юридическим и физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с учетом особенностей, определенных в главе 7 Положения;
2) хранение отдельно от товаров таможенного союза, необходимых для обеспечения производственных процессов, содержания и эксплуатации свободного склада и не предназначенных для использования в качестве сырья, материалов и комплектующих при изготовлении (получении) товаров на свободном складе, размещение и использование которых на свободном складе допускается без помещения под таможенную процедуру свободного склада;
3) предпродажная подготовка в целях сохранения качества на период нахождения на свободном складе, которая может включать:
мойку, чистку, полировку;
проветривание;
сушку, в т.ч. с созданием притока тепла;
создание оптимального температурного режима хранения;
нанесение защитной смазки;
введение предохранительных присадок и консервантов;
нанесение антикоррозийного покрытия;
перемещение в пределах свободного склада для обеспечения их сохранности;
вскрытие упаковки и переупаковку, взвешивание и определение количества, если это необходимо для обеспечения сохранности;
иные операции, связанные с их предпродажной подготовкой;
4) проверка и оценка их технического состояния и составных частей для них (поверка, испытание и тестирование на стендах и другом оборудовании);
5) ремонт товаров. При этом для ремонта могут использоваться только комплектующие, являющиеся товарами таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, помещенными под таможенную процедуру свободного склада.
В свою очередь, таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру свободного склада и ее завершением, совершаются в соответствии с ТК ТС и Соглашением с учетом норм главы 6 Положения.
![]() |
Обратите внимание! Совет Министров РБ наделен правом установления перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободного склада. В то же время Соглашением предусмотрена возможность установления перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободного склада, Комиссией таможенного союза. |
Отходы, образующиеся в результате совершения операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободного склада
Согласно п.50 Положения отходы, образовавшиеся в результате совершения с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободного склада, таких операций, как:
1) складирование (хранение, накопление, дробление) товаров;
2) операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением;
3) операции, необходимые для сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к транспортировке и продаже, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств;
4) операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров;
5) операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, если они передаются организациям, осуществляющим в установленном законодательством Республики Беларусь порядке деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья либо по обезвреживанию отходов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 января 2014 г. п.50 Положения изложен в новой редакции Указом Президента РБ от 03.01.2014 № 1. |
![]() |
Справочно Перечень организаций, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья либо по обезвреживанию отходов, при передаче которым отходы, указанные в части первой п.50 Положения, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, утверждается Правительством РБ. |
Отнесение отходов к отходам, предназначенным для передачи организациям, осуществляющим деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья либо по обезвреживанию отходов, осуществляется на основании заявления декларанта таможенной процедуры свободного склада. Заявление подается в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности (в регионе деятельности) которого находятся отходы, с указанием в нем наименования организации, для передачи которой предназначены отходы, а также срока такой передачи.
В случае если такие отходы не переданы организациям, осуществляющим деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья либо по обезвреживанию отходов, они не рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования.
Декларанты товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада
Соглашением, кроме прочего, установлено, что декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может быть владелец свободного склада, а также дополнительно и иные лица в случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза (п.1 ст.9).
Таким образом, в Республике Беларусь, исходя из норм, установленных Положением, декларантами товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, помимо владельца свободного склада, на территории которого предполагается размещение таких товаров, могут быть также зарегистрированные в Республике Беларусь юридические лица и постоянно проживающие в Республике Беларусь индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на такие товары, как транспортные средства товарных позиций 8702-8704, 8711 ТН ВЭД ТС, кузова и двигатели (для товаров товарных позиций 8702-8704, 8711 ТН ВЭД ТС), прицепы товарной позиции 8716 ТН ВЭД ТС, на основании заключенных ими внешнеэкономических сделок с лицом, зарегистрированным или постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, заключившие договор с владельцем свободного склада, предусматривающий реализацию этих товаров на условиях комиссии.
Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободного склада
Следует отметить, что ранее (до вступления в силу ТК ТС) действовало Положение о свободных складах, утвержденное Указом Президента РБ от 24.11.2005 № 545 (далее - Положение № 545) (утратило силу с даты вступления в силу Указа - 2 марта 2012 г.). Оно также устанавливало требования к владельцам свободных складов и определяло операции, проводимые с товарами, помещенными под таможенный режим свободного склада. Однако новое Положение существенно отличается от ранее действовавшего хотя бы тем, что Положение № 545 устанавливало особенность правового регулирования таможенного режима свободного склада.
![]() |
Справочно В связи с действием ТК ТС вместо понятия «таможенный режим» в настоящее время применяется понятие «таможенная процедура». Таможенная процедура - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами (ст.4 ТК ТС). |
Сравнение понятий таможенного режима «свободный склад» в рамках Положения № 545 и таможенной процедуры «свободный склад» в рамках Соглашения приведено в таблице.
Положение № 545 | |
Свободный склад - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза |
Свободный склад - таможенный режим, при котором допускаются размещение иностранных товаров и их использование путем совершения с ними предусмотренных законодательством операций в пределах территории свободного склада |
Из приведенной таблицы видно отличие ранее действовавшей нормы от действующей в настоящее время, а также то, что в соответствии с Соглашением в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, не требуется уплата таможенных пошлин и налогов.
Вместе с тем согласно ст.13 Соглашения обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободного склада, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободного склада. Прекращается данная обязанность в следующих случаях:
1) завершения в отношении таких товаров таможенной процедуры свободного склада в соответствии с Соглашением;
2) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;
3) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
4) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
5) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
6) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
7) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;
8) обращения взыскания на товары, в т.ч. за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;
9) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
10) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;
11) возникновения обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:
1) при вывозе с территории свободного склада иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК ТС, - день вывоза с территории свободного склада, а если этот день не установлен, - день выявления факта такого вывоза с территории свободного склада;
2) при утрате товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, за исключением утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день утраты товаров, а если этот день не установлен, - день выявления факта такой утраты.
В случаях вывоза с территории свободного склада иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК ТС, а также при утрате товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, за исключением утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободного склада.
12.03.2012 г.
Лариса Островерхова, заместитель начальника Минской центральной таможни, специалист таможенного дела